Научная статья на тему 'Коррекция физического развития слабовидящих подростков с использованием самомассажа'

Коррекция физического развития слабовидящих подростков с использованием самомассажа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СЛАБОВИДЯЩИЙ ПОДРОСТОК / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ САМОМАССАЖ / КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT CORRECTION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / АНКЕТА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ / POOR EYESIGHT TEENAGER / HEALTH SELF MASSAGE / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмадуллина И. А.

В ходе проведенной работы было выявлено, что физическое состояние, физическая подготовленность и морфо-функциональное развитие учеников спецмедгруппы оцениваются как «низкая». Дифференцированный анализ данных тестирования свидетельствует об отставании в развитии общей выносливости, скоростных способностей и гибкости. Однако, это можно объяснить не только средовой или генетической обусловленностью (Е.Б. Сологуб, 1998), но и недостаточностью или отсутствием двигательного опыта. Таким образом, организация учебных занятий по физическому воспитанию учеников на основе системы оздоровительного самомассажа способствует более эффективному решению задач повышения мотивации к здоровому образу жизни, улучшению показателей физической подготовленности, физического развития и оказывает положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT CORRECTION OF POOR EYESIGHT TEENAGERS WITH SELF MASSAGE

During the experimental work they set that physical state, physical readiness and morph functional development of teenagers was estimated as low. Different analysis of datas tells about stamina lagging, speed ability and pliancy. We are able to explain this fact not only with environment of genes (E.B. Sologub, 1998), but insufficiency of motor experience. So the organization health massage during the PC lessons lets solve problems more effective and increase the motivation to health live, also increase the states of physical readiness, physical development and positively influence on cardiovascular and respiratory system.

Текст научной работы на тему «Коррекция физического развития слабовидящих подростков с использованием самомассажа»

УДК 376.2:61:796

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОМАССАЖА

Аспирант И.А. Ахмадуллина Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны

PHYSICAL DEVELOPMENT CORRECTION OF POOR EYESIGHT TEENAGERS WITH SELF MASSAGE

I.A. Ahmadullina, post-graduate student Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: физическое воспитание, слабовидящий подросток, оздоровительный самомассаж, коррекция физического развития,физическая подготовленность, здоровье, физическое развитие, анкета физкультурных интересов и знаний.

Аннотация. В ходе проведенной работы было выявлено, что физическое состояние, физическая подготовленность и морфо-функциональное развитие учеников спецмедгруппы оцениваются как «низкая». Дифференцированный анализ данных тестирования свидетельствует об отставании в развитии общей выносливости, скоростных способностей и гибкости. Однако, это можно объяснить не только средовой или генетической обусловленностью (Е.Б. Сологуб, 1998), но и недостаточностью или отсутствием двигательного опыта.

Таким образом, организация учебных занятий по физическому воспитанию учеников на основе системы оздоровительного самомассажа способствует более эффективному решению задач повышения мотивации к здоровому образу жизни, улучшению показателей физической подготовленности, физического развития и оказывает положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся.

Key words: physical education, poor eyesight teenager, health self massage, physical development correction, physical readiness, health, physical development, survey.

Summary. During the experimental work they set that physical state, physical readiness and morph functional development of teenagers was estimated as 'low". Different analysis of data's tells about stamina lagging, speed ability and pliancy. We are able to explain this fact not only with environment of genes (E.B. Sologub, 1998), but insufficiency of motor experience.

So the organization health massage during the PC lessons lets solve problems more effective and increase the motivation to health live, also increase the states of physical readiness, physical development and positively influence on cardiovascular and respiratory system.

Работа посвящена обоснованию экспериментальной методики, основанной на использовании в занятиях по физическому воспитанию системы оздоровительного самомассажа, включающего элементы гигиенического, производственного самомассажа.

Нами разработана анкета, направленная на выявление физкультурных интересов и знаний учащихся по разделу здорового образа жизни. В анкетировании участвовали учащиеся 10-11 классов, занимающиеся в спецмедгруппе с диагнозами миопия, дальнозоркость легкой и средней степени в количестве 48 человек. Анализ результатов анкетного опроса показал, что 25,3% не имеют четких представлений о целях и задачах занятий физическими упражнениями; 44,9% ссылаются на отсутствие времени для занятий; 14,0% не видят смысла в этих занятиях; 11,2% безразлично относятся к занятиям физической культурой и только 4,7% опрошенных ответили, что они предпочитают заниматься физической культурой. Из числа опрошенных вместо занятий по физическому воспитанию предпочли бы занятия в спортивных секциях 63% девушек, причем 24% согласны посещать абонементные (платные) оздоровительные группы. Самостоятельные занятия предпочитают 13% опрошенных. Объясняется это следующим. До 78,3% респондентов считают, что им необходима доступная двигательная деятельность, рассчитанная на обычных занимающихся со средним и даже низким уровнем физической подготовленности. Учащимся явно не хватает имеющихся теоретических знаний в области физической культуры. На вопрос об определении критериев здорового образа жизни подростки ответили следующим образом: 61% от числа опрошенных ответили, что это - строгий режим труда и отдыха, отказ от приёма спиртных напитков, курения, употребления наркотиков, соблюдение гигиены жилища и рабочего места, рациональное питание; 21% ответили, что - избежание стрессовых ситуаций, забота о себе и безразличие к остальному миру; 7% указали, что это - следование культурным традициям мирового сообщества; 3% ответили, что это - переживание чувства удовлетворения, радости и счастья прожитого дня; 6% студентов отметили положительное влияние занятий физическими упражнениями.

