Научная статья на тему 'Профилактика поведенческих факторов риска у учащихся 16-17 лет, обучающихся в педагогическом колледже, средствами профессиональной физической культуры'

Профилактика поведенческих факторов риска у учащихся 16-17 лет, обучающихся в педагогическом колледже, средствами профессиональной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОВЕДЕНИЕ / COLLEGE STUDENTS / PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перова Евгения Игоревна

В данной статье рассмотрены причины, способствующие развитию различных форм отклоняющегося поведения в подростковой и молодежной среде, которые в дальнейшей жизни составляют основу будущих профессиональных компетентностей. Проанализированы факторы риска, максимально затрудняющие развитие профессионально важных качеств, навыков и умений и негативно сказывающиеся на профессиональном становлении будущего специалиста. Рассмотрены проблемы профессиональной подготовки молодежи к овладению профессией и предстоящей трудовой деятельности. В статье приведены практические рекомендации средства, методы и педагогические приемы выявления и коррекции поведенческих факторов риска средствами физической культуры и массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перова Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prophylactic of behavioural risk factors in 16-17 years old college students by means of professional physical culture

This article examines the reasons for the development of various forms of deviant behavior in teenagers and young people, who in later life are the basis of future professional competencies. Analyzed the risk factors as hindering the development of professionally important qualities, skills and abilities and negatively affecting the future of professional development specialist. The problems of training young people to master the profession and the upcoming work. The article gives practical advice tools, methods and teaching methods of identifying and correcting behavioral risk factors by means of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Профилактика поведенческих факторов риска у учащихся 16-17 лет, обучающихся в педагогическом колледже, средствами профессиональной физической культуры»

ПРОФИЛАКТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА У УЧАЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ, СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.И. ПЕРОВА, ВНИИФК

Аннотация

В данной статье рассмотрены причины, способствующие развитию различных форм отклоняющегося поведения в подростковой и молодежной среде, которые в дальнейшей жизни составляют основу будущих профессиональных компетентностей. Проанализированы факторы риска, максимально затрудняющие развитие профессионально важных качеств, навыков и умений и негативно сказывающиеся на профессиональном становлении будущего специалиста. Рассмотрены проблемы профессиональной подготовки молодежи к овладению профессией и предстоящей трудовой деятельности. В статье приведены практические рекомендации - средства, методы и педагогические приемы выявления и коррекции поведенческих факторов риска средствами физической культуры

и массового спорта.

Ключевые слова: студенты колледжей, профессиональная физическая культура,

поведение.

Abstract

This article examines the reasons for the development of various forms of deviant behavior in teenagers and young people, who in later life are the basis of future professional competencies. Analyzed the risk factors as hindering the development of professionally important qualities, skills and abilities and negatively affecting the future of professional development specialist. The problems of training young people to master the profession and the upcoming work.

The article gives practical advice - tools, methods and teaching methods of identifying and correcting behavioral risk factors by means of physical culture and sports.

Key words: college students, professional physical culture, behavior.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях рыночной экономики потребовали коренных изменений в системе профессионального образования, регулировании и организации трудовых отношений. Основной стратегической и методической задачей средней и высшей школы является четко выраженная направленность учебного процесса на формирование и развитие у молодежи навыков и способностей, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности. Однако отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, крах тоталитарного общества и его нравственных ценностей активизировали в молодежной среде такие негативные социальные явления, как эгоцентризм, групповой эгоизм, моральную ущербность, комплекс социальной неполноценности, неверие в социальный прогресс, неуверенность и т.д. При этом проблема еще усугубляется и кризисом социальной мотивации, и слабостью профессиональных ориентаций будущих абитуриентов, что предопределяет случайный и ошибочный характер выбора будущей профессии многими учащимися и неготовность большинства из них трудиться в соответствии с этой специальностью (Медик В.А., Осипов А.М., 2003).

По мнению специалистов (В.А. Кабачков, С.А. По-лиевский, А.Э. Буров, 2010 и др.), одно из важных мест в данном направлении должно принадлежать физической культуре и спорту и ее специальной направлен-

ности - профессиональной физической культуре. Использование в учебном процессе форм, средств и методов профессиональной физической культуры способствует не только повышению уровня развития профессионально значимых качеств будущих специалистов, но и помогает преодолению негативных проявлений факторов риска в функционировании большинства систем организма, имеющих прикладное значение для изучаемой профессии.

В 2009 г. во ВНИИФКе было проведено исследование, цель которого - определить, насколько средства и методы профессиональной физической культуры могут являться профилактикой поведенческих факторов риска в сфере обучения молодежи к предстоящей трудовой деятельности.

