конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 84-85.
6. Полубинский В.И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений:Учебное пособие.-М.: Академия МВД СССР, 1980.
7. Ривман Д.В. Криминальная виктимология.- СПб.: Питер, 2002.
8. Сплавская Н.В. Роль правосознания в виктимном поведении молодежи // Гуманизация образования. 2015. № 4. С. 92-97.
9. Шнайдер Г.Й. Криминология / Пер. с нем.-М.: ЗАО «Юстицинформ»,1994.
10. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской, Ю.Э. Макаревской, С.Н. Тесля, В.П. Шувановой. -Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - 465 с. С. 190- 192.
Котов Д.А.
борьба с преступностью в сфере Экономики как одно из главных направлений деятельности общества и государства
Современный период развития нашего государства характеризуется полной реорганизацией всего экономического механизма, его структурными изменениями и установлением новых рыночных отношений. Основу этих процессов составляют изменившиеся отношения права (прав) собственности. Разумеется, их становление влечет преобразование форм собственности, её передел, трансформацию, возникновение совершенно иных видов владения со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. Априори этот процесс социально позитивен, поскольку призван вывести страну из глубокого экономического кризиса на путь цивилизованного развития. Однако этот путь длителен и достичь его цели без потерь (социальных, экономических, нравственных и т.д.) представляется невозможным.
Одним из основных дестабилизирующих факторов в этом движении является преступность. Несмотря на принимаемые усилия, она все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны.
В настоящее время организованная преступность старается проникнуть во все сферы экономической деятельности государства. Современное криминальное поле финансово-кредитной сферы все более активно осваивается лицами, занимающимися противоправной деятельностью с использованием электронных
средств доступа к денежным ресурсам (компьютерные, телекоммуникационные системы, кредитные карточки и др.). Вызывает тревогу намечающаяся интернационализация данного вида преступления.
Важной особенностью проявления организованных форм преступности в рассматриваемой сфере экономики является усиление влияния на рынок ссудных капиталов отечественных и зарубежных организованных преступных сообществ и, как следствие этого, широкомасштабная легализация незаконно полученных доходов, массовое несанкционированное перемещение валютных средств за рубеж, субсидирование других криминальных программ.
Сферой повышенного внимания организованной преступности продолжает оставаться потребительский рынок. Статистика показывает, что здесь организованными преступными группами совершается каждое девятое преступление экономической направленности. Основой криминализации потребительского рынка является порочная практика наличных расчетов между хозяйствующими субъектами посредством так называемого «черного нала». Главными направлениями криминальной деятельности организованных преступных групп на потребительском рынке выступают незаконное предпринимательство, торговля фальсифицированными товарами, обман потребителей.
Наиболее прибыльными сферами приложения капитала стали для организованной преступности незаконное производство и оборот алкогольной продукции. Отечественный рынок повсеместно насыщается вино-водочными изделиями неучтенного производства, в том числе низкого качества. Существенным фактором криминализации потребительского рынка является их неконтролируемый ввоз на территорию россии. По мнению специалистов отрасли, фактические объемы производства водки и ликероводочных изделий почти в два раза превышают объемы, проводимые в статистических и налоговых отчетах. Как показывает практика, основная их доля производится на новых предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Соответственно теневая часть производства налогами не облагается, а расчеты за нее осуществляются наличными деньгами, т.е. опять тем же самым «черным налом».
Криминализации потребительского рынка способствует устойчивая тенденция роста преступлений, связанных с мошенничеством. Практика свидетельствует, что мошеннические операции в основном совершаются устойчивыми преступными группами, маскирующимися под существующие или вымышленные фирмы. Для совершения мошеннических действий ими используются поддельные, утраченные и похищенные паспорта граждан, арендуемые на подставных лиц жилые или нежилые помещения. Для завладения товарами и денежными средствами практикуется заключение фиктивных договоров от имени несуществующих фирм на закупку и реализацию товаров. Изучение уголовных дел, статистических данных Информационного центра ГУ МВД россии по Краснодарскому краю позволяет сделать вывод, что в настоящее время мошенничество в сфере предпринимательства представляет собой продуманную и хорошо
организованную систему действий с устойчивыми преступными связями и высокой эффективностью преступной деятельности.
