Научная статья
УДК 343.144(470+571)
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.25
Эффективность тактических приемов эмоционального воздействия и установления психологического контакта при допросе с использованием систем видео-конференц-связи в Российской Федерации
Юрий Алексеевич Бондаренко1, Татьяна Сергеевна Балугина2
12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1bondarenko_yuri@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5750-685X 2krimkubsu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4465-1668
Аннотация. В статье авторами дается критическая оценка порядку производства допроса с использованием систем видео-конференц-связи на предварительном следствии. По результатам работы выявлен пробел в законе в определении ситуаций, в которых целесообразно проведение допроса с использованием видео-конференц-связи. Внесены авторские предложения по решению этой проблемы. Высказана идея о необходимости для следователя иметь дополнительный канал связи с лицами, обеспечивающими работу систем видео-конференц-связи и получающими подписку об ответственности и другие материалы от допрашиваемого в месте его нахождения. Предложены способы установления удаленного психологического контакта с объектом следственного действия по сбору информации по аналогии с приемами вовлечения обучающихся в дистанционный формат образовательного процесса. Рассмотрены основные тактические приемы эмоционального воздействия на допрашиваемого и эффективность их применения следователем наряду с использованием систем видео-конференц-связи.
Ключевые слова: видео-конференц-связь, допрос, тактический прием, эмпатия, удаленный психологический контакт, эмоции
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Бондаренко Ю.А., Балугина Т.С. Эффективность тактических приемов эмоционального воздействия и установления психологического контакта при допросе с использованием систем ви-део-конференц-связи в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 200-206. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.25.
Original article
The Effectiveness of Interrogation Techniques of Emotional Impact and Establishing Empathy via Videoconferencing in Russia
Yuri A. Bondarenko1, Tatiana S. Balugina2
12Kuban State University, Krasnodar, Russia 1bondarenko_yuri@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5750-685X 2krimkubsu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4465-1668
Abstract. In the article, the authors give a critical assessment of the procedure for conducting an interrogation using video conferencing systems at the preliminary investigation. The results of the study revealed a gap in the law in defining situations in which it is appropriate to conduct interrogation using videoconferencing. The author's proposals have been made to solve this problem by the investigators. The authors expressed the idea that it is necessary for the investigator to have an additional communication channel with persons who ensure the operation of video conferencing systems, and who take away a liability subscription and other materials from the interrogated person at his location. The methods of establishing remote empathy with the interrogated person are proposed by analogy with the methods of involving students in the distance learning format. The main tactical techniques of emotional impact on the interrogated person and the effectiveness of their application by the investigator along with the use of videoconferencing systems are considered.
Keywords: videoconferencing, interrogation, tactical technique, empathy, remote psychological contact, emotions
Funding: Independent work.
For citation: Bondarenko, Yu.A. & Balugina, T.S. (2023) The Effectiveness of Interrogation Techniques of Emotional Impact and Establishing Empathy via Videoconferencing in Russia. Theory and Practice of Social Development. (8), 200-206. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.8.25 (In Russian).
Производство допроса с использованием средств видео-конференц-связи представляет собой дальнейшее развитие данного следственного действия в системе криминалистического
© Бондаренко Ю.А., Балугина Т.С., 2023
ПРАВО \-A\N
обеспечения раскрытия преступлений. Появление законодательной возможности по применению нового технологического подхода в его осуществлении обусловливает также и изменения в его тактике.
С точки зрения организационных основ подготовки, производства и фиксации результатов допроса такого вида, законодательная регламентация этих действий предполагает проведение следователями полноценной тактической операции (Руденко и др., 2022). Последняя по своей сущности - это совокупность процессуальных и организационно-тактических действий разных участников расследования, которые служат разрешению конкретной тактической задачи, стоящей перед следователем (Завьялов, Руденко, 2022).
В нашем исследовании такой задачей выступает получение правдивых показаний от допрашиваемого лица, которое в силу разных причин не может прибыть для дачи показаний в следственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, в разумный срок.
Содержательную сторону допроса с использованием технологий видео-конференц-связи образуют действия следователя по получению от допрашиваемого сведений об обстоятельствах, входящих в предмет допроса. Психологическую основу его с использованием систем ви-део-конференц-связи образуют универсальные закономерности процессов восприятия, внимания и памяти, обусловленных физическим распределением участников в разных местах, а также удаленной вовлеченностью в процесс коммуникации (Heiselberg, Stepinska, 2022).