Основными задачами, которые решались в ходе исследования, были:

- выявить наличие негативных поведенческих факторов риска у учащихся 15-16 лет, обучающихся в педагогическом колледже;

- разработать методику учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию с использованием средств профессиональной физической культуры и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Для выявления наличия факторов риска и особенностей их проявления среди учащихся педагогического кол-

т

леджа использовались следующие методы исследования: анкетирование, экспертная оценка уровня подготовленности учащихся к предстоящей трудовой деятельности, тестирование психоэмоционального состояния, физической и профессиональной подготовленности, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Для определения двигательного потенциала и психоэмоционального состояния использовались следующие тесты: быстрота - бег 30 м; общая выносливость - бег 1000 м; скоростно-силовые способности - прыжки в длину с места; ловкость - челночный бег 5х 10 м; уровень тревожности - опросник Спилбергера, функция внимания -цифровые таблицы Шульте; самочувствие активность, настроение - тест САН.

Уровень развития профессионально важных качеств и способностей изучался по методике А.И. Уманского -«Групповая оценка личности учащихся».

Исследование проводилось в два этапа на базе педагогического колледжа. На первом этапе был проведен предварительный эксперимент, посвященный выявлению наличия факторов риска у учащихся 15-16 лет. Обследован 61 учащийся. На завершающем этапе предварительного эксперимента был проведен анализ результатов тестирования по выявлению негативных признаков (физических, психических, профессиональных), характеризующих личностные особенности учащихся 15-16 лет. Полученные результаты, позволили разработать шкалы оценок моторного и психоэмоционального развития (табл. 1).

Таблица 1

Оценка уровня развития двигательных качеств и психоэмоционального состояния учащихся 16-17 лет

(в баллах)

Тест Оцениваемое качество Балл

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уровень подготовленности

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Бег 1000 м, мин/с Общая выносливость < 3,30 3,31-4,00 4,01-4,2 4,21-4,40 4,41-5,00

Подтягивание на перекладине, кол-во Сила > 17 16-13 12-8 7-3 2-1

Прыжок в длину с места, см Скоростно- силовые > 251 250-231 230-211 210-191 190-17

Бег 30 м, с Быстрота < 4,0 4,1-4,4 4,5-4,8 4,9-5,2 5,3-5,0

Челночный бег 5x10 м Координация движений < 16,5 16,6-17,4 17,5-18,3 18,4-19,5 19,6 и >

Опросник Спилбергера Уровень тревожности < 34 35-40 41-45 46-50 51-55

Таблицы Шульте Внимание < 25 26-37 38-45 46-53 54-51

Эффективность работы 0,6 0,7-0,9 1,0-1,1 1,2-1,3 1,4-1,5

Психическая устойчивость < 0,5 0,7-0,9 1,0-1,1 1,2-1,4 1,5-1,7

Тест САН Самочувствие > 7,9 7,3-6,4 6,3-5,4 5,3-4,4 4,3-3,4

Активность > 6,7 6,1-5,2 5,1-4,2 4,1-3,2 3,2-2,3

Настроение > 6,8 6,2-5,3 5,2-4,3 4,2-3,3 3,2-2,3

Опросник Мотивация к спортивной деятельности > 26 24,6-22,1 22-19,5 19,4-16,9 16,8-14,3

Интегральная оценка уровня подготовленности определяется как сумма баллов, начисленная при тестировании исследуемых качеств.

Результат оценки учащихся, сумма баллов у которых в десяти тестах, характеризующих уровень физического и психического развития, составляет от 100 до 90 баллов, оценивается как высокий; от 89,9 до 70 - выше среднего; от 69,9 до 50 - средний; 49,9 - 30 - ниже среднего и ниже 29,9 - низкий.

На втором этапе с учетом выявленных индивидуальных особенностей учащихся по ведущим признакам физического, психоэмоционального состояния и потребностно-мотивационной сферы были сформированы две экспериментальные группы: в первой группе (п = 32) предусматривалось комплексное развитие двигательных способностей (25% - общая выносливость, 25% - скоростно-силовые качества, 25% - гибкость, 25% - ловкость); вторая (п = 29) занималась по програм-

ме с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств (20% - общая выносливость, ловкость - 15%, гибкость - 15%, 50% - скоростно-силовые качества).

В первой группе режим занятий соответствовал общепринятой методике проведения занятий; во второй учебные занятия строились по принципу спортивной тренировки. Объем времени, отводимый на изучение техники, а также на развитие и совершенствование профессионально важных качеств, в экспериментальных группах одинаков. Всего проведено 128 часов. Тестирование испытуемых проводилось в начале и конце эксперимента.

