экономические И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева наУки_ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ...
УДК 334.735
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА БАЗЕ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
© 2015
И.В. Палаткин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная
экономика»
М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»
Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация: Проблемы отсутствия эффективной системы консультирования затрудняет функционирование и развитие малых форм хозяйствования в сельских территориях субъектов Российской Федерации. В связи с этим актуальным является организация новых форм взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и сельского населения в сфере информационного обеспечения и представителей инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В статье перечислены проблемы информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельской местности и пути их решения. Предложена схема организации информационно-консультационной службы на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов с созданием кооперативной системы двух уровней. Кооперативная форма организации информационно-консультационной службы выбрана по причине ее преимуществ, а именно ее роли в качестве инструмента совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения для решения имеющихся проблем бизнеса и сельских территорий, удовлетворения насущных социально-экономических и информационных потребностей сельского населения. В рамках данной публикации были проанализированы возможности сети бизнес-инкубаторов на примере Пензенской области по размещению кооперативной информационно-консультационной службы. Это позволит обеспечить высокий уровень информационного, организационного, бухгалтерского, экономического и юридического обслуживания малых форм хозяйствования при снижении трансакционных издержек, а так же помощь в принятие решений и оказание услуг технологического консультирования.
Ключевые слова: информационно-консультационное обслуживание, служба, кооператив, сельская местность, модель, схема, бизнес-инкубатор, сеть, регион, малые формы хозяйствования.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная система сельскохозяйственного консультирования в РФ предполагает совокупность центров консультирования, созданных на федеральном, региональном и областном уровнях и предназначенных для решения задач по оказанию информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению [1, 2, 3]. Исследования показали, что формирование и функционирование данной системы затруднено факторами, к которым можно отнести как отсутствие требуемого уровня материально-технического обеспечения и финансирования, так и проблемы в установлении обратной связи с непосредственными потребителями информационных услуг [4, 5, 6].
Наиболее перспективным направлением развития информационно-консультационного обслуживаниям малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики является поиск новых форм организации консультационных служб.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Практика показывает, что в аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40% товарной продукции сельского хозяйства [7], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. Практически каждый сельский житель имеет приусадебное личное подсобное хозяйство и, соответственно, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, нуждающегося не только в услугах, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, но и в услугах по информационно-консультационному обслуживанию.
Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предприни-
мателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а так же управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [8, 9].
Формирование целей статьи (постановка задания). В рамках данного исследования необходимо предложить организацию новых форм эффективного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в сфере информационного обеспечения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современных условиях функционирования АПК малые формы хозяйствования сталкиваются со следующими трудностями в информационно-консультационном обслуживании:
1) отсутствие полной и доступной информации о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса;
2) проблемы ведения бухгалтерского учета, подготовки и предоставления в налоговые органы и государственные фонды отчетной документации;
3) проблемы подготовки комплекта документов для участия в конкурсах грантов и получения государственной поддержки на развитие агробизнеса;
4) отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации;
5) высокие цены на оказание услуг информационно-консультационного профиля в частных компаниях;
6) отсутствие представительств информационно-консультационной службы в отдаленных районах.
Одним из актуальных направлений в решении перечисленных проблем является создание информационно-консультационной службы в кооперативной форме на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов.
Преимущества данного предложения заключаются в следующем: во-первых, использование материально-технической базы бизнес-инкубаторов существенно снижает инвестиции на создание консультационной службы; во-вторых, - кооперативная форма организации консультационной службы позволяет использовать плюсы некоммерческой организации как инструмента
И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ..
экономические науки
совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения для решения имеющихся проблем бизнеса и сельских территорий.
Кроме того, данное направление будет рассмотрено на примере Пензенской области, для которой перспективность данного предложения определяется наличием разветвленной сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, большой численностью малых форм хозяйствования в сельской местности, действующих в условиях отсутствия эффективной структуры их информационно-консультационного обслуживания, что подтверждается проведенными ранее исследованиями [10].
Разработка схемы организации информационно-консультационной службы на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов с созданием кооперативной системы двух уровней проводится при следующих исходных условиях: в состав Пензенской области входит 328 муниципальных образований, включая: 3 городских округа, 27 муниципальных районов, 295 поселений, в т.ч. 24 городских поселения и 271 сельское поселение [11]. Территория региона занимает 43,4 тыс. кв.км., в том числе сельскохозяйственные угодья -70,9%, леса - 22,2%, водные ресурсы - 0,3%.
