УДК: 374.7:004.9
Компьютерно ориентированная подготовка специалистов предпенсионного возраста в рамках национального проекта «Старшее поколение»
Е. М. Филиппова
https://orcid.org/0000-0002-4620-1313 [email protected]
А. А. Рыбанов
https://orcid.org/0000-0002-8638-9998 ryb anoff@yandex. ru
О. Ф. Абрамова
https://orcid.org/0000-0001-7318-6588 [email protected]
Computer literacy-oriented training of specialists of pre-retirement age within the framework of the national project "Older Generation"
E. M. Filippova A. A. Rybanov O. F. Abramova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается вопрос развития компьютерной грамотности специалистов предпенсионного возраста. Отмечается проблема обучения и переобучения граждан предпенсионного возраста. Цель исследования. Ставится цель повышения компьютерной грамотности зрелых людей в условиях современного этапа развития информатизации общества в связи с необходимостью соответствия требованиям работодателей. Методология (материалы и методы). Анализ публикаций, посвященных вопросам обучения и переобучения граждан старшего возраста, привел к необходимости разработки дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ», направленный на формирование новых компетенций слушателей в области получения, преобразования, хранения и использова-
ния информации и развитие навыков рационального использования ЭВМ в профессиональной деятельности. Результаты. Разработана и апробирована дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов предпенсионного возраста без учета базового образования. Научная новизна состоит в описании актуальных подходов к обучению граждан старшего возраста, существенно отличающихся от молодежи, в разработке дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов предпенсионного возраста.
Практическая значимость - апробирована разработанная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов предпенсионного возраста на практике и получены эмпирические результаты, показывающие
динамику сформированности компетенций слушателей в области получения, преобразования, хранения и использования информации и развития навыков рационального использования ЭВМ в профессиональной деятельности на этапе переподготовки. Доказано развитие компьютерной грамотности специалистов предпенсионного возраста в процессе профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ».
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The article deals with the development of computer literacy of specialists of preretirement age. The problem of training and retraining of the elderly is noted. The goal of the research. The aim is to improve the computer literacy of pre-retirees in the current stage of the development of informatization of society in connection with the need to meet the requirements of employers. Methodology. The analysis of publications devoted to the issues of training and retraining of older citizens led to the need to develop an additional professional program of professional retraining "Computer Operator", aimed at forming new competencies of students in the field of obtaining, converting, storing and using information and developing skills for the rational use of computers in professional activities. Results. An additional professional program of professional retraining "Computer Operator" for specialists of pre-retirement age without taking into account basic education was developed and tested. The scientific novelty consists in the description of current approaches to the training of older citizens, which are significantly different from young people, in the development of an additional professional retraining program "Computer Operator" for specialists of pre-retirement age. Practical novelty - the developed additional professional program of professional retraining "Computer Operator" for specialists of pre-retirement age was tested in practice and empirical results were obtained showing the dynamics of the formation of students ' competencies in the field of obtaining, converting, storing and using information and developing skills for rational use of computers in professional activities at the stage of retraining. The development of computer literacy of specialists of pre-retirement age in the process of professional retraining "Computer Operator" is proved.
Ключевые слова: национальный проект, демография, старшее поколение, предпенсионный возраст, профессиональная переподготовка, обучение, компьютерные технологии, мультимедийные технологии.
Keywords: national state project, demography, older generation, pre-retirement age, professional retraining, training, computer technologies, multimedia technologies.
Введение
В современном мире существует необходимость в непрерывном получении образования работником в течение всей его жизни. Одним из видов профессионального развития персонала является повышение квалификации кадров [1]. Сегодня граждане предпенсионного возраста оказались в достаточно сложном положении. Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», к гражданам предпенсионного возраста относятся люди, которым до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, осталось не более пяти лет1. С одной стороны, в предпенсионном возрасте достаточно трудно найти работу, с другой, - в связи с повышением пенсионного возраста они не могут выйти на пенсию.
В настоящее время неуклонно увеличивается количество различных дополнительных форм обучения, включая различные курсы и центры переквалификации и повышения квалификации [2]. Считается, что при освоении интернет-технологий у людей старшего поколения прослеживаются определенные трудности, их намного сложнее обучить. Лица предпенсионного возраста не особо охотно соглашаются на различные тренинги, обучение и повышение квалификации [3]. На решение
1 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/3d0ca c60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 01.06.2021).