Анализ индивидуальных результатов тестирования позволил установить низкий уровень физической подготовленности большинства испытуемых. С нормативными требованиями программы физического воспитания средних специальных учебных заведений в беге 30 м, тесте на гибкость не справляются от 32,8 до 34,4% учащихся. Еще более низкие показатели выявлены в челночном беге 5x10 м, беге на 1000 м, подтягивании на перекладине и прыжках в длину с места. В среднем у 52,7, 49,2, 60,7 и 44,3% юношей уровень двигательной подготовленности в этих видах испытаний оценивается как низкий.

Исследование психического состояния позволило установить, что повышенный уровень тревожности был выявлен у 54,1% юношей. При этом, как правило, у испытуемых с повышенным уровнем тревожности отмечается и низкий уровень развития основных двигательных качеств. Психическая устойчивость у значительной части учащихся выше нормы, что свидетельствует о ее неудовлетворительном состоянии. У большинства испытуемых выявлена нестабильность отношений с окружающими, высокий уровень тревожности, проявление агрессивности, нетерпимости, нестабильная самооценка, что проявляется в повышении эмоциональности, напряженности, нервозности.

Для выявления физкультурно-спортивной активности и особенностей отношения учащихся к занятиям физической культурой было проведено анкетирование испытуемых. Анализ полученных данных показал: регулярно посещают уроки физической культуры 79,1% учащихся; от случая к случаю - 20,9%. Положительно относятся к существующей форме занятий 48,8% испытуемых; 40,2% уроки отчасти нравятся, отчасти нет, у 11% студентов пассивно-равнодушное отношение.

Изучение и анализ профессионально важных качеств и способностей (по методике А.И. Уманского - «Групповая оценка личности учащихся») показал следующее. У учащихся при поступлении в колледж (по пятибалльной системе оценки) наиболее развиты следующие качества, составляющие структуру личностных способностей: работоспособность, (средняя оценка от 3,50 до 3,70 балла), коллективизм (3,30-3,50 балла). Менее развиты следующие способности: умение пользоваться властью (2,50-2,70 балла), объективно оценивать людей (2,60-2,80 балла), решительность (2,5-2,6) и организаторские способности (2,6-2,8 балла).

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно заключить, что существуют определенные группы признаков, характеризующих личностные особенности учащихся 16-17 лет.

Среди них обращают на себя внимание следующие:

1. В физическом развитии: низкие показатели общей выносливости, силы, скоростно-силовых и координационных способностей.

2. Наличие взаимосвязи двигательного потенциала с психоэмоциональным состоянием. У юношей с низким и ниже среднего уровнем физической подготовленности отмечается повышенный уровень тревожности, низкая умственная работоспособность, недостаточная психическая устойчивость.

3. В поведенческой сфере: избегание решения проблем, нестабильность в отношениях с окружающими, высокий уровень самооценки при отсутствии критической оценки своих возможностей, тревожное или неуверенное поведение, проявление агрессивности.

4. В аффективной сфере: низкий уровень стрессо-устойчивости, быстрое возникновение тревоги и депрессий, заниженная или нестабильная самооценка.

5. В мотивационно-потребностной сфере: негативное отношение к социально значимым видам деятельности, в том числе к учебной, однонаправленность интересов и потребностей.

С учетом выявленных индивидуальных особенностей учащихся по признакам моторного, психоэмоционального состояния, потребностно-мотивационной сферы, а также уровня развития профессионально важных качеств была разработана экспериментальная программа физического воспитания с направленностью на профилактику поведенческих факторов риска.

Опытная программа включала теоретическую, общефизическую, специальную и профессиональноприкладную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка предусматривала оздоровление, повышение общего физического развития, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также развитие основных двигательных качеств.

Средствами общей физической подготовки являлись общеразвивающие упражнения, занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжным спортом и другими видами двигательной активности, представленными в программе по физическому воспитанию учащихся средних специальных учебных заведений.

Основными методами развития двигательных качеств являлись круговой, строго регламентированного упражнения, повторный, повторно-серийный, игровой, соревновательный. ЧСС при выполнении физических упражнений находилась в пределах 140-170 уд./мин.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Формирование качеств, составляющих структуру профессионально важных личностных качеств и способностей будущих специалистов, осуществлялось с помощью средств и методов из раздела спортивных игр. Методической основой развития и совершенствования организаторских способностей являлось воздействие специально подобранных средств физической культуры на конкретные личностные качества путем усложнения заданий и игровых ситуаций; создание условий, насыщенных эмоциональным подъемом и напряжением; поощрение игроков; участие в показательных выступлениях, соревнованиях. Обсуждение результатов игры,

т

соревнований, привлечение учащихся к проведению отдельных частей урока, судейству соревнований и т.д.

