Научная статья на тему 'Эффективность уголовной политики в экономической сфере'

Эффективность уголовной политики в экономической сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ECONOMIC SPHERE / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / BANKING SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминов Д.И.

Основной проблемой, поднимаемой автором в статье, являются вопросы эффективности проводимой уголовной политики в экономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of criminal policy in economic sphere

The main issues raised by the author in the article are the questions the efficacy of the criminal policy in the economic sphere.

Текст научной работы на тему «Эффективность уголовной политики в экономической сфере»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ

НАУКИ

Эффективность уголовной политики

в экономической сфере

Аминов Д.И.

In article efficiency of a criminal politics in economic sphere is investigated.

o> о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Характер современных угроз экономической безопасности России формирует границы социального заказа на активизацию борьбы органов власти с наиболее опасными для общества и государства проявлениями организованной преступности. При этом ответственность за осмысление генезиса данного социального феномена, а также выработку наиболее эффективных средств и методов такой борьбы целиком и полностью ложится на современную юридическую науку.

В данном случае нет никаких сомнений в том, что лишь при объединении усилий ученых и практических сотрудников правоохранительных органов становятся возможными не только минимизация негативных последствий данного среза преступности для национальной экономики, но и защита прав и законных интересов личности, общества и государства. При этом нынешний мировой финансово-экономический кризис лишь актуализирует решение соответствующих задач, придавая еще большую серьезность стоящим сегодня задачам экономической безопасности.

В настоящее время для экономической безопасности России все большую угрозу представляют последствия нынешнего развития теневого сегмента экономики, контуры которого задаются спецификой корыстных интересов криминальных структур в тандеме с коррумпированными чиновниками. Отмеченное не могло не сказаться на росте в 2008 г. и первой половине 2009 г. числа преступлений экономической направленности. Такого рода преступления чаще всего связаны с банковскими операциями и незаконными

кредитами, созданием «фирм-однодневок» и махинациями с бюджетными средствами, рейдерством и мошенничеством международного масштаба и др.

Сегодня теневой капитал в России специалистами оценивается в 40—42 % ВВП. 17 % в нем составляют классические источники «бизнеса на пороках» — наркобизнес и проституция, а также различного рода хищения, контрабанда оружия и пр. (на Западе такой показатель колеблется в пределах 11 %).

По мнению экспертов, эти показатели близки к критическими, так как на таком рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и формальным укладами превращается из второстепенного в основное социально-экономическое противоречие.

По итогам работы органов внутренних дел в 2008 г. выявлено 507 308 преступлений экономической направленности. Прирост соответствующих преступных посягательств к АППГ — составил 2,3 % (459 198 преступлений). А удельный вес соответствующих преступных посягательств в общей массе выявленных преступлений, составил — 14 %.

В общей массе преступлений упомянутой категории две трети составили тяжкие и особо тяжкие — 312 тысяч. Преступными посягательствами в истекшем году экономике страны был нанесен материальный ущерб на сумму свыше 175 млрд рублей, что превышает прошлогодний показатель почти на треть. Стоимость имущества и материальных ценностей, на которые в ходе оперативно-следственных

Начальник кафедры уголовного права и криминалистики АЭБ МВД России, доктор юридических наук, профессор.

мероприятий был наложен арест, выросла более, чем в два раза и составила свыше 29 млрд рублей.

Активизация оперативно-розыскных мероприятий, проводимых подразделениями ДЭБ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации положительно сказалась на результатах деятельности соответствующих подразделений. Почти на четверть возросло число уголовных дел, направленных в суд, предварительное следствие по которым обязательно, и на 15 % — лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Наиболее криминально пораженными являются: потребительский рынок (79 830 уголовных дел), финансово-кредитная система (98 943) и ТЭК (13 170 уголовных дел соответственно). Активно подвергаются криминализации такие сферы экономической деятельности, как связь и транспорт.