описанных выше проблем ориентирована одна из задач проекта «Старшее поколение» («Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения»), входящего в состав проекта «Демография»2. Задача организации мероприятий по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению лиц предпенсионного возраста, которая сформулирована в рамках проекта «Старшее поколение», предполагает ежегодное обучение, с 2019 года по 2024 год, не менее 75 тыс. чел. (всего за 6 лет - 450 тыс. чел.). Программа обучения лиц предпенсионного возраста позволит им продолжить свою трудовую деятельность, не только на прежнем, но и на новом рабочем месте, а также работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами и т. д.
По данным Минтруда РФ, благодаря проекту «Старшее поколение» почти 50% лиц предпенсионного возраста, которые лишись работы в 2020 году, после обращения в службы занятости населения были трудоустроены. В дополнение к этому переобучение в рамках проекта «Старшее поколение» прошли 64 тысячи граждан предпенсионного возраста, из них работу нашли 93% участников. Теоретически можно предположить, что между информационными запросами пользователей и их поведением имеется связь. Поэтому для оценки динамики поискового интереса пользователей к проекту «Старшее поколение» был использован сервис поисковой системы Яндекс Wordstat, предназначенный для получения статистики поисковых запросов3. На рисунке 1 представлена информация об обращениях пользователей к поисковой системе Яндекс по запросу «работа для предпенсионного возраста». График показывает существующую тенденцию постоянного поиска вакансий лицами предпенсионного возраста. На рисунках 2-3 представлена информация об обращениях пользователей к поисковой системе Яндекс по запросам «проект старшее
2 Министерство труда Российской Федерации. URL: https://mintrud.gov. ru/ministry/programms/demo graphy/3 (дата обращения: 02.04.2021).
3 Официальный сайт Яндекс подбор слов. URL: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 02.04.2021).
поколение» и «обучение граждан предпенсионного возраста», из которых следует, что тенденции всех графиков практически одинаковы, и в определенные интервалы времени прослеживается как возрастание интересов к запросам «проект старшее поколение» и «обучение граждан предпенсионного возраста», так и угасание. Это свидетельствует о постепенном затухании интереса пользователей к проекту «Старшее поколение» в разрезе обучения лиц предпенсионного возраста. Учеными ведутся исследования, связанные с обучением и переобучением лиц старшего возраста, аспектами и проблемами их трудоустройства в условиях современного этапа развития общества (И. В. Садкова [3], Е. А. Гусев [4], И. А. Селицкий [4], К. Г. Кязимов [9], А. Ю. Россошанская [10], В. С. Яшина [10] Л. В. Прохорова [11], О. М. Киселева [12], А. А. Быков [12], О. А. Авдеюк [15], Т. С. Хворост [15], И. А. Тюшнякова [19], С. В. Кривых [20], М. В. Степанова [20] и др.). По мнению авторов, задача стоит именно переобучить граждан предпенсионного возраста с целью продолжения ими профессиональной деятельности, что позволит им работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами, получить квалификационный разряд, класс, категорию в соответствии с профессией гражданина без изменения его уровня образования [4].
Обзор литературы. Граждане предпенсионного возраста имеют достаточно большой стаж работы, обладают бесценным опытом и высокой квалификацией, однако их знания, полученные больше 20 лет назад, со временем устаревают. В связи с развитием научно-технического прогресса современные информационные технологии все больше внедряются в профессиональную деятельность специалистов [5]. Автоматизация коренным образом меняет привычные действия всех сотрудников организации, сокращает традиционный бумажный оборот, снижает трудоемкость выполняемой работы и, как следствие, ускоряет процессы управления. Возникает проблема «цифрового разрыва» между поколениями, проявляющегося в различном уровне цифровой грамотности [6]. В современном мире невозможно представить работу любого структурного подразделения без компьютеров, что требует непрерывного повышения квалификации всех
сотрудников. Оно должно быть направлено на развитие имеющихся или освоение новых компетенций, необходимых для профессионального развития специалистов в рамках того же вида профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности [7]. В связи с повсеместным использованием компьютеров и специализированного программного обеспечения каждому специалисту необходимо развивать свою компьютерную грамотность: владение определенным комплектом знаний, умений и навыков работы на компьютере, исполь-
зование средств вычислительной техники в своей профессиональной сфере. Для оптимизации процесса овладения информационными технологиям людьми старшего возраста необходимо совершенствовать методы и приемы обучения в центрах дополнительного образования [8].
Постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций позволяет людям успешно развиваться и реализовывать свои способности, быть менее подверженными стрессовым состояниям [9].
Рис. 1. Статистика по поисковому запросу «работа для предпенсионного возраста»
5500
ш 5000
о 4500
£ 4000
§ § 3500
* ё 3000
§ 2500
н Я 2000
ц 1500
о
о
ю <
Рис. 2. Статистика по поисковому запросу «проект старшее поколение»
Рис. 3. Статистика по поисковому запросу «обучение граждан предпенсионного возраста»
Научившись пользоваться компьютером, немолодые люди успешно адаптируются в информационной среде, включаются в активный информационно-социализирующий процесс [10]. Образовательные потребности людей старшего возраста связаны с желанием не отстать от общего жизненного потока, не оказаться смешным в своем незнании элементарных вещей [11]. Интернет-ресурсы дают возможность записаться к врачу, оплачивать коммунальные счета, изучать законодательные и нормативные акты на порталах органов власти, заводить новые знакомства, создавать круг общения по интересам. Социальные сети, голосовые и видеозвонки, обмен сообщениями в чате и множество других функций различных приложений дают возможность поддерживать существующие, возобновить утерянные и наладить новые контакты, что становится особенно значимо с возрастом [12]. Обучение граждан зрелого возраста владению компьютерными технологиями в рамках курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки не зависит от полученных ими ранее специальностей. Проходя профессиональную переподготовку, имея возможность трудоустроиться после обучения, люди предпенсионного возраста вливаются в социум города, что способствует развитию активности личности и повышению качества жизни людей [13].
Методология (материалы и методы)
Для специалистов старшего возраста авторами была разработана дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (по про-
филю направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника») общей трудоемкостью 252 часа, целью которой является формирование новых компетенций слушателей в области получения, преобразования, хранения и использования информации и развитие навыков рационального использования ЭВМ в профессиональной деятельности; учебный план представлен в таблице 1.
В результате переподготовки слушатель должен:
- знать требования по технике безопасности при работе с ПК, виды системного и программного обеспечения, методы обработки, хранения и передачи информации, принципы работы со специализированными пакетами программ, принципы построения локальных и глобальных вычислительных сетей;
- уметь выполнять элементарные операции с файлами и папками, вести процесс обработки информации в различных специализированных программах, работать в локальных и глобальных вычислительных сетях.
Содержание образовательного процесса современной модели повышения квалификации часто строится как образовательная программа, проектируемая по модульно-накопительному принципу [14]. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» разбита на четыре модуля, по каждому из которых предусмотрены изучение теоретического материала в форме лекций, выполнение заданий лабораторных работ, сдача зачета; обучение завершается экзаменом в форме итогового тестирования.
Таблица 1
Учебный план дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ»
№ п/п Наименование учебных модулей (дисциплин) Общая трудоемкость, час. Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа, час.
всего лекции лабораторные работы контроль
1 Модуль 1. Операционная система Windows и офисные приложения MS Office 54 30 4 24 2 24
2 Модуль 2. Основы работы с изображениями в пакете MS Office 54 30 4 24 2 24
3 Модуль 3. Мультимедийные технологии 54 30 4 24 2 24
4 Модуль 4. Интернет- технологии 54 30 4 24 2 24
5 Итоговая аттестация 36 36 — — 36 —
ВСЕГО ЧАСОВ 252 156 16 96 44 96
Учитывая принципы профессионального обучения лиц предпенсионного возраста, на наш взгляд, одним из главных представляется учет возрастных и психологических особенностей граждан, совершенно отличающихся от традиционных студентов. Для специалистов старшего возраста требуется больше времени для осознания возможностей и принципа работы программного обеспечения, чем для молодежи, поэтому приложения MS Office были выбраны для всех модулей, так как эти программные продукты, как правило, используются слушателями на рабочем месте, поэтому не вызывают изначального отторжения и позволяют мотивировать обучающихся к получению новых знаний. Лабораторные работы описаны максимально подробно, разработан детализированный пошаговый алгоритм выполнения заданий с достаточной визуализацией шагов посредством скриншотов рабочих столов изучаемых программных продуктов. Такая работа не потребует от пользователя значительных усилий. Но в то же время, убедившись в простоте алгоритма решения задачи, слушатель сможет легко решить подобную, что повысит его самооценку и значительно усилит заинтере-
сованность в процессе. Такой подход максимально учитывает опасения людей старшего возраста, и даже боязнь всего, что связано с компьютером, рассчитан на постепенное погружение в тему и бережное отношение к обучающимся.
