Научная статья на тему 'Информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов'

Информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СЛУЖБА / КООПЕРАТИВ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СХЕМА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ФУНКЦИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / INFORMATION AND CONSULTING SERVICE / SERVICE / COOPERATIVE / COUNTRYSIDE / THE MODEL SCHEME / A BUSINESS INCUBATOR FUNCTION / SMALL FORMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Мария Семеновна

Роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции крайне высока, что подтверждает необходимость поддержки и развития малого агробизнеса. Существующие условия его функционирования характеризуются не только их маневренностью, гибкостью специализации и способностью к кооперированию, но и недостатком информации о состоянии рынка, его перспективах, ограниченным рынком для реализации продукции, низким уровнем образования работников, и как следствие всего перечисленного невозможностью в полной мере использовать достижения научно-техни ческого прогресса и инновационных подходов к развитию бизнеса. В статье рассмотрен вопрос развития и совершенствования информационно-консультационного обеспечения малого аграрного бизнеса как фактора увеличения объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивого развития сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения. Рассмотрены основные функции информационно-консультационных служб для малого аграрного бизнеса. Предложена модель информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов. Обоснован кооперативный принцип создания информационно-консультационной службы. Приведено обоснование преимуществ бизнес-инкубаторов как площадки для размещения элементов модели, дано определение бизнес-инкубатора и перечислены его функции и как следствие его роль для развития малого агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьева Мария Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND CONSULTING SERVICES SMALL AGRICULTURAL BUSINESS WITH THE BUSINESS INCUBATOR

The role of small farms in agricultural production is extremely high, which confirms the need for support and development of small agribusiness. Existing arrangements for its functioning are characterized not only by their agility, flexibility, specialization and ability to co-operation, but also a lack of information about the market, its prospects, a limited market for the sale of products, low level of education of employees, and as a consequence of all the above inability to make full use of achievements techni cal scientific progress and innovative approaches to business development. The article deals with the issue of development and improvement of information and consultation to ensure the small agricultural business as a factor in increasing the volume of production and marketing of agricultural products, as well as the sustainable development of rural areas and improving the living conditions of the rural population. The main function of information and consultancy services for small agricultural business. The model of information and consulting services to small agricultural business with the involvement of business incubators. Co-operative principle is justified creation of information and consulting services. The substantiation of the benefits of business incubators as a platform for the deployment of the model defines the business incubator and listed its functions and its role as a consequence of the development of small agribusiness.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов»

OPPORTUNITIES AND ADVANTAGES OF APPLICATION OF THE METHOD OF THE ANALYSIS OF HIERARCHIES TO CARRYING OUT THE COMPARATIVE ASSESSMENT OF TERRITORIES BY CRITERION OF TOURIST AND RECREATIONAL VALUE

© 2015

А.Е. Astashin, candidate of geographical sciences, associate professor, associate professor of the chair «Geography, geographical and geoecological education» Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, NizhnyNovgorod (Russia)

E.A. Astashin, assistant professor of the chair «Maintenance, the organization of transportations and management on transport» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Vorotynets (Russia)

Annotation: Thecourseondevelopmentof entrance and internal tourism in Russia, declared in federal target programs, can't be effectively realized without the previous procedure of inventory and an assessment of resource base and planning of development of tourism and a recreation. The objective and full accounting of extent of influence of separate factors of development of tourism is an indispensable condition of carrying out an assessment of security of the territory with tourist resources and determination of their quality. The method of an integrated assessment adumbrating about security of separate territorial units with resources for development of tourism and a recreation is, as a rule, applied to primary ranging of territories by criterion of their tourist and recreational importance. However specialization in tourism is inevitable, and during planning of development of tourist activity, anyway, it is necessary to consider real prospects of development of separate types of tourism. In the article opportunities and advantages of application of a method of the analysis of hierarchies to carrying out a comparative assessment of security of separate territorial units with tourist resources from positions of development of concrete types of tourist activity are considered.

Unlike the method of an integrated assessment, which is reduced to summation of indicators by various criteria without degree of their importance, the method of the analysis of hierarchies assumes the multilevel analysis of the factors, defining development of process or the phenomenon (in this case - opportunities for tourism development) taking into account degree of the importance of each of the factors allocated at the separate structural levels of the analysis. Degree of the importance of a factor is defined by weight coefficient which pays off with the help of creation of matrixes of pair comparisons. In general, application of a method of the analysis of hierarchies allows to receive more exact results, however it is expedient for the solution of problems of comparison of separate territorial units on criteria of a narrow profile.

