экономическое направление
В.В. Лагодиенко, В.М. Орел МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
МЕХАН1ЗМ П1ДВИЩЕННЯ КОНЦЕПЦН ОРГАН1ЗАЦН УПРАВЛ1ННЯ ТА 1НФОРМАЦШНО1 СИСТЕМИ НА П1ДПРИ€МСТВАХ ГАЛУЗ1 СВИНАРСТВА
© 2014
В.В. Лагодieнко, доктор eKOHOMi4HHx наук, професор кафедри «Св1тового сiльського господарства та ЗЕД» Миколагвсъкий нащоналъний аграрний университет, Миколагв (Украгна) В.М. Орел, кандидат eкoнoмiчних наук, доцент кафедри «Менеджменту i лопстики» Одесъка национальна академ1я харчових технологт, Одеса (Украгна)
Анотац1я:В статп розглянуто поняття концепцп оргашзацп управлiння в сiльськoгoспoдарських oрганiзацiях, в тому чи^ в галузi свинарства. Адже управлiння в данiй галузi здшснюеться формально, а його розвиток, як в методолопчному планi, так i в практичному планi, носить дегресивний характер. Тому в сучасних ринкових умо-вах виникае об'ективна нeoбхiднiсть розробки теоретичних положень i практичних аспeктiв науково! оргашзацп управлшня i його шформацшно! бази в сшьськогосподарських eкoнoмiчних суб'ектах, у тому чи^ в свинарських oрганiзацiях.
Ключовi слова: oрганiзацiя управлiння, шформацшна система, управлiнськe рiшeння, управлiнський облж, концептуальна модель, бухгалтерський облж, eкoнoмiчний суб'ект, пряма тoчнiсть шформацп.
MECHANISM OF STRENGTHENING THE CONCEPT OF ADMINISTRATION BY ORGANIZATION AND ITS INFORMATION SYSTEM AT THE HOGBREEDING ENTERPRISES
© 2014
V.V. Lagodienko, doctor of economical science, professor of the chair «World agriculture and the economic relation»
Nikolaevskiy national agrarian university, Nikolaev (Ukraine) V.M. Orel, candidate of economical science, associate professor of the chair «Management and the logistics»
Odessa national academy of the food technologies, Odessa (Ukraine)
Annotation: The article deals with the notion of the concept of management in agricultural organizations, including the pig industry. After administration in this area is carried out on paper, and its development, both in terms of methodology and in practical terms, is tone. Therefore, in the current market conditions there is an objective need for the development of theoretical principles and practical aspects of research management organization and its information base in agricultural economic entities, hogbreading organizations.
Keywords: the organization of control, the information system, the solution for control, administrative calculation, the conceptual model, bookkeeping calculation, the economic subject, the straight accuracy of information.
УДК 334.735
ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
© 2014
И.В. Палаткин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
«Прикладная экономика» М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»
Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация: В статье проведен анализ показателей сельского хозяйства и благоустройства сельской местности в Российской Федерации. Перечислены сущность и преимущества организации совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих кооперативов. Рассмотрен информационно-консультационный кооператив как перспективное направление диверсификации организационных форм потребительской кооперации.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, обслуживающий кооператив, сельские территории, инфраструктура, информационно-консультационное обслуживание, преимущества, диверсификация.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях функционирования АПК России наблюдается деградация сельских территорий при низком уровне доходов населения и несоответствии качества жизни на селе общепринятым стандартам. Так, за период 2000-2012 гг. на территории РФ снизилась численность сельского населения, изменилась структура его распределения по основным возрастным группам, уменьшилась посевная площадь и урожайность сельскохозяйственных культур и, как следствие, показатели их валового сбора (таблица 1).
При этом на фоне снижения показателей развития сельского хозяйства наблюдается негативная тенденция по благоустройству сельской местности и обеспечению образовательными и культурно-досуговыми учреждениями: - низкий удельный вес обеспечения сельских населенных пунктов и сельского жилищного фонда водопроводом ( не превышает 50%), канализацией (в среднем 40%), отоплением ( около 61%);
- снижение числа дошкольных образовательных учреждений в сельской местности на 21,6% (при росте численности воспитанников на 44%) и образовательных учреждений на 44%;
- сокращение числа библиотек и учреждений куль-турно-досугового типа в среднем на 18%.