Модуль «Операционная система Windows и офисные приложения MS Office» дает слушателям понятие о работе компьютера, видах программного обеспечения, основах работы операционной системы Windows и наиболее распространенных программ интегрированного пакета MS Office. Работа персонального компьютера и современных мобильных телефонов основана на одинаковых принципах обработки информации, поэтому знание элементарных операций по работе с файлами и каталогами намного облегчит использование слушателями приложений мобильных телефонов в повседневной жизни, что позволит им чувствовать себя более уверенно.
Модули «Основы работы с изображениями в пакете MS Office», «Мультимедийные технологии» посвящены обработке графической информации. Модуль «Основы работы с изображениями в пакете MS Office» предназначен для
формирования у обучающихся устойчивого интереса к процессам визуализации данных. Однако сами задачи, которые получают обучающиеся в рамках лабораторных работ, формулируются в современной форме, без учета их уровня знаний. Например: визуализация статистических данных, создание инфографики, разработка мотивационного плаката. Такая двойственность, по мнению авторов, должна помочь слушателям осознать значимость и современность получаемых знаний и отнестись к заданиям с интересом.
Модуль «Мультимедийные технологии» содержит информацию о более сложных умениях: создании анимированных изображений различного типа. Практические задания максимально используют усвоенные ранее знания, кроме того, усиливается мотивационная составляющая процесса за счет демонстрации заранее подготовленных вариантов выполнения практических задач в социальных сетях и мессенджерах, приведены примеры практического использования полученных знаний в личной и профессиональной сфере.
Модуль «Интернет-технологии» направлен на расширение знаний обучающихся о гипертекстовой информации, ее представлении в интернете, об информационных электронных ресурсах и их возможностях, об основах информаци-
онной безопасности в современных условиях развития информатизации общества. Все больше государственных и социальных услуг обретают электронный вид, пользование различными сервисами осуществляются с помощью интернета, поэтому обучение навыкам работы на компьютере является весьма актуальной задачей [15]. С целью более глубокого понимания работы сайтов в интернете слушателям предложены лабораторные работы на создание web-страниц, сначала на основе документов MS Word, а позже и с использованием html.
Результаты и их описание. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» апробирована в рамках проекта «Демография» в 2020 году. Средний возраст обучающихся в количестве 11 человек составил 53,8 года (рис. 4). Базовое образование слушателей: высшее - 18%, среднее профессиональное -73%, среднее общее - 9% (рис. 5).
Материалы дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» были размещены на портале Волжского политехнического института (филиала) Волгоградского государственного технического университета и позволяли работать с обучающимися как в очном, так и в дистанционном формате.
Рис. 4. Возраст слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (набор 2020 года)
Уровень базового образования слушателей
а Высшее образование
515 Среднее профессиональное образование ^ Среднее общее образование
Рис. 5. Уровень базового образования слушателей профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (набор 2020 года)
В нашем случае в связи со сложной эпидемиологической обстановкой профессиональная переподготовка проводилась удаленно с параллельным изучением возможностей, методов и средств дистанционного обучения, поскольку лекции и консультации велись в системе Zoom.
На сегодняшний день существенную составляющую информационно-образовательной среды представляет собой виртуальное образовательное пространство, основанное на компьютерных технологиях, информационных сетях со своей инфраструктурой, различными сервисами [16]. Дистанционное обучение взрослых занимает ключевое место в непрерывном образовании, поскольку информационные технологии предоставили ему новые преимущества, в частности мгновенную обратную связь и разноуровневые коммуникационные площадки [17]. Например, видеолекции в формате видеоконференций позволяют ощутить личный контакт как с преподавателем, так и другими слушателями [18]. Выбранный подход представления информации и набор практических заданий обусловлен возрастными особенностями обучающихся и, в первую очередь, учитывает максимально настороженное отношение человека старшего возраста к возможностям компьютерной техники. Специализированные термины, новая информация и заведомо пугающие граждан предпенсионного возраста практические задания предлагались постепенно, в комфортном темпе и дублировались в видео и печатной фор-
ме. На лекциях уделялось внимание заданиям лабораторных работ с рассмотрением конкретных примеров, описанных в тексте. Большую роль играет возможность постоянного доступа слушателей к материалам лекций и лабораторных работ, так как специалисту предпенсионного возраста необходимо больше времени для осознания основ компьютерных технологий, а следовательно, возникает необходимость повторного изучения теории и примеров практических заданий. Лица предпенсионного возраста должны понимать, что те знания, которые они получают в процессе обучения, в дальнейшем пригодятся им на практике [19].
