Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ WORLDSKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ В ВОЗРАСТЕ «50+»'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ WORLDSKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ В ВОЗРАСТЕ «50+» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРЛДСКИЛЛС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРТЫ ВОРЛДСКИЛЛС / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, Герасимова Евгения Олеговна, Ботова Любовь Николаевна, Заячук Татьяна Владимировна

Для создания экономических и социальных условий, исключающие дискриминацию граждан предпенсионного возраста в связи с изменением пенсионного законодательства, была разработана «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года». В связи с этим средние профессиональные образовательные учреждения и высшие учебные заведения страны начали проводить курсы профессиональной подготовки и переподготовки лиц предпенсионного возраста с использованием технологии Ворлдскиллс. В данной статье исследуется эффективность технологии WorldSkills в профессиональном обучении взрослых в возрасте 50 лет и старше. Авторами статьи произведён анализ данных по результатам итоговой аттестации групп, проходивших обучение в ГАПОУ «Международный колледж сервиса» в 2019-2020 учебном году по компетенциям «Администрирование отеля», «Поварское дело», «Эстетическая косметология», «Кондитерское дело», «Хлебопечение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, Герасимова Евгения Олеговна, Ботова Любовь Николаевна, Заячук Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS TECHNOLOGY EFFICIENCY IN VOCATIONAL TRAINING FOR ADULTS AGED «50+»

To create economic and social conditions that exclude discrimination against citizens of pre-retirement age in connection with changes in pension legislation, a “Special program of vocational training and additional vocational education for citizens of pre-retirement age for the period until 2024” was developed. In this regard, secondary vocational educational institutions and higher educational institutions of the country began to conduct vocational training and retraining courses for persons of pre-retirement age using WorldSkills technology. This article examines the effectiveness of WorldSkills technology in vocational training for adults aged 50 and over. The authors of the article analyzed the data based on the results of the final certification of groups trained at the International College of Service in the 2019-2020 academic year for the competencies “Hotel Receptioning”, “Cooking”, “Beauty Therapy”, “Confectioner/ Pastry cook”, “Bakery”.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ WORLDSKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ В ВОЗРАСТЕ «50+»»

Эффективность технологии Worldskills в профессиональном обучении взрослых в возрасте «50+»

Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,

доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

E-mail: gdautova@mail.ru

Герасимова Евгения Олеговна,

аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный

университет,

E-mail: anti96@bk.ru

Ботова Любовь Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

E-mail: lyuka_89@mail.ru

Заячук Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

E-mail: tatyana-zayachuk@yandex.ru

Для создания экономических и социальных условий, исключающие дискриминацию граждан предпенсионного возраста в связи с изменением пенсионного законодательства, была разработана «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года». В связи с этим средние профессиональные образовательные учреждения и высшие учебные заведения страны начали проводить курсы профессиональной подготовки и переподготовки лиц предпенсионного возраста с использованием технологии Ворлдскиллс. В данной статье исследуется эффективность технологии WorldSkills в профессиональном обучении взрослых в возрасте 50 лет и старше. Авторами статьи произведён анализ данных по результатам итоговой аттестации групп, проходивших обучение в ГАПОУ «Международный колледж сервиса» в 2019-2020 учебном году по компетенциям «Администрирование отеля», «Поварское дело», «Эстетическая косметология», «Кондитерское дело», «Хлебопечение».

Ключевые слова: Ворлдскиллс, профессиональное обучение, профессиональная переподготовка, эксперты Ворлдскиллс, компетенция.

о с

CJ

Введение

Современная реальность создает новые усложненные требования к личности и навыкам профессионала. Согласно концепции в области экономики и бизнес аналитики, нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный VUCA мир - это то, что нас сейчас окружает.[1]

Данная концепция предполагает подход, который помогает бизнесу работать в условиях нестабильности и быстрых изменений. Наряду со знаниями в выбранной специалистом сферы, умениями выполнять определенные операции, человек должен уметь соблюдать этикет делового общения, проявлять навыки критического мышления, работать в команде, адаптироваться, быть продуктивным, обладать развитым эмоциональным интеллектом, умением правильно распределять свое время и обладать цифровыми навыками. Данные требования взаимосвязаны между собой и при найме сотрудников рассматриваются в комплексе. Таковы критерии работодателей, предприятиям необходимы сотрудники способные отвечать всем предъявляемым требованиям. Система среднего специального и высшего образования с ними знакомы. С учетом этого проходят образовательные процессы в учебных учреждениях, но наряду с этим остаются те, кто уже закончил среднее профессиональное или высшее образование, им присущ богатый жизненный опыт, но ввиду изменений и современных тенденций их профессия или навыки перестали быть актуальными.

