Научная статья на тему 'Современная уголовная политика: проблемы и перспективы'

Современная уголовная политика: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ / ITS RELATION TO SOCIAL POLICIES / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / CURRENT PROBLEMS / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / THE MAIN DIRECTIONS OF CRIMINAL POLICY / ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ / THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегабудинов Р. Ш.

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с реализацией уголовной политики в области противодействия организованной экономической преступности и коррупции. Автор одновременно высказывает свое видение о путях их решения. В работе также отражены перспективы развития уголовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern criminal policy: problems and prospects

This article discusses the current problems associated with the implementation of the criminal policy in combating organized economic crime and corruption. The author at the same time expresses his vision of how to address them. The paper also reflects the perspectives of development of criminal policy.

Текст научной работы на тему «Современная уголовная политика: проблемы и перспективы»

УДК 34 ББК 67

СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАВИЛЬ ШАЙХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,

заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук

СкаНоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с реализацией уголовной политики в области противодействия организованной экономической преступности и коррупции. Автор одновременно высказывает свое видение о путях их решения. В работе также отражены перспективы развития уголовной политики.

Ключевые слова: уголовная политика, ее соотношение с социальной политикой, актуальные проблемы, основные направления уголовной политики, перспективы ее развития.

Annotation. This article discusses the current problems associated with the implementation of the criminal policy in combating organized economic crime and corruption. The author at the same time expresses his vision of how to address them. The paper also reflects the perspectives of development of criminal policy.

Keywords: criminal policy, its relation to social policies, current problems, the main directions of criminal policy, the prospects for its development.

Социально-экономическая политика, реализуемая в стране, носит социально ориентированный характер. Преследует цель создания благоприятных условий для развития бизнеса и предпринимательства. От уровня их устойчивости во многом зависят возможности государства в повышении благосостояния населения. К сожалению, финансовый кризис в стране заставляет сворачивать отдельные федеральные и региональные целевые программы, что, безусловно, создает социальную напряженность в обществе1. Чтобы как-то минимизировать возможные негативные последствия кризиса, Правительством РФ была принята антикризисная программа2. Согласно этому документу государство будет оказывать финансовую поддержку в первую очередь кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу.

Вот как оценивает сложившуюся ситуацию в экономике сам Президент РФ: «Перед экономикой стоят непростые задачи, заявил президент на расширенной коллегии МВД России, и нужно использовать все факторы, чтобы выйти на траекторию роста. Ключевое значение здесь имеет состояние предпринимательского климата. «Экономика должна работать по законам честной конкуренции. А коррупция, уход от налогов, использование других криминальных и полукриминальных схем деформируют деловую среду», — отметил Путин. «Защищая экономику от криминала, сотрудники МВД сами не должны переступать закон, злоупотребляя своими контрольными и процессуальными полномочиями, вторгаться в нормальную работу

предприятий, тем более втягиваться в корпоративные конфликты», — предостерег он. Наказания за подобные действия должны быть жесткими и неотвратимыми: от кадровых до судебных решений»3.

Между тем на фоне некоторого осложнения экономической ситуации криминальные структуры предпринимают меры для того чтобы воспользоваться такой обстановкой в своих корыстных целях. В то же время наблюдается, например, снижение количества направляемых в суд уголовных дел о преступлениях в сфере экономики. Напротив, по мнению председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина, в этом плане дело обстоит не совсем плохо. Отвечая на вопрос журналистов, он высказал следующее: «В прошедшем году нашими следователями возбуждено 30 тысяч уголовных дел в сфере экономики. Окончены производством 18 тысяч дел, что на 15 процентов больше, чем годом раньше. В суд направлено 14 тысяч уголовных дел (+ 14 процентов) о хищениях и легализации бюджетных средств при государственных закупках, в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования»4.

Приведем теперь для сравнения данные ФКУ «ГИАЦ МВД России»: в январе-ноябре 2014 г. только органами внутренних дел было выявлено 96,7 тыс. преступлений экономической направленности. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 178,7 млрд рублей, обеспечено возмещение ущерба на сумму более 57,4 млрд рублей. Как нам представляется, органы пред-

варительного расследования пока что не в состоянии качественно «переваривать» весь собранный на стадии доследственной проверки материал. Отсюда невольно возникает вопрос: уголовная политика реагирует ли должным образом на вызовы времени?

