Научная статья на тему 'Урегулирование конфликтов и укрепление сотрудничества - государственные приоритеты на Северном Кавказе'

Урегулирование конфликтов и укрепление сотрудничества - государственные приоритеты на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урегулирование конфликтов и укрепление сотрудничества - государственные приоритеты на Северном Кавказе»

Сидоренко И.Н., к. ист. н.к, нач. отдела научных исследований и работы с регионами Змияк С.С., к. эк. н., зам. начальника отдела научных исследований и работы с регионами (СКАГС)

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ И УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ1

Сегодня в мире не найдется уголка, где бы проблема конфликтов не вызывали бы озабоченности. В силу ряда причин, для Юга России эти вопросы являются более острыми, чем для других территорий страны. Не случайно именно здесь, в столице Южного федерального округа - г. Ростов-на-Дону, а также в г. Горячий Ключ (Краснодарский край) 29 - 30 сентября 2006 г. была проведена международная научно-практическая конференция «Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество». Это мероприятие было организовано СевероКавказской академией государственной службы при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, Фонда имени Фридриха Эберта (Германия), а также Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми.

Открывая конференцию, ректор СКАГС, профессор В.Г. Игнатов подчеркнул, что сама тема вызвала большой интерес. Свидетельством большого интереса к тематике конференции стали более 200 присланных заявок, более 100 из которых были включены в программу и опубликованы в виде докладов и тезисов выступлений. Еще одним показателем актуальности темы является территориальный охват конференции. В оргкомитет поступили работы ученых из всех регионов ЮФО, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Барнаула, Республик Татарстан, Башкортостан, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья Кыргызстана, Армении, Болгарии и США.

С приветствием от имени полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе Д.Н. Козака выступил главный советник департамента по внутренней политике Ю.Е. Милованов, который обозна-

1 По итогам международной научно-практической конференции «Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество». Ростов-на-Дону - Горячий Ключ, 29-30 сентября 2006 г.

чил высокую степень актуальности и значимости проблем, поднимаемых участниками конференции, и отметил заинтересованность Администрации Президента к вопросам, вынесенным на обсуждение участниками конференции. Интересным было приветственное выступление руководителя представительства Фонда имени Фридриха Эберта в России Р.Е. Кокарева. Он обратил внимание участников конференции на то, что обсуждаемые проблемы актуальны не только для России, но и для Германии. Вопросы и практика урегулирования и предотвращения конфликтов в России, каждая крупица конфликтологического опыта имеет большую ценность для обеих сторон. Приветствуя участников конференции, В. Проданов, профессор Болгарской академии наук, от имени президента Болгарской ассоциации конфликтологов Д.Й. Димитрова, подчеркнул большое значение обмена знаниями и опытом разрешения конфликтных ситуаций и изложил свой взгляд на конфликтологическую ситуацию в условиях постмодерна.

Уже в самых первых выступлениях были заложены направления дискуссии и характер обсуждения основных вопросов. В процессе обсуждения механизмов предупреждения конфликтов и их урегулирования большое место занимает анализ характера и результатов различных управленческих воздействий на конфликтогенные ситуации с целью их урегулирования. Интересным в этом плане был доклад директора Центра конфликтологии института социологии РАН Е.И. Степанова (Москва), посвященный методологическим и методическим проблемам обеспечения эффективного моделирования, мониторинга и менеджмента региональных конфликтов. Он отметил, что в профилактике конфликтных ситуаций, неоценимое значение приобретает моделирование региональных конфликтов как процедура создания целостного образа конфликтной ситуации, в котором находит отражение вся реальная совокупность конфликтных процессов и отношений, зарождающихся и развивающихся в данном регионе. Их диагностика и последующее регулирование возможны лишь с учетом всей совокупности факторов, определяющих природу, источники, стратегии поведения участников конфликтного взаимодействия в данном регионе.

Вопросы теории и практики конфликтологии и их учет в деятельности по повышению уровня толерантности в обществе были изложены в выступлении Л.Н. Цой, директора Центра социологических исследований Московского государственного лингвистического университета (Москва). Она отметила важную роль результатов исследования и диагностики конфликтов среди факторов, призванных влиять на принятие управленческих решений. Решение социально-значимых проблем региона является, по ее мнению, основным фактором, который должен объединять интересы представителей власти и интересы исследователей в области конфликтов.

Активизации интереса участников конференции к проблеме урегулирования и предотвращения конфликтов на Северном Кавказе способствовало проведение социологического исследования в субъектах Южно-

го федерального округа, результаты которого привел проректор СКАГС

А.В. Понеделков. По его словам, анализ конфликтологической ситуации на Северном Кавказе показывает, что она развивается волнообразно с общей тенденцией на понижение напряженности. Хотя на ее интенсивности сказывается степень стабильности общего социально-политического фона в стране. Можно сказать, что конфликтологическая ситуация на Северном Кавказе вполне поддается управленческим воздействиям, однако террористическое и радикально-политическое подполье пока действенно, что предопределяет не только дальнейшую интенсивную работу, но и требует перевода ее уже в другую - более многообразную в управленческом и ресурсном аспектах плоскость.

