УДК 378.046.4
Н. Я. Гарафутдинова1, С. Г. Корешева2
Применение цифровых технологий при реализации национальных проектов в системе ДПО как одна из инновационных технологий 2020 года
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Омск, Россия 2ЧОУ ДПО «СЕВЗАПУЧЦЕНТР», г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены возможные механизмы и особенности проведения обучения по программам ДПО по приоритетным направлениям национальных проектов с применением механизмов и технологий цифровизации для формирования, развития и сохранения кадрового потенциала предпри-
Ключевые слова: национальные проекты, цифровизация, информационные технологии, ключевые направления развития, обучение инвалидов, женщин в декретном отпуске, работающих 50+, лиц предпенсионного возраста, индивидуальные образовательные сертификаты, научно-образовательные центры, профессиональная переподготовка специалистов и руководителей, федеральные, региональные, муниципальные органы власти, электронный бюджет, заявки на финансирование.
N. Ya. Garafutdinova1, S. G. Koresheva2
The use of digital technologies in the implementation of national projects in the АPЕ system as one of the innovative
technologies of 2020
institute of Economics and Industrial Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Omsk, Russia 2SEVZAPUCHTSENTR Private Educational Institution DPO, St. Petersburg, Russia
Abstract. The article discusses the possible mechanisms and features of conducting training in the programs of the additional professional education in priority areas of national projects with the use of mechanisms and technologies of digitalization for the formation, development and preservation of the personnel potential of enterprises.
Keywords: national projects; key areas of development, digitalization, information technologies; training of disabled people, women with two children, working 50+, persons of pre-retirement age; individual educational certificates; research and educational centers; professional retraining of specialists and managers; Federal, regional, and municipal authorities; electronic budget; applications for financing.
ГАРАФУТДИНОВА Наталья Яковлевна - к.э.н., доцент, заместитель директора Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки ОмГУПС, Омский государственный университет путей сообщения, лаборатория экономических исследований, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, г. Омск, Россия.
E-mail: [email protected]
GARAFUTDINOVA Natalya Yakovlevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Institute for Advanced Studies and Professional Retraining, Omsk State Transport University, Omsk State University of Railways, Economic Research Laboratory of the Institute of Economics and Industrial Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Omsk, Russia.
КОРЕШЕВА Светлана Георгиевна - заместитель директора ЧОУ ДПО «СЕВЗАПУЧЦЕНТР», г. Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: [email protected]
KORESHEVA Svetlana Georgievna - Deputy Director of the SEVZAPUCHTSENTR Private Educational Institution DPO, St. Petersburg, Russia.
Введение
С целью реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период с 2017 по 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, санкционирована программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа).
Нормативно-правовые основы реализации цифровизации ДПО в рамках национальных проектов
Основными направлениями Программы (рис.) выступают:
- создание условий, обеспечивающих развитие знаний в нашей стране;
- повышение благосостояния, а также качества жизни граждан страны, обеспечиваемые соответствующим уровнем демократизма;
- повышение степени информированности, цифровой грамотности населения, а также улучшения приемлемости качества государственных услуг и их безопасное распространение как внутри страны, так и за ее пределами
Рис. Направления развития цифровой экономики
Цифровизация не обошла стороной и систему образования как единую федеральную централизованную систему, в которой происходят немаловажные изменения, влияющие на принципы подготовки конкурентоспособного специалиста, работе с кадровым резервом на предприятиях различных форм собственности.
Информационно-коммуникационные технологии в конце ХХ-го века стали важнейшим фактором, который влияет на развитие как государственных структур, так и институтов гражданского общества в целом. Не вызывает сомнения и тот факт, что движение к информационному обществу - это проделанный мировой путь в будущее человеческой цивилизации.
Дорожная карта изменений является составной частью Программы и предусматривает срок ее реализации до 2024 г., соответственно все федеральные проекты и программы до установленного периода возможно реализовать в учебных заведениях. Это может выражаться как в самостоятельных проектах вуза, так и в национальных проектах, в реализации которых могут принимать участие вузы.
В частности, если говорить о реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года» в 2020 г., то можно сказать, что в нем нашло отражение еще несколько новых направлений для укрепления трудового потенциала предприятий различных форм собственности» [1].