Мы полагаем, что в сложившихся условиях следует удерживать некий баланс между социально-экономической и уголовной политикой. Последняя должна попытаться снять накал напряженности. В этом контексте уголовная политика выступает неотъемлемой частью социально-экономической политики5, генеральным направлением которой выступает обеспечение экономической безопасности от криминальных посягательств. Многочисленные внутренние и внешние угрозы создают опасность социально-экономической и финансовой стабильности6. К числу такого рода угроз Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренная указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, относит: увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности; де-формированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, одним из источников угроз называет организованную преступность и коррупцию. Учитывая данное обстоятельство, противодействие этим явлениям, на наш взгляд, выступает в качестве стратегического направления уголовной политики.

В частности, проблемы, связанные с уголовной политикой, в сфере борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, интересуют автора настоящей статьи давно7. Как нам представляется, суть данной проблемы заключается в определении приоритетов уголовной политики исходя из реально складывающейся криминологической обстановки. Чтобы устранить существующие расхождения, необходимо провести углубленный криминологический анализ ситуации с последующим составлением прогноза развития указанного вида преступности. Генеральное направление (стратегическая установка) уголовной политики, определяемое без учета данного положения, не дает, на наш взгляд, желаемого результата даже в случае его реализации. Примером может послужить законотворческая и правоприменительная практика в свете реализации Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, которая была принята в 2009 г.8 Разумеется, данный документ наряду с отдельными недостатками преследовал далеко идущие цели. Мы не сторонники, чтобы по каждому делу об экономических и коррупционных преступлениях назначали уголовное наказание в виде лишения свободы, но мы за то, чтобы интересы

и собственность добросовестных предпринимателей и банкиров защищались в первую очередь. Тогда может быть создан благоприятный инвестиционный климат в России.

Глава президентской администрации Сергей Иванов, выступая на расширенной коллегии Следственного комитета, работу в сфере налоговых преступлений назвал в качестве новой задачи для следственных органов. Призвал «очищать экономику от криминала», при этом защищая интересы и собственность добросовестных предпринимателей9. Нельзя не заметить, что эксперты еще в 2000 г. предсказали о «дальнейшей криминализации экономики в тесной взаимосвязи с процессом криминализации власти»10. Спустя через 8 лет принимается Федеральный закон «О противодействии коррупции»11. Затем, несмотря на усиление криминального влияния на складывающиеся рыночные отношения в стране, в 2009 г. вместо реанимирования отдельных неработающих составов преступлений в сфере экономики принимается целая Концепция, направленная на либерализацию уголовного законодательства в сфере экономики12. После этого были приняты федеральные законы, которые вносили изменения и дополнения, в том числе в Уголовный кодекс РФ. Как видим, необходимость вытеснения из сферы экономики криминальных элементов и сегодня стоит весьма остро. Нет же никаких гарантий, чтобы полученные преступным путем денежные средства не направлялись бы на финансирование экстремистских либо террористических организаций.

Борьба с коррупцией главой кремлевской администрации названа ключевой проблемой. В борьбе с коррупцией неприкасаемых нет и быть не может, — подчеркнул С. Иванов. Им было отмечено, что за прошлый год к уголовной ответственности за коррупционные деяния было привлечено 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, включая сотрудников правоохранительных органов. В то же время было обращено внимание на повышение активности работы. Говоря о коррупции, выделил два обстоятельства: 1) недопустимость втягивания сотрудников правоохранительных органов в коммерческие споры (давления таким путем на бизнес); 2) необходимость выявления по каждому делу о коррупционном преступлении обстоятельств, способствовавших его совершению. Тем самым, по мнению главы президентской администрации, минимизируются предпосылки для коррупции13.

Как нам представляется, успешное решение двух взаимосвязанных задач, о которых ведет речь глава кремлевской администрации (декриминализация экономики и противодействие коррупции), немыслимо без отвечающей современным реалиям уголовной политики.

