Конференции
Александр ПОНЕДЕЛКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА НА УРОВНЕ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ -ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА РОССИИ И ГЕРМАНИИ
В статье представлен обобщающий научный отчет о международной научно-практической конференции по теме эффективности самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений на опыте России и Германии, состоявшейся 13-14 апреля 2011 г.
The article represents the generalized scientific report about the international scientific-and-practical conference on the theme of self-government effectiveness of municipal institutions of urban and rural settlements based on the Russian and German experience.
Ключевые слова:
поселение, самоуправление, муниципальное образование, реформирование; settlement, self-government municipal institution, reforming.
ПОНЕДЕЛКОВ Александр Васильевич — д.полит.н., профессор СевероКавказской академии государственной службы
ponedelkov@skags.ru
Одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и условием повышения качества экономического роста является достижение высокой эффективности государственного и местного самоуправления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы. Тенденции глобального развития проявляются и в том, что административная и муниципальная реформы приобретают перманентный повседневный характер как в странах со стабильной политической системой, так и в переходных странах. В апреле 2011 г. Северо-Кавказская академия государственной службы при поддержке филиала Фонда имени Фридриха Эберта в РФ, администрации Ростовской обл. и совета муниципальных образований Ростовской обл. провела международную научно-практическую конференцию «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». Организаторы поставили перед участниками сложную задачу поиска решения проблем эффективной реализации реформы местного самоуправления в России и возможности адаптации германского опыта к российской специфике.
Целевую аудиторию на конференции составили представители экспертного и научного сообщества из различных регионов Российской Федерации, Германии, Польши, а также представители институтов власти и гражданского общества. Научное мероприятие собрало руководителей более 400 сельских и городских поселений Ростовской обл. В оргкомитет поступило более 700 заявок, и к началу работы конференции академией был издан сборник материалов (объемом более 900 страниц).
С приветственным словом к участникам конференции обратились: глава администрации (губернатор) Ростовской обл., д.э.н., профессор В.Ю. Голубев; председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления В.С. Тимченко; руководитель филиала Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, д.и.н. Р. Крумм.
Открывая конференцию, ректор СКАГС В.В. Рудой подчеркнул, что она, по сути, является продолжением обсуждения актуальных вопросов развития местного самоуправления, начатого год назад в рамках аналогичной конференции. В основу нынешнего обсуждения должны быть положены проблемы развития поселений. В своем докладе В.В. Рудой отметил, что активизация деятельности представителей местных сообществ во многом зависит от повышения качества человеческого капитала, составляющего местный социум. Местная власть должна опираться на крепкую социальную базу, основой которой выступают выпускники вузов и колледжей. Поэтому привлечение молодых специалистов для работы в муниципальных образованиях, особенно поселенческого типа, является для системы местного самоуправления первоочередной задачей. Северо-Кавказская академия, подчеркнул он, владеет рядом технологий, которые могут найти применение в системе самоуправления.
Заместитель главы администрации (губернатора) Ростовской обл., к.э.н. В.Г. Гончаров отметил, что основным инструментом обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Для решения задачи универсализации деятельности МФЦ администрацией области совместно с СКАГС разработана информационная система их деятельности. При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания услуг (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), осуществляется МФЦ без участия заявителя. Информационная система отмечена дипломом за победу в общероссийском конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора», проведенном под эгидой Минкомсвязи РФ в 2010 г., в номинации «Лучший проект по переводу в электронный вид государственных услуг в сфере труда и занятости».
Германскую делегацию на конференции представлял Юрген Канель, бургомистр в отставке, эксперт по вопросам местного самоуправления, председатель фракции СДПГ городского совета г. Вольгаста, который рассказал об истории и современных проблемах органов самоуправления в
Германии. Он подчеркнул, что основные компетенции органов самоуправления были закреплены с самого момента их возникновения в 1808 г.
А.В. Понеделков рассказал о результатах крупного социологического исследования, проведенного в феврале — марте 2011 г. в 50 структурах муниципальных образований Ростовской обл. Было опрошено более 1 150 респондентов в сельских поселениях Ростовской обл., а также ряде других регионов (Челябинской и Нижегородской обл., Республике Коми а также Ставропольском крае)1.
Проведенные опросы показали, что предоставляемые местной властью возможности не удовлетворяют потребность граждан в социальном участии. Более того, отмечается сопротивление самой власти, не желающей вовлекать людей в процесс принятия решений по актуальным вопросам местного значения. Результаты опроса свидетельствуют, что население пассивно и требуется включить механизмы парти-сипативного управления для раскрепощения социальной энергии.
Исследования, с одной стороны, подтверждают факт преобладания патерналистских настроений в селе, с другой — дают основания для оптимистичного рассмотрения перспектив развития местного самоуправления в сельских поселениях.
Сегодня одна из самых злободневных проблем на муниципальном уровне — проблема социального управленческого отчуждения в системе местного самоуправления, отсутствие доверия к власти. Следует решительно добиваться понимания, что самоуправление — это ответственность граждан не только за себя лично, но и за окружающую территорию, за свой дом, улицу, район, а в итоге — за всю страну.