Keywords: weight coefficients, integrated assessment, landscape area, matrix of pair comparisons, method of the analysis of hierarchies, Nizhny Novgorod Region, assessment, recreation, tourism.

УДК 334.735

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛОГО АГРАРНОГО БИЗНЕСА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

© 2015

М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»

Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация: Роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции крайне высока, что подтверждает необходимость поддержки и развития малого агробизнеса. Существующие условия его функционирования характеризуются не только их маневренностью, гибкостью специализации и способностью к кооперированию, но и недостатком информации о состоянии рынка, его перспективах, ограниченным рынком для реализации продукции, низким уровнем образования работников, и как следствие всего перечисленного невозможностью в полной мере использовать достижения научно-техни ческого прогресса и инновационных подходов к развитию бизнеса. В статье рассмотрен вопрос развития и совершенствования информационно-консультационного обеспечения малого аграрного бизнеса как фактора увеличения объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивого развития сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения. Рассмотрены основные функции информационно-консультационных служб для малого аграрного бизнеса. Предложена модель информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов. Обоснован кооперативный принцип создания информационно-консультационной службы. Приведено обоснование преимуществ бизнес-инкубаторов как площадки для размещения элементов модели, дано определение бизнес-инкубатора и перечислены его функции и как следствие его роль для развития малого агробизнеса.

Ключевые слова: информационно-консультационное обслуживание, служба, кооператив, сельская местность, модель, схема, бизнес-инкубатор, функция, малые формы хозяйствования.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с гиях и техники. Практика показывает, что роль актуаль-

важными научными и практическими задачами. Малые ной и достоверной информации высока при принятии

формы хозяйствования в сельской местности являют- управленческих решений в условиях нестабильной эко-

ся основными производителями сельскохозяйственной номической ситуации, а сектор малых форм хозяйство-

продукции. При этом условия их функционирования вания наиболее уязвим в вопросах информационного

характеризуются многоукладностью производства, низ- обеспечения.

ким научно-техническим уровнем сельского хозяйства, Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

отсутствием прямой финансовой государственной под- торых рассматривались аспекты этой проблемы и на

держки, сокращением и старением сельского населения, которых обосновывается автор.

низким уровнем образования, недостаточным использо- Важнейшим условием эффективно работающей ин-

ванием современных каналов распространения инфор- формационно-консультационной службы является со-

мации, разрушенностью социальной инфраструктуры четание в ней функций образования, распространения

сельской местности [1]. В данных условиях наиболее знаний, науки и консультирования [2, 3]. Анализ пу-

важным становится вопрос развития и совершенство- бликаций по данной теме показал, что целями осущест-

вания информационно-консультационного обеспечения вления мероприятий по оказанию информационно-кон-

малого аграрного бизнеса, что обусловлено скоростью сультационной помощи малым формам хозяйствования

изменения информации о законодательной базе, финан- является расширение их доступа к рынку научных, об-

сово-кредитной политике, налогообложении, техноло- разовательных, консультационных услуг и информации, Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12) 13

а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства [4, 5, 6, 7]. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора, авторитетной и независимой экспертизы и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба (ИКС) является действенным механизмом решения этой проблемы [8]. Современные исследования предлагают массу моделей реализации ИКС, но исследования показывают, что информационно-консультационная службы отсутствуют в 30% регионов России, а большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем, необходимых рыночному производству.

Формирование целей статьи (постановка задания). В сложившейся ситуации необходимо разработать предложения по формированию работоспособной модели информационно-консультационного обслуживания малого аграраного бизнеса.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Производство сельскохозяйственной продукции является сложным и трудоемким процессом, для успешного прохождения которого необходимо применять наукоемкие и инновационные технологии. Этот факт подтверждает то, что сельхозпроизводители нуждаются в доступных и качественных информационно-консультационных услугах. Действенным механизмом предоставления данного вида услуг является информационно-консультационная служба, которая позволит решить проблемы малых форм хозяйствования по поиску, отбору, оценке и практическому использованию действительно необходимых им информационных ресурсов.