Мы в этом усматриваем несколько принципиально важных положений14, а именно:

• тесную связь между модернизацией уголовной политики и складывающейся криминогенной

ситуацией в экономической сфере. На фоне финансового кризиса в стране такая связь ощущается весьма остро. Думается, что политика явно отстает от реальной жизни. В процессе ее практической реализации легко просматривается. Как можно понять иначе высказываниям Президента РФ на расширенной коллегии МВД России в части противодействия коррупции. В частности, он отметил, что «в прошлом году в суды передано свыше 11 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. В основном это взятки в размере 500 — 1000 рублей. Рассмотрение в судах дел о коррупционных преступлениях, совершенных в крупных и особо крупных размерах или организованными группами, встречаются пока крайне редко, как будто их и нет совсем»15. Вот яркий аргумент, как наша уголовная политика реализуется на деле;

• стратегическая цель уголовной политики — снижение организованной экономической преступности и коррупции16до социально приемлемого уровня. Криминологи и правоведы справедливо утверждают, что полностью очистить экономику от криминального влияния не удастся, ибо с переходом к рыночным отношениям появились новые причины и условия, способствующие его усилению. Названная цель вполне достижима, если уголовная политика будет реализовываться в тех формах, которая отражает цель самой политики;

• упреждающая рассматриваемый вид преступности функция политики должна выступать приоритетной, нежели уголовная репрессия (всеобщая криминализация экономических отношений). В то же время мы не являемся сторонниками либерального подхода к уголовной политике17, когда существующая норма уголовного закона несовместима с тяжестью последствий;

• отсутствие единой правоприменительной практики в части, касающейся преступлений в сфере экономики. Складывается парадоксальная ситуация, когда судебно-следственная практика по-разному складывается в регионах, хотя казалось бы одно уголовное законодательство. Только лишь сами правоприменители его нормы трактуют по своему. В результате на сегодня имеем достаточно много норм Уголовного закона, которые просто на просто не работают в интересах прав добросовестных собственников и предпринимателей;

• ключевой проблемой, на наш взгляд, остается необходимость создания системы единой политикив сфере борьбы с преступностью18. В настоящее время ученые в области права утверждают о наличии таких составных ее

частей, как криминологическая, административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная политика19. Отсюда возникают вопросы: как их совместить в одно целое; какая из них является главенствующим; какие критерии их разграничения; какова сущность и содержание каждого из них? На наш взгляд, названные вопросы требуют углубленного изучения, чтобы ответить на них аргументированно.

Приведем одно определение уголовной политики. Вопрос дискуссионный, в настоящее время среди правоведов нет единства во мнении. Так, Г.Ю. Лесников в автореферате докторской диссертации пишет: уголовная политика — это «система мер правового, организационного и иного (внеправового) характера, направленная на разработку комплексных программ предупреждения и борьбы с преступностью, ресоци-ализации преступников, занимающая особое место в системе государственной власти России, позволяющая осуществлять мониторинг и составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы преступности»20.

Используя высказанные нами положения, хотим прокомментировать приведенное определение уголовной политики. Во-первых, автор рассматривает как систему мер. Думается, что такой подход наиболее продуктивный. Во-вторых, почему то он в эту систему включает правовые и внеправовые меры, ставая под сомнение относительной самостоятельности этой политики. Складывается впечатление, что таким образом отождествляется уголовная политика с политикой единой политикой в сфере борьбы с преступностью. В-третьих, не совсем логично, когда мониторинг и указанные виды прогнозов отделены от организационных мер. В то время как теория управления их также относит к числу элементов организации. Более того, эти элементы, исходя из приведенного определения, должны стать базовыми, ибо на их основе и разрабатывается комплексная программа предупреждения и борьбы с преступностью. Наконец, в-четвертых, разработка такой программы не цель уголовной политики, а средство ее реализации (если хотите инструментарий).

Не вдаваясь в дискуссию, приведем еще одну дефиницию. Уголовная политика — это крупномасштабная деятельность государства стратегического характера по обеспечению безопасности граждан, общества и самого государства от криминальных по-сягательств21.

Обращает на себя внимание и то, что неизмеримо возрастает необходимость разработки новой концепции уголовной политики, ориентированной, в первую очередь, на приоритетную защиту интересов и собственности добросовестных инвесторов и предпринимателей. В современных условиях она должна стать стратегией уголовной политики.

К сожалению, «состояние и тенденции современной уголовной политики в России свидетельствуют ... о ее системном кризисе»22. Далее отмечается, «это находит подтверждение, в том числе, в неприемлемой, как представляется, стратегии «сдерживания преступности» путем безграничной либерализации и псевдогуманизации уголовной ответственности за счет необоснованной полной либо частичной декриминализации преступлений, ранее традиционно признаваемых опасными, искусственного занижения уровня общественной опасности многих уголовных деяний (особенно в сфере экономики)»23.