Основная часть

В 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года» целью которой является «содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда». [6]

Для обучения граждан предпенсионного возраста в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации на основании этой программы были разработаны перечни наиболее востребованных на региональных рынках труда навыков, компетенций, профессий. В реализации ме-

роприятий программы задействован союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)"», поскольку Ворлдскил-лс транслирует опыт реализации лучших мировых практик подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих.[5]

Согласно приказу «Об утверждении актуального перечня компетенций для организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в рамках федерального проекта «Содействие занятости»» 23.07.2021 был установлен перечень актуальных компетенций в него входит 163 компетенции в 7 профессиональных областях: информационные технологии, инженерия и производство, строительство, сфера услуг, творчество и дизайн, транспорт и логистика, образование. Все участники программы проходят тестирование для определения подходящей профессиональной траектории, тестовые задания составлены квалифицированными экспертами из разных отраслей экономики и социальной сферы и учитывают особенности специалистов зрелого возраста.[3]

Лишь учебное заведение прошедшее квалификационный отбор может реализовывать образовательную программу. Так, например, чтобы получить возможность подготовки слушателей программы «50+» с использованием технологии WorldSkills в 2019-2020 учебном году образовательное учреждение должно было соответствовать следующим параметрам по каждой компетенции:

- Наличие материальной базы в соответствии со стандартами WorldSkills (аккредитованная площадка по компетенции или площадка, полностью соответствующая инфраструктурному листу);

- Участие представителей учебного учреждения в чемпионатах профессионального мастерства и достигнутые ими результаты;

- Сертифицированный эксперт или эксперт с правом проведения региональных чемпионатов в качестве ведущего преподавателя курсов.

В конце 2020 учебного года в связи с Covid 19 и экономическими изменениями в стране, программа профессионального обучения для лиц возрасте 50 лет и старше была преобразована в другую программу, включающую больше различных категорий граждан, кому требуется профессиональное образования с целью трудоустройства. Так же были изменены условия конкурсного отбора учебного учреждения.[2]

Неизменным остается требование, что в курсе участвуют эксперты Ворлдскиллс - это преподаватели, специалисты различных областей, прошедшие специальное обучение и компетентные в организации и проведении мероприятий по стандартам Ворлдскиллс. В процессе становления помимо курсов повышения квалификации в профессиональной сфере, эксперт так же проходит кур-

сы повышения квалификации, в которых особое внимание уделяется формированию нового способа мышления профессионала, изучает способы эффективного распределения времени, работы с осознанностью, особенности различных психотипов и другие приемы развития гибких навыков. Эксперты обучены уделять одновременное внимание жёстким и гибким навыкам. Содержание обучения выстроено с учетом современных требований, учебно-тематический план, хоть и базируется на формировании профессиональных навыков, подразумевает выполнение различных задач, развивающих гибкие навыки. В результате прохождения курса слушатели сдают практическую квалификационную работу в формате демонстрационного экзамена по компетенции. [7,8]

Программы обучения разрабатываются в соответствии с:

- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования;

- профессиональным стандартом;

- спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». ГАПОУ «Международный колледж сервиса»

входит в «Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующих утвержденным критериям и рекомендованных для реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ» по компетенциям «Эстетическая косметология», «Хлебопечение», «Поварское дело», «Администрирование отеля», «Кондитерское дело».[4]

За период 2019-2020 учебный год в ГАПОУ «Международный колледж сервиса» прошло обучение 277 граждан в возрасте 50 лет и старше по 5 компетенциям (см. табл. 1). Обучение проводилось в виде:

- дополнительной профессиональной программы переподготовки в объеме 256 часов;

- основной программы профессионального обучения по профессии в объеме 144 часа; - повышения квалификации в объеме 72 часа. Таблица 1. Учебные группы ГАПОУ «МКС» по программе обучения «50+» 2019-2020 гг. СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

N группы/ год обучения Объем часов Количество человек Итоговая оценка «3» или «не аттестован» Итоговая оценка «4» Итоговая оценка «5»

Компетенция «Администрирование отеля»

А1. 2019 256 12 1 1 10

А1.2020 256 10 0 0 10

183

Окончание

N груп- Объем Количе- Итоговая Ито- Ито-

пы/ год часов ство че- оценка «3» говая говая

обуче- ловек или «не ат- оценка оценка

ния тестован» «4» «5»

Компетенция «Поварское дело»

П12019 144 9 0 0 9

П2 2019 144 16 0 6 10

П3 2019 144 12 0 1 11

П4 2019 72 5 0 2 3

П1 2020 144 10 0 2 8

П22020 144 8 0 2 6

Компетенция «Эстетическая косметология»

Э1 2019 256 9 0 1 8

Э2 2019 256 9 0 3 6

Э3 2019 144 17 0 6 11

Э4 2019 144 12 0 4 8

Э1 2020 256 15 0 3 12

Э22020 256 12 0 6 6

Э32020 256 16 0 6 10

Компетенция «Кондитерское дело»

К1 2019 72 6 0 0 6

К2 2019 256 7 0 3 4

КЗ 2019 144 20 0 0 20

К4 2019 144 10 0 0 10

К1 2020 256 10 0 0 10

К2 2020 256 8 0 0 8

КЗ 2020 256 13 0 0 13

Компетенция «Хлебопечение»

Х1 2019 144 8 0 3 5

Х2 2019 144 7 0 2 5

ХЗ 2019 144 16 0 13 3

ИТОГО 277 1 64 212

Заключение

Согласно требованиям, итоговая аттестация групп проводилась в форме демонстрационного экзамена, с независимой оценкой трёх линейных экспертов и внесением данных в систему CIS. Демонстрационный экзамен по каждой компетенции включает проверку навыков, приобретенных в процессе обучения. Непосредственно экзамен проходит на аккредитованной в соответствии с инфраструктурным листом площадке, в условиях, приближенных к производственным, с последующей выдачей свидетельства международного стандарта - Skilsspassport. Оценка проводится тремя экспертами одновременен но для каждого участника экзамена, благодаря че-5 му возможна объективная оценка квалификации е^ специалистов.

В качестве критерия оценки эффективности технологии WorldSkills в обучении взрослых выбра-

но: «успешное прохождение демонстрационного экзамена и окончание курса с оценками «хорошо» и «отлично»». Вне зависимости от компетенции за период 2019-2020 гг., лишь 1 человек из 277 слушателей курса был не аттестован в связи с неявкой на экзамен, отсутствуют слушатели окончившие на оценку «удовлетворительно», 76,5% слушателей курса получили оценку «отлично», 23,1% - «хорошо», что позволяет сделать вывод, что профессиональное обучение с использованием технологии WorldSkills эффективно и подходит для обучения взрослых в возрасте 50 лет и выше.

Литература

1. Обухова Н. И. VUCA-мир и образовательная среда // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 3 (11) / сентябрь. -С. 11-22. - URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/30sent2021/kvo302/ (дата обращения 7.11.2021)

2. Постановление правительства РФ от 13.03.2021 № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» -URL: https://py16dv.ru/ images/foto/obiyavleniya/FP/369.pdf (дата обращения 7.11.2021)

3. Приказ от 15.03.2021 № 15.03.2021-2 «Об утверждении перечня компетенций» -URL: https://py16dv.ru/images/foto/obiyavleniya/FP/2. pdf (дата обращения 7.11.2021)

4. Приказ от 17.03.2021 № 17.03.2021-1 «Об утверждении перечня рекомендованных центров обучения» -URL: https://py16dv.ru/ images/foto/obiyavleniya/FP/1_compressed.pdf (дата обращения 7.11.2021)