Рассматривая подходы к тактическому обеспечению допроса с использованием систем ви-део-конференц-связи, следует отметить их универсальный характер. Он складывается из положений уголовно-процессуального закона по обязательному использованию технического оборудования, относящегося к государственным системам коммуникации. Это обусловлено правилами по соблюдению информационной безопасности и сохранению от посторонних лиц тайны производства следственного действия и его результатов.
Тактические приемы в ситуации проведения допроса посредством видео-конференц-связи, в нашем понимании, следует разделять на следующие группы:
- организационные приемы для установления удаленного контакта и вовлечения в процессуальное общение;
- приемы эмоционального воздействия;
- приемы логического воздействия;
- смешанные (организационно-управленческие) тактические комбинации допроса, обусловленные сложившейся обстановкой дистанционного общения.
Рассмотрим некоторые из них, входящие в первые две группы.
Как показывает анализ тактических средств допроса с помощью средств видео-конференц-связи, в его производстве эффективны далеко не все приемы по сравнению с допросом без использования следователем средств видео-конференц-связи. Однако приоритет в выборе тактических приемов устанавливается следователем на основе процессуального статуса подлежащего допросу лица, который всегда выступает как некая отправная точка, после определения которой орган предварительного расследования обозначает предмет и вырабатывает общий план предстоящего допроса.
От следователя сегодня не требуется вынесения постановления для проведения допроса. Это не означает, что фактическое основание данного действия не принимается во внимание и сбор информации об осведомленности лица не производится заранее. В отсутствие этой предварительной непроцессуальной работы уяснить действительный статус вызываемого на допрос лица затруднительно.
Установление факта осведомленности и ее степени производится следователем и сотрудниками органа дознания, проводящими оперативно-розыскные мероприятия по его поручению. Основными способами сбора информации об осведомленности лица выступают: беседа следователя с очевидцами, сообщившими об обнаружении признаков преступления; опрос лиц, находившихся или проживающих неподалеку от места происшествия; снятие информации с технических каналов связи, непроцессуальный просмотр записей с видеокамер государственных, муниципальных, корпоративных или личных систем контроля и безопасности и поиск граждан, запечатленных на них; предварительное выявление интересующих следствие абонентов сети сотовой связи, истребование информации от операторов связи об их соединениях с другими абонентами.
Допрос с использованием видео-конференц-связи допустим, когда тактическое решение о направлении поручения для его проведения другим следователем нецелесообразно. Данная проблема не имеет на сегодняшний день подробной дифференциации в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации.
С криминалистической точки зрения, складывается противоречие между принципами экономии процессуальных и организационных средств расследования с одной стороны и объективности
и всесторонности производства предварительного расследования - с другой. Здесь конкретный способ действия выбирается следователем, в производстве которого находится уголовное дело.
Полагаем, что использование систем видео-конференц-связи для допроса допустимо в случаях, когда в совокупности сложились следующие условия:
- допросу подлежит потерпевший, свидетель, эксперт, специалист;
- низкая вероятность формирования психологической ситуации допроса со строгим соперничеством;
- процессуальные издержки на обеспечение личного присутствия допрашиваемого превышают разумные пределы;
- в предмет предстоящего допроса не входят сведения, составляющие государственную или иные виды охраняемой федеральными законами тайны, а также о лице, в отношении которого приняты меры безопасности.
В научной литературе отмечается громоздкий порядок согласований допроса с использованием видео-конференц-связи и получения подписок от допрашиваемого и его адвоката. Это ведет к утрате инициативы в расследовании, чему причина - долгие сроки ожидания процессуального закрепления результатов такого допроса и невозможность в этой связи принять следователю процессуальные решения в короткий срок (Грачев, 2022).
Организационные приемы установления удаленного контакта и вовлечения в общение выстраиваются следователем, исходя из собранных им сведений о личности допрашиваемого, его биографии и интересах. Существенное значение имеет процессуальный статус такого субъекта и занимаемая им позиция по делу. В первую очередь удаленный психологический контакт будет нарушаться фактом присутствия в помещении вместе с допрашиваемым сотрудника правоохранительных органов, обеспечивающего подписание протокола допроса в месте присутствия допрашиваемого. Поэтому вводная стадия описываемого следственного действия, в которой следователь устанавливает личность и анкетные данные допрашиваемого, носит определяющий характер для успеха реализации мероприятия.