Разделяя высказанное мнение, обозначим некоторые обстоятельства, указывающие на кризисное состояние современной уголовной политики. К их числу, в частности, мы относим:

• излишнюю либерализацию уголовной ответственности за преступления в сфере экономики, включая налоговые;

• дальнейшую криминализацию экономических отношений в первую очередь в жизнеобеспечивающих сферах (АПК, ЖКХ, потребительский рынок, социально — бюджетная сфера);

• крайне низкий уровень обеспечения возмещения причиненного преступными действиями материального ущерба. Добросовестные предприниматели, банкиры и инвесторы высказывают свое недовольство в части защиты их интересов и собственности от преступных посягательств;

• отсутствие четко сформулированной стратегической цели уголовной политики. Если проанализировать правоприменительную практику через призму реализации такого принципа, как неотвратимость наказания, то сразу будет вырисовываться реальная картина, она, безусловно, удручающая, ибо вопреки провозглашенных гарантий обеспечения прав и законных интересов последние грубо нарушаются;

• наличие большой потребности в разработке и принятии Концепции уголовно-правовой по-литики24, содержащей основополагающие идеи и положения, характеризующие цели, задачи, принципы, приоритетные направления, формы, средства и методы, используемые правоохранительными органами в борьбе с преступностью, а также критерии оценки ее эффективности;

• одностороннюю ориентированность уголовной политики. Ужесточаются виды наказаний за совершение преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска, в то же время под видом справедливости и гуманизма существенно пересматриваются уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления в сфере экономики, в сторону смягчения. В последнее время частота применения судами наказания в виде лишения свободы по этим пре-

ступлениям имеет тенденцию резкого снижения. Обращает на себя внимание и то, что лица, обладавшие высоким социальным статусом, как правило, осуждаются условно.

Важно также указать, что преступления в сфере экономики и коррупционной направленности, как известно, относятся к числу высоколатентных. Значит, на их выявление и раскрытие правоохранительные органы тратят колоссальные средства. Чтобы дело довести до суда, следует еще приложить максимум усилий, ибо по таким делам оказывают противодействие как сами подозреваемые (обвиняемые), но и их окружение. При этом ими используются различные формы и методы противодействия, в том числе и противоправные. Тогда как сотрудники правоохранительных органов вправе применять для их преодоления только правовые. Как нам представляется, современная уголовная политика на эти и другие трудности и сложности не всегда реагирует адекватно.

Учитывая сложную криминогенную обстановку в кредитно-финансовой сфере, рассмотрим актуальные проблемы, связанные с противодействием организованной экономической преступности как одного из направлений уголовной политики25.

Следует отметить, что наиболее значимые угрозы экономической безопасности, выявляемые посредством мониторинга оперативной обстановки, оказывают негативное влияние на финансовый сектор экономики в целом. Такого рода угрозы во многом способствуют росту теневого оборота финансового сектора в результате совершаемых хищений средств кредитных организаций, незаконного обналичивания денежных средств, их конвертирования и противоправного вывода капиталов за границу, а также путем легализации преступных доходов. По мнению специалистов, неконтролируемый государством оборот огромной наличной денежной массы сопоставим с консолидированным бюджетом страны. Эта часть финансовых ресурсов, как показывает правоприменительная практика, используется для укрепления позиций криминальной среды и теневой экономики. Коррупционные связи также поддерживаются за счет этих средств. Более того, теневой оборот наличной денежной массы может подтолкнуть к повышенному спросу на недвижимость, землю, золотовалютные ценности, а это в свою очередь негативно сказывается на макропроцессы в экономике.

Даже система международных платежей, где активное участие принимают российские банки, оказалась подверженной криминальному влиянию посредством использования в ней банковских технологий для совершения манипуляций с безналичными и наличными средствами. Как известно, такая ситуация наносит существенный вред имиджу государства на международной арене.

Совершаемые в кредитно-финансовой сфере преступления в последнее время стали модернизировать-

ся. Это явно просматривается из предпринимаемых криминально активными лицами действий: адаптация ими в корыстных целях самого механизма банковской деятельности, изобретение совершенно новых форм маскировки преступных намерений, умелое использование финансовых документов. Характерно и то, что у них на сегодня широкий арсенал средств (проникновение в систему управления кредитными и некредитными организациями, использование различных фирм-однодневок, оффшорных зон).

Не безынтересны сами источники пополнения теневого оборота финансового сектора российской экономики. Вначале несколько слов о структуре теневой экономики26.