Среди результатов исследования весьма показательным является тот факт, что ответ экспертов на вопрос о том, какие из государственных органов, организаций и должностных лиц наиболее эффективно могут влиять на стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в ЮФО, был характерным для традиций разрешения конфликтов в России. Для российского общества характерны персоноцентричный и силовой характер разрешения конфликтов, поскольку на первые места вышли такие показатели: Президент РФ - 22, 2 %; руководители субъектов - 17,6 %; ФСБ - 5,5 %; Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО - 7,6 %; Прокуратура - 5,9 % и т.д. Вместе со СМИ (5,7 %) и органами местного самоуправления (6,4 %) они остаются самыми авторитетными и влиятельными институтами снятия напряженности.

Основываясь на результатах исследования профессор А.В. Поне-делков сделал вывод, что, несмотря на естественные трудности, всегда сопровождающие внедрение нового законодательства, этапы подготовки новых законопроектов всегда должны предусматривать своеобразную общественную экспертизу на их конфликтогенность.

Активная дискуссия развернулась на заседании «круглого стола», посвященного актуальным проблемам российской этнополитической конфликтологии, источникам этнических и этнополитических конфликтов, их формам и способам проявления, опыту их нейтрализации и поддержания этнополитической стабильности на Юге России, участию в их разрешении различных структур современного российского общества.

Лейтмотивом рассуждений профессоров В.А Сологуба, А.М Старостина, А.В Понеделкова (СКАГС), А.-Х.А. Султыгова (МИД РФ), В.И. Коваленко (Москва), В.В. Грибанова (Сыктывкар), доцентов Б.М. Торогельдие-вой (Бишкек), Н.Н. Голубева (Ставрополь) и многих других явилось стремление охарактеризовать конфликтогенный фон, политические, национальные, социокультурные, экономические и другие источники возникновения конфликтогенных ситуаций.

Так, доклад профессора МГУ В.И. Коваленко, который видит источники этнополитических конфликтов, в первую очередь, в незавершенности процесса становления России как демократического федеративного государства с республиканской формой правления, базирующегося на многонациональной политической общности - российской гражданской

нации. В таких условиях выработка эффективной политики урегулирования этнополитических конфликтов является одним из стратегических факторов национально-государственного строительства.

В его докладе представлено исследование феномена неурегулированных этнополитических конфликтов в различных регионах мира, длящихся в течение десятков, а то и сотен лет, опыт нейтрализации и разрешения этнополитических противоречий, исключающих их трансформацию в форму вооруженного конфликта.

Региональную компоненту проблем этнополитической конфликтности и гражданской консолидации рассматривал профессор В.В. Грибанов, ректор Коми республиканской академии госслужбы и управления при Главе Республики Коми (Сыктывкар). Республика Коми - полиэтничный регион, который представляет собой типичное мигрантское сообщество со всеми вытекающими из этого проблемами. Приток внешних мигрантов способствовал превращению титульного населения из этнического большинства в этническое меньшинство. Кроме того, существенно возросла этническая мозаичность населения, что усложнило характер межэтнического взаимодействия.

Для эффективного формирования целостного территориального сообщества, нужен комплекс мер по формированию культуры толерантности, который должен включать как само поведение политической элиты, так и коррекцию информационной политики, внедрение специальных образовательных программ, а также социальную рекламу. Дальнейший отказ от коррекции региональной этнонациональной политики может привести к тому, что латентная конфликтность, которая очевидно имеет место в республике, станет приобретать формы открытого противостояния этнических общин.

Заботой об усилении взаимосвязи теории и практики были пронизаны материалы профессоров В.Д. Дзидзоева (Владикавказ), В.А. Авксентьева (Ставрополь), Э.Р. Тагирова (Казань), В.М. Викторина (Астрахань) и других.

В.М. Викторин обратил внимание на необходимость использования возможностей как традиционных общностей: великороссы, малороссы, белороссы, так и возникших в последние годы, как например «Южнорос-сияне», все они обладают большим потенциалом в улучшении взаимопонимания между представителями различных национальностей, так необходимого в условиях активизировавшемся миграционном взаимообмене на Северном Кавказе, динамичности национального состава регионов.

Ряд участников конференции И.П. Дабаев, Д.В. Егупская (Краснодар), И.И. Брянцев, Н.А. Терешина (Саратов) и др., посвятили свои выступления и материалы вопросам исламо-христианского взаимодействия, связанного с активным ростом мусульманского населения в регионах на территории Южного федерального округа (с 2,8 млн. в 1970 г. до не менее чем 5 млн 2003 г. что составляет примерно 20% всех жителей округа).