В соответствии с природно-климатическими факторами в области преобладают следующие отрасли сельского хозяйства: производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы на убой, молока, яиц.
Численность населения по предварительной оценке на 01.01.2015 г. составляет 1356 тыс. человек, в том числе сельское население - 432 тыс. человек (32 %), из которых 59% в трудоспособном возрасте.
Районы с низкой плотностью (менее 10 жителей на кв. км) отсутствуют, но больше половины муниципальных образований относятся к категории с пониженной плотностью населения (10-15 чел. на кв. км). При этом наиболее населенными являются районы, имеющие крупные административные центры: Каменский (60,7 тыс. жителей), Пензенский (52,5 тыс. жителей), Городищенский (51,6 тыс. жителей), что говорит о концентрации сельских жителей вокруг городов. В зависимости от заселенности территории в районах варьируется количество личных подсобных хозяйств - от 5 до 20 тысяч, а также крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, занимающихся сельскохозяйственным производством - от 25 до 200. При этом в значительном количестве сельских населенных пунктов крупное аграрное производство отсутствует, сельскохозяйственные организации и предприятия перестали функционировать, а жители не могут трудоустроиться и соответственно не имеют необходимых доходов. Многие вынуждены развивать собственное подсобное хозяйство, организуют крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы. В данных условиях развитие сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области показывает положительную динамику: рост их числа в 2013 году по отношению к 2010 году составил 79%. По результатам обследования, только 12 % из них занимается оказанием консультационных и информационных услуг.
Пензенская область имеет разветвленную структуру бизнес-инкубаторов, в которую по данным Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области входит 35 бизнес-инкубаторов: из них 29 находится в районах области, 6 - в городе Пензе. Районные бизнес-инкубаторы представляют как офисные помещения для резидентов, так и производственные площади (бизнес-инкубаторы офисно-производственного типа). В среднем на один районный бизнес-инкубатор офисного типа приходится 95,5 кв.м, офисно-производственного типа - 1208, 6 кв.м. Рабочие места в районных бизнес-инкубаторах арендована на 65% [12], то есть возможно размещение на их террито-
рии элементов модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса. Кроме того, бизнес-инкубаторами обеспечены все районы области.
В состав схемы организации информационно-консультационной службы на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов входят следующие элементы:
1. Малые формы хозяйствования;
2. Информационно-консультационный потребительский кооператив;
3. Областной информационно-консультационный потребительский кооператив;
4. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.
Информационно-консультационный потребительский кооператив является разновидностью обслуживающего кооператива, что при сочетании достоинств некоммерческой организации и добровольного объединения сельхозтоваропроизводителей для ведения совместной деятельности на кооперативных принципах позволит обеспечить высокий уровень информационного, бухгалтерского и юридического обслуживания его членов при снижении транзакционных издержек.
В функции районного информационно-консультационного потребительского кооператива входит следующая работа с членами кооператива:
- консультационное обслуживание;
- услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета;
- подготовка юридических и экономических документов;
- подготовка кредитных проектов и документов для участия в программах государственной поддержки;
- проведение семинаров с привлечением региональных специалистов, взаимодействие с ревизионными союзами и государственными органами, помощь в поиске покупателей продукции, посредников, поставщиков.
Сельхозтоваропроизводители, которые являются членами кооператива, регулярно передают в кооператив первичную документацию, запросы на различные виды консультаций и подготовку комплектов документов.
Районный информационно-консультационный кооператив в процессе взаимодействия с кооперативом второго уровня предоставляет ему статистическую информацию для проведения исследований, выполненные заказы для проверки корректности, а так же формирует информационные запросы по вопросам деятельности кооператива или его членов.
На уровне областного центра необходима организация кооператива второго уровня, членами которого будут 27 районных информационно-консультационных потребительских кооператива. Размещение элементов модели как уже говорилось будет целесообразно на базе районных и муниципальных бизнес-инкубаторов.
В функции областного информационно-консультационного потребительского кооператива входит оценка и доработка выполненных районным информационно-консультационным потребительским кооперативом заказов, формирование методической базы (учебные планы, методические рекомендации, информационно-справочные брошюры), обучение и повышение квалификации сотрудников районных кооперативов (в том числе с выездом специалистов в район).
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя функционирующие на территории Пензы и Пензенской области органы власти, налоговые органы, ревизионный союз, общественные организации, кредитные организации, научно-исследовательские институты, венчурные фонды, центры трансфера технологий, вузы [13].
