Научная статья на тему 'Эффективность российского агробизнеса в современных условиях'

Эффективность российского агробизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / AGRIBUSINESS / GLOBALIZATION / EFFICIENCY / ORGANIC PRODUCTS / COOPERATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыженко Родион Романович, Палаткин Иван Викторович

В статье рассматриваются нынешнее состояние российского агробизнеса, приведены основные проблемы российского агробизнеса в условиях глобализации экономики, анализируется перспективы российского агробизнеса при вступлении во Всемирную Торговую Организацию: рассматривается конкурентоспособность российского сельского бизнеса по отношению к иностранным фирмам, плюсы и минусы от факта вступлении России во Всемирную Торговую Организацию, анализируются перспективы и потенциал развития сельского бизнеса в России в краткосрочной и долгосрочной перспективах, а также рассматриваются способы повышения эффективности и рентабельности сельского бизнеса, а именно: способы применения инновационных технологий, необходимость кооперирования, поддержка со стороны государства и банков, необходимость налаживания производства экологически чистой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыженко Родион Романович, Палаткин Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the Russian agribusiness in modern conditions

The article discusses the current state of Russian agribusiness, are the main problems of the Russian agribusiness in a globalized economy, the outlook for the Russian agribusiness to join the World Trade Organization: The competitiveness of Russian rural businesses against foreign firms, the pros and cons of whether Russia''s accession to the World Trade organization that analyzes the prospects and potential of rural business development in Russia in the short and long term, and discusses ways to improve the efficiency and profitability of rural businesses, namely, methods of application of innovative technologies, the need for co-operation, support from the government and the banks, the need for the production of environmentally friendly products.

Текст научной работы на тему «Эффективность российского агробизнеса в современных условиях»

УДК 338.001.36

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Рыженко Родион Романович

Пензенский государственный технологический университет

Россия, Пенза Аспирант E-Mail: Rodionry@gmail.com

Палаткин Иван Викторович

Пензенский государственный технологический университет

Россия, Пенза

Заведующий кафедрой «Прикладная экономика» Доктор экономических наук, профессор E-Mail: ivpalatkin@bk.ru

Эффективность российского агробизнеса в современных условиях

Аннотация: В статье рассматриваются нынешнее состояние российского агробизнеса, приведены основные проблемы российского агробизнеса в условиях глобализации экономики, анализируется перспективы российского агробизнеса при вступлении во Всемирную Торговую Организацию: рассматривается конкурентоспособность российского сельского бизнеса по отношению к иностранным фирмам, плюсы и минусы от факта вступлении России во Всемирную Торговую Организацию, анализируются перспективы и потенциал развития сельского бизнеса в России в краткосрочной и долгосрочной перспективах, а также рассматриваются способы повышения эффективности и рентабельности сельского бизнеса, а именно: способы применения инновационных

технологий, необходимость кооперирования, поддержка со стороны государства и банков, необходимость налаживания производства экологически чистой продукции.

Ключевые слова: Агробизнес; глобализация; эффективность; органическая

продукция; кооперация; инновации.

Идентификационный номер статьи в журнале 17БР2613

Rodion Ryzhenko

Penza State Technological University

Russia, Penza Postgraduate E-Mail: Rodionry@gmail.com

Ivan Palatkin

Penza State Technological University

Russia, Penza

Head of the department "Applied economy" E-Mail: ivpalatkin@bk.ru

The effectiveness of the Russian agribusiness in modern conditions

Abstract: The article discusses the current state of Russian agribusiness, are the main problems of the Russian agribusiness in a globalized economy, the outlook for the Russian agribusiness to join the World Trade Organization: The competitiveness of Russian rural businesses against foreign firms, the pros and cons of whether Russia's accession to the World Trade organization that analyzes the prospects and potential of rural business development in Russia in the short and long term, and discusses ways to improve the efficiency and profitability of rural businesses, namely, methods of application of innovative technologies , the need for co-operation , support from the government and the banks, the need for the production of environmentally friendly products.