Профессор СКАГС, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н. В.Г. Игнатов отметил, что в настоящее время в Ростовской обл. на муниципальном уровне постоянно сокращается число реципиентов. В 2011 г. 10 районов и городов области не будут получать из областного бюджета никаких
1 Мнение населения о современном состоянии местного самоуправления в сельских поселениях. Информационно-аналитические материалы международной научно-практической конференции «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». — Ростов н/Д. : Изд-во СКАГС, 2011, с. 7-17.
дотаций, поскольку у них будет хватать собственных средств для решения всех финансовых вопросов. 102 городских и сельских поселения станут донорами — это 25% всех муниципальных образований (в 2006 г. таких было всего 8%). Тем не менее уровень собственных доходов в муниципальных бюджетах ряда районов области все еще явно недостаточен.
Проблему мотивационной составляющей эффективности местного самоуправления в своем выступлении затронул д.э.н., профессор, проректор СКАГС
А.М. Старостин. В области кадровой политики необходимо создать приоритетные условия именно для муниципальных чиновников. Они должны получить серьезную подготовку в области теории и практики самоорганизации местных сообществ. Программа подготовки кадров для муниципальных органов власти должна стоять на данном этапе развития нашей страны на самом приоритетном уровне, который бы не уступал программам подготовки кадров специалистов для ядерной и космической отрасли, заложенным и реализованным в 1950-е гг. Фундамент сегодняшней и завтрашней безопасности и благополучия страны ныне закладывается в развитии местных сообществ.
Проблематику развития муниципальной службы развил в своем докладе к.полит.н., доцент СКАГС, первый заместитель министра внутренней и информационной политики Ростовской области по вопросам развития местного самоуправления А.В. Буров. Он подчеркнул, что использование в нормативных правовых актах органов местного самоуправления различных подходов к регулированию сходных вопросов затрудняет реализацию единой политики в области кадровой работы и обмен опытом между ними. Наличие разницы в уровне оплаты труда между государственными гражданскими, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную службу молодых квалифицированных специалистов и руководителей, что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных гражданских служащих. Инструментом преобразований в данной сфере должен
стать программный метод, реализация которого позволит оптимизировать организацию гражданской и муниципальной службы, внедрить современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии
Также следует отметить прозвучавшие в ходе пленарного заседания доклады д.соц.н., профессора, президента Академии наук социальных технологий и местного самоуправления В.И. Патрушева по проблеме социальной конвенциональ-ности как базового принципа самоуправления полиэтнического социума; д.и.н., д.полит.н., профессора Финансового университета при Правительстве РФ, заместителя председателя экспертного совета ВАК РФ по политологии Я.А. Пляйса, который представил анализ теорий и моделей местного самоуправления в интерпретациях отечественных и зарубежных политологов; к.полит.н., полномочного представителя Президента Республики Башкортостан при Президенте РФ — министра Правительства Республики Башкортостан С.Б. Гумерова, рассматривающего местное самоуправление как институциональный фактор развития системы многоуровневой власти в современном государстве; к.полит.н., исполнительного директора ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» В.П. Ляхова, который в своем выступлении рассматривал территориальное общественное самоуправление как эффективный способ самоорганизации граждан по месту жительства и как инструмент управления социальноэкономическим развитием муниципального образования.
В рамках международной конференции состоялись несколько круглых столов, на которых рассматривались научные, теоретические и практические проблемы муниципальной реформы. На первом из них, в частности, выступили: начальник управления организационной работы, муниципальной службы и связей с общественностью мэрии г. Ярославля Е.Г. Ушакова с докладом «О практике работы мэрии города Ярославля с активом органов территориального общественного самоуправления и задачи по ее совершенствованию»; директор Ярославского городского методического центра по вопросам развития городского самоуправления С.В. Зуева с докладом
«Эффективные инструменты управления кадрами муниципальной службы: современный подход».
Дискуссионный характер обсуждению проблем в рамках второго круглого стола придало выступление д.э.н., профессора, президента Российской муниципальной академии, префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы
В.Б. Зотова, который поделился опытом по реализации программы «Цифровой район Жулебино». Он также говорил об организации комплексного подхода к эксплуатации зданий, к которому сегодня стремятся во всех цивилизованных странах мира. Практическим аспектам взаимодействия муниципальных районов и поселений в процессе имущественно-земельных отношений были посвящены доклады руководителей сельских поселений Ростовской обл. Е.А. Глазковой, В.Г. Гордиенко, Н.Е. Ильющенко, М.Г. Кудинова, С.В. Ра-зуваева, В.Ф. Федорченко и др.
Еще один круглый стол был посвящен теоретико-методологическим вопросам совершенствования местного самоуправления на уровне сельских и поселковых
муниципальных образований. Д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства СКАГС Т.В. Игнатова проанализировала проблемы модернизации местного самоуправления. Она отметила, что глобальный тренд реформирования градообслуживающей инфраструктуры в городских округах ориентирует на комплексную застройку новых микрорайонов на свободной территории, реконструкцию ветхого фонда и создание нового облика городов и поселений на основе прежнего культурного наследия и привносимого модернизационного фактора.
Организаторы и участники прошедшего научно-практического форума отметили достаточно высокий уровень дискуссий, состоявшихся в ходе конференции, что позволило выработать ряд практических рекомендаций для научного сообщества и органов власти. В ближайших планах СКАГС и Фонда им. Ф. Эберта — проведение ряда научно-практических мероприятий по широкому спектру социальноэкономических и политико-правовых проблем.