На 28 % возросло число выявленных преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами (в 2008 г. - 12 608, 2007 г. -9 816). А удельный вес преступлений, совершенных в финансово-кредитной сфере составил — 15,9 %; на потребительском рынке — 20,7 % соответственно. Изучение оперативной обстановки, сложившейся в 2008 г. и первой половине 2009 г. позволяет говорить о заметной активизации в экономической сфере этнических организованных групп и сообществ.

Несмотря на заметный рост количества выявляемых подразделениями ДЭБ преступлений, полученные результаты неадекватны складывающейся оперативной обстановке. Например, в отдельных регионах борьба с проникновением организованных групп в сферу экономических отношений ведется крайне неудовлетворительно.

В связи с указанным следует подчеркнуть, что борьба органов внутренних дел с экономическими преступлениями только с позиций уголовного права, включая такие традиционные институциональные элементы, как дифференциация ответственности или индивидуализация наказания, представляется средством узко ограниченным и малоэффективным. Лишь при наличии объемного уголовно-политического видения становится возможным эффективно осуществлять охрану и регулирование отношений, складывающихся в экономической сфере.

Отмеченное выше предпочтение основано на том, что уголовная политика

отличается от обычного уголовно-правового воздействия различными уровнями подходов в урегулировании «шероховатостей» в социально-экономических отношениях. Иными словами, если уголовный закон избирает строго адресную коррекцию отклоняющегося экономического поведения индивида, то уголовная политика претендует и, очевидно, вполне оправдано, на роль арбитра относительно массовых социально-экономических процессов, в том числе применительно и к более отдаленной перспективе.

В связи с отмеченным предметом рассмотрения уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности является преступная деятельность отдельных представителей экономических единиц, а инструментом коррекции такой деятельности — целый спектр организационно-правовых средств и методов.

Преимущество уголовной политики перед обычным уголовно-правовым воздействием заключается в определенной гибкости, достигаемой через применение компромиссных решений. Такая гибкость должна корреспондировать с системой индивидуальных прав хозяйствующих субъектов. Однако если данная система приходит в расстройство, то для лучшего и более эффективного обеспечения их соблюдения органы внутренних дел в такой момент должны повышать уровень раскрываемости преступлений, а суд — более сурово наказывать нарушителей закона.

Дальнейший анализ проблем уголовной политики показывает, что сегодня достаточно распространено мнение о том, что применение наказаний за совершенные преступления само по себе для общества не обременительно. Наоборот, издержки наказания весьма ощутимы как в материальном, так и моральном отношении — состоят из затрат не только по выявлению, но и наказанию нарушителей.

Обеспечение соблюдения закона происходит в два этапа. Во-первых, нарушения должны быть выявлены, а нарушители — определены. Во-вторых, нарушители должны понести наказание. Издержки возникают на обоих этапах. Эти затраты увеличиваются по мере роста желательного «количества законопослушания» при неизменных индивидуальных предпочтениях. Само наказание также сопряжено с издержками (система безопасности, колонии, тюрьмы, охрана, и т.д.).

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S I

н

о ф

со

Видимо, поэтому механизм уголовно-правового воздействия должен базироваться не столько на наказании виновных, сколько на угрозе применения наказания.

Проблема реализации уголовной политики в сфере экономики, бесспорно, многоаспектна и для ее решения должны быть учтены:

а) вопросы соотношения между действием объективных законов рынка и пределами вмешательства органов власти в управление экономическими отношениями;

б) перспективы возможного сценария развития экономических отношений при полном отсутствии государственного регулирования и вычленение криминогенных факторов, формирующихся при соответствующем сценарии;

в) проблемы всестороннего учета интересов как участников экономических отношений, так и всех членов общества при формировании уголовной политики;

г) специфика арсенала уголовно-правовых, экономических и организационных средств воздействия на криминальную ситуацию в экономике;

д) вопросы повышения эффективности уголовно-политического воздействия исходя из специфики сферы воздействия.