Keywords: Agribusiness; globalization; efficiency; organic products; cooperation;

innovation.

Identification number of article 17EPZ613

Эффективность российского агробизнеса в современных условиях - проблема многоплановая, актуальная и сложная. Присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО) не могло не вызвать опасений по поводу развития и конкурентоспособности российского сельского хозяйства. Безусловно, проблемы есть, и об этом говорит хотя бы тот факт, что Минсельхоз России предложил отнести 63 региона страны из 83 к разряду территорий с рискованным земледелием. При этом материально-техническая и технологическая база большей части сельхоз товаропроизводителей находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Государственная поддержка российского аграрного бизнеса серьезно отстает от поддержки стран ВТО, практически потеряна национальная товаропроводящая система, сетевая торговля большей частью нацелена на реализацию импортного продовольствия. Но это не снижает заслуг и показателей прогресса отдельных сельхозпроизводителей России, более того, в каждом регионе можно отметить предприятия, которые работают по современным технологиям и вполне сравнимы, а иногда превосходят лучшие зарубежные сельхозформирования.

ВТО — это не барьер для сельского бизнеса, это единые правила торговли. Правила определяют порядок вещей, действий и мыслей. Сложность в том, что разговоры о вступлении в ВТО были многолетними, а соответствующей подготовки к работе в условиях этой системы, то есть, по определенным правилам, российские предприятия никто не готовил.

Несомненно, при недостаточном практическом знании этих правил, на российских производителей будут сильно «давить»: технически они в большинстве своем совершенно беспомощные, конкурировать же придется с теми, кто не имеет заметных проблем с индустрией агробизнеса, машиностроения; российская техника свои позиции сдает, а западную слабые хозяйства приобрести не способны. Решение — в реорганизации и кооперации усилий, освоении правил и современных технологий агробизнеса [2, 5].

Надо сказать, западные конкуренты не привезут нашим покупателям парного молока или мяса. При прочих обстоятельствах российские продукты будут иметь спрос, так как они качественнее и экологически чище импортных, также они дешевле. Задача сегодня - не наращивать количественно урожаи, а работать так, чтобы при сниженной себестоимости и высокой производительности получить максимальные прибыли.

Основополагающим можно считать применение новых инновационных технологий агробизнеса. В растениеводстве — это «нулевая обработка» почвы, которая сокращает расход топлива в разы и исключает применение минеральных удобрений и ядохимикатов, в животноводстве — развитие племенного дела, должное оборудование животноводческих помещений [6,7].

Важна и работа с кадрами, селу и агробизнесу нужны квалифицированные специалисты. Надо отметить здесь более широкие возможности использования достижений мирового опыта не только в рамках вузов, но и на основе создания информационноконсультационных институтов. Кроме того, как уже было отмечено - выход в кооперации. Ко всему сельскохозяйственная потребительская кооперация как некоммерческий вид деятельности не регулируется требованиями ВТО. Российским аграрным хозяйствам можно координировать на кооперативной основе свою деятельность — производитель, переработчик, продавец, создать национальную кооперативную товаропроводящую систему[2,4,7].

Рассмотрение темы эффективности агробизнеса немыслимо без внешних инвестиций. К сожалению, сложившаяся кредитная система не отвечает современным требованиям аграрного производства. Высокие банковские проценты, недостаточность и несвоевременность государственной поддержки в виде субсидий по банковским кредитам,

отсутствие эффективных обеспечительных механизмов, бюрократизм и волокита, а также откровенное нежелание инвестировать рискованный бизнес не позволяют в достаточной мере пользоваться заемными средствами, что также снижает конкурентные возможности отечественного аграрного производства.

Вместе с тем, тема системно налаженного производства экологически чистой продукции в России остается одной из самых обсуждаемых отраслевыми специалистами. Как к ней относиться - как к маркетинговой стратегии отдельных участников рынка или как к государственной политике общественность на данный момент не определилась.

