Научная статья на тему 'Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений в поле зрения научногосообщества России и Германии'

Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений в поле зрения научногосообщества России и Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений в поле зрения научногосообщества России и Германии»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Черкасова Т.П., к .э.н., Змияк С.С., к.э.н.

Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений в поле зрения научного сообщества России и Германии

13-14 апреля Северо-Кавказская академия государственной службы при поддержке Филиала зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» в Российской Федерации, Администрации Ростовской области, Совета муниципальных образований Ростовской области провела международную научно-практическую конференцию «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)».

Перед участникам конференции была поставлена задача проанализировать состояние и перспективы реформы местного самоуправления в Российской Федерации и Германии, определить пути ее реализации, а также адаптации передового германского опыта к российской специфике. Данный форум собрал широкий круг вузовских исследователей, представителей академической науки, практиков-управленцев из России, Германии, Польши, ведущих специалистов из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Белгорода, Ярославля, Сыктывкара, Челябинска, Иркутска, Уфы, большинства регионов ЮФО и СКФО и других городов. Это научное мероприятие собрало руководителей более 400 сельских и городских поселений Ростовской области.

С приветственным словом к участникам конференции обратились губернатор Ростовской области Голубев В.Ю., председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет Местного самоуправления», председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Тимченко В.С., руководитель Филиала зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» в Российской Федерации доктора исторических наук Р. Крумм.

Конференция проходила в формате пленарного заседания и «круглых столов». Открывая ее, ректор СКАГС Рудой В.В. подчеркнул, что настоящая конференция - это продолжение обсуждения проблем местного самоуправления, которое было начато в стенах СКАГС год назад. Однако в основе нынешнего обсуждения - проблемы развития поселений, ведь именно поселения являются тем типом муниципальных образований, которые, с одной сто-

роны, ближе всего стоят к населению, а с другой, - обременены тяжелым грузом нерешенных проблем.

В своем докладе Рудой В.В. отметил, что активизация представителей местных сообществ во многом зависит от повышения качества человеческого капитала, составляющего местный социум. Местная власть должна опираться на крепкую социальную базу, основой которой выступают выпускники вузов и колледжей. Привлечение молодых специалистов для работы в муниципальных образованиях, особенно поселенческого типа, является для системы местного самоуправления первоочередной задачей. Кроме того, сегодня СевероКавказская академия государственной службы владеет рядом технологий, которые могут найти применение в системе самоуправления. Достаточно успешно действует инновационно-технологический центр СКАГС., Научное сообщество готово уже сегодня предложить муниципальным образованиям новые разработки, но нет централизованного заказа на эти решения. Сформировать этот заказ более всего в состоянии региональные советы муниципальных образований.

Зам. губернатора Ростовской области Гончаров В.Г. назвал приоритетные направления совершенствования системы местного самоуправления в Ростовской области: оптимизация деятельности органов местного самоуправления и повышение качества муниципального управления, совершенствование муниципального правотворчества, вовлечение жителей области в реформу местного самоуправления, в решение вопросов благоустройства и озеленения территорий; повышение информационной открытости деятельности органов самоуправления, информационно-разъяснительной работы с населением; повышение качества и доступности предоставляемых населению услуг, их перевод в электронный вид. Гончаров В.Г. отметил, что основным инструментом предоставления государственных и муниципальных услуг являются многофункциональные центры. Администрацией области совместно с Северо-Кавказской академией государственной службы разработана информационная система деятельности МФЦ. При этом межведомственное взаимодействие осуществляется без участия заявителя. Появившаяся возможность унификации административных процедур по приему и обработке документов способствует повышению эффективности работы МФЦ, подтверждением чему является положительная динамика роста обращений граждан и юридических лиц. Информационная система отмечена дипломом за победу в общероссийском конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» в номинации «Лучший проект по переводу в электронный вид государственных услуг в сфере труда и занятости», проведенного под эгидой Минкомсвязи РФ в 2010 г.

Германскую делегацию на конференции представлял Юрген Канель, бургомистр в отставке, эксперт по вопросам местного самоуправления, председатель фракции СДПГ городского совета г. Вольгаст. Его доклад был посвящен немецкому опыту местного самоуправления и вызвал большой интерес у участников конференции.

