НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Понеделков А.В., заслуженный деятель науки РФ, д. полит. н., проф., проректор по работе с органами власти и учебными заведениями СКАГС Змияк С.С., к. э. н., нач. отдела научных исследований и работы с регионами СКАГС
СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОБСУДИЛИ В СКАГС
История человеческой цивилизации с глубокой древности связана с миграционными процессами. Миграция - явление, во многом определяющее состояние как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом.
Ростовская область исторически является многонациональным регионом. С давних пор здесь в мире и согласии живут и работают представители разных народов. Вследствие своего географического положения донская земля стала центром пересечения основных миграционных потоков, следующих с западных, восточных и южных границ нашей страны. На территории нашей области миграционные процессы имеют свою специфику и особенности.
Именно поэтому лучшие ученые умы Южного федерального округа заинтересовались проблемами миграции в России в целом и на юге страны в частности.
26 и 27 мая 2008 года в двух городах Донского региона -Ростове-на-Дону и Новочеркасске - прошла международная научно-практическая конференция «Миграционные процессы на юге России: реалии, проблемы, перспективы».
Организатором ее выступила Северо-Кавказская академия государственной службы при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, Администрации Ростовской области, Фонда имени Фридриха
Эберта (Германия), Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Института социологии РАН, Южного научного центра РАН, Ставропольского государственного университета, Северо-Западной академии государственной службы, Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми, Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы, Приморского института государственного и муниципального управления, Управления по делам молодежи Департамента социальной политики Правительства Белгородской области и других ведущих научных центров.
Место проведения конференции было выбрано не случайно
- Северо-Кавказская академия государственной службы занимает сегодня одно из лидирующих мест в стране среди вузов по подготовке специалистов-управленцев. А кому как не будущей власти задумываться о таком масштабном, политически и экономически важном для страны явлении, как миграция населения. Это уже не первая международная конференция в стенах СКАГС. В прошлом году здесь прошло два крупнейших научных форума: «Региональные аспекты развития АПК в Южном федеральном округе»», а также «Элиты и будущее России: взгляд из регионов».
В приветственном слове от Российской академии наук патриарх отечественной демографии главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, член коллегии Минздравсоцразвития РФ, член межведомственной рабочей группы по нацпроектам и демографической политике при Президенте РФ, член координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации профессор Л.Л. Рыбаковский отметил: «Поскольку наш сегодняшний форум проходит в Академии государственной службы, я считаю, что его задача, в первую очередь, воспитать и привить навыки тем, кто выйдет из этой Академии, кто будет когда-то принимать соответствующие решения. Потому что профессионализм и понимание проблем, которые разрывают Россию, более важны, чем вообще всякого рода научные единицы. В этом смысл сегодняшней конференции».
На открытии форума прозвучали также приветственные слова Заместителя Полномочного представителя Президента РФ
в Южном федеральном округе Н.А. Федоряка, Руководителя филиала зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» в РФ доктора Райнхарда Крумма, Президента Южного научного центра РАН академика Г.Г. Матишова, Уполномоченного по правам человека в Ростовской области А.И. Харьковского, председателя комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям Администрации Ростовской области В.А. Некрасова, председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку А.В. Ищенко.
Тематика докладов, прозвучавших на конференции, включала в себя исследование ключевых проблем в сфере миграции:
- миграционные процессы в контексте развития межнациональных отношений;
- проблемы трудовой миграции, в том числе нелегального трудоустройства;
- проблемы модернизации миграционной политики.
В пленарном докладе заслуженный деятель науки РФ, проректор по работе с органами власти и учебными заведениями СКАГС, профессор А.В. Понеделков подчеркнул, что меры, предпринимаемые различными институтами российской федеральной региональной и местной власти в области регулирования миграционных проблем носят динамичный характер. Однако не всегда успевают за событиями. Множественность инициативных субъектов, заинтересованных в росте и неуругулирован-ности миграционных потоков, быстрая смена тактики в их поведении, недостаток ресурсов на местном уровне, недостаток практического опыта обуславливают то, что в области регулирования миграционные ситуации продолжают оставаться наиболее сложными.