Поскольку в настоящее время все рабочие места специалистов различных профилей автоматизированы, то с некоторыми программами слушатели уже встречались и имеют представление о некоторых их возможностях, например текстовый процессор, электронные таблицы. Однако не применяют электронные презентации, а с системами управления базами данных никогда не встречались. Как правило, на своих рабочих местах слушатели набирали и форматировали текст и создавали таблицы в MS Word и MS Excel. Об электронных презентациях обучающиеся имели понятие, так как их некоторые рабочие совещания сопровождались представлением мультимедийной информации. Слушателям было интересно попробовать создать свои мультимедийные презентации. Программа
MS Access поразила обучающихся возможностью разнопланового представления информации, содержащейся в одном файле (таблицы, формы, запросы, отчеты), поскольку до этого ни с чем подобным они не встречались, но тем не менее сразу нашли им применение в своей профессиональной деятельности. Изучив основы приложений интегрированного пакета MS Office, стало возможным говорить об обработке изображений и настройке различных эффектов.
Мультимедийные технологии решают задачу «встраивания» человека старшего возраста в современную действительность для потребителя, позволяя ему относиться к возможностям современных гаджетов и программного обеспечения не только с уважением и страхом, но и с интересом. Практические задания давали возможность обучающимся самостоятельно, на пошагово описанных простейших примерах, реализовать отдельные нестандартные возможности привычных им по профессиональной деятельности программ из пакета Microsoft Office, демонстрирующих отличную визуализацию и/или динамику в представлении информации. Изучаемые темы пригодятся обучающимся в профессиональном плане, возможно, реже, чем в обычной жизни, например пользователю социальных сетей либо полноправному собеседнику в разговоре с детьми и внуками на схожие темы. Но это, по мнению авторов, также важно, как и получение новых профессиональных качеств. Даже современная молодежь часто не рассматривает пакет Microsoft Office как средство для создания визуальной информации, тем более анимированной. Поэтому полученные навыки позволят специалисту предпенсионного возраста чувствовать себя уверенней и мудрее, как и ожидается на психологическом уровне. Особое внимание слушателей привлекли создание анимированной открытки для поздравления коллег, реализация мультфильма, работа с собственными изображениями и фотографиями, что позволило сформировать у них доверие и устойчивый интерес к новым умениям в привычных программах. Что касается работы с интернет-технологиями, слушатели имели представление о гипертекстовой информации, но из сервисов интернета использовали в своей работе только электронную почту. 27% обучающихся на начало профессиональной переподготовки умели пользовать
банковскими приложениями в мобильном телефоне, у остальных, по их мнению, в доступе в интернет не было необходимости. Изучение информационных электронных ресурсов с конкретными примерами электронных библиотек, энциклопедий, музеев, представление возможностей различных сервисов привело к повышению познавательного интереса слушателей, и к концу изучения модуля уже 72% обучающихся подключили доступ в интернет.