Удаленное общение само по себе выступает фактором, уменьшающим уровень эмпатии между незнакомыми людьми - следователем и допрашиваемым. Если на него накладывается мотив нежелания последнего общения со следователем, тогда установление психологического контакта значительно затрудняется. Наличие посторонних лиц во время допроса и подготовки к нему усложняет комплекс складывающихся отношений, в том числе проявляющихся через невербальные каналы восприятия.
В такой ситуации следователь, по инициативе которого проводится допрос, вправе после технической настройки системы видео-конференц-связи и получения подписок от участников следственного действия, попросить должностное лицо, исполняющее его поручение в месте нахождения допрашиваемого, временно покинуть помещение, где происходит допрос и находится оборудование видео-конференц-связи.
С точки зрения установления психологического контакта такой организационный тактический прием позволит достичь более высокого уровня эмпатии в общении с допрашиваемым по сравнению с присутствием рядом с ним сотрудника правоохранительных органов. Наличие у него форменной одежды во время исполнения поручения также существенно снижает уровень психологической открытости допрашиваемого. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется среди свидетелей и потерпевших, ранее судимых за преступления и не признавших свою вину в них или имеющих негативные установки по отношению к органам уголовной юстиции, навязанные им кругом общения, средствами массовой информации и социальными сетями.
В этой связи между следователем и ответственным за исполнение его поручения сотрудником предпочтителен дополнительный канал связи, посредством которого они могли бы оперативно обмениваться информацией о проблемах в организации и проведении допроса. С его помощью возможно оперативное реагирование на организационные и технические проблемы, которые могут возникнуть в процессе допроса по каналам видео-конференц-связи без присутствия в помещении с допрашиваемым посторонних лиц, кроме адвоката.
В зарубежной научной литературе по проблеме указывается в целом на позитивный характер применения систем видео-конференц-связи для установления факта нахождения определенного лица в определенном месте (Galleguillos et al., 2023).
Но проблема обеспечения доверительных отношений в общении посредством применения технологий проведения видеоконференций продолжает оставаться достаточно острой. По нашему мнению, следователям можно рекомендовать использование некоторых приемов из практики организации дистанционного обучения (Matthews et al., 2017).
Например, в ситуациях удаленной коммуникации предлагается создать условия, которые будут осознаваться допрашиваемым как проявление искренней заботы о нем: следователь разъясняет ему об экономии времени и материальных ресурсов по сравнению с организацией допроса в
очном порядке; в анкетной части при фиксации биографических сведений может поинтересоваться о самочувствии, мнении об организации процесса доступа к системе видео-конференц-связи, времени ожидания подключения.
Другой способ достижения доверительной обстановки и эмпатии - поделиться личным опытом с допрашиваемым о работе с системами видео-конференц-связи, указать на способы оптимизации работы с интерфейсом программного обеспечения системы, похвалить собеседника в связи с быстрым освоением системы и общей адаптацией к обстановке.
Ключевое условие - достижение доверительного общения через искренность и взаимопомощь с демонстрацией намерений облегчить выполнение процессуальных обязанностей свидетелю, потерпевшему, другому участнику при получении показаний от него. Рекомендуется делать акцент на непроцессуальных вопросах, имеющих значимость в системе ценностей собеседника. Информация о них добывается из анализа материалов уголовного дела, изучения страниц участника допроса в социальных сетях, сведений о его профессии, должностном и семейном положении, наличии детей и степени участия в их образовании и воспитании.
Большинство перечисленных рекомендаций следует реализовывать до начала процедуры свободного рассказа допрашиваемого, так как весь процесс фиксируется при помощи видеозаписи, а приемы поддержания психологического контакта, примененные во время допроса, по общему правилу, должны находить свое дословное отражение в протоколе допроса. В противоположном случае документ может быть признан судом недопустимым доказательством из-за неполноты содержащихся сведений в нем.
Проблемы тактики производства допроса с использованием систем видео-конференц-связи рассматриваются отечественными исследователями в упомянутом нами контексте сложности установления психологического контакта, а также значительного ограничения приемов тактико-психологического воздействия на допрашиваемого (Аксенова, Анешева, 2019). Последние вызваны, прежде всего, особенностями технической организации процедуры допроса и законодательной регламентацией его хода и фиксации.