В особенности это относится к Югу России, где большая часть регионов ЮФО являются единственными в России демографически избыточными. Вместе с тем, здесь еще не ушли в прошлое и свежи в памяти мощные межэтнические конфликты, с которыми не столкнулись другие макрорегионы России. Всё это заставляет более внимательно отнестись к анализу миграционной ситуации
В конце своего выступления профессор А.В. Понеделков заострил внимание участников конференции на том, что в рамках подготовки к конференции по инициативе СКАГС при наученной поддержке Института социологии РАН во главе с чле-ном-корреспондентом РАН М.Г. Горшковым было традиционно проведено крупномасштабное социологическое исследование во всех субъектах федерации, входящих в состав Южного федерального округ, в Челябинской и Белгородской областях, а также в Республике Коми. Было опрошено более трех тысяч респондентов из числа местного населения, мигрантов, ученых и представителей диаспор, а также органов власти, в чью компетенцию входят вопросы реализации миграционной политики1.
Результаты исследования не явились для ученых сюрпризом. Проректор по науке, послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию СКАГС профессор А.М. Старостин в своем выступлении высказал мысль о том, что воздействие миграционных процессов на социально-экономические отношения, прежде всего, в «русскоязычных» регионах выступает как один из наиболее тревожных индикаторов стабильности ситуации. С точки зрения населения регионов ЮФО, ситуация, контролируемая в полной мере со стороны властей, пока не сложилась. Оценивая роль мигрантов в развитии регионов, население ЮФО в лучшем случае видит их вспомогательные функции. В тех же областях, где наблюдается больший вклад (строительство, торговля, услуги) со стороны мигрантов, местные жители склонны видеть последствия, работающие на самих мигрантов, нежели на основную массу населения в регионах ЮФО и вести речь о ее системном мониторинге.
Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной службы при Президенте РФ профессор В.А. Михайлов, являющийся руководителем аналогичного проекта, выполненного в 2007 году, высказал мысль о том, что миграционную политику нельзя рассматривать в отрыве от национальной политики. Следует учитывать то, что внешняя миграция вытекает из
1 Региональные миграционные процессы в зеркале социологии. Информационно-аналитические материалы. Ростов н/Д: изд-во
СКАГС. 2008.
стран, которые исторически входили в состав России, СССР. Новые миграции в известной степени дополняют исторически существующих на территории Российской Федерации национальных общин, граждан России (грузины, армяне, азербайджанцы, казахи, молдаване и другие народы). Поэтому в социокультурной интеграции этнических мигрантов в российское сообщество с его региональными традициями необходимо опираться на исторически сформировавшиеся этнические сообщества, большинство из которых имеют свои Национальнокультурные автономии федерального и регионального уровней.
В формулировании Концепции миграционной политики обязательно следует учитывать национально-исторические особенности России, в работе с мигрантами предусматривать перспективу реинтеграции народов России и стран СНГ. Современная российская миграционная политика находится пока в стадии своего интенсивного становления1.
Региональные особенности обозначенных выше процессов в своих выступлениях осветили ректор Северо-Западной академии государственной службы профессор А.С. Горшков, ректор Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми профессор В.В. Грибанов, ректор Приморского института государственного и муниципального управления профессор Л.И. Болтянский совместно с доцентом С.Г. Пушкаревым, начальник Управления по делам молодежи Департамента социальной политики Правительства Белгородской области докторант СКАГС П.Н. Беспаленко и другие.
Директор Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ профессор
В.Э. Бойков, приведя данные многочисленных исследований по рассматриваемой проблематике сделал несколько следующих важнейших выводов: Во-первых, в нынешнем состоянии миграция в нашей стране практически целиком является процессом стихийной социально-экономической само-
1 Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. Монография. Кол. авторов. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2008.