Серьезную угрозу экономической безопасности России создает проникновение организованной преступности в сферу внешнеэкономической деятельности. Наибольшее распространение в этой сфере экономики получили правонарушения, связанные с контрабандой. Как показывает практика, совершению этих преступлений в большинстве случаев предшествуют хищения материальных ресурсов, взяточничество, коммерческий подкуп и другие правонарушения. Организованные преступные группы, функционирующие в режиме непрерывно действующего вида преступной деятельности, заранее отрабатывают всю схему от производителя до момента сбыта предмета контрабанды за рубежом, выгодно используя льготный таможенный режим.
Организованная преступность давно освоила и широко практикует для достижения своих корыстных целей возможности бартерных сделок, занижение контрактных цен на товары при их вывозе за границу. Получаемая от этих операций разница оседает на счетах в зарубежных банках, после чего делится между участниками преступных групп из числа отечественных и зарубежных предпринимателей. Для облегчения совершения подобного рода операций российские экспортеры нередко создают за границей оффшорные или совместные компании.
Как показывает практика, в поле зрения организованной преступности находятся большинство свободных экономических зон, которые отдельные преступные сообщества используют для легализации капиталов, нажитых противоправным путем, активно занимаясь на их территориях как легальным, так и нелегальным бизнесом.
В свободных экономических зонах под контролем организованной преступности находятся по существу все сферы бизнеса, приносящие наибольший доход (экспорт нефти, металлов, ценных пород рыбы и морепродуктов, импорт продовольственных и иных товаров). В целях маскировки незаконных коммерческих операций используются сложные цепочки коммерческих структур, связанные между собой дочерними отношениями, а также различные холдинговые компании. В результате некоторые свободные экономические зоны из экспортно-производящих превратились в экспортно-вывозящие, зачастую используемые организованной преступностью как канал, позволяющий бесконтрольно вывозить из России стратегически важные сырьевые товары.
Широкий спектр криминальных проявлений со стороны организованной преступности имеет место в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности, в том числе жилищной. В основе криминализации приватизационных процессов лежит совпадение корыстных интересов государственных чиновников и бандитских формирований. Первые используют для завладения государственной и муниципальной собственности свое должностное положение и власть, а вторые теневой капитал, образовавшийся в результате традиционного преступного промысла (вымогательства, проституции, порно- и автобизнеса). Как считают специалисты, именно теневые капиталы, находящиеся у крими-
нальных структур, стали теми самыми средствами, которые дали возможность развиваться приватизации и сделать её легальной.
Для завладения государственной и муниципальной собственностью организованными преступными группами используется весь арсенал противоправных средств: от традиционных - подкупа, шантажа должностных лиц, уполномоченных государством на деятельность по реформированию отношений собственности (руководителей местных администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, работников администраций приватизируемых предприятий и др.) до физического устранения конкурентов и несговорчивых чиновников. С помощью подобных методов преступные группировки добиваются искусственного занижения стоимости основных и оборотных средств с целью присвоения части имущества либо последующего приобретения по заниженной стоимости, обеспечивают своим участникам на конкурсах и аукционах льготные условия для достижения выигрыша, добиваются выкупа имущества на выгодных условиях вообще без проведения конкурсов и аукционов.
В качестве направления участия криминальных структур в перераспределении собственности, обеспечивающего над ней последующий контроль, следует также рассматривать противоправные завладения акциями приватизированных предприятий, опять же не без участия коррумпированных связей из числа их руководителей.
Особую тревогу вызывают преступления, связанные с незаконным завладением недвижимостью граждан, в том числе при покупке-продаже, обмене и приватизации квартир. В этой сфере превалируют мошеннические действия. Как правило, они совершаются устойчивыми преступными группами, располагающими достаточно полной информацией о лицах, вынужденных в силу сложившихся обстоятельств изменять свои жилищные условия. Последнее обусловлено тем, что нередко в состав таких преступных групп входят сотрудники районных эксплуатационных управлений (участков), паспортных служб, нотариусы и другие лица, имеющие отношение к оформлению и реализации квартир. Для сокрытия противоправных сделок на рынке жилья организованные преступные группы нередко практикуют физическое устранение владельцев квартир.
Либерализация политики государства в области квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт привела к росту в легальном бизнесе числа криминально ориентированных фирм, контролирующих перспективные предприятия промышленности. Отдельные преступные формирования стали активно воздействовать на хозяйственную и финансовую деятельность объектов топливно-энергетического комплекса. При поддержке коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления они оказывают влияние на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемы реализации и распределения валютных и рублевых средств, получаемых от неконтролируемого экспорта. Криминальные сообщества ведут уже открытую борьбу за раздел сфер влияния в этой отрасли, вплоть до физического устранения отдельных должностных лиц предприятий отрасли, коммерческих
организаций, руководящего звена нефтеперерабатывающих заводов. Подобные факты были зарегистрированы в Москве, Уфе, Самаре, Волгограде, Томске, Тюмени и ряде других мест.
Одной из наиболее притягательных для организованной преступности становится сфера добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, обращения валютных ценностей. Эта сфера и ранее отличалась повышенной криминогенностью. Вместе с тем дальнейшее ослабление контроля и экономического стимулирования, серьезные структурные изменения в золото- и алмазодобывающих отраслях страны, привели к тому, что факты хищений валютных ценностей переросли в массовое разграбление достояния государства. Растет количество случаев незаконной разработки недр, переброски добытого золота в места традиционной нелегальной торговли (Северо-Кавказский регион) и за пределы России. Этими же преступными группировками на российский рынок одновременно ввозится огромное количество низкопробных ювелирных изделий. Предприятия переработки драгоценных металлов и камней используются преступниками как канал легализации похищенной продукции.
Активно завоевывает позиции организованная преступность в агропромышленном комплексе и, особенно, в сфере добычи и переработки рыбы и морепродуктов. В незаконный лов рыбы ценных пород организованными преступными группами втягивается все больше жителей прибрежных районов. Наиболее остро проблема пресечения незаконного вывоза рыбы и морепродуктов за границу (в частности Китай и Южною Корею) стоит в Северном и Дальневосточном водных бассейнах.
Практика борьбы с организованной преступностью свидетельствует, что процесс слияния теневого капитала с преступными группировками способствовал развитию организованных форм преступности по следующим основным направлениям:
1. Если вначале уголовные авторитеты лишь паразитировали на деятельности лиц теневой экономики, то в дальнейшем стали проявлять заинтересованность в увеличении их доходов, вкладывать в подпольные предприятия собственные средства, добытые преступным путем, организовывать выполнение функций, связанных с охранной деятельностью, поиском сырья, рынков сбыта «левой» продукции, борьбой с конкурентами и т.п. Таким образом, шёл интенсивный поиск определенных компромиссов между различного рода дельцами, с одной стороны, и преступниками - с другой, что характерно для схемы сращивания экономической и общеуголовной преступности.
2. Расширение круга преступной деятельности предпринимателей, как на региональном, так и в межхозяйственном и межрегиональном уровнях, объективно поставило перед криминальными элементами задачу распределения «сфер влияния» и, как следствие, породило необходимость кооперирования отдельных преступных образований на региональном уровне со своей иерархической организацией.
3. Авторитеты криминальной среды для эффективной реализации своих
функций активно налаживают «полезные» связи с хозяйственным и государственным аппаратом, с сотрудниками правоохранительных органов, различных министерств и ведомств, чиновниками, осуществляющими контролирующие и распределительные функции.
4. Постепенно на взаимовыгодных условиях стал складываться альянс отраслевых и региональных функционеров, криминальных авторитетов и коррумпированной бюрократии, которые совместными усилиями начали определять структуру и тенденции развития теневой экономики.
5. Подкупая работников контролирующих, правоохранительных и иных органов, либо непосредственно вовлекая их в противоправную деятельность, участники преступных группировок нейтрализовали практически все формы социального контроля, получив одновременно возможность влиять на деятельность важнейших узлов хозяйственного механизма соответствующих отраслей.
6. В условиях начавшейся приватизации, перекачки огромных государственных средств в частный сектор зарождаются сначала стихийные, а затем организованные формы реагирования криминальной среды на выявление новых держателей крупных капиталов. Начинается «специализация» отдельных преступных формирований в экономике (нефтеавтобизнес, игровой и наркобизнес).
Согласно Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, правовыми нормами, регулирующими борьбу с преступностью в сфере экономики, охватывается более сорока составов преступлений. Из указанного количества более двадцати правовых норм предусматривают уголовную ответственность за преступления, совершенные организованной преступной группой. На наш взгляд, следует отметить, что в этот перечень входят составы преступлений как корыстно-насильственной направленности (например, грабеж, разбой, вымогательство и др.), так и преступления, совершение которых не связано с предшествующими угрозами потерпевшим. Представляется, что объединяющим признаком является сфера их совершения - экономика.
Преступления, совершаемые организованными преступными группами в сфере экономики, зачастую связаны с иными составами, не вошедшими в раздел VIII УК РФ, но традиционно относящимися к преступлениям экономической направленности. К таким преступлениям относятся, например, взяточничество (ст. 290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), что может свидетельствовать о коррупционных связях, установленных организованной преступной группой с чиновниками органов государственной власти и управления.
Таким образом, в уголовно-правовом аспекте сфера функционирования организованной преступности должна рассматриваться шире, чем это определяется соответствующими разделами УК РФ, поскольку совершаемые преступления зачастую не ограничиваются пределами собственно сферы экономики, хотя и имеют корыстную направленность.
Специфика организации деятельности организованных преступных групп просматривается в зависимости от сфер экономики. Анализ преступлений, со-
вершаемых организованными преступными группами в этой сфере, свидетельствует, что с появлением в преступных структурах «мозговых центров» постоянно совершенствуются «традиционные» способы совершения преступлений (нарушения технологии производства; фальсификация финансовых документов; мошеннические действия и др.). Ряд способов совершения преступлений, связанных с использованием высоких технологий, заимствуется у зарубежной организованной преступности.
Зачастую преступные структуры отдают предпочтение совершению таких противоправных действий, за которые предусмотрена административная или материальная ответственность (эти нарушения наиболее характерны для налоговой сферы и таможенного дела). Такой выбор организованной преступной группой диктуется тем, что хотя такие нарушения законодательства не приносят высокой сиюминутной прибыли, но сравнительно безопасны и в больших масштабах вполне оправдывают (в материальном плане) затраченные усилия и средства.
Таким образом, анализ современного состояния преступности в сфере экономики однозначно свидетельствует, что она пытается занять главенствующее положение в хозяйственном механизме, стимулирует развитие общеуголовной преступности и, в конечном итоге, становится мощнейшим фактором противодействия происходящим в России преобразованиям. В системе преступности в сфере экономики резче обозначились качественные сдвиги, связанные с ростом наиболее опасных посягательств, организованных форм противоправного поведения, криминального профессионализма, противодействия правоохранительным органам. Преступность характеризуется применением новых способов совершения преступлений, усилением коррумпированности государственных управленческих структур, функционирующих в экономической деятельности, с целью создания противоправным путем первичного капитала для укрепления экономических позиций с последующим завладением властными рычагами.
Из этого следует, что борьба с преступностью в сфере экономики должна рассматриваться в качестве одного из главнейших направлений деятельности общества и государства, причем последнему, как одному из основных субъектов экономической деятельности здесь отводится главенствующая роль.
литература
1. Борисевич А.Н. Формирование системы экономической безопасности хозяйствования : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2004.
2. Болва Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 1998.
3. В секретном режиме // Российская газета от 29.10.2015 г. № 6815.
4. Есипов В.М. Организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ: Дис....
докт. эконом. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2004.