Научная статья на тему 'Эффективность создания транспортной инфраструктуры в Узбекистане'

Эффективность создания транспортной инфраструктуры в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТРАНЗИТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЕFFICIENCY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT CAPACITY / TRANSPORT AND ECONOMIC LINKS / TRANSIT TRANSPORT CORRIDOR / INTEGRATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TRANSPORT AND COMMUNICATION NETWORK / TRAFFIC ISOLATION / ROAD-TRANSPORT COMPONENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саидов Мухаммад-али Хакимович, Равшанов Малик Наимович

В Республике Узбекистан осуществляются целенаправленные мероприятия по дальнейшему развитию транспортного потенциала, что способствует укреплению политической и экономической независимости страны, обеспечивает ее активную интеграцию в мировое сообщество. Авторы приводят результаты изучения тенденций создания в Республике Узбекистан транспортной инфраструктуры (на примере развития железнодорожного транспорта), которая обеспечивает широкое использование богатых естественных залежей и ресурсов минерального сырья, служит гарантией стабильного социально-экономического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of transport infrastructure in Uzbekistan

Today in the Republic of Uzbekistan shall be directed actions for the further development of transport capacity, thereby enhancing the political and economic independence, ensures its active integration into the global community. In this paper the authors present the results of a monographic study of trends in transport infrastructure in Uzbekistan from the development of rail transport, which provides extensive use of rich deposits of natural resources and minerals, is a guarantee of a stable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Эффективность создания транспортной инфраструктуры в Узбекистане»

М. Х. Саидов1, М. Н. Равшанов2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

Глубокие и последовательные политико-экономические процессы, происходящие в современном мире, в том числе в Центрально-Азиатском регионе, требуют наряду с рациональным использованием существующих транспортных путей открытия и освоения новых эффективных направлений, которые свяжут республику с крупными международными рынками и формирующимися новыми перспективными рынками. Это отвечает долгосрочным экономическим интересам, обеспечивает широкое использование богатых естественных залежей и ресурсов минерального сырья, служит гарантией стабильного социально-экономического развития государства и открывает новые возможности для развития отечественной промышленности [1], рынка труда и качества жизни в республике [4, 7].

Большое значение приобретает создание в стране транспортно-коммуникационной сети, обеспечивающей надежную, удобную, безопасную и рентабельную транспортную связь. Стабильное функционирование отраслей промышленности и сельского хозяйства обеспечивает развитая транспортная система, в которой ведущее место занимают железнодорожный и автомобильный транспорт [5, 6, 8, 10, 11, 12]. Анализ динамики объемов транспортной работы, выполняемой всеми видами транспорта Узбекистана (см. рисунок), показывает стабильный рост этого показателя.

Сегодня в Республике Узбекистан проводятся целенаправленные мероприятия по дальнейшему развитию транспортного потенциала, что способствует укреплению политической и экономической независимости страны, обеспечивает ее активную интеграцию в мировое сообщество [2, 3, 9, 14].

В Узбекистане 24 августа 2007 г. произошло официальное открытие новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган. Правительство страны поддержало реализацию проекта строительства данной железнодорожной линии на ранних стадиях ее осуществления. В 1993 г. началась разработка основных проектных решений, завершенных в 1995 г.

Выполнение строительных работ на новой железнодорожной линии было разбито на три части. После должного согласования в 1998 г. в рамках проекта начались строительные работы на участке Ташгузар - Дехканабад, а в 1999 г. - на участке Байсун - Кумкурган. Финансирование осуществлялось из собственных средств ГАЖК «Узбекистон темир йуллари». Чтобы начать строительство самого сложного третьего участка в новом направлении, было подписано соглашение с Правительством Японии, согласно которому 16 июля 2001 г. Японская организация по развитию внешней торговли ^ЕТЯО) выделила грант на разработку технико-экономического обоснования проекта. В ходе строительства был внесен ряд предложений по упрощению технологии возведения земляного полотна, искусственных сооружений, железнодорожных мостов в сложных условиях высокогорья. Это привело к значительному сокращению объемов трудоемких процессов и снижению их стоимости.

