М. Х. Саидов1, М. Н. Равшанов2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Глубокие и последовательные политико-экономические процессы, происходящие в современном мире, в том числе в Центрально-Азиатском регионе, требуют наряду с рациональным использованием существующих транспортных путей открытия и освоения новых эффективных направлений, которые свяжут республику с крупными международными рынками и формирующимися новыми перспективными рынками. Это отвечает долгосрочным экономическим интересам, обеспечивает широкое использование богатых естественных залежей и ресурсов минерального сырья, служит гарантией стабильного социально-экономического развития государства и открывает новые возможности для развития отечественной промышленности [1], рынка труда и качества жизни в республике [4, 7].
Большое значение приобретает создание в стране транспортно-коммуникационной сети, обеспечивающей надежную, удобную, безопасную и рентабельную транспортную связь. Стабильное функционирование отраслей промышленности и сельского хозяйства обеспечивает развитая транспортная система, в которой ведущее место занимают железнодорожный и автомобильный транспорт [5, 6, 8, 10, 11, 12]. Анализ динамики объемов транспортной работы, выполняемой всеми видами транспорта Узбекистана (см. рисунок), показывает стабильный рост этого показателя.
Сегодня в Республике Узбекистан проводятся целенаправленные мероприятия по дальнейшему развитию транспортного потенциала, что способствует укреплению политической и экономической независимости страны, обеспечивает ее активную интеграцию в мировое сообщество [2, 3, 9, 14].
В Узбекистане 24 августа 2007 г. произошло официальное открытие новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган. Правительство страны поддержало реализацию проекта строительства данной железнодорожной линии на ранних стадиях ее осуществления. В 1993 г. началась разработка основных проектных решений, завершенных в 1995 г.
Выполнение строительных работ на новой железнодорожной линии было разбито на три части. После должного согласования в 1998 г. в рамках проекта начались строительные работы на участке Ташгузар - Дехканабад, а в 1999 г. - на участке Байсун - Кумкурган. Финансирование осуществлялось из собственных средств ГАЖК «Узбекистон темир йуллари». Чтобы начать строительство самого сложного третьего участка в новом направлении, было подписано соглашение с Правительством Японии, согласно которому 16 июля 2001 г. Японская организация по развитию внешней торговли ^ЕТЯО) выделила грант на разработку технико-экономического обоснования проекта. В ходе строительства был внесен ряд предложений по упрощению технологии возведения земляного полотна, искусственных сооружений, железнодорожных мостов в сложных условиях высокогорья. Это привело к значительному сокращению объемов трудоемких процессов и снижению их стоимости.
Новая железнодорожная линия является первой построенной в горной местности, железная дорога пересекает горный хребет высотой 1800 м, служащий естественной границей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Протяженность путей с уклоном 10...18,5%о на данной линии составляет около 64 км, а с уклоном 5.10% - около 35 км. На трассе строительства новой железной
1 Мухаммад-Али Хакимович Саидов, заведующий кафедрой экономики и управления автомобильно-дорожными предприятиями Ташкентского автомобильно-дорожного института, д-р экон. наук, профессор, e-mail: muhammadalisaidov@gmail.com
2 Малик Наимович Равшанов, старший научный сотрудник-исследователь Ташкентского автомобильно-дорожного института, канд. экон. наук, доцент, e-mail: abdumalikravshanov1@gmail.com
дороги воздвигнуто 37 мостов, галерея и тоннель. Мосты построены в зоне отрогов Гиссарского хребта с сильно расчлененным рельефом. Вблизи перевала Акрават трасса идет вдоль долин рек Чашмаихафизан, Акрават, Шураб, Шерабад. Склоны гор, по которым проходит новая линия, в большинстве своем имеют крутизну (1:3) ... (1:1,5), долины рек имеют уклон 18,5% с резким изменением высотных отметок и большой крутизной склонов.
un LO oo СГ) о гм СП LD ш со СГ)
m СП СГ) СГ) СГ) о о о о о о □ о о
CD CTj СГ) СГ) u> о о о о о о о о о о
T— T— гч гч гм Г-1 гч гч гм гм гч гч
Динамика объемов транспортной работы в Узбекистане (1995-2009 гг.): грузооборот общий по республике;---- в том числе на ж/д транспорте
Отметим, что строительство металлического моста с длинными пролетами в республике было произведено впервые. При строительстве применялись технологии, используемые японскими предприятиями, имеющими достаточный опыт контроля качества и графика выполнения работ.