Рассматривая в контексте уголовной политики значение наказания и иных мер, его заменяющих, следует отметить, что соответствующие средства как источник сдерживающего воздействия трудно переоценить. Действительно, без наказания система общепредупредительного воздействия перестает существовать. Вместе с тем, строго дозированное применение наказания имеет, помимо чисто гуманных представлений, еще и рациональный аспект. Иначе говоря, если наказание занимает слишком большое место среди средств социального контроля, то оно способствует «расширенному воспроизводству» социальной базы преступности. Это происходит в связи с тем, что реализация наказания объективно порождает целый слой людей, нечувствительных или малочувствительных к общепредупредительному воздействию.

Анализ содержания санкций, применяемых за преступления в экономической сфере, показывает, что наиболее рас-

пространенным наказанием здесь является запрет на занятие соответствующей деятельностью. Это, во-первых, усиливает основное наказание, во-вторых, в какой-то степени является преградой для проникновения в экономическую систему лиц, попавших в «черный список». Следует также учесть, что удаление индивида от активной деятельности на несколько лет в соответствии с решением суда рвет его хорошо налаженные ранее деловые связи, которые весьма сложно восстанавливаются после окончания срока запрета.

Очевидно, что неблагоприятные последствия, вытекающие из положений института судимости, также следует рассматривать не только как гарантируемое законом условие ужесточения наказания, но и как фактор предостережения, имеющий общепредупредительное воздействие.

Для экономических отношений очень важно активизировать процесс трансформации регулятивной функции уголовного права из принудительно-регулятивной в охранно-гарантийную. Представляется, что отмеченный механизм должен отвечать нескольким концептуальным принципам. Во-первых, отличаться взвешенностью, всесторонней продуманностью и предсказуемостью; во-вторых, малозаметностью для конкретных хозяйствующих субъектов. Последнее, как известно, достигается строго дозированным вмешательством государства и его весьма экономными репрессивными мерами воздействия в деятельность таких субъектов. Данная политика государства лежит в соответствующем правовом поле, которое предполагает три группы отношений, это:

• система административных противовесов, основанных на учете интересов не только государства, но и экономических единиц, независимо от форм собственности;

• отношения между хозяйствующими субъектами, регулируемые посредством гражданского законодательства;

• отношения, регулируемые средствами уголовно-правового инструментария. Сегодня, к сожалению, в арсенале

средств уголовно-политического воздействия отсутствует большой диапазон мер, отличных от уголовного наказания. Тем не менее программы, предполагающие улаживание криминальных конфликтов за пределами правовой системы, с экономической точки зрения более выгодны и не менее эффективны. В то же время,

экономические методы воздействия должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Поэтому субъекты уголовной политики должны рассматривать их как приемлемые альтернативы традиционному уголовно-правовому воздействию и устранять организационные препятствия для их более широкого применения.

Противодействие ОВД экономической преступности может претендовать на успех лишь при непрерывном анализе ситуации и адекватном государственном реагировании. При этом, как показывает практика, любая дискретность в легитимном механизме регулирования экономических отношений, как правило, приводит к замещению действий неправовыми методами, используемыми самими участниками этих отношений. Такое реагирование на бездеятельность органов власти может иметь место как в целях защиты от конкурентов, так и для разрешения имущественных споров и конфликтов.

Одним из важнейших направлений в деятельности ОВД должна стать нейтрализация теневого предпринимательства внутри страны. Неформальные экономические отношения между организацией, предприятием и банком зачастую превращаются в криминальные.

Поэтому на таком поле присутствует интерес финансовой разведки, тут она должна действовать наиболее четко, продуманно и даже агрессивно.

Вместе с тем, при нынешнем положении дел место страны в иерархии иных государств по уровню экономического развития будет определяться по степени эффективности ее модели экономической (финансовой) разведки.

Существует около 60 различных схем вывода капитала и их модификаций. Большинство из них основаны на различных торговых сделках и поэтому не поддаются простому контролю над продвижением капитала. Масштабы бегства капитала из России, противоправный характер используемых методов вывоза капитала и тяжелейшие политико-экономические последствия такого явления позволяют придти к выводу о том, что феномен утечки капитала за рубеж, по сути, возглавил реестр ключевых угроз экономической безопасности России. Соответствующим подразделениям МВД России нужно овладеть всей информацией о финансовых потоках, позволяющей воздействовать на них в интересах нашего

государства. В указанном контексте экономическую разведку следует понимать как модель информационных сетей, способную проводить поиск, обработку и применение экономической информации (в том числе информации о финансовых потоках) в интересах экономической безопасности России.