Оживленную дискуссию на пленарном заседании вызвало выступление заслуженного деятеля науки Российской Федерации проректора СКАГС по работе с органами власти и учебными заведениями Понеделкова А.В. Он отметил, что традиционно в ходе подготовки конференции учеными СКАГС при организационной поддержке Совета муниципальных образований Ростовской области была реализована важная задача по оценке мнения жителей городских и сельских поселений по проблемам отношения населения к деятельности городских и сельских администраций. В прооцессе масштабного социологического исследования, проведенного в феврале - марте 2011 года в 50 муниципальных образованиях Ростовской области, было опрошено более 1150 респондентов в сельских поселениях Ростовской области, а также ряде других регионов (Челябинской и Нижегорородской областей, Республики Коми а также Ставропольского края) . Результаты опроса свидетельствуют, что население пассивно. Требуется включить механизмы партисипативного управления для раскрепощения социальной энергии, расширения простора действий инициативных людей. Следует обеспечить коммуникацию «с двусторонним движением» населения и власти для взаимопонимания в оценке проблем реализации совместно выработанных решений. Необходимо также вернуть утраченное доверие, для чего органам самоуправления следует проявлять заботу о благе конкретных людей, взаимодействуя с ними в решении вопросов развития муниципального образования. В территориальном сообществе должна быть хотя бы минимальная степень доверия людей друг к другу, тем более к власти, ее представителям в лице депутатов и чиновников. Сегодня одна из самых злободневных проблем на муниципальном уровне - проблема социального управленческого отчуждения в системе местного самоуправления, в ее результирующей сути. В конце концов, заключил Понеделков А.В., «мы добьемся понимания, что самоуправление - это ответственность граждан не только за себя лично, но и за окружающую территорию, за свой дом, улицу, район и в итоге за всю страну».

Также в рамках пленарного заседания был заслушан доклад заслуженного деятеля науки Российской Федерации доктора экономических наук, профессора СКАГС Игнатова В.Г. об актуальных проблемах совершенствования системы местного самоуправления и путях их решения. Он отметил, что в настоящее время в Ростовской области на муниципальном уровне постоянно сокращается число реципиентов: в 2011 г. - 10 районов и городов области не будут получать из областного бюджета никаких дотаций, поскольку у них будет хватать собственных средств на решение всех финансовых вопросов, 102 городских и сельских поселений станут донорами - это 25 % муниципальных образований. В 2006 г. таких было всего 8 %.

Мнение населения о современном состоянии местного самоуправления в сельских поселениях. Информационно-аналитические материалы международной научнопрактической конференции «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. С. 7-17.

И тем не менее уровень собственных доходов в муниципальных бюджетах ряда районов области все еще явно недостаточен. Так, если в г. Волгодонске уровень собственных доходов превышает 56 %, в г. Ростове-на-Дону и в г. Новочеркасске он составляет 54 %, то в Аксайском районе он составляет всего 32 % муниципального бюджета, в Кагальницком районе - 26 %, в Мясниковском - 23 %, а в Морозовском - всего 20%.

Губернатор области В.Ю. Голубев заявил, что налоговый контроль над предприятиями и гражданами должен быть усилен. По планам областного руководства в 2011 г. собственные доходы Ростовской области должны превысить 93 млрд руб. При этом проделанная работа по взиманию налогов будет анализироваться не только по итогам года, а практически ежемесячно .

Проблему мотивационной составляющей эффективности местного самоуправления в своем выступлении затронул доктор политических наук, профессор, проректор СКАГС по науке, послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию Старостин А.М. Он отметил, что необходимые условия для организации самоуправления - это подготовленный для этого управленческий персонал, кадры и выделение достаточных ресурсов (или права на их использование).

Что касается подготовки кадров, то здесь требуется более четкое согласование законов о муниципальной и государственной гражданской службе в той части, что касается ротации чиновников, их карьеры. И прежде всего необходимо создать на данном этапе развития нашего государства приоритетные условия именно для муниципальных чиновников. Необходима и более глубокая специализация при подготовке муниципальных чиновников, поскольку, как уже сказано выше, они должны получить серьезную подготовку в области теории и практики самоорганизации местных сообществ. И для таких занятий нужны специальные программы подбора лидеров-организаторов, основанные не на сертификатах ЕГЭ, а на психологическом отборе. То же касается переподготовки и повышения квалификации: необходим повышенный объем тренингов, мастер-классов, стажировок в области теории и практики самоорганизации местных сообществ.