Создание связанных web-страниц с помощью текстовых документов специалистам предпенсионного возраста сложным не показалось, за счет уже довольно спокойного ориентирования в приложении MS Word. Создание web-страниц с помощью html оказалось более трудным из-за необходимости прописывать тэги, а специалистам предпенсионного возраста требовалось больше времени для осознания такой формы записи. Но тем не менее такая работа заинтересовала слушателей и привела к более глубокому пониманию работы сайтов в сети Интернет. Такой подход снимает у специалистов предпенсионного возраста напряжение и страх «нажать не на ту ссылку/кнопку» и дает знание о том, что делать дальше и как вернуться при необходимости назад. Знание слушателей о структуре web-страниц позволяет не отвлекаться на баннеры, а уделять внимание только нужным объектам на сайте. На рисунках 6, 7 представлены данные входной и выходной диагностики уровня владения слушателями основными приложениями MS Office до начала и после окончания профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (набор 2020 года). На горизонтальной оси под номерами 1-11 указаны обучающиеся, на вертикальной оси -набранные ими баллы в ходе тестирования из максимальных 10 баллов (рис. 6, 7). Данные диаграммы на рисунке 7 доказывают правильность выбранной стратегии переподготовки специалистов старшего возраста по развитию у них компьютерной грамотности. Профессиональная подготовка «Оператор ЭВиВМ» позволила расширить знания и умения специалистов предпенсионного возраста по применению компьютерных технологий в профессиональной сфере и обычной жизни. Непрерывное образование взрослых всех возрастов ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повыше-
ние возможностей его трудовой и социальном адаптации в быстро меняющемся мире [20].
Обсуждение. Задача проекта «Старшее поколение», входящего в состав проекта «Демография», состоит в организации профессионального обучения работников предпенсионного возраста. В настоящее время в условиях по-
всеместного использования компьютеров является необходимым развитие компьютерной грамотности граждан предпенсионного возраста: расширение знаний и умений использования компьютерных технологий в профессиональной сфере с целью продолжения их профессиональной деятельности.
Риа 6. Уровень владения слушателями основными приложениями MS Office до начала профессиональной
переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (набор 2020 года)
Риа 7. Уровень владения слушателями основными приложениями MS Office после окончания профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» (набор 2020 года)
Научная новизна заключается в выделении актуальных подходов профессиональной переподготовки граждан предпенсионного возраста с учетом возрастных особенностей и условий развития информатизации общества. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в разработке авторской дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов старшего возраста. Практическая значимость исследования заключается в апробации разработанной авторами дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов предпенсионного возраста.
Анализ результатов профессиональной переподготовки позволил сделать вывод о понимании слушателями значения компьютерных технологий в современной жизни человека. За время обучения специалисты предпенсионного возраста значительно повысили свой уровень компьютерной грамотности, в связи с необходимостью более глубокого погружения в компьютерный мир и более широкого использования приложений в своей профессиональной сфере и обычной жизни. В перспективе по данной программе возможно обучение компьютерным технологиям пожилых людей пенсионного возраста.
Заключение
Анализ научных статей показал, что сегодня в профессиональную деятельность специалистов все больше внедряются информационные технологии, что вызывает проблемы у лиц старшего возраста.
Развитие компьютерной грамотности таких специалистов позволит людям старшего возраста включаться в активный информационно-социализирующий процесс и соответствовать требованиям работодателей.
Авторы статьи показали, что разработанная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Оператор ЭВиВМ» для специалистов старшего возраста доказала свою состоятельность и результативность в развитии компьютерной грамотности слушателей. Было выявлено, что у слушателей снизилась тревожность, повысилась уверенность в себе, развился познавательный интерес к изучению возможностей офисных приложе-
ний и использованию компьютерных технологий на рабочем месте.
Библиографический список:
1. Санатина, К. П. Повышение квалификации кадров: современные методы / К. П. Са-натина, С. А. Ярушева. - Текст : непосредственный // Общество, экономика, управление. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 54-59.
2. Тарасов, В. В. Переподготовка и повышение квалификации кадров в системе высшего образования как средство борьбы с социальным риском безработицы / В. В. Тарасов. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015.- № 4. - С. 77-80.
3. Садкова, И. В. Особенности трудоустройства людей предпенсионного возраста / И. В. Садкова. - Текст : непосредственный // Human Progress. - 2019. - Т. 5. - № 2.
4. Гусев, Е. А. Непрерывное образование в контексте профессионального переобучения лиц предпенсионного возраста / Е. А. Гусев, И. А. Селицкий. - Текст : непосредственный // Preparing a competitive specialist as a purpose of modern education. Materials of the VIII international scientific conference. - 2018. -С. 60-62.
5. Филиппова, Е. М. Разработка этапной модели методики выравнивающего обучения студентов вузов по информатике / Е. М. Филиппова, А. А. Рыбанов, О. В. Свиридова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=30641 (дата обращения: 31.03.2021).
6. Лысак, И. В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И. В. Лысак. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. -2017. - № 7. - С. 129-135.