Для успешного противодействия экономическим угрозам России необходимо умелое применение разведывательной информации. Если в ряде дел об организованных экономических преступлениях обнаруживаются следы денежных потоков, которые ведут в один и тот же банк, то, очевидно, что такое финансовое учреждение должно становиться объектом расследования. Информация, которая позволила бы вычислить этот банк, должна постоянно сопоставляться и анализироваться.

В настоящее время правоохранительные органы, а также финансовые учреждения по-прежнему для выявления возможного использования безналичных переводов преступными группировками ориентируются лишь на ограниченное число показателей. Даже в случаях, когда информация об отдельном трансграничном безналичном переводе доступна, единственными индикаторами, помогающими увязать эту трансакцию с преступлением, часто являются имя перевододателя или переводополучателя, а также место пребывания отправителя платежа или место назначения перевода. Размер трансакции не является определяющим критерием, хотя эксперты считают, что, как правило, суммы операций невелики в силу того, что в некоторых случаях для финансирования, например, терроризма крупные суммы не нужны, либо из-за того, что крупная сумма разбивается на более мелкие трансакции, чтобы операции не вызывали подозрений.

Поэтому фиксирование и хранение основной информации о первоначальном плательщике (отправителе) может содействовать в борьбе против финансирования терроризма и отмывания преступных доходов по ряду направлений. Операции, содержащие полную информацию, помогают финансовым учреждениям — получателям платежа идентифицировать подозрительные операции. Таким образом, сообщения о необычных или подозрительных безналичных переводах могут и должны быть тщательно расследованы и проанализированы.

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

У проблемы борьбы с незаконными финансовыми потоками есть несколько аспектов, отражающих общественную опасность. Во-первых, это возможность несанкционированного проникновения в слабо защищенные электронные системы российских банков (в том числе из стран дальнего и ближнего зарубежья). Во-вторых, нельзя не учитывать и угрозу безопасности кредитно-финансовым отношениям от создания параллельных эмиссионных центров. Их деятельность, при отсутствии реального противодействия, может привести к резкому ослаблению контроля за приростом денежной массы, а, следовательно, и за развитием экономических процессов в целом.

В противовес отмеченной цепочке криминогенных причин и условий должны быть поставлены организационно-правовые средства, призванные обеспечить надежность проводимых банковских операций. Эту достаточно емкую проблему можно обозначить как необходимость реализации банковских операций в точном соответствии со сценарием, предполагаемым добросовестными участниками товарно-денежных отношений.

В то же время отдельные отрасли права, каждая в отдельности, со своим предметом исследования и методом регулирования, без соответствующего взаимопроникновения, не могут эффективно влиять на существующие негативные социальные проявления. Например, любой из пробелов, образованных отсутствием одного или нескольких правовых средств, образует своеобразные пустоты в общем правовом механизме. Эти пустоты достаточно быстро становятся благодатной почвой для деятельности недобросовестных участников кредитно-банковских отношений. Главная опасность таких деликтов состоит в нарушении общего баланса кредитно-денежных отношений, тесно увязанного с кредитно-товарным обращением.

Решение же в комплексе всех вышеперечисленных задач, видимо, будет способствовать улучшению внутриэкономи-ческой ситуации в России, предотвращению перелива финансовых потоков в спекулятивный капитал и оказанию реальной помощи бизнесу — не криминальному, не теневому, а самому что ни на есть реальному.

Например, для пополнения финансовых фондов криминальных структур широко используются фирмы «однодневки».

Такая форма совершения преступлений в сфере экономической деятельности для указанных лиц весьма привлекательна, постольку поскольку идентифицировать виновных практически невозможно. В немалой степени это связано с тем, что отмеченные фирмы оформляются по похищенным документам. Нередко применяется так называемая система «отката». Для «прокручивания» и использования финансовых средств открываются счета коммерческих структур на подставных лиц либо используются структуры, подконтрольные руководителям, имеющим отношение к распределению бюджетных средств.