В завершение выступления Старостин А.М. особо подчеркнул, что программа подготовки кадров для муниципальных органов власти должна стоять на данном этапе развития нашей страны на самом приоритетном уровне, который бы не уступал программам подготовки кадров специалистов для ядерной и космической отрасли, заложенной в 50-е годы и успешно реализованной. На этом кадровом, технологическом и образовательном потенциале мы защищенно себя чувствуем при всех социально-политических перипетиях последнего периода. Фундамент сегодняшней и завтрашней безопасности и благополучия страны ныне закладывается в развитии местных сообществ.

Проблематику развития муниципальной службы развил в своем докладе первый заместитель министра внутренней и информационной политики

20 млрд. рублей не досчиталась казна Ростовской области // Московский комсомолец. 23 февраля - 2 марта 2011 г. С. 3.

Ростовской области по вопросам развития местного самоуправления А.В. Буров. Он подчеркнул, что при проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов по вопросам прохождения муниципальной службы зачастую выявляются положения, противоречащие федеральному и региональному законодательству. Использование в нормативных правовых актах органов местного самоуправления различных подходов к регулированию сходных вопросов затрудняет реализацию единой политики в области кадровой работы и обмен опытом в данной сфере между ними. Как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе недостаточно используется назначение на вакантные должности из кадрового резерва.

Также следует отметить прозвучавшие в ходе пленарного заседания доклады Патрушева В.И., доктора социологических наук, профессора, президента Академии наук социальных технологий и местного самоуправления по проблеме социальной конвенциональности как базового принципа самоуправления полиэтнического социума; Пляйса Я.А., доктора исторических наук, доктора политических наук, профессора Финансового университета при Правительстве РФ, заместителя председателя экспертного совета ВАК РФ по политологии, корорый представил анализ теорий и моделей местного самоуправления в интерпретациях отечественных и зарубежных политологов; Гу-мерова С.Б., кандидата политических наук, полномочного представителя Президента Республики Башкортостан при Президенте РФ - министра Правительства Республики Башкортостан, представившего местное самоуправление как институциональный фактор развития системы многоуровневой власти в современном государстве; а также Ляхова В.П., кандидата политических наук, исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», который в своем выступлении рассмотрел территориальное общественное самоуправление как эффективный способ самоорганизации граждан по месту жительства и как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Накануне пленарного заседания состоялся «круглый стол» аспирантов, докторантов, молодых ученых, в котором с докладами приняли участие гости конференции, в том числе начальник управления организационной работы, муниципальной службы и связями с общественностью мэрии г. Ярославля Ушакова Е.Г. с докладом на тему: «О практике работы мэрии города Ярославля с активом органов территориального общественного самоуправления и задачи по ее совершенствованию» и кандидат педагогических наук, директор Городского методического центра по вопросам развития городского самоуправления (г. Ярославль) Зуева С.В. с докладом на тему: «Эффективные инструменты управления кадрами муниципальной службы: современный подход». Так же в «круглом столе» приняли участие докторанты и аспиранты СКАГС, в числе которых с интересными докладами выступили докторанты кафедры экономической теории и предпринимательства, кандидаты экономических наук, доценты Овакимян М.А. (Развитие местного самоуправления в

современных городских и сельских поселениях России: актуальные задачи и перспективные решения), Черкасова Т.П. (Проблемы крупных городов России как зон опережающего экономического роста), Змияк С.С. (Совершенствование основных направлений политики занятости населения на местном уровне), докторанты кафедры политологии и этнополитики, кандидаты экономических наук, доценты Е.А. Попова (К вопросу о политических моделях взаимодействия региональной и муниципальной власти в сфере развития территорий) и А.Б. Бабанов (Повышение эффективности институтов власти как механизм выхода из кризиса), аспирант кафедры менеджмента Парасоцкая В.Г.