В целях приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда, на ос-
\
новании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 742-р. были утверждены следующие документы:
специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г.;
план мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г. [2].
При реализации данной программы должно широко использоваться обучение с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности, дистанционные образовательные технологии, вариативность сроков освоения программ, обучение в электронном виде и опыт работы союза «Ворлд-скиллс Россия», включая и ежегодные проведения чемпионатов «Навыки мудрых». Программы обучения уместно составлять и с использованием модульного принципа, они могут предусматривать возможность получения гражданами навыков в области информационных и компьютерных технологий, компетенций общекультурного уровня и волонтерства. Кроме того, программы повышения квалификации и переподготовки нашли свое развитие и в настоящий период в подготовке волонтеров-медиков для работы в специализированных лечебных учреждениях и в организации логистических маршрутов по доставке лекарств, например, пожилым людям, находящимся в такой непростой период на самоизоляции, при помощи единого информационного действующего центра.
Например, в целях сохранения занятости лиц 50-ти лет и старше в данных программах предполагается использовать инструменты целевого обучения для работодателей, по направлению которых данные категории направлены на обучение по дальнейшему сохранению их занятости, и будущих работодателей в целях трудоустройства обученных лиц. Мероприятия Программы в едином формате скоординированы с мероприятиями, предусмотренными в рамках национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», в части модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», направленной на повышение эффективности государственных услуг в сфере занятости, разработки перечня приоритетных профессий, организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, находящихся под риском увольнения, на предприятиях, проводящих модернизацию производства, для сохранения их занятости, в том числе путем трудоустройства в других подразделениях и организациях.
Реализация поставленных задач по обучению выше приведенных категорий граждан требует учета ряда психологических факторов, к которым относятся:
- возрастные особенности;
- социально-экономический статус;
- проектирование карьерных перспектив;
- психолого-педагогические особенности;
- условия пандемии длительный период времени;
- техническое сопровождение и новые компетенции цифровых навыков.
Все перечисленные составляющие бесспорно сказываются на организации учебного процесса для данной возрастной категории и предъявляют особые требования к организации учебного процессе и к самой образовательной программе: формы и методы проведения учебных занятий; построение учебного курса и наполнение его теоретическим и практическим материалом; востребованность в настоящем и будущем приобретенных знаний; личность преподавателя, его профессиональной компетенции, коммуникативности и повсеместное применение технологий цифровизации как при организации работы по набору обучающихся, так и в процессе реализации национальных проектов.
Еще одним новшеством являются применение по всей Российской Федерации персональных цифровых сертификатов и обучение с использованием на программах повышения квалификации по таким направлениям, как Именные цифровые Сертификаты, которые дают возможность на бесплатное получение программ дополнительного образования по самым востребованным направлениям цифровизации и программам повышения квалификации, такими
1. Защита персональных данных в организации;
2. Цифровой дизайн онлайн-курса;
3. Цифровой маркетинг (Digital-маркетинг);
4. Облачные сервисы и технологии в цифровой экономике;
5. Инструменты и технологии моделирования и анализа больших данных;
6. Цифровой маркетинг в спортивной организации и др.
Именные цифровые сертификаты введены наряду и с именными образовательными сертификатами, которые применены в реализации национальных проектов «Демография», «Образование», «Производительность труда», а так же официально введены в обучение федеральных государственных гражданских служащих.
Так, например, Порядок организации профессионального обучения с использованием образовательных сертификатов в этом году изменен и определен несколькими нормативно-правовыми актами на уровне Российской Федерации и субъекта на примере Омской области:
1) Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 в Российской Федерации, которым запущена реализация национальных проектов. В связи с текущими изменениями пенсионного законодательства и масштабной цифровизацией отраслей отечественной экономики возникает необходимость изменения состава компетенций всех категорий работников предприятий, включая управленческий персонал, что свидетельствует о необходимости разработки соответствующих программ повышения квалификации и переподготовки в системе дополнительного профессионального образования на основе, в том числе требований и профессиональных стандартов, которые будут способствовать овладению новыми компетенциями и соответственно большей социальной защищенностью людей на рынке труда.
Постановление Правительства Омской области №110 - П, от 30 марта 2020 г., которым определены мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий с использованием именных образовательных сертификатов в рамках реализации национального проекта «Демография» и федеральной программы «Старшее поколение» [3].