Таким образом, результаты анкетного опроса показали недостаточную теоретическую подготовленность, непонимание возможностей и значения занятий физическими упражнениями в учебном процессе.

Исследования, проведенные на предварительном этапе, позволили отметить, что физическое состояние, физическая подготовленность и морфо-функциональное развитие учеников спецмедгруппы оцениваются как «низкая». Дифференцированный анализ данных тестирования свидетельствует об отставании в развитии общей выносливости, скоростных способностей и гибкости. Однако, это можно объяснить не только средовой или

генетической обусловленностью (Е.Б. Сологуб, 1998), но и недостаточностью или отсутствием двигательного опыта.

С целью повышения мотивации учащихся к здоровому образу жизни нами разрабатывается новая форма организации учебного процесса по физическому воспитанию подростков с патологией органов зрения. В первой части учащиеся выполняли комплексы танцевальной аэробики, сложность которых определялась уровнем физической подготовленности занимающихся. Во второй части занятия проводились силовые упражнения для развития мышечных групп с учетом рекомендаций окулиста. Показатель моторной плотности данной части урока должен быть в пределах 80%. В третью часть урока включались упражнения на гибкость, координацию, вращения, равновесие, релаксацию и дыхательные упражнения. Следовательно, рационально организованное занятие оздоровительной направленности должно эффективно решать задачу повышения силы и выносливости практически всех мышечных групп, не оставляя «слабых звеньев», и осуществлять с помощью дыхательных упражнений профилактику простудных заболеваний и развития функциональной системы дыхания. Для того, чтобы все проведенные упражнения были более эффективными, в начале занятия проводили самомассаж для подготовки мышц для физической нагрузки и повышения мышечного тонуса.

Для регулирования нагрузки рекомендован «периодичный» и «продолжительный тренинг» (О.А. Иванова, 1990; Т.В. Нестерова, Н.А. Овчинникова, 1998 и др.).

«Продолжительный тренинг» использовался для начинающих заниматься аэробикой и учащихся со средним и низким уровнем физической подготовленности. Занимающимся предлагалась оптимальная для данного контингента нагрузка (ЧСС - 60-75% от максимальной) с постоянной интенсивностью выполнения упражнений на протяжении достаточно длительного времени - от 15 до 40 минут. Именно такой вид нагрузки применялся в первое полугодие занятий в экспериментальной группе.

«Периодичный тренинг» был рекомендован только для учеников с высоким уровнем подготовленности. Суть его заключалась в чередовании упражнений с высокой интенсивностью нагрузки (с увеличением ЧСС до 80-100% от максимальной; время выполнения - от 10 с до 5 минут) с упражнениями низкой интенсивности и активным отдыхом. Этот метод должен был быть использован во второй половине учебного года. Метод не применялся, т.к. не было учащихся с высоким уровнем.

Представленная структура занятий имела различные варианты содержания и продолжительности, которые зависели от поставленных задач.

Для начинающих рекомендовано удлинять разминку и силовую (партерную) часть урока, при этом уменьшая аэробную («аэробный пик»).

Каждая часть занятия решала определенные частные задачи:

1. Подготовительная - постепенное повышение ЧСС, подготовка опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке, увеличение подвижности в суставах.

2. Основная часть - увеличение ЧСС до уровня «целевой зоны» (ЧСС - 60-75% от максимальной), повышение функциональных возможностей организма.

3. Заключительная часть урока - постепенное снижение объема физической нагрузки, снижение показателей ЧСС до уровня, близкого к норме в покое.

Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Перед началом эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено тестирование с целью определения исходного уровня подготовленности подростков (табл. 1).

Оценка физической подготовленности, образа жизни и заболеваемости осуществлялась с помощью теста Б.И. Белова (1989) следующим образом: уровень здоровья: очень высокий 5,0 и более; высокий 4.0 - 4,9; средний 3,0 - 3,9; низкий 2,0 - 2,9; очень низкий 1,0 - 1,9 балла.