Здесь же следует обратить внимание на организационную сторону реализации уголовной политики в экономической сфере, которая предполагает нацеливание вектора борьбы именно на «болевые точки» экономической преступности.

Выработать механизм реального контроля над доходами, а тем более выяснить происхождение некоторых состояний и вернуть похищенное достаточно сложно, в то же время это является крайне важным для успешной реализации уголовной политики в экономической сфере.

С преступлениями, совершаемыми с целью экономической наживы, можно успешно бороться с помощью конфискации полученной прибыли или любой другой собственности причастных лиц и организаций. Здесь, безусловно, важное значение придается блокированию, наложению ареста и конфискации активов, связанных с противозаконной деятельностью. Учитывая необходимость повышения эффективности борьбы с экономической преступностью, конфискацию следует рассматривать как стратегическое оружие, как экономический метод сдерживания организованной преступной деятельности и как средство устранения финансовых преимуществ, связанных с подобной антиобщественной деятельностью.

Таким образом, спектр организационных мер уголовной политики достаточно широк. Например, для возмещения ущербов, связанных с превышением пороговых значений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Речь идет о материальных запасах и резервах производственного и не-

производственного назначения, дополнительных транспортных возможностях для переброски материальных ресурсов в зоны критических ситуаций, резервных мощностях в энергетических отраслях, запасах потребительских товаров для оказания социальной помощи населению, валютных резервах, возможностях международной поддержки и др.

Современное развитие экономики в России на принципах и правилах рынка не только заставляет пересмотреть многие, казалось бы, незыблемые представления в области экономики и права, но и ставит совершенно новые задачи, в границах которых все отчетливей проявляется необходимость конструирования организационно-правового обеспечения таких правил «игры» между хозяйствующими субъектами, которые бы отвечали трем непременным условиям:

1. Максимальное стимулирование экономической инициативы хозяйственных единиц, независимо от форм собственности.

2. Максимальное использование возможностей государства по предостав-

лению гарантий этим единицам относительно их всесторонней безопасности, в том числе и от неправомерной деятельности самого государства. 3. Максимальное укрепление и наполнение государственного бюджета, как непременное условие, не только гарантирующее выполнение ряда важнейших общесоциальных программ, но и одновременно гарантирующее безопасность жизнедеятельности самих хозяйствующих субъектов. И в заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на всю сложность экономических и психологических законов, на которых основывается деятельность субъектов экономических отношений, а также комплексе проблем, вплетенных в правоприменительную деятельность органов внутренних дел, все это укладывается в достаточно простую формулу: «для обеспечения экономического роста самым главным является формирование у хозяйствующих субъектов чувства уверенности и полного доверия ко всем политическим и экономическим институтам государства в целом».

О вопросах регламентации преступлений, связанных с незаконным изготовлением и оборотом порнографических материалов и предметов

Курышева Н. С. *

The article is dedicated to the legal vacuum, when it comes to regulation of the criminal acts connected to illegal production and distribution of X-rated materials. Theoretical problems of the illegal production and distribution of X-rated materials in Russia are also discussed in the present article.

Уголовный закон России предусматривает ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов и предметов в статьях 242 и ст. 242-1 УК РФ.

Общественные отношения, возникающие между различными субъектами в связи с оборотом порнографических материалов и предметов, требуют более детальной правовой регламентации. В условиях современной действительности внесение ясности в вопросы законности и

незаконности оборота порнографических материалов и предметов приобретает актуальные значение. Закономерности правоприменительной практики указывают на недостаточность имеющейся правовой основы: кроме составов преступлений, предусмотренных в названных выше статьях УК РФ, в иных нормативных актах по данным вопросам больше ничего не содержится.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодатель говорит о незаконности изготовления в целях распространения и

Старший преподаватель кафедры уголовного процесса АЭБ МВД России, кандидат юридических наук.

О) О О

CJ •

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.