К таким категориям отнесены:
- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а так же женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях;
- лица в возрасте 50-лет и старше;
- лица предпенсионного возраста.
4) Постановлением Правительства Омской области от 30 января 2019 г. №2 21-п «Об отдельных вопросах организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста»; «Региональная программа «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста» на 2019 - 2024 годы» [4, 5]; и Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 10 апреля 2020 г. №2 48-п №2 «Об отдельных вопросах предоставления грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с профессиональным обучением и дополнительным профессиональным образованием граждан с использованием образовательных сертификатов в рамках национального проекта «Демография»» [4] определены основные направления обучения в 2020 г.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 19.05.2020 г. № 266 «Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г., по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста» [6] проведена работа с руководителями программ ДПП по их актуализации. Согласованы и подписаны мероприятия в установленном порядке с учетом категории обучающихся и размещению на портале для организации обучения с применением дистанционных технологий. Рекомендованный порядок разработки программ по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного образования лиц старше 50 лет и предпенсионеров на период до 2024 г. предполагает индивидуальный подход к наполнению содержаний программы с учетом отрасли, в которой работает предпенсионер, а так же применения полученных им знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. Образовательные сертификаты оформляются в соответствии с Приказом Министерства труда и социального развития Омской области № 55-п от 20.04.2020 г. для последующего оформления заявки на получение гранта на обучение образовательной организацией [7]. Данные заявки подкрепляются оригиналами образовательных сертификатов, которые заявили в данное образовательное учреждение указанные выше категории обучающихся, а в них уже принявшие их на обучение подразделения дополнительного профессионального образования указывают и названия, и сроки реализации программ дополнительного профессионального образования, так и стоимость индивидуального обучения, объемы часов программы и периоды обучения. На основании сформированных заявок образовательные организации формируют и подписывают Соглашения в программе Электронный бюджет, которая прозрачно показывает основные и отчетные формы для реализации обучения.
Кроме того, особые обстоятельства внесли существенные коррективы в сам процесс обучения, модули которого стали размещаться в дистанционном формате, а часть занятий безусловно проходит в очном режиме. Каждый обучающийся на портале дистанционного обучения ОмГУПС в начале проходит обучение, осваивая разделы дисциплин и проходя промежуточную аттестацию в виде тестов, причем доступ к каждому последующему разделу складывается по нарастающему итогу. Особенностью формирования и реализации дополнительных профессиональных программ, которые являются ключевым элементом дополнительного профессионального образования, в период пандемии коронавирусной инфекции является большой процент и учет дистанционных образовательных технологий при их разработке. Помимо этого, обязательным является учет требований к квалификации, установленных квалификационными справочниками и профессиональными стандартами, а также требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и примерных дополнительных профессиональных программ. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Дистанционные образовательные технологии при обучении слушателей успешно реализуются на базе платформы Moodle, которые позволяет воплотить в жизнь занятия различных форм и видов, реализовать текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию слушателей в доступном для людей всех возрастных категорий. Сохранять традиционный контакт преподавателя и обучающихся возможно средствами видеоконференций на базе платформ zoom, scype, mail.ru и других, а так же средствами интернет-коммуникаторов Watsapp, Viber и других.
Необходимо понимать, что не для всех компетенций, составленных на основании требований профессиональных стандартов, возможна реализация с применением дистанционных образовательных технологий, поэтому после освоения материалов дистанционных разделов, каждому слушателю составляется индивидуальное расписание, и проводятся занятия в очном режиме, которые так же завершаются итоговой аттестацией по написанию и защите Итоговой
аттестационной работы (ИАР), выполненной по тематике с учетом пожеланий работодателя и по исследованиям, необходимым для предприятия.
После завершения обучения формируется по каждому индивидуальному образовательному сертификату отчет в системе Электронный бюджет, в котором образовательная организация прикрепляет скан выданного документа с приложением, приказ о зачислении и завершении обучения, учебный план подготовки с указанием очной и дистанционной нагрузки, а так же подтверждает выполненные в соответствии со сметой расходы.