Представленные показатели отражают несостоятельность государства в реализации социальной справедливости. В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере развития инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования за счет организации обслуживающих потребительских кооперативов, которые являются как институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Тенденции, отраженные в современным исследованиях, указывают на необходимость поиска новых направлений устойчивого развития
И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева экономическое
ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ... направление
сельских территорий. Перспективным направлением в данном вопросе является организация совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения на кооперативных принципах с целью решения имеющихся проблем малого аграрного бизнеса и удовлетворения социально-экономических потребностей сельского населения [1, 2, 3, 4]. Кроме того обслуживающий потребительский кооператив позволяет успешно реализовы-вать социальную ответственность государства в рамках частно-государственного партнерства, что подтверждается мировой практикой.
Таблица 1 - Показатели сельского хозяйства в РФ за 2000-2012 гг.*
Российская Федерапия
Показатель 2000г. 2011г. 2012г. 2012 г.,%
к 2000 г. к 2011 г.
Численность сельского населения на
начало года. тыс. чел. 39470.6 37444.2 37314.4 94.5 99.7
Распределение сельского населенняпо
основным возрастным группам, тыс. чел.: моложе трудоспособного возраста 8796 7027 7096 80.7 101.0
в трудоспособном возрасте 21517 22122 21780 101.2 98.5
старше трудоспособного возраста 8919 8295 8438 94.6 101.7
Посевная плошадь
сельскохозяйственных культур, тыс.гектаров 84670 76666 76325 90.1 99.6
Валовой сбор основных
сельскохозяиственныхкультур, тыс. тонн
зерно (в весе после доработки): картофель 65100 94200 70900 108.9 75.3
овощи (включая овопга закрытого 31800 32700 29500 92.8 90.2
грунта) 10500 14700 14600 139,0 99,3
Урожайность основных
сельскохозяйственных культур, ц/га
посевной площади
зерновые культуры (в весе после доработки) 15.1 22.4 1S.3 121.2 81.7
картофель 105 14S 134 127.6 90.5
овощн открытого грунта 144 208 211 146,5 101,4
* по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
Сельскохозяйственная потребительская кооперация позволяет рассматривать интерес сельхозтоваропроизводителя с двух сторон:
1) удовлетворение своих потребностей в тех или иных услугах, которые связаны с сельскохозяйственной деятельностью и условиями проживания члена кооператива;
2) член кооператива предполагает получить выгоду от участия в том или ином сельскохозяйственном потребительском кооперативе [5].
Таким образом, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив сочетает в себе возможности и достоинства как объединения участников кооперации с целью решения социально-экономических проблем сельских товаропроизводителей и населения, так и бизнес-организации, занимающейся коммерческой деятельностью в рамках кооперативной системы, поддерживаемой государством и инфраструктурными организациями.
Формирование целей статьи (постановка задания). В рамках данного исследования актуальным представляется рассмотрение перспективных направлений диверсификации форм совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих кооперативов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выделим преимущества развития инфраструктуры сельских территорий на базе совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающей кооперации:
- деятельность кооператива как некоммерческой организации не регламентируется требованиями ВТО;
- кооператив "изнутри" ориентирован на решение действительных проблем товаропроизводителей;
- выполнение социально-экономически значимых функции с вовлечением в управление и хозяйственную деятельность непосредственных пользователей услуг;
- прозрачность деятельности (добровольность, демократический контроль и т.д.);_
- возможность совмещения коммерческой и некоммерческой деятельности;
- возможности кооперативов по привлечению дополнительных финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов в рамках института ассоциированного членства;
- возможность получения государственной поддержки в виде субсидируемых кредитов, налоговых льгот, участия в региональных программах поддержки малых форм хозяйствования и развития инфраструктуры сельских территорий;
- возможность применения современных технологий и техники.