Таблица 1

Уровень физической подготовленности, здоровья и образа жизни учеников

экспериментальной и контрольной групп до эксперимента _(по Б.И. Белову, 1989; М±т)_

Показатели

Экспериментальная гр. (п = 25) Контрольная гр. (п = 26) Р

Результат Балл Результат Балл

1 2 3 4 5 6

Блок - физическая подготовленность

Бег 2000м, с 763,23+35, 1 1,00 774,34±18, 0 1,00 Р>0,05

Бег 60 м, с 11,64+0,25 3,21 11,94±0,22 2,41 Р>0,05

Поднимание туловища из 22,09±1,04 2,64 21,52+1,54 2,53 Р>0,05

положения лежа, кол-во раз

Сумма баллов 2,32 2,33

Функциональный класс Низкий Низкий

Блок - заболеваемость

Количество простудных заболеваний

- более 5 раз 8,22 3,21 10,02 3,31 Р>0,05

- 4 - 5 раз 14,29 12,49

- 2 - 3 раза 61,31 57,48

- один раз 12,40 15,00

- не болеет 4,08 5,11

Наличие хронических заболеваний внутренних 1,5 1,61 Р>0,05

органов

- нет 2,40 2,50

- одно 58,62 55,04

- более одного 39,05 42,52

Сумма баллов 2,43 2,52

Функциональный класс Низкий Низкий

Блок - образ жизни

Стаж регулярных занятий ФУ, лет 1,60±0,31 2,23 1,82±0,30 2,24 Р>0,05

Закаливание (%): 1,40 1,81 Р>0,05

- отсутствие 75,04 70,06

- нерегулярное 22,52 20,11 V

- регулярное 2,51 10,09

Курение, (%)

- курит 25,02 4,62 32,49 4,32 Р>0,05

- не курит 75,33 67,45

Употребление алкоголя, (%) 2,91 2,31 Р>0,05

- употребляет 62,46 75,05

- не употребляет 37,51 25,02

Средний балл 2,81 2,62 Р>0,05

Функциональный класс Низкий Низкий

Общий средний балл 2,50 2,52

Функциональный класс Низкий Низкий

В качестве комплексного показателя уровня здоровья подростков предлагалась сумма баллов, полученная при оценке отдельных показателей. Данные проведенного исследования говорят о том, что исходный уровень здоровья учащихся «низкий». Функциональный класс блока «физическая подготовленность также находится на «низком» уровне (2,3 балла).

Настораживают данные образа жизни учеников, полученные по результатам анкетного опроса теста Б.И. Белова (1989). Анализ посещаемости физкультурных занятий в школьные годы показал, что на каждого учащегося в среднем приходится 1,36 года регулярных занятий физическими упражнениями. Это говорит о том, что в школьные годы девочки, как правило, не занимаются регулярно физическими упражнениями. Большинство учащихся не закаляется (73,8%), что указывает на низкий уровень мотивации к данному виду деятельности. Наблюдается высокий процент курящих девушек - 22,8 %, и употребляющих алкоголь (63,5 %). Учащихся, не болевших простудными заболеваниями в течение года, не наблюдалось вообще.

Комплексное обследование уровня здоровья занимающихся проводилось с использованием наиболее информативного и несложного по технике исполнения теста Г.Л. Апанасенко, достаточно полно отражающего двигательные способности, функциональные возможности, а также состояние нервно-мышечного аппарата занимающихся (табл. 2).

Уровень состояния здоровья учеников как экспериментальной, так и контрольной групп также был оценен как низкий (-1 балл по таблице оценок).

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что все исследуемые параметры как в экспериментальной, так и в контрольной группах находятся на

«низком» уровне. Различия сравниваемых групп незначительны и, в большинстве случаев, статистически недостоверны, что свидетельствует о практически идентичном уровне исходного состояния учащихся и позволяет обеспечить проведение объективного педагогического эксперимента.

Таблица 2

Оценка уровня здоровья учеников экспериментальной и контрольной групп до

Показатель Экспериментальная группа (п=25) Контрольная группа (п=26) Р

М±т Балл М±т Балл

Масса/рост (г/см) 339,91 ±65,40 0 334,92+59,83 0 Р>0,05

ЖЕЛ (мл/кг) 46,21±1,33 0 47,02± 1,30 0 Р>0,05

Динамометрия кистевая / 39,4212,31 1 41,5212,51 1 Р>0,05

масса (%)

ЧСС х АД сист. (%) 97,70+8,73 0 96,31+7,62 0 Р>0,05

Время восстановления 3,34±0,10 -2 3,15±0,10 -2 Р>0,05

после нагрузки, мин

Общая сумма баллов -1 -1

Уровень здоровья Низкий Низкий

Таким образом, организация учебных занятий по физическому воспитанию учеников на основе системы оздоровительного самомассажа способствует более эффективному решению задач повышения мотивации к здоровому образу жизни, улучшению показателей физической подготовленности, физического развития и оказывает положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому воспитанию учащихся с патологиями.

Литература:

1. Солодков, А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция / А.С.Солодков. - Л., 1988. - 39 с.

2. Сологуб, Е.Б. Физиологическая характеристика спортивных игр / Е.Б.Сологуб. - Л., 1978. - 19 с.

3. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения / Л.И.Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 8-13.

4. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И.Солнцева. - М., 2000. - 152 с.

Glossary:

1. Solodkov, А.S. Physiological base to PC adoptions: Lecture / А.S.Solodkov. - L., 1988. - 39 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sologub, E.B. Physiological characteristics of sport games / E.B.Sologub. - L., 1978. - 19 p.

3. Solntseva, L.I. Models of integral teaching of poor eyesight children / L.I. Solntseva // Defectology. - 1998. - № 2. - P. 8-13.

4. Solntseva, L.I. Tipflop psychology of childhood / L.I.Solntseva. - М., 2000. - 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.