За многочисленными мнениями на тему органического сельского хозяйства и преимуществ российского агропромышленного комплекса (АПК) в деле его развития стоит недостаток регламентов и стандартов национальной экологической продукции, нет элементарного представления о способах ее производства, а те, кто утверждает, будто в России оптимально работает рынок такой продукции, занимаются дезинформацией.

Но это не означает, что в стране нет людей, которые стремятся вывести на новый уровень вопросы современного органического земледелия. Сразу надо отметить, что это не относится к тем мнениям, которые связывают экологическое производство с продвижением частных интересов - определенных технологий, техники, семян растений, пород животных и т.д. Нередко тема удобна как маркетинговая стратегия для локального продвижения продукции и зачастую она приносит положительные результаты.

Вопрос производства экологически чистой продукции как способ обеспечения конкурентоспособности российского агробизнеса действительно созрел в качестве государственной задачи - необходима государственная поддержка расширения производства и продвижения органической продукции; презентация Минсельхозом России соответствующего проекта закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции - первый шаг к созданию цивилизованного рынка, продвижения экопродукции и обеспечения механизмов работы.

В свою очередь, любое сравнение сельского хозяйства РФ с европейским, попытки сопоставить урожайность, экономику, эффективность хозяйствования, нередко некорректны и использовать такие сравнительные данные в рассмотрении проблем российского сельского хозяйства не уместно. Анализируя субъекты малого агробизнеса в разных регионах страны, можно утверждать, что многие из них являются производителями экологически чистой продукции - начиная от владельцев личных подсобных хозяйств, заканчивая солидными фермерами, владеющими тысячами гектаров земель и производящими на миллионы рублей продукцию органического земледелия. Надо сказать, делают они это не по заданному стандарту, а исходя из своих возможностей, путем внедрения прошедших должный отбор технологий, основываясь не на советах неких консультантов, а на житейском опыте и традиционных научных знаниях, устоявших перед массой иностранных инноваций.

В данный момент половина сельскохозяйственной продукции в стране производится личными подсобными хозяйствами, а значимая часть сельхоз организаций лишена возможности широкого применения инноваций, стало быть, понятно, что примерно половина объема сельскохозяйственного сырья в России сегодня обладает достаточным набором качеств, позволяющим называть ее экологически чистой. И в данном случае не надо ориентироваться на стандарты европейских стран. Неоспоримым доказательством востребованности деревенских продуктов фермерских хозяйств стало проведение почти в каждом регионе страны сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, где так называемые экологически чистые продукты продаются напрямую без оптовых и розничных посредников. Покупатели - в массе своей - самые малообеспеченные слои населения - пенсионеры и

малоимущие. В отличие от развитых стран, где покупателями являются люди обеспеченные, так как стоимость органической продукции выше на порядок [1, 5].

Надо признать, что современные процессы глобализации и интеграции России в мировую экономику необратимы. Но надо выработать национальные стандарты

органического сельского хозяйства, исходя из интересов поддержки, в первую очередь, действующих малых предприятий и хозяйств, сельхоз организаций, в интересах

отечественной науки, сельхоз машиностроителей, хоть и не эффективных на данный момент, но приспособленных к российским условиям и работающих в интересах государства. Иначе можно получить систему стандартов, направленную на продвижение чуждых технологий и импортной продукции, к чему так подталкивают известные во всем мире транснациональные компании, а также национальные агрохолдинги, активно и достаточно эффективно

лоббирующие свои интересы.

Анализ накопленного российского опыта сельхозпроизводства, изучение и научное обоснование наиболее эффективных ресурсосберегающих почвозащитных технологий производства сельскохозяйственной продукции, адаптированных в разных почвенно-

климатических зонах, развитие национального семеноводства и племенной работы, развитие сбытовой инфраструктуры - это и многое другое должно стать базисом подготовки российских стандартов органического сельского хозяйства. Важным также является механизм саморегулирования, при помощи которого российские производители и потребители должны договориться между собой, какая продукция имеет основания называться органической и самой востребованной.