Основными функциями информационно-консультационных служб для малого аграрного бизнеса являются

[9]:

- предоставление информации по экономическим, правовым, технологическим вопросам;

- консультирование по технологическим вопросам в растениеводстве, животноводстве с учетом местных условий и экологических требований;

- оказание консультационной помощи в маркетинге на основе получаемой информации о закупочных и реализационных ценах, о каналах реализации произведенной продукции, источниках приобретения ресурсов;

- информационная поддержка и осуществление социальных программ на селе, поиск эффективных решений по развитию сельских территорий;

- содействие объединению личных подсобных хозяйств в кооперативы для совместного производства продукции, оказание консультационной помощи при их организации;

- помощь при составлении бизнес - планов с целью получения льготных кредитов для жилищного и производственного строительства, приобретения средств малой механизации и материальных ресурсов;

- содействие интеграции личных подсобных хозяйствах с сельскохозяйственными перерабатывающими и другими предприятиями;

- отбор среди инновационных разработок новшеств, применимых в ЛПХ, организация их показа на демонстрационных объектах, помощь при внедрении;

- изучение и распространение передового опыта ведения личных подсобных хозяйств.

Разработка модели информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса основывается на необходимости создания такой структуры, которая позволит на основе интеграции малых форм хозяйствования с научными, образовательными и рыночными структурами, при соответствующей поддержке органов

государственного управления, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

Модель информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса предлагается сформировать в кооперативной форме на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов. Преимущества данного предложения заключаются в следующем: во-первых, использование материально-технической базы бизнес-инкубаторов существенно снижает инвестиции на создание консультационной службы; во-вторых, - кооперативная форма организации консультационной службы позволяет использовать плюсы некоммерческой организации как инструмента совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения для решения имеющихся проблем бизнеса и сельских территорий [10].

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малого бизнеса, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг [11].Роль и значение бизнес-инкубаторов в развитие малых форм хозяйствования в сельской местности определяются набором выполняемых ими функций.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций [12]:

1) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной и нематериальной поддержки. Материальная поддержка включает в себя предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг. Нематериальная поддержка включает обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу научно-технической сферы, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники;

2) достижение успешной стратегии коммерциализации идеи. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;

3) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыкам. Современный аграрный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств.

Успешное функционирование бизнес-инкубаторов в роли одного из направлений поддержки развития малого агробизнеса определяется соблюдением ряда факторов, а именного системного подхода к осуществляемым функциям, устойчивостью их деятельности, привлечением высококвалифицированных кадров, повсеместным охватом сельских территорий, активным проведением информационно-разъяснительной работы с сельским населением.

Сочетание перечисленных функций и факторов позволит бизнес-инкубаторам стать базой для организации информационно-консультационного обслуживания малого агробизнеса. Рассмотрение данного вопроса на

-:-

Областной информационно-консультационный потребительский кооператив (второй уровень) \

__ 1 Бизнес-инкубатор 1 L /

{

Информационно-консультационный потребительский кооператив

1 ' Бизнес-инкубатор ' к

1 ' |

Малые формы хозяйствования - сельскохозяйственные производители

ч Район Пензенской области

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

Рисунок 1 - Схема информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса

материалах Пензенской области позволило детализировать поэлементный состав модели информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса. Так Пензенская область имеет разветвленную структуру бизнес-инкубаторов, в которую по данным Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области входит 35 бизнес-инкубаторов: из них 29 находится в районах области, 6 - в городе Пензе. Районные бизнес-инкубаторы представляют как офисные помещения для резидентов, так и производственные площади (бизнес-инкубаторы офисно-производственного типа). В среднем на один районный бизнес-инкубатор офисного типа приходится 95,5 кв.м, офисно-производственного типа - 1208, 6 кв.м. Рабочие места в районных бизнес-инкубаторах арендована на 65% [13], то есть возможно размещение на их территории элементов модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса. Кроме того, бизнес-инкубаторами обеспечены все районы области. Элементы модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на примере Пензенской области представлены на рисунке 1.

Информационно-консультационный потребительский кооператив - это добровольное объединение представителей малого аграрного бизнеса для совместной деятельности по ведению бухгалтерского учета, юридического обслуживания, информационного обеспечения с привлечением высококвалифицированных специалистов [14-19]. Данные форма организации информационно-консультационного обслуживания позволяет не только получать информацию по непосредственному запросу конечного пользователя, но и снизить транзак-ционные издержки.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Решение проблемы информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельских территориях на кооперативной основе на базе бизнес-инкубаторов позволит обеспечить доступ малых форм хозяйствования к актуальной информации по их деятельности, консультационным услугам и помощи высококвалифицированных специалистов. Данный процесс позволит обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Буланова О. В. Информационно-консультационное

обеспечение малых форм хозяйствования АПК. Автореф... дис. канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 28 с.