Т. Корягина по результатам проведенной ею исследования доказала27, что теневая экономика состоит из трех взаимосвязанных между собой секторов, а именно: 1) неофициальная экономика; 2) подпольная экономика; 3) фиктивная экономика28. Под неофициальной экономикой автор понимает легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имело место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. Что же касается подпольной экономики, то она, по мнению разработчика, охватывает все запрещенные законом виды экономической деятельности. Следовательно, здесь имеет место криминальная экономика, противоречащая, прежде всего, Уголовному закону РФ. Наконец, Т. Корягина предложила в теневой экономике усмотреть и фиктивную ее часть. К фиктивной экономике следует отнести экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сегодня сюда следует включать и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

Со своей хотим высказать следующее: такое деление на сектора теневой экономики, безусловно, уместно, но между подпольной и фиктивной экономикой трудно обнаружить характерных для них отличительных особенностей, ибо оба сегмента, на наш взгляд, сильно тяготеют противоправной деятельности. При всем при этом теневая экономика существует параллельно с официальной и она обладает огромной денежной массой.

Теперь остановимся на рассмотрении некоторых источников формирования теневого оборота средств.

Незаконная банковская деятельность, как показывает многолетняя практика, выступает одним из основных элементов теневой экономики.

Теневая сторона данного вида деятельности отчетливо проявляется в следующем: лица, получившие криминальный доход либо желающие вывести свои доходы из-под налогообложения, как правило, пользуются услугами криминальных структур, специализирующихся на создании и обеспечении деятельности криминаль-

ных кредитно-финансовых механизмов (кредитные организации, фирмы-однодневки, расчетные их счета, банки Кипра, КНР, Прибалтийских государств).

Изучение многочисленных фактов обналичивания денежных средств убедительно показывает, что сложные схемы осуществления операций с использованием счетов фирм-однодневок, реквизитов несуществующих некоммерческих фондов, ломбардов, как правило, разрабатываются бывшими либо действующими сотрудниками банков. Действующие небольшие региональные банки29 также приобретаются в целях обналичивания средств, ибо такого рода операции преступными формированиями совершаются с использованием расчетных счетов только подконтрольных им банков.

Обращает на себя внимание и тот факт, что оформляемыми операциями имитируется активная деятельность по приобретению ценных бумаг, закупке сырья, оборудования. Чтобы избежать от ответственности, члены криминальных структур всю операцию разбивают на относительно самостоятельные этапы, действия, в рамках которых осуществляются разными банками. Здесь правоохранительные органы имеют дело с так называемыми теневыми холдингами. Практика знает случаи, когда среднемесячный объем обналичивания денежных средств составил несколько десятков млрд рублей. Подобного рода примеры были выявлены сотрудниками подразделений ЭБиПК в результате проведенного ими мониторинга и анализа криминологической обстановки. Благодаря межведомственному информационному взаимодействию, организованному в соответствии с принятым регламентом30 на последующем этапе работы, были задокументированы незаконные финансовые операции кредитных организаций.

Говоря об уголовной политике и ее реализации возможностями правоохранительных органов, нельзя оставить без внимания факты незаконного вывода активов за рубеж. Данная проблема в условиях нынешнего кризиса особенно остро ощущается. Так, по данным Росфинмо-ниторинга, в 2013 г. по сомнительным основаниям за пределы страны было выведено порядка 2,56 трлн рублей, а в 2011 и 2012 годах — свыше 3,1 трлн рублей.

Вывод значительных объемов денежных средств, похищенных из бюджетов различных уровней, а также полученных в виде так называемых «откатов» в сфере госзаказа и иным способом, обусловлен не только стремлением более выгодного их вложения, но и стремлением увести их из-под контроля, избрав для этого убежище в оффшорной юрисдикции.

В заключении хотелось бы отметить, что разработка новых концептуальных подходов к формированию современной уголовной политики требует углубленных научных изысканий, в том числе направленных на защиту31 интересов и собственности коммерческих структур от преступных посягательств. При этом следует принимать во внимание то, что организованные криминальные структуры, используя свои коррупци-

онные связи, чаще всего извлекают сверхдоходы в гра-до — и бюджетообразующих отраслях экономики.

1 Дефицит федерального бюджета составит в размере 2,8 трлн рублей. См.: Замахина Т. Идеология поправок // Рос.газ. 2015, 5 марта. № 45 (6616). С.2.