Эксплуатация новой железной дороги Ташгузар - Бойсун - Кумкурган обеспечит благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности, транспортного обслуживания Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей; будет способствовать укреплению суверенитета республики и повышению эффективности всех секторов народного хозяйства; ликвидирует транспортную обособленность Сурхандарьинской области, что существенно изменит всю схему транспортно-экономических связей этого региона. Исключение перевозок по территории Туркменистана даст реальную экономию до 50 млн долларов США в год. Планируется поступление дополнительных валютных средств за перевозку транзитных экспортно-импортных грузов других государств в объеме до 15 млн долларов; повышение роли железнодорожного транспорта в южных регионах и сокращение объемов работы автотранспорта в районе тяготения на 550 млн т-км в год. Наибольший экономический эффект от функционирования новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган будет достигнут благодаря снижению транспортных расходов по существующим грузовым перевозкам; сокращению времени пассажиров в пути; переключению части автодорожных грузовых перевозок на железную дорогу и увеличению стоимости транзитных перевозок из Таджикистана и Афганистана [13].
Важно подчеркнуть, что строительство новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган полностью реализовано силами предприятий Республики Узбекистан. Руководители различных рангов, проектировщики, инженеры, строители, монтажники, рабочие различных специальностей, водители, механики и другие специалисты, участвовавшие в строительстве железной дороги, приобрели бесценный опыт ведения строительно-монтажных работ в сложнейших природно-климатических условиях, возведения мостов, галерей и других сложных сооружений в высокогорных районах. Отметим также неоценимую помощь японских
специалистов в возведении этого уникального объекта дорожно-транспортной инфраструктуры.
В перспективе ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» планирует строительство новых железнодорожных веток по проекту возрождения древней магистрали Великий шелковый путь Китайско-Кыргызско-Узбекской железнодорожной линии, а также в направлении Хайратан - Мазари-Шариф (Афганистан). Предполагается, что Китайско-Кыргызско-Узбекская железнодорожная линия создаст транзитный транспортный коридор, будет способствовать увеличению пассажирских и транспортных перевозок из государств Центральной Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечит выход к морским портам.
В 2010 г. узбекскими железнодорожниками была построена первая в истории Афганистана железная дорога длиной 106 км между городами Хайратан и Мазари-Шариф. Развитие трансафганского транспортного коридора позволит совершать железнодорожные перевозки через Афганистан в порты Ирана, что значительно сократит расстояние и стоимость перевозок грузов.
Все перечисленные мероприятия позволяют Узбекистану снизить дорожно-транспортную составляющую в отраслях экономики, что приведет к повышению уровня жизни простых граждан.
Список литературы
1. Абдуллаев, А. М. Отрасли промышленности Узбекистана в контексте институциональных преобразований экономики / А. М. Абдуллаев // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (26). - С. 163-166.
2. Асаул, А. Н. Цивилизационные аспекты развития этнополитических систем /
A. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов // Вестник гражданских инженеров. -2010. - № 4. - С. 170-176.
3. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7. - С. - 131-132.
4. Габзалилова, В. Т. Рынок труда Узбекистана в условиях мирового кризиса /
B. Т. Габзалилова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1 (27). - С. 167-173.
5. Зиядуллаев, К. Ш. Модернизация управления маркетинго-логистическими системами в международных перевозках Узбекистана / К. Ш. Зиядуллаев // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3 (29). - С. 176-181.
