Научная статья на тему 'Эффективность технологии медиаобразовательного курса в высшем профессиональном образовании (на примере образования менеджеров)'

Эффективность технологии медиаобразовательного курса в высшем профессиональном образовании (на примере образования менеджеров) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / MEDIA EDUCATION / ELEMENTARY MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY / GENERAL EDUCATION COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

Описывается эксперимент по введению курса «Основы медиакомпетентности» в основную образовательную программу подготовки менеджеров в высшей школе. Доказывается эффективность данного курса с точки зрения формирования адекватных медиапредпочтений, медиазнаний, медиаумений, медианавыков, ориентации в области средств массовой информации и коммуникации, особенно деловой прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY EFFICIENCY OF MEDIA EDUCATIONAL COURSE IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MANAGERS' EDUCATION)

The experiment of introducing the course «Media competence foundations» into basic educational program of training managers at a higher school is described. The efficiency of the course from the point of forming adequate media preferences, media knowledge, media skills, media abilities and from the point of orientation in the field of mass media and communication, especially in the field of business press is proved.

Текст научной работы на тему «Эффективность технологии медиаобразовательного курса в высшем профессиональном образовании (на примере образования менеджеров)»

УДК 378.016:002 ББК 4481.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ)

В.Н. Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

TECHNOLOGY EFFICIENCY OF MEDIA EDUCATIONAL COURSE IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF MANAGERS’ EDUCATION)

V. Fateev South Ural State University

Описывается эксперимент по введению курса «Основы медиакомпетентности» в основную образовательную программу подготовки менеджеров в высшей школе. Доказывается эффективность данного курса с точки зрения формирования адекватных медиапредпочтений, медиазнаний, медиаумений, медианавыков, ориентации в области средств массовой информации и коммуникации, особенно деловой прессы.

Ключевые слова: медиаобразование, элементарная медиаобразовательная технология, общеобразовательный курс.

The experiment of introducing the course «Media competence foundations» into basic educational program of training managers at a higher school is described. The efficiency of the course from the point of forming adequate media preferences, media knowledge, media skills, media abilities and from the point of orientation in the field of mass media and communication, especially in the field of business press is proved.

Keywords: media education, elementary media educational technology, general education course.

Для педагогической практики аспект медиаобразования как набора технологий для обучения подрастающего поколения адекватному восприятию средств массовой информации имеет особую важность. Обычно под технологией подразумевается набор методов (приемов), используемых в определенных условиях для достижения заранее заданных образовательных целей.

Но представляется бесспорным, что технология, в том числе медиаобразовательная, -это не просто совокупность тех или иных приемов, это нечто целое, имеющее синергетический эффект. Это ставит под сомнение простую двусоставную структуру «метод -технология». Например, Е.А. Бондаренко предлагает еще одно, промежуточное, звено -частные технологии, среди которых выделяет

такие, как организация благоприятного психологического климата и системы внутренних мотиваций для занятий медиакультурой в малых творческих группах, диагностика общего развития подростков и т. д. [1].

Нам же кажется несомненным, что кроме медиаобразовательных приемов, есть основания выделять более крупные образования, которые мы предлагаем именовать элементарными медиаобразователъными технологиями. Их в нашем представлении две: медиаобразо-вательный проект и медиаобразовательный курс/программа. Они вычленяются и идентифицируются в зависимости от преобладающей формы занятий и формируемых личностных образований: медиаобразовательный

проект тяготеет к внеклассным формам работы и формирует в основном умения и навыки

производства СМИ; медиаобразовательный курс/программа тяготеет к классно-урочной форме и формирует в основном знания о СМИ, а также умения и навыки их анализа. В реальной практике возможно совмещение этих двух элементарных медиаобразователь-ных технологий, когда тот или иной контингент учащихся (группа, курс, факультет и т. д. в зависимости от масштаба медиаобразова-тельной деятельности), с одной стороны, посещает медиаобразовательный курс, а с другой - реализует тот или иной медиаобразовательный проект или несколько проектов.

Для студентов немедийных специальностей наиболее актуальным в настоящее время, время перехода к информационному обществу, нам представляется введение медиаобразо-вательного курса как общеобразовательного. Подобный курс, кроме инвариантной части, должен включать специфический компонент, тематически связанный с будущей профессией студентов. Такой курс, «заточенный» под будущих менеджеров, был разработан нами совместно с И.А. Фатеевой под названием «Основы медиакомпетентности». К настоящему времени курс получил одобрение руководства Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и размещен на двух специализированных медиаобразовательных сайтах Ассоциации [2].