2. Патрина Е.Н., Кочеткова О.В., Кусенко Л.И., Невежин Д.В. Методические рекомендации по развитию информационного обеспечения и консультационного обслуживания в агропромышленном комплексе волгоградской области. Волгоград, 2013. - 61 с.

3. Ермакова Н.Ю., Лисова О.М., Тенищев А.В., Гуреева М.Е. Роль информационно-консультационных служб в развитии малых форм аграрного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2013. -№11-2 (40-2). - С. 250-254.

4. Сердобинцев Д. В., Усанов А.Ю., Сорокина Л. В. Развитие региональных сельскохозяйственных информационно-консультационных служб // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 4. - С. 92-394

5. Золотарева Е.Л., Дымов А.Д., Сорокина М.С. Проблемы формирования и эффективности функционирования информационно-консультационных служб сельского хозяйства // ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. - 2012. - №94. - С. 113-116.

6. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Модель информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - URL: http://www.science-education.ru/121-17954 (дата обращения 04.09.2015г.).

7. Крыгин А.А. Состояние, направления развития и границы производственных возможностей малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Образование, наука и производство. 2013. №1. С. 47-51.

8. Королева Т. П. Информационное обеспечение управления экономической устойчивостью сельскохозяйственных предприятий. Автореф. дис. канд. экон. наук. - Саранск, 2010. - 24 с.

9. Рахимов С.Д., Исмоилов И.М., Пирназаров Ш.М. Информационно - консультационная служба важный фактор развития аграрного сектора экономики // КИШОВАРЗ. - 2014. - №4. - с. 120-123.

10. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Организация информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2015. - №2(11). - С. 59-61.

11. Бизнес-инкубаторы [Электронный ресурс]: Инновационный портал [сайт]. - URL: http://sbn. finance.ru/obzor/vench/vb002/ (дата обращения

04.09.2015г.).

12. Миссаль Е.Ф. Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012. - URL: http://www.rae.ru/forum2012/262/1116 (дата обращения 04.09.2015г.).

13. Инвестиционная инфраструктура / Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. 15.09.14. URL: http://mirp.pnz-reg.ru/page/51268/(дата обращения 04.09.2015г.).

14. Афанасьева М.С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как инструмент совместной деятельности малого агробизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 7-9.

15. Шавандина И.В., Шамин Ю.С. Стратегические направления деятельности организаций потребитель-

ской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 175-185.

16. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Обслуживающая кооперация как перспективный институт развития совместной деятельности малых форм хозяйствования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 159-162.

17. Кутаева Т.Н. Особенности формирования учетной политики в организациях потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 17-25.

18. Афанасьева М.С. Информационно-консультационное сопровождение малых форм хозяйствования на региональном уровне // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 101-103.

19. Афанасьева Т.В., Кутаева Т.Н. Совершенствование оценки финансового состояния организаций потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 16-25.

INFORMATION AND CONSULTING SERVICES SMALL AGRICULTURAL BUSINESS

WITH THE BUSINESS INCUBATOR

© 2015

M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»

Penza State Technological University, Penza (Russia) Annotation: The role of small farms in agricultural production is extremely high, which confirms the need for support

and development of small agribusiness. Existing arrangements for its functioning are characterized not only by their agility, flexibility, specialization and ability to co-operation, but also a lack of information about the market, its prospects, a limited market for the sale of products, low level of education of employees, and as a consequence of all the above inability to make full use of achievements techni cal scientific progress and innovative approaches to business development. The article deals with the issue of development and improvement of information and consultation to ensure the small agricultural business as a factor in increasing the volume of production and marketing of agricultural products, as well as the sustainable development of rural areas and improving the living conditions of the rural population. The main function of information and consultancy services for small agricultural business. The model of information and consulting services to small agricultural business with the involvement of business incubators. Co-operative principle is justified creation of information and consulting services. The substantiation of the benefits of business incubators as a platform for the deployment of the model defines the business incubator and listed its functions and its role as a consequence of the development of small agribusiness.

Keywords: information and consulting service, service, cooperative, the countryside, the model scheme, a business incubator function, small forms of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.