Приемы эмоционального воздействия на допрашиваемого в традиционном допросе весьма разнообразны. Они предусматривают применение таких способов, как увеличение или замедление темпа допроса, использование инерции психики во время допроса и разнообразных эмоциональных состояний личности, создание напряжения в общении, эмоционального вызова для допрашиваемого содержанием вопросов следователя.
Системы видео-конференц-связи, как ранее отмечалось, существенно уменьшают поток анализируемой невербальной информации от допрашиваемого, что приводит к снижению уровня полезности многих приемов, опирающихся на закономерности эмоционального воздействия на личность. Это вызвано в первую очередь невозможностью выстраивания эффективных тактических комбинаций, в которых приемы эмоционального воздействия служат целям выявления противоречий в показаниях как самого субъекта следственного действия, так и других проходящих по делу лиц. Допрашиваемый всегда может под предлогом технического сбоя в передаче аудиовизуальной информации замедлить темп мероприятия и получить время на обдумывание поставленного вопроса. Другой схожий способ противодействия - целенаправленное изменение мимики лица допрашиваемым, чтобы вызвать заблуждение следователя относительно его внутреннего эмоционального состояния. В такой ситуации последний будет неверно интерпретировать результаты применяемых им тактических приемов, что в конечном счете приведет к накоплению ошибок в оценке поведения допрашиваемого и окажет влияние на результат следственного действия.
Увеличение темпа допроса при использовании видео-конференц-связи не достигнет целей, которые традиционно обеспечиваются в обычном, очном формате допроса. Этот тактический прием предназначен для получения сведений из проговорок в показаниях допрашиваемого, кроме того, он применим только в ситуациях, когда участник допроса демонстрирует готовность к сотрудничеству, тем самым показывая следователю, что он ничего не скрывает от него. Отсутствие полного спектра невербальных реакций организма допрашиваемого и возможность для него сбивать все возрастающий темп допроса указанием на технические неполадки соединения ограничивают использование приема. Замедление же темпа допроса в рассматриваемой ситуации становится во многом бессмысленным. Ценность этого приема полностью связана с возможностью в любой момент увеличить темп постановки вопросов допрашиваемому, тем самым играя на контрасте восприятия им информации и скорости получения от него ответов.
Использование инерции психики собеседника при переносе предмета разговора от одного к другому дает возможность следователю проследить изменение эмоционального состояния участника допроса. В процессе проверки правдивости показаний сотрудник правоохранительных органов использует приемы моделирования состояния фрустрации, чувства вины, стыда, гнева, страха, печали, удивления, радости. Если допрашиваемый не участвовал в подготовке, совершении или сокрытии преступления, он не станет проявлять вызываемыми обстановкой допроса эмоций.
Конечно, мы полностью разделяем позицию тех исследователей, которые предупреждают о рисках в использовании закономерностей эмоционального состояния. В таких случаях прослеживается опасность внушения допрашиваемому недостоверных сведений через наводящие вопросы и другие виды манипулятивного воздействия (Глоба, 2023). Однако требование к обязательной видеофиксации показаний, сообщаемых на допросе с использованием видео-конфе-ренц-связи, значительно снижает риск воздействия такого рода даже в ситуациях, когда допрашиваемый не пользуется квалифицированной юридической помощью.
Создание напряжения в общении - это чрезвычайно сложный тактический прием, который рассматривается некоторыми специалистами как комбинация нескольких. Напряжение в общении выступает в роли кульминационного фактора в изобличении ложных показаний наряду с внезапной постановкой вопроса допрашиваемому. С точки зрения психологических основ допроса создание напряжения - это еще один способ рефлексивного управления поведением допрашиваемого и моделирования у него нужных следователю эмоций.
Характер изменений последних и их анализ следователем с обязательной интерпретацией способствуют выбору направлений допроса. Для этого следователю необходимо тонко чувствовать эмоциональное состояние собеседника и адекватно оценивать его когнитивные способности. Ему требуется так выстраивать задаваемые вопросы, чтобы отследить не только содержание ответов, но и изменение эмоционального состояния: например, задержку при ответе и его вероятную причину. Сложность заключается в одновременном поддержании психологического контакта с участником и прочном удержании следователем инициативы в общении с ним.