Целью курса «Основы медиакомпетентности», который может вводиться как в рамках гуманитарных и социально-экономических, так и естественнонаучных дисциплин, является формирование у студентов-менедже-ров полноценного восприятия и развития способностей к осмысленному критическому анализу медиатекстов; повышение уровня медиаграмотности, медиакомпетентности и способности противостоять манипуляционным технологиям медиа. В соответствии с целью задачи курса сформулированы следующим образом: 1) обеспечение адекватного восприятия медиатекстов, понимания механизмов их возникновения и тиражирования, их критической оценки и квалифицированного суждения

о них; 2) обучение способам декодирования медиатекстов и постоянному наблюдению за характером функционирования в обществе средств массовой информации и коммуникации (особенно деловых), ориентации в них в целях их осознанного выбора и потребления; 3) формирование критической автономии студентов; защита их от некачественного контента в СМИ; 4) освоение процесса создания ме-

диатекстов на основе участия в медиаобразовательных проектах разной степени масштабности; 5) формирование адекватных ценностных и мировоззренческих ориентаций относительно демократических общественных институтов, конституционных прав человека, общечеловеческих ценностей; противодействие негативистским тенденциям в молодежной среде, формирование навыков полезного досуга.

В программе курса семь тем: «Социально-политические аспекты существования масс-медиа», «Масс-медиа и массово-коммуника-ционная деятельность», «Агенты медиа и аудитория», «Система СМИ и СМК: история и современность», «Наука о масс-медиа», «Медиасистема Челябинской области» и «Масс-медиа и менеджеры». Курс рассчитан на один семестр (68-72 ауд. часа в зависимости от продолжительности семестра; по 2 часа в неделю, поровну распределенных между лекционными и семинарско-практическими занятиями; в конце семестра предполагается зачет; общая трудоемкость дисциплины - 2 зач. ед.).

В целях проверки эффективности данного курса в 2010/11 учебном году нами был проведен эксперимент, в ходе которого проверялись медиакомпетенции студентов-менедже-ров и фиксировалось их изменение после прослушивания курса. Таким образом, в основу эксперимента был положен принцип формирования и проверки компетенций, связанных с масс-медиа (медиакомпетенций).

Стоит заметить, что ФГОСом бакалавров-менеджеров названы в качестве обязательных для формирования пять общекультурных компетенций, связанных с медиа (ОК-5, ОК-16, ОК-17, ОК-18, ОК-19). Но сформулированы они стандартом чересчур общо (например, выпускник должен иметь представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и т. д.). Мы задались целью конкретизировать данные компетенции, с тем, чтобы потом их можно было измерять.

Мы исходили из теоретической посылки, что структура медиакомпетентности личности довольно сложна и состоит из психических образований, описывающих медиапотребности личности, ее медиапредпочтения, степень ориентации в медиамире, а также степень сформированное™ медиазнаний и медиауме-

ний. В соответствии с этой посылкой в задачи нашего эксперимента входило: 1) «измерить» частоту студенческих контактов с медиа (в целом и по отдельным видам СМИ) до и после прослушивания курса и на этой основе сделать вывод о возможностях курса «Основы медиакомпетентности» влиять на частоту обращений студентов к медиа; 2) определить медиапредпочтения студентов до и после прослушивания курса и на этой основе сделать вывод о возможностях курса влиять на медиапредпочтения учащихся; 3) определить мотивы обращения студентов к медиа и место информационного мотива в общей структуре мотивов до и после прослушивания курса и на этой основе сделать вывод об эффективности курса в плане формирования адекватных информационных потребностей учащихся; 4) определить уровень ориентации студентов в современной системе СМИ и СМК и на этой основе сделать вывод об эффективности курса в плане ориентирования студентов в мире медиа (особо проверялась ориентация в деловой прессе как наиболее релевантном источнике открытой информации для будущих менеджеров); 5) определить уровень медиазнаний студентов до и после прослушивания курса и на этой основе сделать вывод об эффективности курса в плане предоставления медиазнаний; 6) определить уровень простейших медиаумений студентов до и после прослушивания курса и на этой основе сделать вывод об эффективности курса в плане выработки медиаумений.

Эксперимент проводился в двух крупнейших вузах Челябинска: в ЮУрГУ и в ЧелГУ. В нем принимали участие студенты 1-3 курсов, обучающиеся по специальности «Менедж-мешж В каждом из вузов выделялась экспериментальная группа, которой было предложено прослушать в течение семестра курс «Основы медиакомпетентности» (всего 48 человек). В начале курса проводился «входной тест», специально разработанный нами. Его цель - зафиксировать имеющийся у студентов уровень медиакомпетентности (его структура соответствовала тем шести позициям, которые мы выделили ранее в структуре медиакомпетентности личности). Тест аналогичной сложности с аналогичной структурой в следующий раз проводился после изучения курса. Таким образом, по результатам двух тестов мы получили возможность проследить динамику медиакомпетентности участвовавших в эксперименте студентов. Параллельно с

экспериментальной группой была задействована контрольная группа (также из 48 человек), которая тоже дважды была протестирована одновременно с основной группой.