Одновременно с процессом обучения техническим и тактическим действиям в спортивных играх совершенствовалась профессионально важное качество - функция внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания. С этой целью мы варьировали условия выполнения отдельных элементов в усложненных условиях: ведение мяча с изменением направлений и скорости, без зрительного контроля, в условиях единоборства защитника и нападающего; передачу мяча партнеру по звуковым и световым сигналам; броски и ловлю мяча различными хватами (сигналы для ловли мяча тем или иным хватом подавались в момент, когда мяч находился в воздухе); броски мяча в заданную цель; выполнение приемов в условиях дефицита времени; учебные игры и т.д.

Планирование учебных занятий в экспериментальных группах строилось с учетом личностных особенностей учащихся. На общую физическую подготовку отводилось 40-50% времени от общего времени занятий. Упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр включались в каждый урок.

Эффективность опытной программы проверялась в ходе основного педагогического эксперимента.

Анализ исходных и конечных результатов тестирования двигательной подготовленности свидетельствует о том, что испытуемые второй группы превосходят своих

сверстников из первой в беге на 1000 м, подтягивании на перекладине, прыжках в длину с места и челночном беге 5х 10 м. Эти изменения достоверны с высоким уровнем значимости (Р < 0,01). В беге на 30 м существенных различий выявлено не было.

Определенный интерес представляет анализ динамики профессионально важных качеств и способностей, необходимых выпускникам колледжа для успешной профессиональной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют, что во второй экспериментальной группе достоверно улучшились все восемь исследуемых профессионально важных качеств и способностей (Р < 0,001). В первой же группе достоверно улучшились только «коллективизм» и «работоспособность» (Р < 0,001).

Подтверждением эффективности методики профессиональной направленности физического воспитания являются и результаты экспертной оценки уровня подготовленности выпускников колледжа к предстоящей трудовой деятельности. Анализ самооценки знаний и способностей, зарегистрированные у учащихся второй экспериментальны группы в конце учебы, показал, что они практически идентичны экспертной оценке экзаменационной комиссии.

К окончанию учебного года наблюдалась стабилизация и психоэмоционального состояния испытуемых - уровня тревожности, психической устойчивости (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей психоэмоционального состояния у испытуемых экспериментальных групп в начале и конце педагогического эксперимента (в баллах)

Показатели Этапы исследований Экспериментальные группы, Х± 6

ЭГ-1, п = 22 ЭГ-2, п = 16

Уровень тревожности Н 6,00±0,45 7,06±0,42

К 6,45±0,34 8,24±0,39

Р > 0,05 < 0,01

Самочувствие Н 4,50±0,15 5,41±0,34

К 5,85±0,14 6,78±0,28

Р > 0,05 < 0,001

Активность Н 4,90±0,25 6,09±0,30

К 5,04±0,24 6,91±0,29

Р < 0,05 < 0,05

Психическая устойчивость Н 3,95±0,34 6,06±0,30

К 3,90±0,31 7,65±0,29

Р > 0,05 < 0,01

Достоверно снизился уровень тревожности, улучшилась психическая устойчивость у 31,8% учащихся в группе с основной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств. Улучшение аналогичных показателей в первой экспериментальной группе не является достоверным при 5%-ном уровне значимости.

Результаты заключительного обследования показали достоверное преимущество и в показателях теста САН. Испытуемые данной группы достоверно превзошли

учащихся из 1-й в показателях «самочувствия» и «активности» (Р < 0,001).

Аналогичные сдвиги зарегистрированы и в показателях профессионально важного качества - функции внимания. К концу педагогического эксперимента по всем исследуемым показателям, характеризующим функцию внимания, наблюдается положительное улучшение как в первой, так и во второй экспериментальных группах, но достоверно только во 2-й (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня развития функции внимания у испытуемых экспериментальных групп

в начале и конце исследования

Показатели Этапы исследований Экспериментальные группы Х±6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ-1, п = 22 ЭГ-2, п = 16