Новая железнодорожная линия является первой построенной в горной местности, железная дорога пересекает горный хребет высотой 1800 м, служащий естественной границей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Протяженность путей с уклоном 10...18,5%о на данной линии составляет около 64 км, а с уклоном 5.10% - около 35 км. На трассе строительства новой железной

1 Мухаммад-Али Хакимович Саидов, заведующий кафедрой экономики и управления автомобильно-дорожными предприятиями Ташкентского автомобильно-дорожного института, д-р экон. наук, профессор, e-mail: muhammadalisaidov@gmail.com

2 Малик Наимович Равшанов, старший научный сотрудник-исследователь Ташкентского автомобильно-дорожного института, канд. экон. наук, доцент, e-mail: abdumalikravshanov1@gmail.com

дороги воздвигнуто 37 мостов, галерея и тоннель. Мосты построены в зоне отрогов Гиссарского хребта с сильно расчлененным рельефом. Вблизи перевала Акрават трасса идет вдоль долин рек Чашмаихафизан, Акрават, Шураб, Шерабад. Склоны гор, по которым проходит новая линия, в большинстве своем имеют крутизну (1:3) ... (1:1,5), долины рек имеют уклон 18,5% с резким изменением высотных отметок и большой крутизной склонов.

un LO oo СГ) о гм СП LD ш со СГ)

m СП СГ) СГ) СГ) о о о о о о □ о о

CD CTj СГ) СГ) u> о о о о о о о о о о

T— T— гч гч гм Г-1 гч гч гм гм гч гч

Динамика объемов транспортной работы в Узбекистане (1995-2009 гг.): грузооборот общий по республике;---- в том числе на ж/д транспорте

Отметим, что строительство металлического моста с длинными пролетами в республике было произведено впервые. При строительстве применялись технологии, используемые японскими предприятиями, имеющими достаточный опыт контроля качества и графика выполнения работ.

Эксплуатация новой железной дороги Ташгузар - Бойсун - Кумкурган обеспечит благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности, транспортного обслуживания Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей; будет способствовать укреплению суверенитета республики и повышению эффективности всех секторов народного хозяйства; ликвидирует транспортную обособленность Сурхандарьинской области, что существенно изменит всю схему транспортно-экономических связей этого региона. Исключение перевозок по территории Туркменистана даст реальную экономию до 50 млн долларов США в год. Планируется поступление дополнительных валютных средств за перевозку транзитных экспортно-импортных грузов других государств в объеме до 15 млн долларов; повышение роли железнодорожного транспорта в южных регионах и сокращение объемов работы автотранспорта в районе тяготения на 550 млн т-км в год. Наибольший экономический эффект от функционирования новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган будет достигнут благодаря снижению транспортных расходов по существующим грузовым перевозкам; сокращению времени пассажиров в пути; переключению части автодорожных грузовых перевозок на железную дорогу и увеличению стоимости транзитных перевозок из Таджикистана и Афганистана [13].

Важно подчеркнуть, что строительство новой железнодорожной линии Ташгузар - Бойсун - Кумкурган полностью реализовано силами предприятий Республики Узбекистан. Руководители различных рангов, проектировщики, инженеры, строители, монтажники, рабочие различных специальностей, водители, механики и другие специалисты, участвовавшие в строительстве железной дороги, приобрели бесценный опыт ведения строительно-монтажных работ в сложнейших природно-климатических условиях, возведения мостов, галерей и других сложных сооружений в высокогорных районах. Отметим также неоценимую помощь японских

специалистов в возведении этого уникального объекта дорожно-транспортной инфраструктуры.

В перспективе ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» планирует строительство новых железнодорожных веток по проекту возрождения древней магистрали Великий шелковый путь Китайско-Кыргызско-Узбекской железнодорожной линии, а также в направлении Хайратан - Мазари-Шариф (Афганистан). Предполагается, что Китайско-Кыргызско-Узбекская железнодорожная линия создаст транзитный транспортный коридор, будет способствовать увеличению пассажирских и транспортных перевозок из государств Центральной Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечит выход к морским портам.

В 2010 г. узбекскими железнодорожниками была построена первая в истории Афганистана железная дорога длиной 106 км между городами Хайратан и Мазари-Шариф. Развитие трансафганского транспортного коридора позволит совершать железнодорожные перевозки через Афганистан в порты Ирана, что значительно сократит расстояние и стоимость перевозок грузов.

Все перечисленные мероприятия позволяют Узбекистану снизить дорожно-транспортную составляющую в отраслях экономики, что приведет к повышению уровня жизни простых граждан.

Список литературы

1. Абдуллаев, А. М. Отрасли промышленности Узбекистана в контексте институциональных преобразований экономики / А. М. Абдуллаев // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (26). - С. 163-166.

2. Асаул, А. Н. Цивилизационные аспекты развития этнополитических систем /

A. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов // Вестник гражданских инженеров. -2010. - № 4. - С. 170-176.

3. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7. - С. - 131-132.

4. Габзалилова, В. Т. Рынок труда Узбекистана в условиях мирового кризиса /

B. Т. Габзалилова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1 (27). - С. 167-173.

5. Зиядуллаев, К. Ш. Модернизация управления маркетинго-логистическими системами в международных перевозках Узбекистана / К. Ш. Зиядуллаев // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3 (29). - С. 176-181.

6. Зиядуллаев, К. Ш. Оптимизация перевозок сельхозпродукции автомобильным транспортом / К. Ш. Зиядуллаев // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1(31). - С. 207-213.

7. Зокирова, Н. К. Концепция качества трудовой жизни и ее реализация на предприятиях легкой промышленности Республики Узбекистан / Н. К. Зокирова, Е. Н. Герасикова, О. А. Шермухамедов // Экономическое возрождение России. - 2011.

- №1 (27). - С. 174-180.

8. Зохидов, А. А. Современные логистические центры: сущность, особенности и тенденции развития / А. А. Зохидов // Экономическое возрождение России. - 2012.

- № 1(31). - С. 214-220.

9. Икрамов, М. А. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности / М. А. Икрамов, Ф. Авулчаева // Экономическое возрождение России. - № 2 (28). - С. 25-28.

10. Икрамов, М. А. Развитие автомобильных перевозок по Великому шелковому пути / М. А. Икрамов, Н. В. Кузнецов // Экономическое возрождение России. - 2011.

- №4 (26). - С. 28-36.

11. Икрамов, М. М. Особенности интермодальных перевозок грузов в Республике Узбекистан / М. М. Икрамов // Экономическое возрождение России. - № 2(28). - С.193-196.

12. Равшанов, М. Н. Развитие дорожно-транспортного комплекса Республики Узбекистан / М. Н. Равшанов // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1 (31). - С. 221-226.

13. Рустамов, С. «Узбекистан темир йуллари» за годы независимости/С. Рустамов. -Ташкент: Шарк, 2011. -160 с.

14. Этнографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.

The list of the literature

1. Abdullaev, A. M. Industries of Uzbekistan in the context of the institutional transformation of economies / A. M. Abdullaev / / Economic revival of Russia. - 2011. -№ 4 (26). - P. 163-166.

2. Asaul, A. N. Civilization aspects of develop-ment of ethno-political systems / A. N. Asaul, M. A. Jaman, P. V. Shukanov / / The Gerald of Civil Engineers. - 2010. - 4 (25). - P. 170-176.

3. Asaul, A. N. Ethno- geographical factors of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Jaman, P.V. Shukanov / / International journal of applied and basic research. - 2011. - № 7. - P. 131-132.

4. Gabzalilova, V. T. Labor market in Uzbekistan during the global crisis / V. T. Gabzalilova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 167-173.

5. Ziyadullaev, K. S. Modernization of marketing management and logistics systems in the international transport of Uzbekistan / K. S. Ziyadullaev / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 176 181.

6. Ziyadullaev, K. S. Optimizing transportation of agricultural products by road / K. S. Ziyadullaev // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31). - P. 207-213.

7. Zokirova, N. K. The concept of quality of working life and its implementation in the enterprises of light industry of the Republic of Uzbekistan / N. K. Zokirova, E. N. Gerasikova, O. A. Shermukhamedov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27).

- P. 174-180.

8. Zohidov, A. A. Modern logistics centers: the nature, characteristics and development trends / A. A. Zohidov // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31).

- P. 214-220.

9. Ikramov, M. A. Trends in foreign trade / M. A. Ikramov, F. Avulchaeva / / Economic revival of Russia. - № 2 (28). - P. 25-28

10. Ikramov, M. A. Development of road transport on the Great Silk Road Who / M. A. Ikramov, N. V. Kuznetsov / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (26). - P. 28-36.

11. Ikramov, M. M. Features of intermodal freight in the Republic of Uzbekistan / M. M. Ikramov // Economic revival of Russia. - № 2 (28). - P. 193-196.

12. Ravshanov, M. N. Development of road transport sector of Uzbekistan / M. N. Ravshanov // Economic revival of Russia. - 2012. - № 1 (31). - P. 221-226.

13. Rustamov, S. «Uzbekistan Railways» for the years of independence. -Tashkent: Shark, 2011. - 160 p.

14. Ethnographic forces of globalization and regionalization of the world / A. N. Asaul, M. A. Jaman, E. I. Rybnov, P. V. Shukanov. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. -304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.