Мы считаем, что в условиях использования видео-конференц-связи в допросе целесообразность приема создания напряжения в общении сомнительна. При удаленной коммуникации происходит некоторое искажение течения времени и субъективного психологического восприятия общения. Это будет проявляться со стороны допрашиваемого в виде жалоб на технические задержки в передаче данных или использования разнообразных уловок, если обстановка допроса оценивается как опасная. Среди приемов противодействия - симуляция плохой слышимости вопросов следователя, просьба дополнительно разъяснить суть вопроса, заявление о необходимости получения краткой консультации от участвующего в допросе адвоката.
Создание вызова для допрашиваемого выступает одним из приемов, основанных на закономерностях эмоционального состояния, который применим во многих случаях допроса с использованием систем видео-конференц-связи. Он основан на создании следователем ситуации, когда в отношении потерпевшего или свидетеля высказываются предположения о сложности восприятия обстановки и сомнений в возможности их запоминания. Тем самым активизируется память собеседника, и он начинает убеждать следователя в точности данных показаний, детализируя их. Конечно, успех этого приема зависит от текущего эмоционального состояния допрашиваемого, типа его темперамента (Kaluzhina et al., 2021), степени его эмпатии к следователю, качества видеосвязи.
Создание вызова в допросе потерпевших и свидетелей производится после оглашения показаний других участников или указания на другие собранные доказательства. Допрашиваемый, понимая расхождение в содержании его показаний с другими доказательствами и осознавая суть данной им подписки об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от них, принимает ситуацию как психологический вызов. Таким образом, следователь получает детализированные показания и имеет возможность сравнивать их с другими криминалистически значимыми сведениями по делу.
Если возникают технические неполадки в соединении, то вероятна ситуация, когда допрашиваемый будет проявлять сильные эмоции в отстаивании своей точки зрения по вопросу, не находя эмоционального отклика от следователя. Такая ситуация приведет к быстрому эмоциональному выгоранию участника допроса и последующему замедлению скорости его когнитивных процессов, что следует принимать во внимание. В этом случае необходимо связаться с дежурным сотрудником, обеспечивающим проведение следственного действия в месте нахождения допрашиваемого и попросить его о помощи в устранении помех. После восстановления соединения требуется в корректной форме одной - двумя фразами снять напряжение собеседника и продолжить процедуру.
В нашем понимании допрос с использованием систем видео-конференц-связи тактически допустим только в отношении лиц, имеющих статус потерпевших, свидетелей, экспертов или специалистов, когда нет возможности обеспечить их личное присутствие в кабинете следователя. Проведение допроса этого вида лишает последнего возможности производить точную психологическую подстройку с допрашиваемым, обеспечить достижение эмпатии и осуществлять анализ невербальных реакций собеседника. Технические проблемы с аудио- и видеосвязью способны внести дополнительное сложности в тактическое обеспечение допроса и оказать негативное влияние на его результат.
Список источников:
Aксенова Л.Ю., Aнешева A.Т. Тактические приемы производства допроса // Вестник Омской юридической академии. 2Q19. Т. 16, № 1. С. 80-B6. https://doi.org/1Q.19Q73/23Q6-134Q-2Q19-16-1-BQ-Bб.
Глоба В.В. Психологическое манипулирование при допросе: некоторые приемы и их допустимость // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3 (181). С. 146-149. https://doi.org/10.2415B/tipor.2023.3.23.
Грачев СА Проведение следственных действий с применением видео-конференц-связи: поправки внесены, эффективность под вопросом // Российский следователь. 2022. № 9. С. 18-22. https://doi.org/1Q.1Bб72/1B12-37B3-2Q22-9-1B-22.
Завьялов ВА, Руденко A. В. Комплексные тактико-криминалистические средства доказывания // Закон и право. 2022. № 9. С. 165-170. https://doi .org/1 Q.24412/2Q733313_2022_9_165.
Руденко АВ., Бондаренко ЮА., Балугина Т.С. Организация допроса с использованием средств видео-конференц-связи на территории Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2022. № В (109). С. 36-42. https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.5.
Galleguillos S., Schwalbe C., Koetzle D. Building Accountability and Client-Officer Relationships through Videoconferencing: Exploring Best Practices for Community Corrections // European Journal of Probation. 2023. Vol. 5, iss. 2. Р. 97-119. https://doi.org/1 Q.1177/2Q6622Q3231165372.