2 Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: распоряжение Правительства РФ от

27 января 2015 г. № 98-р.

3 Латухина К. Всегда начеку // Рос. газ. 2015, 5 марта, № 45 (6616). С.2.

4 Козлова Н. Причины и следствие // Рос. газ. 2015, 15 января. № 4 (6575). С.6.

5 Мы исходим из того, что уголовная политика — это сложное многоплановое явление. В России к проблемам ее разработки правоведы обратились во второй половине Х1Х в. В Академии управления МВД России преподается учебная дисциплина «Уголовная политика».

6 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 29-33; 48-55.

7 Шегабудинов Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография / Р.Ш. Шегабудинов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. С.214-236.

8 Поручение Президента РФ от 28 ноября 2009 г. № ПР-3169.

9 Григорьева Е., Латухина К. Следствием установлено // Рос.газ. 2015, 27 февраля. № 41 (6612). С.3.

10 Криминогенная ситуация в России на рубеже ХХ1 века / Под общ.ред. А.И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С.23.

11 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.

12 Либерализация может привести к необоснованной полной или частичной декриминализации преступлений.

13 Григорьева Е., Латухина К. Следствием установлено // Рос.газ. 2015, 27 февраля. № 41 (6612). С.3.

14 Здесь имеется в виду совокупность взглядов, представлений на существующие понятия, принципы, структуру и уровни уголовной политики.

15 Латухина К. Всегда начеку // Рос. газ. 2015, 5 марта, № 45 (6616). С.2.

16 Национальная стратегия противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460. Содержит основные направления противодействия коррупции на долгосрочную перспективу.

17 Радикально-либеральный подход в уголовной политике широко обсуждается среди ученых юристов. См., например: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006.

18 В юридической литературе можно встретить и иные термины: «государственная политика борьбы с преступностью», «социальная политика», «правовая политика», «внутренняя политика»

19 Существует и иная точка зрения, сторонники которой утверждают, что уголовная политика как система включает в себя несколько элементов: 1) профилактическая политика; 2) уголовно-правовая политика; 3) уголовно-процессуальная политика; 4) оперативно-розыскная политика; 5) уголовно-исполнительная политика. См.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник: в 2-х ч. / под ред. заслуженного юриста РФ, докт. юрид. наук, профессора Л.И. Беляевой. Ч.1. — М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 31.

20 Лесников ГЮ. Уголовная политика современной России (методологические, правовые и организационные основы): Ав-тореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С.5.

21 Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник: в 2-х ч. / под ред. заслуженного юриста РФ, докт. юрид. наук, профессора Л.И. Беляевой. Ч.1. — М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 25.

22 Винокуров С.И. Необходима смена приоритетов уголовной политики в России// Уголовная политика на современном этапе: состояние, тенденции, перспективы (памяти Г.М. Миньковского): сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Академия управления МВД России, 2014. С.57.

23 Там же. С.57.

24 Предпринимались и ранее попытки подготовки подобного рода документов. Об этом см: Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990; Концепция государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью. М., 1996; Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью. М., 1997; Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционные, криминологические, уголовно-правовые и информационные аспекты. М., 1999; Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

25 Основные направления уголовной политики находят отражение в программах по усилению борьбы с преступностью, которые разрабатываются правительством на основании предложений правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

26 В экономической литературе чаще всего под теневой экономикой понимается экономическая деятельность вне рамок закона. Об этом, например, см.: Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С.739.

27 Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. 1990. № 3. С.3.

28 Цит. по учебнику: Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С.739.

29 Со своей стороны полагаем, что подобного рода действия криминальных структур входят в число региональных угроз экономической безопасности в финансовом секторе экономики. Чтобы их своевременно выявить, на наш взгляд, необходим глубокий мониторинг и анализ криминологической обстановки.

30 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28 июня 2013г. № 134-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 2013. № 26. Ст. 3207; Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов: Приказ Генеральной прокуратуры, МВД, Росфинмониторинга, ФНС, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК и Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]; Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): Приказ Генпрокуратуры России № 192, МВД России № 420, ФСБ России № 279, СК России № 15, ФСКН России № 229, ФТС России № 1071, ФСИН России № 293 от 14 мая 2013 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].

31 В экономической литературе под защитой понимается «часть мер, связанная с обеспечением стабильного и нормального развития экономики». Об этом см.: Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С.98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.