Объем внимания Н 5,10±0,33 5,45±0,28

К 5,33±0,39 8,15±0,21

Р > 0,05 < 0,001

Концентрация внимания Н 4,81±0,34 4,81±0,48

К 4,89±0,31 7,95±0,29

Р > 0,05 <0,01

Устойчивость внимания Н 4,21±0,28 4,35±0,29

К 4,40±0,31 7,71±0,18

Р > 0,05 < 0,001

Распределение и переключение внимания Н 2,65±0,17 2,59±0,25

К 2,85±0,12 4,35±0,12

Р > 0,05 < 0,001

Достоверное улучшение двигательной подготовленности у большей части испытуемых оказало положительное воздействие и на отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Если в начале исследований уровень мотивационных установок к спортивной деятельности оценивался в ЭГ-1 «ниже среднего», а в ЭГ-2 -«средний», то к концу учебного года картина положительно изменилась. При этом наиболее существенные изменения произошли в ЭГ-2, где средний балл, показанный испытуемыми, увеличился с высоким уровнем значимости и соответствует уровню «выше среднего». При этом учащиеся

второй группы достоверно превзошли своих сверстников из первой (Р < 0,001).

На преимущество опытной программы занятий указывают и результаты интегральной оценки физического и психоэмоционального состояния испытуемых по сумме набранных баллов. Уровень психофизического развития учащихся второй группы в конце экспериментальных занятий составил 73,5 балла и оценивается как «выше среднего», а в первой - 51,1 балла, а уровень развития -средний (табл. 4).

Таблица 4

Интегральная оценка уровня психофизического развития испытуемых по десяти тестам в динамике учебного года (в баллах)

ЭГ Этапы Показатели Интегральн. оценка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЭГ-1 начало 3,2 3,7 3,5 5,3 5,3 6,0 4,0 4,6 4,9 5,1 45,3 н/ср.

конец 4,0 5,5 4,0 5,3 5,6 6,5 3,9 5,9 5,0 5,4 51,1 ср.

ЭГ-2 начало 4,3 6,5 7,5 5,3 5,6 7,1 6,1 5,4 6,1 5,4 59,3 ср.

конец 8,2 8,6 8,9 5,0 6,1 8,2 7,7 6,8 7,0 7,0 73,5 в/ср.

Примечание. Результаты тестирования переведены в баллы согласно данным табл. 1: 1 - бег 1000 м; 2 - подтягивание на перекладине; 3 - прыжок в длину с места; 4 - бег 30 м; 5 - челночный бег 5x10 м; 6 - уровень тревожности; 7 - психическая устойчивость; 8 - самочувствие; 9 - активность; 10 - мотивация к спортивной деятельности.

На основании полученных данных можно заключить, что наибольшей эффективностью в плане коррекции негативных факторов риска (социальных, физических, психических) является режим занятий, где 50% времени отводится работе скоростно-силовой направленности. При этом удельный вес нагрузок на развитие общей выносливости, ловкости и гибкости составляет 20, 15, 15%.

В результате изложенного можно заключить, что использование форм, средств и методов общей и про-

фессиональной физической культуры обеспечивает достижение оптимального уровня развития психофизических способностей, оказывает существенное влияние на коррекцию негативных поведенческих факторов риска учащихся и в значительной степени содействует формированию позитивного отношения к социально значимым видам деятельности.

Литература

1. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 171-183.

2. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: монография. - М.: Советский спорт, 2010. - С. 140-159.

3. Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос, 2003. -С. 11-36, 138-161.

4. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). -СПб.: Речь, 2006. - С. 207-208.

5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - С. 272-303.

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие - СПб.: Речь, 2005. - С. 216-217.

7. Туревский И.М., Малыгин В.Л. Социально-педагогические и психологические технологии профилактики обращения к психоактивным веществам. - Волгоград, 2003. - С. 106-108.

References

1. Kabachkov V.A., Polievsky S.A. Professional orientation of physical training in colleges. - M.: Vyshaya shkola, 1991. - P. 171-183.

2. Kabachkov V.A., Polievsky S.A., Burov A.E. Professional physical culture in system of continuing youth education. -M.: Sovetsky sport, 2010. - P. 140-159.

3. Medic V.A., Osipov A.M. University students: lifestyle and health. - M.: Logos, 2003. - P. 11-36, 138-161.

4. Regush L.A. Problems of psychic development and their prevention (from birth to elder age). - SPb.: Rech, 2006. - P. 207-208.

5. Samygin P.S. Deviant behavior of youth. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. - P. 272-303.

6. Mendelevich V.D. Psychology of deviant behavior. -SPb.: Rech, 2005. - P. 216-217.

7. Turevsky I.M., Malygin V.L. Social, pedagogic and psychologic technologies for prophylactic of psychoactive substance use. - Volgograd, 2003. - P. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.