Практические аспекты урегулирования конфликтов были освещены представителями органов власти, такими как В.В.Отвагин, Т.И. Красиль-

никова, А.Г.Чернышов, М.Г.Мамилова. Не менее важное место в работе конференции заняло обсуждение экономических и правовых вопросов разрешения конфликтогенных ситуаций.

Профессор СКАГС Т.В. Игнатова связала оценку конфликтогенных ситуаций с оценкой социально-экономической ситуации в регионе, и в частности, с экономическими факторами и приоритетами межмуниципаль-ного сотрудничества. В своей работе она делает основной акцент на том, что рациональная организация деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в сфере развития экономики территорий и жизнеобеспечения населения предполагает кооперирование между субъектами управления различных уровней, специализирующимися на исполнении тех или иных функций.

Так же Т.В. Игнатова отмечает, что межмуниципальное сотрудничество может служить базой для совершенствования территориальной организации населения, поддержки опорных поселений, выполняющих функции центров обслуживания группы населенных мест; обеспечение взаимосвязи сельских поселений между собой и с городами, особенно районными центрами и другими малыми городами, преодоление изолированности сельских поселений; кооперирования учреждений; сохранения и восстановления историко-культурного наследия, памятников архитектуры и искусства, сельских ландшафтов; развития информационной инфраструктуры муниципальных образований.

И.Р. Бугаян, профессор РГЭУ «РИНХ», дал группировку регионов ЮФО по доминирующему фактору производства (обладающему наивысшим коэффициентом эластичности - степенным показателем). К I группе, в которой доминирующим фактором производства является труд, он отнес Республики Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осе-тия-Алания, также Краснодарский и Ставропольский края, Астраханскую и Волгоградскую области. Во II группе доминирующий фактор производства - земля, в нее входят Республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Ростовская область. Доминирующим фактором производства III группы является капитал, она представлена Республикой Ингушетия. В IV группе фактор производства - предпринимательство, в нее включены Астраханская область, Республика Калмыкия, Ростовская область.

В дальнейшем проблемы взаимосвязи конфликтов и социальноэкономической ситуации в регионе была рассмотрены В.Н. Некрасовым,

С.С Змияком., А.П.Агамальянц, Е.М.Медяковой.

На заключительном пленарном заседании отмечалось, что Конференция показала неразработанность некоторых направлений в исследовании конфликтов. Была заложена база дальнейших исследований. Ректор СКАГС профессор В.Г. Игнатов отметил, что в выступлениях участников были даны конкретные рекомендации по предотвращению конфликта, которые в дальнейшем могут быть использованы в практической работе. Также было подчеркнуто, что материалы конференции направлены в ведущие вузы России, органы власти и управления, Аппарат полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, что, в

свою очередь, окажет помощь в определении основных направлений по предотвращению конфликтов. Конференция получила широкое освещение в прессе: аналитические статьи о конференции опубликованы в «Российской газете», а также в изданиях «Экономика Дона», «Академия» и других, были показаны репортажи на телеканалах «Дон-ТР», «Рен-ТВ», «Южный регион».

В процессе рассмотрения вынесенных на обсуждение проблем, а также на заключительном пленарном заседании участниками конференции неоднократно отмечалась плодотворность партнерской деятельности СКАГС и Фонда имени Ф. Эберта в исследовании и обсуждении актуальных для России и Германии проблем и высказывалось пожелание продолжать совместную весьма полезную работу.

Подводя краткие итоги, важно отметить и то, что в процессе всестороннего обсуждения проблем конфликтогенной ситуации в современной России был получен некий инструментарий для дальнейшей работы по исследованию и реализации мер, которые способствовали бы урегулированию и предотвращению конфликтов в Российской Федерации.

В заключении необходимо отметить, что для СКАГС эта конференция является продолжением ряда мероприятий по этнополитическим проблемам. Помимо нее в 2006 г. в г. Ростове-на-Дону было проведено 2 научных семинара совместно с организацией «Климат доверия» (США), посвященным проблемам толерантности, к концу ноября планируется проведение молодежной научно-практической конференции, развивающей тематику культуры мира и согласия в молодежной среде Юга России.

Агамальянц А.П., асп. СКАГС, специалист отдела научных исследований и работы с регионами СКАГС

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ О ПРОБЛЕМАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ1

Конференция молодых ученых, проводимая Северо-Кавказской академией государственной службы в содействии с другими вузами Юга России, стала уже традиционным мероприятием. Эта традиционность проявляется почти во всем - от времени проведения (последние числа октября) до тематики (проблемы государственного и муниципального управления в России). Открывая пятую, юбилейную, конференцию ректор СКАГС профессор В.Г. Игнатов отметил повышенный интерес к конференции со стороны молодых ученых (поступило более 50 материалов), обширную географию участников (от Российской академии государствен-

1 По итогам межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы и факторы модернизации государственного и муниципального управления в современной России», г. Ростов-на-Дону, 27 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.