5. Пясецкая И.Ш. Особенности обучения лиц предпенсионного возраста по дополнительной профессиональной программе обучения по стандартам Worldskills по компетенции «Администрирование отеля» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. -Т. 13. - № 1. С. 32-38. DOI: 10.7442/2071-96202021-13-1-32-38

6. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 № 3025-р. «Об утверждении Специальной программы и плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 г.» (проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография») [Электронный ресурс] // Правительство Р Ф. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/35283/ (дата обращения 7.11.2021)

7. Фахрутдинова Г. Ж., Герасимова Е.О., Зая-чук Т.В.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS RUSSIA//BAK Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 6. С. 105-108.

8. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Y.V. Boltikov. PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PEOPLE WITH HEALTH DISABILITIES TO INTEGRATION INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION/ Eurasian Journal of Analitical Chemistry, 2017. T.12, № 5, С. 607618.

WORLDSKILLS TECHNOLOGY EFFICIENCY IN VOCATIONAL TRAINING FOR ADULTS AGED «50+»

Fahrutdinova G. Zh., Gerasimova E.O., Botova L.N., Zayachuk T.V.

Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism

To create economic and social conditions that exclude discrimination against citizens of pre-retirement age in connection with changes in pension legislation, a "Special program of vocational training and additional vocational education for citizens of pre-retirement age for the period until 2024" was developed. In this regard, secondary vocational educational institutions and higher educational institutions of the country began to conduct vocational training and retraining courses for persons of pre-retirement age using WorldSkills technology. This article examines the effectiveness of WorldSkills technology in vocational training for adults aged 50 and over. The authors of the article analyzed the data based on the results of the final certification of groups trained at the International College of Service in the 2019-2020 academic year for the competencies "Hotel Receptioning", "Cooking", "Beauty Therapy", "Confectioner/ Pastry cook", "Bakery".

Keywords: Worldskills, vocational training, professional retraining, Worldskills experts, competence.

References

1. Obukhova NI VUCA-world and educational environment // Scientific-methodical electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education". - 2021. - No. 3 (11) / September. - S. 11-22. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo302/ (date of treatment 11/7/2021)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.03.2021 No. 369 "On the provision of grants in the form of subsidies from the federal budget to non-profit organizations for the implementation of measures for organizing vocational training and additional vocational education for certain categories of citizens within the framework of the federal project" Promotion of employment "of the national project" Demography " -URL: https://py16dv.ru/images/foto/obiyavleniya/FP/369.pdf (date of treatment 11/7/2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Order of 03/15/2021 No. 15.03.2021-2 "On approval of the list of competencies" -URL: https://py16dv.ru/images/foto/obiyav-leniya/FP/2.pdf (date of treatment 11/7/2021)

4. Order of 17.03.2021 No. 17.03.2021-1 "On approval of the list of recommended training centers" -URL: https://py16dv.ru/im-ages/foto/obiyavleniya/FP/1_compressed.pdf (date of treatment 11/7/2021)

5. Pyasetskaya I. Sh features of training persons of pre-retirement age according to the additional professional training program worldskills for the competence «hotel receptioning»// Modern higher school: an innovative aspect. - 2021. - T. 13. - No. 1. S. 32-38. DOI: 10.7442 / 2071-9620-2021-13-1-32-38

6. Order of the Government of the Russian Federation of December 30, 2018 No. 3025-r. "On the approval of the Special program and action plan for the organization of vocational training and additional vocational education for citizens of pre-retirement age for the period until 2024" (project "Older generation" of the national project "Demography") [Electronic resource] // Government of the Russian Federation - Access mode: http: // govern-ment.ru/docs/35283/ (date of treatment 11/7/2021)

7. Fahrutdinova G. Zh., Gerasimova EO, Zayachuk T.V. History of the Worldskills Russia movement// VAK Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2020. No. 6. S. 105-108.

8. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Y.V. Boltikov. Pedagogical Model of Formation of Readiness of People With Health Disabilities to Integration into the Educational Environment of a Higher Education Institution/ Eurasian Journal of Analitical Chemistry, 2017. T.12, № 5, C. 607-618.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.