Общий вывод, полученный нами в результате эксперимента, таков: курс «Основы медиакомпетентности» оказался эффективным по всем выделенным показателям. Наиболее показательные из них прокомментируем, например, медиапредпочтения студентов. На момент начала эксперимента наибольшим спросом и в экспериментальной, и в контрольной группах пользовался Интернет (по 100 %), на втором месте - радио (в экспериментальной группе 83,32 %, в контрольной -79,16 %), далее следует телевидение (79,17 и 75 %), меньше всего наиболее активных пользователей у прессы (62,49 и 58,33 %). Эти показатели определялись суммированием количества студентов, пользующихся тем или иным видом СМИ ежедневно и несколько раз в неделю. К концу эксперимента показатели в контрольной группе изменились незначительно, а в экспериментальной - изменения оказались более существенные, и они как нельзя более красноречиво говорят в пользу курса «Основы медиакомпетентности»: прежний

«аутсайдер» - пресса «догнала» телевидение, поскольку количество активных телезрителей уменьшилось на 9,66 %, а число активных читателей прессы увеличилось на 8,34 %. Данный факт свидетельствует о том, что студенты, прослушавшие медиакурс, с большим вниманием стали относиться к прессе, (действительно, наиболее «качественному» виду СМИ с точки зрения характера информации) и стали более критичны по отношению к ТВ, давно скомпрометировавшему себя в глазах думающей публики.

Для выяснения мотивации обращения студентов к медиа им было предложено ответить на соответствующий вопрос: «Назовите основные мотивы ваших контактов с медиа (можно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)». Вариантов ответов было предложено 20. В результате мы получили следующие рейтинги (показаны только первые пять позиций).

Рейтинг мотивов в экспериментальной группе по первому «срезу»

1. Стремление услышать любимую музыку - 38 ответов.

2-3. Поиск материалов для учебных, научных, исследовательских целей - 37 ответов.

2-3. Стремление получить новую информацию - 37 ответов.

4. Стремление к развлечению - 32 ответа.

5. Стремление прочесть/увидеть/услышать произведение любимого автора-21 ответ.

Рейтинг мотивов в экспериментальной группе по второму «срезу»

1. Стремление получить новую информацию - 40 ответов.

2. Стремление услышать любимую музыку - 39 ответов.

3. Поиск материалов для учебных, научных, исследовательских целей -37 ответов.

4. Стремление к развлечению -33 ответа.

5. Стремление прочесть/увидеть/услышать произведение любимого автора - 22 ответа.

Как видим, после прослушивания курса «Основы медиакомпетентности» информационный мотив обращения к медиа вышел на

1 место (правда, с минимальным отрывом). Для сравнения дадим результаты по контрольной группе: там рейтинг по существу не изменился, кое-где изменились (незначительно) количественные показатели.

Рейтинг мотивов в контрольной группе (данные второго «среза» даны в скобках)

1. Стремление услышать любимую музыку - 39 (38) ответов.

2. Поиск материалов для учебных, научных, исследовательских целей - 37 (37) ответов.

3. Стремление получить новую информацию - 36 (35) ответов.

4. Стремление к развлечению - 35 (34) ответов.

5. Стремление прочесть/увидеть/услышать произведение любимого автора-21 (22) ответа.

Важнейший показатель медиакомпетентности - уровень медиазнаний, определявшийся с помощью вопросного теста по нескольким показателям. Результаты показаны на рисунке.

Таким образом, опытно-экспериментальным путем была доказана эффективность курса «Основы медиакомпетентности» для студен-тов-менеджеров. Результаты эксперимента показали, что разработанный нами курс способен позитивно влиять на 1) частоту обращений студентов к медиа, причем увеличиваются контакты именно с «качественными» источниками информации (периодические издания и др.); 2) медиапредпочтения студентов в сторону увеличения количества активных потребителей «качественных» источников информации (периодических изданий и др.) и информационно-аналитических (а не развлекательных, например) материалов; 3) мотива-

■ —как было

Ш— КАК СТАЛО

711311

Экспериментальная группа

¡72,90% 75,00%

41.ВВ%1

27,08% I

178.46%

4Б,52%|

Терминология История

Теория

Общие

- КАК БЫЛО КАК СТАЛО

08.13% ■ ІБЖ

Контрольная группа

40,87%Вігі44,1394 40,80%Ц41.20%

49,8Б%И|! 51.48%

Терминология История Теория Общие

Уровень медиазнаний

цию обращения к медиатекстам в сторону увеличения в структуре мотиваций такого мотива, как стремление к удовлетворению информационных (а не развлекательных и пр.)

потребностей; 4) уровень ориентации студентов в современной системе средств массовой информации и коммуникации, в том числе в таком секторе, как деловая пресса, благодаря чему повышается конкурентоспособность студентов в профессиональной сфере и успешность в остальных областях жизни; 5) на уровень медиазнаний и медиаумений учащихся.

Литература

1. Бондаренко, Е.А. Технологии в сфере медиакультуры: метод, пособие / Е.А. Бондаренко. - http://www. mediaeducation. ги/риЪ/ bondarenko 2/default, htm

2. Фатеева, И.А. Учебно-методический

комплекс по курсу «Основы медиакомпетентности» для студентов разных направлений и специальностей / И.А. Фатеева, В.Н. Фатеев. -2011. - http://www. mediagram. ru/programs/;

http://edu. of.ru/mediaeducation/default. asp?ob_ no=1766

Поступила в редакцию 21 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.