При успешном функционировании схемы организации информационно-консультационной службы на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубато-
экономические науки
И.В. Палаткин, М.С. Афанасьева ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ...
ров с созданием кооперативной системы двух уровней возможно расширение деятельности в первую очередь информационно-консультационного потребительского кооператива на областном уровне. В качестве расширенных функций может выступать организация маркетинга и формирование бренда членов кооператива, усиление сбытовой деятельности продукции малых форм хозяйствования на основе современных информационных технологий, внедрение технологий органического сельского хозяйства и т.п.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Решение проблемы информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельских территориях на кооперативной основе на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов позволит обеспечить высокий уровень информационного, организационного, бухгалтерского, экономического и юридического обслуживания малых форм хозяйствования при снижении трансакционных издержек, а так же помощь в принятие решений и оказание услуг технологического консультирования, что даст им возможность наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности благодаря кооперативным принципам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рахимов С.Д., Исмоилов И.М., Пирназаров Ш.М. Информационно - консультационная служба важный фактор развития аграрного сектора экономики // КИШОВАРЗ. - 2014. - №4. - с. 120-123.
2. Сердобинцев Д. В., Усанов А.Ю., Сорокина Л. В. Развитие региональных сельскохозяйственных информационно-консультационных служб // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 4. - С. 92-394
3. Крупина А.Г. Состояние информационно-консультационных служб в АПК // Научные труды SWorld. -2013. - №4(30). - С. 5-7.
4. Ермакова Н.Ю., Лисова О.М., Тенищев А.В., Гуреева М.Е. Роль информационно-консультационных служб в развитии малых форм аграрного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №11-2 (40-2). - С. 250-254.
5. Иванюшина Т. В. Роль информационно-консультационных служб в развитии агропромышленного комплекса // ВЕСТНИК КУРГАНСКОЙ ГСХА. - 2013. - №3 (7). - С. 13-16.
6. Юнусова П.С. Опыт, пути становления и проблемы функционирования информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - №8 (46). - С. 125-130.
7. Крыгин А.А. Состояние, направления развития и границы производственных возможностей малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Образование, наука и производство. 2013. №1. С. 47-51.
8. Золотарева Е.Л., Дымов А.Д., Сорокина М.С. Проблемы формирования и эффективности функционирования информационно-консультационных служб сельского хозяйства // ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. -2012. - №94. - С. 113-116.
9. Бражник М.В. К вопросу изучения системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт // Проблемы современной экономики. - 2009. - №1 (29). - С. 408-414.
10. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Модель информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - URL: http:// www.science-education.ru/121-17954 (дата обращения 04.06.2015г.).
11. Паспорт Пензенской области / Официальный портал правительства Пензенской области. URL: http://www. penza.ru/economic/external_links/Pasport_Penzenskoy_ oblasti (дата обращения: 02.06.2015г.).
12. Инвестиционная инфраструктура / Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. 15.09.14. URL: http://mirp.pnzreg. ru/page/51268/(дата обращения: 01.02.15).
13. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства / Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов. URL: http://biznes-penza. ru/content/entrepreneur/
ORGANIZATION OF INFORMATION AND CONSULTANCY SERVICES FOR AGRICULTURAL NETWORK-BASED MUNICIPAL AND REGIONAL BUSINESS-INCUBATOR
© 2015
I.V. Palatkin, doctor of economical science, head of the chair «Applied Economics» M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. Problems of lack of an effective system of counseling complicates the operation and development of small farms in the rural territories of the Russian Federation. In this regard, relevant is the organization of new forms of cooperation between agricultural producers and the rural population in the sphere of information security and representatives of small business support infrastructure. This article lists the problems of information and advisory services of small farms in rural areas and their solutions. The scheme of the organization of information and consulting services on the basis of a network of municipal and regional business incubators with the establishment of a cooperative system of two levels. The cooperative form of organization of information and consulting service selected because of its advantages, namely its role as an instrument of joint activities of small farms and the community to address the existing problems of business and rural areas, meet the pressing social, economic and information needs of the rural population. Within the framework of this publication have been analyzed possible network of business incubators on the example of the Penza region for placement of cooperative information-consulting service. This will ensure a high level of informational, organizational, accounting, economic and legal support of small farms while reducing transaction costs, as well as assistance in decision-making and technological consulting services.
Keywords: information and consulting service, a service cooperative, rural, model, scheme, a business incubator network, region, small forms of management.