Кроме того, в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», входящего с состав национального проекта «Демография» могут обучаться женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а так же женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях. Программы профессионального обучения, которые выбирают они, существенно отличаются от тематики программ для других категорий (3-Э моделирование, инновационный менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление и др.), требования к получению дополнительного образования) для такой категории основаны на расширении функционала после выхода на работу из декретного отпуска).
Заключение
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что новые направления цифровизации помогают вузам и подразделениям дополнительного профессионального образования участвовать во всех этапах реализации национального проекта «Демография», федеральной программы «Старшее поколение» и других национальных проектах, применяя механизмы и технологии информационных технологий как при оформлении заявки, проведения всех этапов обучения, так и предоставления и необходимых материалов в органы исполнительной власти по требующимся отчетным формам.
Литература
1. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru/products/ipo/prime/doc
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 742-р. «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73716624/
3. Постановление Правительства Омской области от 30 марта 2020 года № 110-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5500202003310003
4. Постановление Правительства Омской области от 30 января 2019 года № 21-п «Об отдельных вопросах организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста»; «Региональная программа «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста» на 2019 - 2024 годы»; «Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/ rlaw1722019-02-08.html
5. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 10 апреля 2020 года № 48-п «Об отдельных вопросах предоставления грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с профессиональным обучением и дополнительным профессиональным образованием граждан с использованием образовательных сертификатов в рамках национального проекта «Демография». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5501202004100008
6. Приказ Минтруда России от 19.05.2020 N 266 «Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионально-
го образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года, по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста». [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-19.05.2020-N-266/
7. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 20.04.2020 № 55-п «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан с использованием образовательных сертификатов в рамках реализации национального проекта «Демография». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/5501202004210001
References
1. Ukaz Prezidenta Rossii ot 7 maja 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: garant.ru/ products/ipo/prime/doc
2. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 marta 2020 g. № 742-r. «Special'naja programma professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija lic v vozraste 50-ti let i starshe, a takzhe lic predpensionnogo vozrasta na period do 2024 goda». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73716624/
3. Postanovlenie Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 30 marta 2020 goda № 110-p «O vnesenii izmenenij v otdel'nye postanovlenija Pravitel'stva Omskoj oblasti». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/5500202003310003
4. Postanovlenie Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 30 janvarja 2019 goda № 21-p «Ob otdel'nyh voprosah organizacii professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija grazhdan predpensionnogo vozrasta»; «Regional'naja programma «Organizacija professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija grazhdan predpensionnogo vozrasta» na 2019 - 2024 gody»; «Porjadok predostavlenija subsidij na vozmeshhenie zatrat, svjazannyh s organizaciej professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija grazhdan predpensionnogo vozrasta» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw1722019-02-08.html
5. Prikaz Ministerstva truda i social'nogo razvitija Omskoj oblasti ot 10 aprelja 2020 goda № 48-p «Ob otdel'nyh voprosah predostavlenija grantov v forme subsidij organizacijam, osushhestvljajushhim obrazovatel'nuju dejatel'nost', v celjah finansovogo obespechenija zatrat, svjazannyh s professional'nym obucheniem i dopolnitel'nym professional'nym obrazovaniem grazhdan s ispol'zovaniem obrazovatel'nyh sertifikatov v ramkah nacional'nogo proekta «Demografija». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/5501202004100008
6. Prikaz Mintruda Rossii ot 19.05.2020 N 266 «Ob utverzhdenii tipovyh rekomendacij po realizacii meroprijatij po organizacii professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija lic v vozraste 50-ti let i starshe, a takzhe lic predpensionnogo vozrasta na period do 2024 goda, po sostavleniju perechnej naibolee vostrebovannyh professij na regional'nyh rynkah truda dlja obuchenija lic v vozraste 50-ti let i starshe, a takzhe lic predpensionnogo vozrasta». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:https://rulaws.ru/acts/ Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-19.05.2020-N-266/
7. Prikaz Ministerstva truda i social'nogo razvitija Omskoj oblasti ot 20.04.2020 № 55-p «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii professional'nogo obuchenija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija grazhdan s ispol'zovaniem obrazovatel'nyh sertifikatov v ramkah realizacii nacional'nogo proekta «Demografija». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5501202004210001
^SMîr^îr