Heiselberg L., Stepinska A. Transforming Qualitative Interviewing Techniques for Video Conferencing Platforms // Digital Journalism. 2Q22. March. Р. 1-12. https://doi.org/1Q.1QBQ/2167QB11.2Q22.2Q47QB3.
Kaluzhina M.A., Verstov V.V., Bondarenko Yu.A., Balugina T.S., Natura A.I. The Effect of Individual Differences on the Cognitive Processes of a Witness during Interrogation // Cuestiones Políticas. 2021. Vol. 39, iss. 71. Р. 643-659. https://doi.org/1Q.4639B/cuest-pol.3971.39.
Matthews M.T., Williams G.S., Yanchar S.C., McDonald J.K. Empathy in Distance Learning Design Practice // TechTrends. 2Q17. Vol. 61, iss. б. Р. 4B6-493. https://doi.org/10.1007/s1152B-017-0212-2.
References:
Aksenova, L. Yu. & Anesheva, A. T. (2019). Tactical Techniques in the Production of Interrogation. Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii. 16 (1), 80-85. Available from: doi:10.19073/2306-1340-2019-16-1-80-85. (In Russian)
Galleguillos, S., Schwalbe, C. & Koetzle, D. (2023) Building Accountability and Client-Officer Relationships through Videoconferencing: Exploring Best Practices for Community Corrections. European Journal of Probation. 5 (2), 97-119. Available from: doi:10.1177/20662203231165372.
Globa, V. V. (2023). Psychological Manipulation during Interrogation: Some Techniques and Their Admissibility. Theory and Practice of Social Development. (3 (181)), 146-149. Available from: doi:10.24158/10.24158/tipor.2023.3.23. (In Russian)
Grachev, S. A. (2022). Carrying Out of Investigative Activities through Videoconferencing: Amendments have been Introduced, Efficiency is Questionable. Rossiiskiisledovatel'. (9), 18-22. Available from: doi:10.18572/1812-3783-2022-9-18-22 (In Russian)
Heiselberg, L. & Stepinska, A. (2022) Transforming Qualitative Interviewing Techniques for Video Conferencing Platforms. Digital Journalism. March, 1-12. Available from: doi:10.1080/21670811.2022.2047083.
Kaluzhina, M. A., Verstov, V. V., Bondarenko, Yu. A., Balugina, T. S. & Natura, A. I. (2021) The Effect of Individual Differences on the Cognitive Processes of a Witness during Interrogation. Cuestiones Políticas. 39 (71), 643-659. Available from: doi:10.46398/cuest-pol.3971.39.
Matthews, M. T., Williams, G. S., Yanchar, S. C. & McDonald, J. K. (2017) Empathy in Distance Learning Design Practice. TechTrends. 61 (5), 486-493. Available from: doi:10.1007/s11528-017-0212-2.
Rudenko, A. V., Bondarenko, Yu. A. & Balugina, T. S. (2022). The Organizing of Interrogation via Videoconferencing within the Russian Federation. Society: Politics, Economics, Law. (8 (109)), 36-42. Available from: doi:10.24158/pep.2022.8.5 (In Russian).
Zavyalov, V. A. & Rudenko, A. V. (2022) Complex Tactical Forensic Means of Proof. Justice and Law. (9), 165-170. Available from: doi: 10.24412/20733313_2022_9_165 (In Russian).
Информация об авторах Ю.А. Бондаренко - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=938712
Т.С. Балугина - доцент, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1108803
Вклад авторов:
Ю.А. Бондаренко - идея научной статьи; обработка научной литературы по проблематике статьи; осуществление перевода иностранных научных источников; набор статьи; сотрудничество с редакцией журнала по вопросам публикации статьи.
Т.С. Балугина - концепция исследования; выработка методологии статьи; сбор материалов по проблематике статьи; подбор перечня тактических приемов для анализа в материалах статьи.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors Yu.A. Bondarenko - PhD in Law, Associate Professor, Department of Criminalistics and Legal Informatics, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=938712
T.S. Balugina - Assistant Professor, Associate Professor, Department of Criminalistics and Legal Informatics, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1108803
Contribution of the authors Yu.A. Bondarenko - the idea of a scientific article; processing of scientific literature on the problems of the article; translation of foreign scientific sources; a set of articles; cooperation with the editorial board of the journal on the publication of the article.
T.S. Balugina - the concept of research; development of the methodology of the article; collection of materials on the problems of the article; selection of a list of tactical techniques for analysis in the materials of the article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.