В соответствии с перечисленными преимуществами обслуживающую кооперацию можно рассматривать как альтернативу существующим коммерческим организациям в обеспечении инфраструктуры сельской местности. Это утверждение основано на наличие успешного мирового опыта функционирования кооперативов в сфере обслуживания сельхозтоваропроизводителей, а так же на нашем опыте создания обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области [6, 7, 8].
На данном этапе развития кооперативных организаций по обслуживанию инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования в аграрном секторе России можно выделить тенденции поступательного развития форм кооперации и расширения видов их деятельности, а так же установления коммуникационных связей в кооперативной системе с привлечением современных технологий. Данный процесс сопровождается возникновением новой формы обслуживающей кооперации, а именно информационно-консультационных кооперативов.
Задачи деятельности информационно-консультационного кооператива должны включать:
- предоставление информации о сельскохозяйственном рынке и возможных формах сбыта продукции членами кооператива;
- решение вопросов бизнес-планирования, подготовка комплектов документов и заявок на получение кредитов и субсидий в составе программ государственной поддержки, оказание правовой поддержки, услуг бухгалтерского аутсорсинга, взаимодействие с налоговыми органами и государственными фондами;
- представительство, защита прав и интересов членов кооператива в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях;
- организация консультирования членов кооператива по техническим вопросам;
- организация обучения и повышения квалификации членов кооператива;
- повышение информированности членов кооператива за счет привлечения различных средств коммуникации.
Отличительной особенностью таких кооперативов является то, что член кооператива вносит только вступительный и обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив в размере и в сроки, определенные уставом, а далее принимается решение о характере компенсации за оказываемые услуги. Возможны два варианта: либо члены кооператива вносят членские взносы на компенсацию ежемесячных расходов, либо делают платежи по договору оказания услуг. При работе с не членами кооператива ценовая политика может быть более жесткой, на основании заключаемых договоров оказания услуг.
В соответствии с нашими рекомендациями в Нижнеломовском районе Пензенской области был создан обслуживающий кооператив, который оказывает услуги по аутсосрсингу и юридической поддержке. В его состав входят 12 членов, осуществляющих свою деятельности на территории района, из которых 8 крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива и 1 сельскохозяйственный производственный кооператив.
экономическое направление
И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ...
Так как объемы хозяйственной деятельности членов кооператива примерно одинаковые, и трудоемкость ведения бухгалтерского учета существенно не различается, то для простоты расчетов принята следующая схема: пайщики ежемесячно оплачивают в равных долях затраты на содержание обслуживающего кооператива в рамках заключенных договоров на оказание услуг бухгалтерского аутсорсинга. Кроме того, организованный кооператив оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета двум индивидуальным предпринимателям, что позволяет привлечь дополнительный источник дохода, за счет которого снижается стоимость бухгалтерских услуг для пайщиков.
Анализ деятельности информационно-консультационного обслуживающего кооператива за 2013 год показал, что ежемесячно каждый член обслуживающего кооператива оплачивает 2 500 рублей. Оказание услуг не членам кооператива оплачивается по договорам возмездного оказания услуг в размере 4 000 рублей. За счет полученных средств обслуживающий кооператив оплачивает аренду офиса и накладные расходы, заработную плату трех наемных работников (двух бухгалтеров и юриста, работающего по совместительству). Кроме того, за счет паевых взносов членов было приобретено необходимое лицензионное программное обеспечение (Microsoft Office, 1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия), ноутбук, принтер. Сотрудники обслуживающего кооператива, при содействии Центра развития сельскохозяйственной кооперации, прошли повышение квалификации по вопросам бухгалтерского учета сельхозтоваропроизводителей.