организации населения. Власти обычно слабо влияют на этот процесс.
Во-вторых, миграция порождает противоречия между интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение. В настоящее время эти противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе межэтнического свойства. Но при увеличении миграционных потоков и усилении их стихийности вызываемые ими противоречия могут резко обостриться и обернуться разрушительными следствиями в масштабе регионов и страны в целом.
В своих выступлениях эту мысль развивали профессор СКАГС А. К. Агапонов, директор Ставропольского филиала СКАГС профессор Ю.В. Васильев, докторант СКАГС, директор Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы доцент С. Г. Зырянов, директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований профессор
С. А. Абдоков и др.
Отличительной особенностью конференции явилось то, что организаторам удалось привлечь к участию в конференции не только ученых, но и руководителей региональных управлений федеральной миграционной службы, управлений занятости, министерств труда и социального развития субъектов федерации, входящих в Южный федеральный округ.
Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института социологии РАН А.В. Дмитриев, говоря о миграционных проблемах с позиции обоснования парадигмы цивилизационного разлома, приходит к заключению, что население большинства стран во все времена настороженно, а иногда и враждебно относилось к мигрирующим людям. В современном мире многие политики в той или иной степени признают наличие отторжения мигрантов и предлагаются различные меры по защите интересов «своего» народа.
При этом российское руководство в последнее время начинает признавать не только позитивные, но и негативные последствия неконтролируемой иммиграции, что приводит к таким частичным мерам, как борьба с игорным предпринимательством, рыночным беспределом, подделкой выездных документов
и т.д. Такой прагматичный подход все же эффективен лишь на определенный, ограниченный срок.
Заведующий отделом социальной демографии Института социально-политических исследований РАН член экспертного совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике, член научного и общественного советов Федеральной миграционной службы РФ профессор С.В. Рязанцев в своем докладе выделил идею о необходимости поиска и применения новых подходов к формированию миграционной политики следует отметить, что в тесной связи с миграционными мерами должны осуществляться специальные мероприятия, относящиеся к области политики в сфере образования и инноваций и призванные не только содействовать возвращению высококвалифицированных специалистов, обучавшихся и работавших за границей, а также заинтересовывать проживающих в стране специалистов и студентов не уезжать, а работать на родине. К таким мерам можно отнести финансовую поддержку - наличие системы грантов, налоговые стимулы, программы содействия переселению ученых-эмигрантов1.
Данный тезис был по-своему интерпретирован в выступлениях профессора Академии управления при Президенте Киргизской Республики Л.Л. Хоперской, преподавателем Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко А.М. Беницким, докторами инженерами-адъюнктами Технологического естествоведческого университета в г. Быгдощ (Польша) Я. Бизон-Гореской и Э. Своински, профессором политологии Университета штата Теннеси (США) А.В. Коробковым и др.
Заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства СКАГС профессор Т.В. Игнатова останавливаясь в своем докладе на проблемах высшей школы и профессиональной миграции, высказала мнение о том, что миграция выпускников вузов имеет значительный социально-культурный эффект, позволяет нынешним студентам быть уверенными в своей
1 Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Учебная миграция иностранных студентов в Россию//Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы. Материалы международной научнопрактической конференции. Выпуск первый. Отв. ред. А.В. Понеделков. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2008.
профессиональной востребованности, придает стимулы для повышения качества учебы в вузе, приобретения необходимых компетенций для успешной профессиональной самореализации, повышает мультикультурность и толерантность в обществе.
Оживленную дискуссию вызвало выступление профессора Института социологии РАН В.И. Мукомеля, являющегося одним из ведущих экспертов в стране по проблемам миграции. Он заявил, что если сегодня реальную конкуренцию России на постсоветском пространстве составляет лишь Казахстан, то в ближайшие годы придется конкурировать с Украиной и Азербайджаном. Появление новых центров притяжения мигрантов, возрастающая конкуренция за труд иммигрантов со стороны развитых стран и отдельных государств постсоветского пространства, настоятельно требуют повышения конкурентоспособности не только российской экономики, но и социальной среды. Антимигрантские настроения принимающего населения и рестрикционная миграционная политика способны развернуть потоки мигрантов из государств СНГ в другие государства. Миграционная политика не может быть сколько-нибудь эффективна без политики интеграции.