7. Иванов, О. Б. Система непрерывного повышения квалификации кадров в крупных компаниях (практика ОАО «Российские железные дороги») / О. Б. Иванов. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3 (24). - С. 41-48.
8. Секинаева, Б. Ш. Реализация программ дополнительного образования по информационным технологиям для граждан предпенсионного возраста / Б. Ш. Секинаева. - Текст : непо-
средственный // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 1 (23). -С.347-355.
9. Кязимов, К. Г. Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста / К. Г. Кязимов. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - С. 79-86.
10. Россошанская, А. Ю. Компьютерная грамотность как показатель информационной культуры пожилых людей / А. Ю. Россошанская, В. С. Яшина. - Текст : непосредственный // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2017. - Т. 7. - № 6. -С. 937-940.
11. Прохорова, Л. В. Компьютерная грамотность в пожилом возрасте: опыт народного факультета НГТУ / Л. В. Прохорова. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 55-3. - С. 185-204.
12. Киселева, О. М. Особенности обучения пожилых людей информационным технологиям / О. М. Киселева, А. А. Быков. -Текст : непосредственный // Системы компьютерной математики и их приложения. -
2019. - № 20-2. - С. 190-194.
13. Андриенко, О. А. Проблемы и перспективы образования взрослых (на примере людей предпенсионного возраста) / О. А. Андриен-ко. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -
2020. - Т. 9, № 1 (30). - С. 16-19.
14. Марон, А. Е. Современные модели повышения квалификации педагогических кадров в опыте института повышения квалификации / А. Е. Марон, Е. Г. Королева. - Текст : непосредственный // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2020. - № 4. -С. 20-22.
15. Авдеюк, О. А. Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста / О. А. Авдеюк, Т. С. Хворост. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2015. - № 4 (84). - С. 531-534.
16. Беляева, О. А. Актуальные проблемы внедрения дистанционного обучения в системе дополнительного образования взрослых / О. А. Беляева. - Текст : непосредственный // Теория и методика профессионального образования. - 2014. - Т. 1, № 1-1. - С. 172-178.
17. Хасуев, А.Э. Особенности дистанционного обучения взрослых людей / А. Э. Хасуев. -Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). -С. 177-178.
18. Ходякова, Н. В. Образовательная среда дистанционного обучения взрослых: дидактические ориентиры и методическая реализация / Н. В. Ходякова, Д. А. Ходяков. - Текст : непосредственный // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 126-129.
19. Тюшнякова, И. А. Профессиональное обучение лиц предпенсионного возраста / И. А. Тюшнякова. - Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 80-89.
20. Кривых, С. В. Опыт дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста / С. В. Кривых, М. В. Степанова. - Текст : непосредственный // Академия профессионального образования. - 2018. -№ 10. - С. 3-18.
References:
1. Sanatina, K. P., Jarusheva, S. A. Professional development of personnel: modern methods [Pov-yshenie kvalifikacii kadrov: sovremennye metody], Society, economy, management. 2021, Vol. 6, No. 1, pp. 54-59.
2. Tarasov, V. V. Retraining and advanced training of personnel in the higher education system as a means of combating the social risk of unemployment [Perepodgotovka i povyshenie kvalif-ikacii kadrov v sisteme vysshego obrazovanija kak sredstvo bor'by s social'nym riskom bezraboticy], Humanities, socio-economic and social sciences, 2015, No. 4, pp. 77-80.
3. Sadkova, I. V. Features of employment of people of pre-retirement age [Osobennosti tru-doustroystva lyudey predpensionnogo vozrasta], Human Progress, 2019, Vol. 5, No. 2.
4. Gusev, E. A., Selitskiy, I. A. Continuing education in the context of professional retraining of persons of pre-retirement age [Nepreryv-noe obrazovanie v kontekste professional'nogo pereobucheniya lits predpensionnogo vozrasta], Preparing a competitive specialist as a purpose of modern education. Materials of the VIII international scientific conference, 2018, pp. 60-62.
5. Filippova, E. M., Rybanov, A. A., Sviri-dova, O. V. Development of a step-by-step model of the methodology of equalizing training of university students in computer science [Razrabotka etapnoy modeli metodiki vyravnivayushchego obucheniya studentov vuzov po informatike], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2021, No. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30641 (accessed date: 03/31/2021).