14 апреля 2011 в рамках международной конференции состоялось два «круглых стола». На первом рассматривались проблемы практической реализации основных направлений муниципальной реформы. Дискуссионный характер обсуждению придало выступление В.Б. Зотова, доктора экономических наук, профессора, Президента Российской муниципальной академии, префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы, который поделился опытом по реализации программы «цифровой район Жулебино», особо выделив достижения в сфере реформирования ЖКХ - переход к «интеллектуальному зданию», который предполагает наличие в здании систем безопасности (видеонаблюдение, контроль доступа), удаленного мониторинга параметров инженерного оборудования, учета и управления параметрами тепло- и водоснабжения, управления освещением, а также наличие структурированной кабельной сети. К такому комплексному подходу к эксплуатации зданий стремятся во всех цивилизованных странах мира.

Практическим аспектам необходимости активизации участия населения в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействию муниципальных районов и поселений в процессе имущественно-земельных отношений были посвящены доклады руководителей сельских поселений Ростовской области (Глазкова Е.А., Гордиенко В.Г., Ильющенко Н.Е., Кудинов М.Г., Разуваев С.В., Федорченко В.Ф. и др.).

Второй «круглый стол» был посвящен теоретико-методологическим вопросам совершенствования местного самоуправления на уровне сельских и поселковых муниципальных образований. Игнатова Т.В., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства СКАГС, анализируя глобальные тенденции модернизации местного самоуправления, отметила, что глобальный тренд реформирования градообслуживающей инфраструктуры в городских округах ориентирует на жилищное строительство, на комплексную застройку новых микрорайонов на свободной территории, на реконструкцию ветхого, аварийного фонда и строительство новых объектов жилья и соцкультбыта.

При этом Игнатовой Т.В. было подчеркнуто, что в странах ЕС имеется положительный опыт создания нового облика городов и поселений на основе прежнего культурного наследия и привносимого модернизационного фактора (Бирмингем, Бильбао). Одновременно решать задачи полной рекон-

струкции инженерных сетей, обеспечения жителей объектами социальнобытовой инфраструктуры приходится с укреплением материальнотехнической базы учреждений образования, здравоохранения и спорта; информатизацией образовательных учреждений и библиотечных центров; улучшением качества и реальной доступности медицинской помощи населению муниципального образования; развитием адресной помощи для таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи.

Исследование зарубежного опыта в своих выступлениях продолжили Матвеев Р.Ф., доктор политических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, осветивший политико-правовые основы местного самоуправления во Франции, а также Явчуновская Р.А., докт. полит. наук, профессор РАГС при Президенте РФ и Явчуновская И.В., канд. филос. наук, докторант РАГС при Президенте РФ, рассмотревшие международные аспекты политической ответственности местного самоуправления.

Злободневный характер носили выступления таких научных экспертов в рассматриваемой сфере как Семёнычев В.К., доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор Самарской академии государственного и муниципального управления; Бабочкин П.И., доктор философских наук, профессор Московского городского университета управления Правительства Москвы (Самоуправление в полиэтническом социуме); Аверин А.Н., докт. филос. наук, профессор РАГС при Президенте РФ (Решение социальных вопросов местного значения в поселении и муниципальном районе: общее и особенное); Зырянов С.Г., доктор политических наук, профессор, директор Челябинского филиала РАНХиГС (Социально-политическая система города: типология и тенденции развития); Аствацатурова М.А., доктор политических наук, профессор Пятигорского филиала СКАГС (Опыт локальных площадок местного самоуправления в регулировании межэтнических отношений в Северо - Кавказском федеральном округе); Бардаков А.И., доктор политических наук, профессор Волгоградского филиала РАНХиГС (Перспективы партийного строительства в сельских районах и городских округах России); Мартынова Н.А., кандидат психологических наук, руководитель Экспертно-консультационного центра оценки и аттестации персонала Института повышения квалификации Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС (Подготовка кадров для муниципальной службы: проблемы выбора формы обучения) и др.

В целом, организаторы и участники прошедшего научно-практического форума отметили достаточно высокий уровень дискуссий, состоявшихся в ходе конференции, что позволило выработать ряд практических рекомендаций для научного сообщества и органов власти. Также было подчеркнуто, что в ближайших планах СКАГС и Фонда им. Ф. Эберта проведение ряда научнопрактических мероприятий по широкому спектру социально-экономических и политико-правовых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.