За анализируемый год информационно-консультационный обслуживающий кооператив, на ряду с бухгалтерским аутсорсингом, оказал помощь при подготовке заявки на участие в конкурсе Управления развития предпринимательства Пензенской области по предоставлению грантов действующим субъектам предпринимательства для двух членов кооператива, а так же оказывал помощь в оформлении комплекта документов на получение кредита в ОАО «Россельхозбанк» и на субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами предпринимательской деятельности.
Опрос членов рассматриваемого информационно-консультационного обслуживающего кооператива показал, что они удовлетворены качеством оказываемых услуг, отмечают высокий профессионализм принятых на работу сотрудников, готовы нести дополнительные расходы, связанные не только информационно-консультационной деятельностью, но расходы связанные с реализацией дополнительных функций по ведению бухгалтерского учета в кооперативах на принципах аутсорсинга. Кроме того, все члены кооператива отмечают снижение затрат на бухгалтерское обслуживание (ранее они привлекали бухгалтеров на условиях ежемесячной оплаты их услуг в размере 4-6 тысяч рублей или вели учет самостоятельно, что приводило к получению штрафов за несоблюдение правил ведения отчетности и сроков уплаты налогов) и получение своевременной юридической помощи (практика обращения в частные юридические конторы показывает, что стоимость оформления комплекта документов на получение государственной поддержки достигает 15 тысяч рублей).
Проведенный анализ показывает, что преимущества организации информационно-консультационных кооперативов в сельской местности сводятся к следующим основным факторам:
- снижение затрат члена кооператива на содержание бухгалтерии. Нет необходимости принимать в штат бухгалтера, приобретать и обновлять профессиональную литературу и программное обеспечение (1С Бухгалтерия, Консультант плюс, Гарант). Стоимость услуг аутсорсинга определяется общим собранием членов кооператива и как правило, ниже, чем затраты на построение собственной бухгалтерской структуры. Кроме
того, стоимость услуг по аутсорсингу покрывается членскими взносами и не попадает в налогооблагаемую базу. Информационно-консультационное обслуживание кооперативов по ведению бухгалтерского учета на принципах аутсорсинга позволяет снизить затраты членов кооператива на эти услуги по сравнению с традиционным форматом на 45%;
- обслуживающий кооператив, специализируясь на оказании бухгалтерских услуг, имеет больше потенциальных возможностей для совершенствования своих знаний по сравнению с работниками малых форм хозяйствования;
- в ходе бухгалтерского обслуживания члену кооператива обеспечивается юридическая, консультационная и техническая помощь по любым вопросам, связанным с бухгалтерским учетом и получением государственной поддержки, а также бесплатная информация об изменениях в налоговом и бухгалтерском законодательстве;
- обслуживающий кооператив несет ответственность за несвоевременную сдачу отчетности (если член кооператива вовремя предоставил все необходимые документы для ее подготовки).
Стоит отметить, что успех работы консультационного кооператива определяется в первую очередь кадровым составом штатных и временно привлекаемых работников, которые должны соответствовать требованиям времени, адекватно менять направления своей деятельности. У каждого сотрудника должны быть четко определенные должностные обязанности, которые устанавливают требования по выполнению работы, описывают квалификационные требования, необходимые для данной должности: знания, навыки и способности, опыт и специальные требования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, организация совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих информационно-консультационных кооперативов является приоритетным направлением диверсификации организационных форм потребительской кооперации, которая позволит обеспечить высокий уровень правового, бухгалтерского и консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей при снижении транзакционных издержек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гонова О.В., Малыгин А. А. Аргументация механизма государственной поддержки регионального сельскохозяйственного производства // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. №23. С. 14-18.
2. Стильник В.В. Механизм функционирования сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Перспективы развития науки в стране: материалы XXXI Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. 2013. С. 12-14.
3. Бурлаков В.Б. Возможности использования стратегического анализа для обоснования перспектив развития сельскохозяйственной потребительской кооперации // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2013. № 2. С. 15.
4. Величко А.Е. Формирование обслуживающих кооперативов - действенный путь устойчивого развития сельских территорий // Вюник Дншропетровського державного аграрного ушверситету. 2013 . № 2. С. 201-204.
5. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: автореф. дис. ... д-р экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2005. 47 с.
6. Палаткин И.В., Салмина А.С., Терюшков Р.И. Современное состояние сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области: проблемы функционирования и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2012. #48
И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева экономическое
ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ... направление
(279). С. 23-29. скохозяйственных потребительских обслуживающих
7. Сельскохозяйственная потребительская коопера- кооперативов как перспективный институт развития ция как основа развития сельских территорий и граж- социальной инфраструктуры сельских территорий // данского общества / Под ред. Палаткина И.В. Пенза: Современные проблемы науки и образования. 2013. № Приволжский Дом знаний, 2012. 124 с. 3. URL: www.science-education.ru/l09-9457/ (дата обра-
8. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Система сель- щения: 16.12.2014).
SERVICE COOPERATIVES AS A PROMISING INSTITUTE OF JOINT ACTIVITIES SMALL FARMS
© 2014
I.V. Palatkin, doctor of economical science, head of the chair «Applied Economics» M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Annotation: The article analyzes the performance of agriculture and improvement of rural areas in the Russian Federation. Lists the nature and advantages of the organization of joint activities of small farms in the form of service cooperatives. Reviewed information and consulting cooperative as a promising direction of diversification of organizational forms of consumer cooperatives.
Keywords: small business entities, service cooperative, rural areas, infrastructure, information and consulting services, benefits, diversification.
УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТИПОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8» ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННОМУ ЦИКЛУ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
© 2014
С.Ю. Петрова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается информационная система и связанный с ней жизненный цикл. Внимание акцентируется на экономических информационных системах. Дается характеристика и классификация экономических информационных систем. Исследуется структура жизненного цикла информационных систем. В структуре жизненного цикла информационной системы выделяются основные, вспомогательные и организационные процессы и основные этапы (стадии). Исследуется проблема обучения студентов основам жизненного цикла информационных систем. Особое внимание уделяется поиску эффективного метода обучения студентов экономического образования жизненному циклу информационных систем. В качестве основы изучения жизненного цикла информационных систем берется процесс разработки информационных систем. Автором анализируются методы проектирования информационных систем по степени использования типовых проектных решений. Предлагается метод типового (оригинального) проектирования информационных систем. Данный метод, по мнению автора, необходимо реализовывать на базе платформы «1С: Предприятие 8». В статье рассматриваются область применения, существующие конфигурации и опыт внедрения прикладных решений программного комплекса «1С: Предприятие 8». При обучении бакалавров экономического образования жизненному циклу информационной системы автор рекомендует использовать метод типового проектирования на основе «1С: Предприятие 8». С помощью платформы «1С: Предприятие 8» студенты создают информационные системы, состоящие из справочников, документов, отчетов и других объектов конфигурации. После создания конфигурации корпоративной экономической информационной системы для гипотетического предприятия студенты имеют возможность более подробно изучить вспомогательный процесс жизненного цикла информационных систем «Управление конфигурацией». Использование предлагаемого метода будет способствовать эффективному обучению студентов экономического образования основам жизненного цикла информационных систем.
Ключевые слова: жизненный цикл информационной системы, корпоративная экономическая информационная система, программный комплекс «1С: Предприятие 8», типовое проектирование, управление конфигурацией информационной системы.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Под информационной системой обычно понимается прикладная программная подсистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации [1, с. 22]. Любая информационная система имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации [2, с. 72].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для обучения студентов основам жизненного цикла информационных систем в вузах применяются различные методики. Единого мнения здесь не существует. Но и научных исследований в данной области недостаточно.
Например, Н. В. Маслова предлагает при обучении магистров педагогического образования жизненному циклу информационно системы использовать метод проектов [3]. Научных данных о методах обучения специалистов экономического образования основам жизненного цикла информационных систем в вузах тоже мало.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью научного исследования является выявление эффективного метода обучения студентов экономических факультетов вузов основам жизненного цикла информационных систем.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Студенты экономического образования изучают жизненный цикл экономических информационных систем. Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки