Научная статья на тему 'Эффективность традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности коммуникативных навыков иностранного языка в средней школе (в условиях аудиторного билингвизма)'

Эффективность традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности коммуникативных навыков иностранного языка в средней школе (в условиях аудиторного билингвизма) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
билингвизм / аудиторныцй билингвизм / лексико-грамматические навыки речи / интерактивные методы обучения / традиционные и интерактивные формы контроля и оценки / коммуникативные умения. / bilingualism / auditory bilingualism / lexico-grammatical skills / interactive methods of teaching / traditional and interactive forms of control and assessment / communicative skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Е. A.

В статье приводится анализ использования традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности навыков школьников на среднем и старшем звене средней школы. На примере конкретных интерактивных методик проводится исследование эффективности контроля и оценки в сравнении с традиционными методами оценивания и контроля. Цель исследования – выявить результативность интерактивных форм контроля коммуникативных навыков школьников в рамках усвоенного лексико-грамматического материала в сочетании с традиционными формами контроля на базе объективного и субъективного экспериментального анализа. В заключение сделан вывод о том, что современные интерактивные методики и задания не подразумевают контроль знаний учащихся в чистом виде, а направлены, скорее, на обучение и закрепление изученного материала. Контроль знаний выступает как дополнительная, сопутствующая цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Е. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of traditional and interactive forms of control and assessment of communicative skills of foreign language in senior school (in conditions of auditory bilingualism)

The article provides an analysis of the use of traditional and interactive forms of control and assessment of the formation of schoolchildren's skills in the middle and senior levels of secondary school. On the example of specific interactive methods, a study is made of the effectiveness of control and evaluation in comparison with traditional methods of evaluation and control. The purpose of the study is in identifying effectiveness of interactive means of control of communicative skills of students in the frames of lexico -grammatical material studied in combination with traditional methods of control on the basis of objective and subjective analysis. The conclusion about the implying of educational process itself alongside with control and assessment in interactive methods, while the control is only an additional, concomitant aim, is made.

Текст научной работы на тему «Эффективность традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности коммуникативных навыков иностранного языка в средней школе (в условиях аудиторного билингвизма)»

Efficiency of traditional and interactive forms of control and assessment of communicative skills of foreign language in senior school (in conditions of auditory bilingualism)

Filatova Elena Anatolievna, PhD of Philological Sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga

The article provides an analysis of the use of traditional and interactive forms of control and assessment of the formation of schoolchildren's skills in the middle and senior levels of secondary school. On the example of specific interactive methods, a study is made of the effectiveness of control and evaluation in comparison with traditional methods of evaluation and control. The purpose of the study is in identifying effectiveness of interactive means of control of communicative skills of students in the frames of lexico -grammatical material studied in combination with traditional methods of control on the basis of objective and subjective analysis. The conclusion about the implying of educational process itself alongside with control and assessment in interactive methods, while the control is only an additional, concomitant aim, is made.

Keywords: bilingualism; auditory bilingualism; lexico-grammatical skills; interactive methods of teaching; traditional and interactive forms of control and assessment; communicative skills.

Цитировать: Филатова Е.A. Эффективность традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности коммуникативных навыков иностранного языка в средней школе (в условиях аудиторного билингвизма) // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 260-264. EDN: YVOWGI . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.45

Филатова Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга

В статье приводится анализ использования традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности навыков школьников на среднем и старшем звене средней школы. На примере конкретных интерактивных методик проводится исследование эффективности контроля и оценки в сравнении с традиционными методами оценивания и контроля. Цель исследования - выявить результативность интерактивных форм контроля коммуникативных навыков школьников в рамках усвоенного лексико-грамматического материала в сочетании с традиционными формами контроля на базе объективного и субъективного экспериментального анализа. В заключение сделан вывод о том, что современные интерактивные методики и задания не подразумевают контроль знаний учащихся в чистом виде, а направлены, скорее, на обучение и закрепление изученного материала. Контроль знаний выступает как дополнительная, сопутствующая цель.

Ключевые слова: билингвизм; аудиторныцй билингвизм; лексико-грамматические навыки речи; интерактивные методы обучения; традиционные и интерактивные формы контроля и оценки; коммуникативные умения.

УДК: 373.5: 811:004

5.8.2

Филатова Е.A.

Эффективность традиционных и интерактивных форм контроля и оценки сформированности коммуникативных навыков иностранного языка в средней школе (в условиях аудиторного билингвизма)

Введение

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества образования, особое место занимает контроль и оценка знаний учащихся, поскольку от их объективности зависит качество образования и правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Реализация практических целей при обучении иностранному языку расширило сферу контроля и область его влияния в организации учебного процесса. Однако неправильное понимание функций контроля и оценки может привести к целому ряду методических и педагогических ошибок. Это, например, переоценка роли контроля в процессе обучения, использование однообразных средств и форм контроля, субъективизм в оценке, отсутствие четких критериев оценивания. В этой связи актуальность данного исследования обусловлена растущим количеством интерактивных форм контроля наряду с традиционными его видами и связана с активным развитием интерактивных методик в рамках коммуникативного подхода к обучению при недостатке методик и конкретных рекомендаций по контролю и оценке полученных знаний.

Целью исследования является установление наиболее эффективных форм контроля и оценки при сочетании их традиционных и интерактивных форм для дальнейшего модулирования технологии образовательного процесса в средней школе, что в свою очередь определяет следующие задачи: изучить концептуальную базу по исследуемой проблеме; определить специфику контроля в условиях аудиторного билингвизма; провести сравнительный анализ традиционных и интерактивных форм контроля сформированности коммуникативных навыков по иностранному языку в средней школе; выявить сложности построения учебного процесса при использовании интерактивных форм контроля. Для решения указанных задач, в статье применяются следующие методы исследования: метод критического анализа литературы по исследуемой проблеме; метод экспериментального анализа; метод анкетирования; метод наблюдения; метод статистической обработки полученных данных.

Теоретической базой исследования послужили публикации и исследования отечественных педагогов и методистов: работы М.З. Биболетовой (1999, 2012), затрагивающие вопросы сфер и объектов контроля при обучении иностранному языку в средней школе; публикации М.В. Вербицкой ( 2006, 2020), посвященные формам контроля и оценивания ЕГЭ по английскому языку; работы М.Л. Вайсбурд, описывающие традиционные формы контроля перцептивных и продуктивных речевых навыков школьников, исследования Н.В. Рыбаковой ( 2001), затрагивающей проблемы тестирования как формы контроля, публикации П.В. Сысоева (2012), посвященные современным информационно-коммуникативным технологиям в обучении, работы А.Н. Щукина (2021), нацеленные на исследование организации учебного процесса в школе с точки зрения инновационных методов и технологий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке способов применения интерактивных форм контроля коммуникативных навыков в сочетании с традиционными, а также возможностью применения данных в статье практических рекомендаций по работе с интерактивными методами контроля и оценки при организации учебного процесса в средней школе.

Основная часть

В современных условиях обучения в школе и вузе, когда дистанционные, компьютерные и интерактивные технологии набирают все большую популярность, возникает проблема контроля и оценки подобного приобретения знаний, учитывающих также специфику аудиторного билингвизма русскоязычных учеников, изучающих иностранный язык в аудиторных условиях обучения. Кроме того, возникает вопрос об эффективности и формах сочетания интерактивных и компьютерных методик с традиционными формами и методами работы [10, 6,12].

Наиболее общая классификация билингвизма делит его на естественный и искусственный, в зависимости от условий его возникновения [4]. Естественный билингвизм требует естественных условий языковой среды, в которой человек усваивает два языка. Это явление чаще всего затрагивают семьи мигрантов и биэтнические семьи. Искусственный билингвизм формируется в условиях отсутствия иностранного окружения. С таким видом билингвизма мы имеем дело в условиях аудиторного обучения, поэтому часто его также называют аудиторным билингвизмом.

Среди традиционных форм контроля наиболее популярными в отечественной методике являются индивидуальный опрос, групповая и фронтальная проверка, а также использование тестов различных видов [3,11]. Индивидуальный опрос как форма контроля достаточно затратен по времени, хотя наиболее эффективен с точки зрения точности полноты контроля, поскольку предусматривает личностный подход к каждому студенту/ученику с учетом его индивидуально-личностных характеристик, фоновых знаний, психофизических особенностей и так далее. Групповая и фронтальная формы проверки менее эффективны в этом отношении, но и менее затратны по времени и требуют меньшей подготовки со стороны преподавателя. Использование традиционных тестовых форм имеет ряд следующих преимуществ:

- соответствие психофизиологической форме проверяемого умения;

- объективность результатов;

- экономичность во времени;

- одновременный охват проверкой всех учащихся;

- создание одинаковых условий контроля для всех учащихся [1, 7, 8].

Сформированность лексико-грамматических навыков можно контролировать четырьмя группами традиционных тестов ( General Proficiency Tests, Aptitude tests, Achievements tests, Diagnostic test), хотя предпочтительными для контроля определенного среза материала являются Achievements tests (тесты прогресса и достижений за определенный период обучения) и Diagnostic tests (диагностические тесты для выявления слабых сторон знаний учащихся по отдельным языковым навыкам, а также причины их отставания).

Интерактивны формы контроля, несомненно, перспективны, поскольку определяют диалог как ведущую форму учебно-познавательной деятельности и предполагают учет принципа коммуникативности и речевой направленности. Вместе с тем, как показал анализ интерактивных форм контроля, современные интерактивные методики и задания не подразумевают только лишь контроль знаний учащихся в чистом виде, а направлены на обучение и закрепление ранее изученного материала. Контроль знаний выступает как дополнительная, сопутствующая цель.

Для наглядности приведем примеры подобных заданий.

- «10 ВОПРОСОВ». Задание разработано по теме «Transport Means». Учитель берет картинку с одним из видов транспорта, смотрит, но не показывает ученикам. Ученики должны поочередно задавать учителю по вопросу, чтобы узнать, что это. Если по 10 вопросам они этого не сделали, учитель выиграл.

- «В ЧЕМ СЕКРЕТ?» – это работа в парах, но с привлечением всего класса. В этой игре каждый учащийся записывает какой-то интересный факт о себе на листе бумаги. Листы складывают в шляпу, и каждый ученик достает один: с этого начинается игра. Каждый ученик проходит по классу и задает вопрос одноклассникам («Write your favorite food», «Write about the place of your dreams», «Write about the funniest misfortune that happened to you»), пытаясь узнать чей факт у него записан.

Как видно из приведенных примеров, подобные интерактивные методы отработки и контроля лексико-грамматических навыков предполагают спонтанную монологическую и диалогическую речь, то есть достаточно высокий уровень владения иностранным языком. Вместе с тем, задания не являются формой контроля в чистом виде, а предусматривают отработку и закрепление уже имеющихся навыков.

Исследование эффективности применения традиционных и интерактивных форм контроля усвоения лексико-грамматического материала базировался на объективном (сравнительно-статистический анализ форм контроля) и на субъективном (опрос учителей и учеников) методах.

В ходе объективного этапа эксперимента респонденты (школьники 7 класса общеобразовательной школы (15 человек), занимающиеся по УМК «Sportlight», были поделены на 2 группы:

1 - экспериментальная группа (ЭГ). Контроль усвоения лексико-грамматического материала происходил с помощью традиционных методов: индивидуального тестирования и фронтального опроса.

2 - контрольная группа (КГ). Контроль усвоения лексико-грамматического материала проходил с помощью интерактивных форм контроля.

Как и в большинстве современных УМК по обучению английскому языку в средней школе, в УМК Sportlight преобладающими являются традиционные виды контрольных упражнений (трансформационные и подстановочные), поэтому интерактивные задания привлекались из дополнительных интернет источников.

Лексико-грамматический материал, подлежащий контролю, представлял собой активный и пассивный запас лексики по теме “ Shopping” и «Food” (модуль 9 УМК), а также грамматический материал (времена Present Simple, Present Perfect, Present Continuous.

Контрольный срез лексических и грамматических навыков учащихся (для объективности оценки которого был использован средний коэффициент обученности (К), по В.П. Беспалько: K=A/N, где А – количество правильных ответов, а N – максимально возможное количество баллов по заданию) показал, средний балл в начале эксперимента в контрольной группе – 3,6. на конец эксперимента – 3,8 балла. Средний балл в экспериментальной группе в начале эксперимента – 3,7. К концу эксперимента – 4,5. Прирост в экспериментальной группе составил 16,72%, а в контрольной – 2,65%, что говорит о том, что использование интерактивных форм контроля повышает средний балл учащихся.

Анкетирование, представляющее собой субъективный этап эксперимента, показало следующие результаты опроса учителей, работающих с интерактивными методиками (4 человека) и учеников, участвующих в экспериментальном исследовании (15 человек).

Таблица 1 - Эффективность работы с интерактивными методиками с точки зрения учителей и учеников

По результатам опроса учителей По результатам опроса учащихся

• нехватка времени для использования интерактивных методов контроля, кроме работы в парах, дискуссии и работы в малых группах посредством ролевой игры;

• нежелание учащихся вступать в диалог и неуверенность в собственных силах;

• тяжесть контроля правильности речь учащихся в групповых видах работы;

• неоднородный уровень владения языком учащихся в пределах группы/пары;

• нежелание учащихся думать самостоятельно и творчески;

• склонность к диалогической речи по образцу. • неуверенность в собственных силах и знаниях;

• однообразные задачи – составить диалог по образцу;

• страх перед неподготовленной диалогической речью.

Как видно из таблицы 1, основной трудностью применения интерактивных методик контроля лексико-грамматической стороны речи в условиях аудиторного билингвизма является языковой барьер, неумение вступать в свободный, неподготовленный диалог, интерференция родного языка. Вместе с тем, как показал анализ, интерактивные методики могут быть эффективно применены в сочетании с традиционными методами контроля в качестве дополнительного мотивационного стимула учащихся.

Остановимся также на интерактивных и компьютерных методиках контроля-оценивания знаний учащихся. В отечественной методической литературе выделяют несколько функций оценки таких, как [3, 5, 6]:

- Диагностирующая функция, которая проявляется в том, что в процессе проверки степени владения изучаемым языком «ставится диагноз» относительно сформированности у учащегося отдельных компонентов иноязычной коммуникативной деятельности. Этот «диагноз» служит основанием для определения путей необходимой коррекции как соответствующих умений, так и приемов обучения и изучения иностранного языка.

- Развивающая функция, которая обеспечивается на этапе контрольно-оценочных заданий, указывающих на соответствующие объекты проверки, и знания критериев оценки у учащихся формируются умения рефлексии и самостоятельной оценки результата овладения изучаемым языком.

- Обучающая функция, которая реализуется в ходе выполнения контрольно-оценочных заданий, предоставляющих учащимся возможность для тренировки и речевой практики, накопления языкового и речевого опыта, опыта решения коммуникативных задач средствами иноязычной речевой деятельности.

Одной из последних современных программ оценки является недавняя разработка «Plickers». Плюсы данной программы – это полная вовлеченность аудитории в работу, мгновенная оценка всех учащихся и упрощение сбора статистик. Вместе с тем, минусы также очевидны и включают прозрачность оценки для всей аудитории, что не всегда необходимо, а также несоответствие всем функциям и принципам оценки, указанным выше.

Сравнительный анализ ряда интерактивных упражнений, которые могут выступать в качестве форм контроля сформированности лексико-грамматических навыков, и традиционных форм контроля на предмет соответствия/несоответствия основным методическим принципам учебного процесса по иностранному языку показал следующее.