На основании вышесказанного, можно сделать несколько выводов.

Российским предприятиям АПК необходимо изучать нормы и правила ВТО, создавать на основе кооперации свою современную систему торговли, свою переработку, свое качественное производство.

Недостаток знания норм и технологий ВТО, недостаток инноваций в агробизнесе - не только негативный момент, но и спонтанная причина производства экологически чистой продукции предприятиями агробизнеса - польза производства такой продукции должна быть соотнесена с освоением норм и правил ВТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абелян А.С., Абелян Ж.А. Модернизация экономики России. - М.: «Книжкин дом», 2011. - 442 с.

2. Аксаева И.Е., Гаспарян А.В., Бондаренко В.А. Экономический механизм обеспечения возпроизводственного процесса в аграрной сфере экономики региона. - Армавир, 2011. - 171 с.

3. Бизнес и проблемы долгосрочного устойчивого социально-экономического развития. Сборник научных статей студентов и аспирантов, вып. 14 / Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2013.- 194 с.

4. Веселовский М. Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК России (Теория, методология, практика): дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2002. -308 с.

5. Палаткин И.В. Институциональные преобразования в АПК: теория,

методология, практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва, 2004. - 343с.

6. Палаткин И.В. и др. Формирование и развитие региональных сельскохозяйственных кооперативных рынков на основе государственной поддержки: монография. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. - 154 с.

7. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 34) - М.: Институт Гайдара, 2013. - 656 с.

8. Санду И.С. и др. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России. М.: КолоС, 2007.

9. Санду И.С. и др. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России. М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 148 с.

10. Юнусов Л. А. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2009. - 38 с.

Рецензент: Барышников Николай Георгиевич, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Анализ и аудит» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии.

REFERENCES

1. Abeljan A.S., Abeljan Zh.A. Modernizacija jekonomiki Rossii. - M.: «Knizhkin dom», 2011. - 442 s.

2. Aksaeva I.E., Gasparjan A.V., Bondarenko V.A. Jekonomicheskij mehanizm obespechenija vozproizvodstvennogo processa v agrarnoj sfere jekonomiki regiona. -Armavir, 2011. - 171 s.

3. Biznes i problemy dolgosrochnogo ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija. Sbornik nauchnyh statej studentov i aspirantov, vyp. 14 / Pod obshhej redakciej prof. V.V. Tumaleva. - SPb.: NOU VPO «Institut biznesa i prava», 2013.194 s.

4. Veselovskij M. Ja. Razvitie informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby APK Rossii

(Teorija, metodologija, praktika): dis_d-ra jekon. nauk: 08.00.05. M., 2002. -308 c.

5. Palatkin I.V. Institucional'nye preobrazovanija v APK: teorija, metodologija, praktika. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk. - Moskva, 2004. - 343s.

6. Palatkin I.V. i dr. Formirovanie i razvitie regional'nyh sel'skohozjajstvennyh kooperativnyh rynkov na osnove gosudarstvennoj podderzhki: monografija. Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2013. - 154 s.

7. Rossijskaja jekonomika v 2012 godu. Tendencii i perspektivy. (Vypusk 34) - M.: Institut Gajdara, 2013. - 656 s.

8. Sandu I.S. i dr. Innovacionnaja dejatel'nost' v agrarnom sektore jekonomiki Rossii. M.: KoloS, 2007.

9. Sandu I.S. i dr. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty razvitija innovacionno-konsul'tacionnoj dejatel'nosti v agropromyshlennom komplekse Rossii. M.: VNIIJeSH, 2013. - 148 s.

10. Junusov L. A. Prjamye inostrannye investicii v uslovijah globalizacii mirovoj

jekonomiki: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora

jekonomicheskih nauk. - M., 2009. - 38 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.