6. Bojarinov, D. A. Formation of digital literacy of persons of pre-retirement and retirement age in the conditions of continuous education [Formirovanie cifrovoj gramotnosti lic predpensionnogo i pensionnogo vozrasta v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija], Scientific support of the personnel professional development system, 2019, No. 4 (41), pp. 65-77.
7. Ivanov, O. B. The system of continuous professional development of personnel in large companies (the practice of JSC "Russian Railways") [Sistema nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii kadrov v krupnyh kompanijah (praktika OAO "Rossijskie zheleznye dorogi")], Domestic and foreign pedagogy, 2015, No. 3 (24), pp. 41-48.
8. Sekinaeva, B. Sh. Implementation of programs of additional education in information technologies for citizens of pre-retirement age [Realizacija programm dopolnitel'nogo obrazovanija po informacionnym tehnologijam dlja grazhdan predpensionnogo vozrasta], CITSE, 2020, No. 1 (23), pp. 347-355.
9. Kyazimov, K. G. Additional professional education as a condition for continuing employment of persons of retirement age [Dopolnitel'noe pro-fessional'noe obrazovanie kak uslovie prodolzheniya zanyatosti lits pensionnogo vozras-ta], Vocational education and the labor market, 2018, No. 3, pp. 79-86.
10. Rossoshanskaya, A. Yu., Yashina, V. S. Computer literacy as an indicator of the information culture of the elderly [Komp'yuternaya gramotnost' kak pokazatel' informatsionnoy kul'tury pozhilykh lyudey], Bulletin of medical Internet conferences, 2017, Vol. 7, No. 6, pp.937-940.
11. Prokhorova, L. V. Computer literacy in the elderly: the experience of the People's Faculty of NSTU [Komp'yuternaya gramotnost' v pozhilom vozraste: opyt narodnogo fakul'teta NGTU], Prob-
lems of modern teacher education, 2017, No. 55-3, pp.185-204.
12. Kiseleva, O. M., Bykov, A. A. Features of teaching information technologies to the elderly [Osobennosti obucheniya pozhilykh lyudey infor-matsionnym tekhnologiyam] Computer mathematics systems and their applications, 2019, No. 20-2, pp.190-194.
13. Andrienko, O. A. Problems and prospects of adult education (on the example of people of pre-retirement age) [Problemy i perspektivy obrazovanija vzroslyh (na primere ljudej predpensionnogo vozrasta)], Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2020, Vol. 9. No. 1 (30), pp. 16-19.
14. Maron, A. E., Koroleva, E. G. Modern models of professional development of teaching staff in the experience of the Institute of Advanced Training [Sovremennye modeli povyshenija kvalif-ikacii pedagogicheskih kadrov v opyte instituta povyshenija kvalifikacii], Education: development resources. Bulletin of LRIED, 2020, No. 4, pp. 20-22.
15. Avdeyuk, O. A., Khvorost, T. S. Features of teaching computer literacy to people of retirement age [Osobennosti obucheniya komp'yuternoy gramotnosti lyudey pensionnogo vozrasta], Young scientist, 2015, No. 4 (84), pp. 531-534.
16. Chivilev, A. A. Modern communication technologies in the system of professional development of education workers [Sovremennye kom-munikativnye tehnologii v sisteme povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija], Scientific support of the personnel professional development system, 2020, No. 2 (43), pp. 118-129.
17. Volobueva, T. B. Mass open online courses as a form of professional development of teachers [Massovye otkrytye onlajn-kursy kak forma pov-yshenija kvalifikacii pedagogov], Scientific support of the personnel professional development system, 2020, No. 4 (45), pp. 16-22.
18. Selivanova, E. A. Development of teachers ' motivation to exchange knowledge in remote forms of professional development [Razvi-tie motivacii pedagogov k obmenu znanijami v distancionnyh formah povyshenija kvalifikacii], Scientific support of the personnel professional development system, 2020, No. 4 (45), pp.60-68.
19. Tyushnyakova, I. A. Professional training of persons of pre-retirement age [Professional'noe
obuchenie lits predpensionnogo vozrasta], Bulletin of the Udmurt State University, 2018, No. 3, pp.80-89.
20. Krivyh, S. V., Stepanova, M. V. Experience of additional education of people of pre-
retirement and retirement age [Opyt dopolnitel'nogo obrazovanija ljudej predpensionnogo i pensionnogo vozrasta], Academy of Professional Education, 2018, No. 10, pp. 3-18.