Ректор Ставропольского государственного университета, научный руководитель отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН профессор В.А. Шаповалов, развивая тему региональных особенностей миграционных процессов подчеркнул, что социальная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество определяется, во-первых, как установление оптимальных отношений мигрантов с социальными институтами, органами власти, осуществляемых на основе их выравнивания с местным населением по показателям социально-экономического и социально-правового состояния, ценностных приоритетов; морально-психологического самочувствия и другим; во-вторых, как процесс достижения устойчивости и стабильности мигрантов в новом социокультурном пространстве, что означает соотношение состояния мотива-ционно-потребностной и социальной сфер жизнедеятельности личности (социальный статус, материальный уровень жизни, социальные сети и т.д.), соизмеримость и реализация объективных (средовых) и субъективных (личностных) ресурсов.
Заведующий отделом социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН профессор В.А. Авксентьев, в свою очередь, отметил, что динамика современных миграционных процессов на территорию Ставропольского края требует корректировки региональной миграционной политики, основные акценты которой должны быть смещены с ограничительных мер на интеграцию мигрантов в ставропольский социум, на формирование общей российской идентичности и патриотизма у всех жителей края и формирование соответствующего поведенческого модуса у мигрантов, особенно у многочисленного слоя студентов, приезжающих на учебу в край.
Особое внимание участников конференции привлекли доклады, посвященные многочисленным проблемам трудовой миграции. Так, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ профессор Н.А. Волгин в своем докладе акцентировал внимание на необходимости использования новых организационно-экономических механизмов в организации приема мигрантов. Например, целесообразным представляется введение конкурсных процедур распределения региональных квот по приему иностранных работников, приезжающих в безвизовом режиме среди кадровых агентств, с последующим трудоустройством мигрантов в эти агентства, с условием ежемесячной уплаты агентствами налогов и сборов в бюджет, внебюджетные фонды, исходя из средней заработной платы в отдельных сферах экономической деятельности. В этих условиях сторонами по договору будут кадровые агентства, располагающие рабочей силой и любые лица, имеющие фронт работ.
В развитие данных положений выступили профессор РАГС при Президенте РФ А.Н. Аверин, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства СКАГС С.С. Змияк, профессор Ростовского государственного экономического университета И.Р. Бугаян и др.
Профессор Пятигорского филиала СКАГС М.А. Астваца-турова, возвращаясь к итогам социологического исследования, проведенного в регионах Южного федерального округа накануне конференции отметила, что касательно предпринимаемых мер по урегулированию проблем, связанных с миграционными процессами, в общественном мнении складывается парадок-
сальная ситуация: те институты и уровни власти, где имеются достаточные ресурсы и принимаются решения, не проявляют должной расторопности, не работают на перспективу. Там же, где проблемы должны решаться в силу необходимости, ресурсов мало, или совсем нет. Вместе с тем, значительно более активного включения возникающих проблем в миграционной сфере требует актив диаспор и этнических элит. Наряду с этим, местное население возражает против расселения мигрантов по ди-аспоральному принципу и требует приоритета гражданских принципов во взаимодействии с мигрантами в их поведении.
Подводя итоги конференции ректор Северо-Кавказской академии государственной службы В.В. Рудой еще раз обратил внимание на особую значимость проведения столь значимого научного форума под эгидой Северо-Кавказской академии государственной службы как ведущего научно-образовательного центра на Юге России, чья миссия состоит в постоянном анализе социально-экономической и политической ситуации в регионах Южного федерального округа, проведении систематического мониторинга с целью выработки предложений по повышению эффективности в сфере государственного и муниципального управления, в том числе в области миграционных процессов.