Таблица 2 - Соответствие традиционных и интерактивных форм контроля основным методическим принципам обучения ИЯ

Принцип функционирования Традиционные методы контроля Интерактивные методы контроля

Соответствие образовательному стандарту + +

Систематичность + -

Соответствие уровню языковой подготовки + +/-

Профессиональная оценка результатов + +/-

Интерактивность - +

Коммуникативная направленность +/- +

Как видно из таблицы 2, интерактивные методики контроля не всегда учитывают принцип систематичности и общеязыковой подготовки, в сравнении с традиционными тестовыми методы. Однако их преимуществом представляется учет принципа коммуникативной направленности и интерактивности в процессе обучения.

Заключение строится на решении в развернутой форме поставленных в вводной части задач.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Традиционные методы контроля все еще более показательны и дают более конкретный, объективный результат для последующего оценивания коммуникативных навыков школьников в общеобразовательной школе.

2. В условиях аудиторного билингвизма в сочетании с традиционными методами контроля (лексико-грамматическими тестами) интерактивные методики могут быть применены с учетом следующих принципов:

- мотивирование учащихся к выполнению задачи, то есть построение его таким образом, чтобы у учащихся появился интерес к его исполнению;

- четкая формулировка, лаконичность и понятность задачи;

- учет изменения ритма работы и ритма выполнения упражнений;

- постановка задач, связанных с поиском, оценкой и анализом конкретной ситуации;

- реализация элемента новизны благодаря материалам, которые не прорабатывались учениками ранее и содержащими информацию о событиях реальной жизни, которые являются актуальными;

- познавательная направленность, то есть развитие кругозора учащихся;

- построение задач, четко отвечающих тематике учебной программы и проверяющих знания лексики и грамматики;

- учет возрастных особенностей учащихся средних классов, т.е. задач, способствующих развитию их креативного мышления, грамотности, стимулировали к активной длительной речи с использованием тематической лексики.

3. Интерактивные формы оценивания «прозрачны», эффективны для построения активно-мотивационных технологий учебного процесса, но требуют систематизации и дополнительной работы со стороны учителя.

Анализ современных интерактивных методик и компьютерных программ показал, что они значительно повышают мотивацию учащихся и увеличивают процесс усвоения материала. Поскольку интерактивность предполагает различные формы взаимодействия (учитель-ученик, учитель-ученики, ученик-ученик, группа учеников-группа учеников), интерактивные формы контроля не существуют в изолированном виде, а могут быть использованы для отработки уже полученных лексико-грамматических навыков наряду с традиционными методами. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, а интерактивные способы контроля качества знаний обучающихся способствуют развитию коммуникативных умений и навыков.

Литература:

1. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Моделирование иноязычного пространства при обучении студентов-нелингвистов: предварительные результаты // Вопросы образования. – 2017. - №3. - C. 21-27.

2.Акимова Н.В., Овчинникова М.В. Возможные пути интеграции очного и дистанционного обучения иностранному языку в профильных классах старшей школы. - М., 2009. - 273 с.

3. Биболетова М.З. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку // Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 1999. - С. 17-40.

4.Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспекты: учебное пособие. - Иваново: ИвГУ, 2019. - 98с.

5. Вайсбурд М.Л. Контроль уровня сформированности коммуникативных умений // Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 1999. - С. 41-51.

6. Вербицкая М.В. Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 г. // Английский язык в школе. - 2006. - №2. - С. 34-40.

7. Вербицкая М.В. Структура и содержание модели измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по иностранном языкам // Иностранные языки в школе. - М., 2020. - №9. - C.10-21.

8.Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. - М.: Каро, 2016. - 184 с.

9. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Теcты как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и вузе: методическое пособие для преподавателей, аспирантов, студентов. – СПб., 2001. – 77 с.

10. Сысоев П.В. Информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранному языку. Теория и практика: монография. - М.: Глосса-Пресс, 2012. - 130 c.

11. Филатова Е.А. Проектирование процесса обучения иностранному языку в условиях аудиторного билингвизма (на примере традиционных и интерактивных методов обучения фонетике в вузах) // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. «Гуманитарные науки». - Калуга, 2021. - С. 143-149.

12. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. – М., 2021 – 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.