6. Зиядуллаев, К. Ш. Оптимизация перевозок сельхозпродукции автомобильным транспортом / К. Ш. Зиядуллаев // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1(31). - С. 207-213.
7. Зокирова, Н. К. Концепция качества трудовой жизни и ее реализация на предприятиях легкой промышленности Республики Узбекистан / Н. К. Зокирова, Е. Н. Герасикова, О. А. Шермухамедов // Экономическое возрождение России. - 2011.
- №1 (27). - С. 174-180.
8. Зохидов, А. А. Современные логистические центры: сущность, особенности и тенденции развития / А. А. Зохидов // Экономическое возрождение России. - 2012.
- № 1(31). - С. 214-220.
9. Икрамов, М. А. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности / М. А. Икрамов, Ф. Авулчаева // Экономическое возрождение России. - № 2 (28). - С. 25-28.
10. Икрамов, М. А. Развитие автомобильных перевозок по Великому шелковому пути / М. А. Икрамов, Н. В. Кузнецов // Экономическое возрождение России. - 2011.
- №4 (26). - С. 28-36.
11. Икрамов, М. М. Особенности интермодальных перевозок грузов в Республике Узбекистан / М. М. Икрамов // Экономическое возрождение России. - № 2(28). - С.193-196.
12. Равшанов, М. Н. Развитие дорожно-транспортного комплекса Республики Узбекистан / М. Н. Равшанов // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1 (31). - С. 221-226.
13. Рустамов, С. «Узбекистан темир йуллари» за годы независимости/С. Рустамов. -Ташкент: Шарк, 2011. -160 с.
14. Этнографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.
The list of the literature
1. Abdullaev, A. M. Industries of Uzbekistan in the context of the institutional transformation of economies / A. M. Abdullaev / / Economic revival of Russia. - 2011. -№ 4 (26). - P. 163-166.
2. Asaul, A. N. Civilization aspects of develop-ment of ethno-political systems / A. N. Asaul, M. A. Jaman, P. V. Shukanov / / The Gerald of Civil Engineers. - 2010. - 4 (25). - P. 170-176.
3. Asaul, A. N. Ethno- geographical factors of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Jaman, P.V. Shukanov / / International journal of applied and basic research. - 2011. - № 7. - P. 131-132.
4. Gabzalilova, V. T. Labor market in Uzbekistan during the global crisis / V. T. Gabzalilova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 167-173.
5. Ziyadullaev, K. S. Modernization of marketing management and logistics systems in the international transport of Uzbekistan / K. S. Ziyadullaev / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 176 181.
6. Ziyadullaev, K. S. Optimizing transportation of agricultural products by road / K. S. Ziyadullaev // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31). - P. 207-213.
7. Zokirova, N. K. The concept of quality of working life and its implementation in the enterprises of light industry of the Republic of Uzbekistan / N. K. Zokirova, E. N. Gerasikova, O. A. Shermukhamedov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27).
- P. 174-180.
8. Zohidov, A. A. Modern logistics centers: the nature, characteristics and development trends / A. A. Zohidov // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31).
- P. 214-220.
9. Ikramov, M. A. Trends in foreign trade / M. A. Ikramov, F. Avulchaeva / / Economic revival of Russia. - № 2 (28). - P. 25-28
10. Ikramov, M. A. Development of road transport on the Great Silk Road Who / M. A. Ikramov, N. V. Kuznetsov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (26). - P. 28-36.
11. Ikramov, M. M. Features of intermodal freight in the Republic of Uzbekistan / M. M. Ikramov // Economic revival of Russia. - № 2 (28). - P. 193-196.
12. Ravshanov, M. N. Development of road transport sector of Uzbekistan / M. N. Ravshanov // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31). - P. 221-226.
13. Rustamov, S. «Uzbekistan Railways» for the years of independence. -Tashkent: Shark, 2011. - 160 p.
14. Ethnographic forces of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Jaman, E. I. Rybnov, P. V. Shukanov. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. -304 p.