УДК 334.735
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2014
М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»
Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация: В статьи рассмотрен подход к организации информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на базе региональной сети информационно-консультационных кооперативов, представлена модель взаимодействия с внешними объектами информационной среды.
Ключевые слова: информационно-консультационная поддержка, малые формы хозяйствования, регион, кооператив, модель, схема, информационное пространство, веб-портал.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40% товарной продукции сельского хозяйства [1], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. На настоящий момент для мелких сельхозтоваропроизводителей актуальной является проблема доступа к информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации, что является основным фактором, сдерживающим сбыт продукции. Кроме того, малый агробизнес не обеспечен в полной мере юридической, консультационной и технической помощью. Решение перечисленных проблем требует организации новых форм взаимодействия сельхозтоваропроизводителей в сфере информационного сопровождения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.
Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предпринимателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а так же управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [2, 3].
Формирование системы информационно-консультационной поддержки малых форм хозяйствования должно проходить при непрерывном взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, органов государственной власти, информационно-консультационных служб, научных и образовательных учреждений [4]. Стоит отметить, что современные исследования указывают на приоритет организации информационно-консультационного обслуживания малого агробизнеса на региональном и районном уровне [5, 6, 7].
Актуальность создания информационно-консультационных институтов для малых форм хозяйствования в России подтверждается проведенными нами исследованиями, которые показали, что основными источниками информации для них являются: Управление государственной службы занятости населения, средства массовой информации, знакомые предприниматели и интернет-ресурсы. В рамках анкетных обследований выявлено, что только 35% респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Наряду с данной проблемой для малых форм хозяйствования является актуальным сбыт произведенной продукции. Участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о
конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным необходимо определить направления создания единой структуры информационно-консультационной поддержки малых форм хозяйствования на региональном уровне.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В целях организации информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на региональном уровне необходимо создать вертикально-интегрированную кооперативную структуру, которая будет включать в себя региональный Центр развития сельскохозяйственной кооперации и информационно-консультационные кооперативы, как его структурные подразделения. Функциональный состав каждого из уровней инфраструктуры представлен на рисунке 1. Такой подход к информационно-консультационному сопровождению малых форм хозяйствования даст возможность повысить его эффективность, организовать механизм консультационной помощи, повышения квалификации, контроля и мониторинга работы сотрудников в районных информационно-консультационных кооперативов. Осуществление перечисленного на рисунке 1 комплекса видов деятельности позволит решить проблемы малых форм хозяйствования в районах с минимальными издержками для них.
Рисунок 1 - Схема организации информационно-консультационного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования на региональном уровне
Таким образом, организационно-экономическая структура системы информационно-консультационного сопровождения малого агробизнеса должна включать два уровня: региональный и районный. На первом уровне в сфере деятельности информационно-консультационных кооперативов находятся малые формы хозяйствования и сельское население. Размещаться они должны в районных бизнес-инкубаторах. На втором уровне ре-
гиональный Центр развития сельскохозяйственной кооперации находится в областном центре и размещается в одном из областных бизнес-инкубаторов. При этом пайщиками областного кооператива (ЦРСК) являются районные информационно-консультационные кооперативы. Основная задача информационно-консультационных кооперативов состоит в оказании помощи районным кооперативам первого уровня, фермерам, личным подсобным хозяйствам в принятие решений, которые помогут им наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности.
Стратегическим направленияем развития деятельности элементов системы информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования является расширение видов услуг, а именно разработка предложений по изменению системы ведения хозяйства членов кооператива, т.е. переход на выращивание более эффективных культур и скота на основе органического сельского хозяйства, бизнес-планирование деятельности, поиск поставщиков ресурсов и покупателей продукции, организация маркетинга и формирование бренда [8].
С учетом организационно-управленческой структуры информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и системного подхода к данному процессу предлагается следующая модель взаимодействия информационно-консультационных кооперативов с внешними объектами информационной среды (рисунок 2), которая позволит эффективно распределить информационные потоки и организовать обратную связь между элементами системы на основе вертикально-интегрированной структуры.
;П
зования современных средств коммуникации. В связи с этим целесообразно разработать механизм информационного взаимодействия элементов системы информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования. В качестве такого механизма может выступать единое информационное пространство, цель которого заключается в создании эффективного инструмента информационного обеспечения с привлечением всех доступных современных средств коммуникаций. Элементами единого информационного пространства могут выступать информационный комплекс и электронная торговая площадка.
Информационный комплекс - это веб-портал для обеспечения доступа малых форм хозяйствования к информации по направлениям их деятельности. Концепция информационного комплекса представлена на рисунке 3.
Электронная торговая площадка - комплекс информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются малые формы хозяйствования, а покупателями могут выступать они же или представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др.
Рисунок 2 - Модель взаимодействия региональной сети информационно-консультационных кооперативов с внешними объектами информационной среды
Районный информационно-консультационный кооператив взаимодействует с организациями информационно-консультационной инфраструктуры по вопросам предоставления государственной поддержки, кредитования, повышения квалификации и обучения сотрудников и членов кооператива.
На областном уровне Центр развития сельскохозяйственной кооперации осуществляет работу по консультированию и информационному обеспечению районных кооперативов, взаимодействует с органами власти, финансовыми организациями, ревизионным союзом и образовательными учреждениями. Кроме того, на областном уровне осуществляется учебно-методическая и научно-исследовательская работа, проводятся обучающие семинары для малых форм хозяйствования.
На межрегиональном уровне поддерживается связь между органами власти и организациями, заинтересованными в развитии малого агробизнеса, ведется разработка законодательных проектов, методических и обучающих материалов, проводятся научно-исследовательские работы.
Практический опыт показывает, что эффективное информационное обеспечение невозможно без исполь-
о а
Я) Ц
с
2 О а
п 2 СР
о
Законодательство и организационно-правовая поддержка Законодательные акты, информация об изменениях в них, программы государственной поддержки с комментариями
Кредитование Информация по кредитам банков, займам, работе с кредитными кооперативами области
Гарантии и страхование =! Информация о предоставлении гарантийного обеспечения кредитов и займов, услугах страховых организаций и кооперативов
Семинары, ярмарки, конференции Информация о предстоящих событиях
Программные продукты и информационные комплексы =! Информация о программных продуктах для учета деятельности кооперативов
Техника и технологии =! Информация о новой технике и технологиях в сельскохозяйственном производстве
- к Информация о государственных заказах и тендерах на сельскохозяйственную продукцию и услуги
Мультимедийная база данных кооперативов области - Информация о деятельности кооперативов (производимой продукции, оказываемых услугах, используемых технологиях и т.п. в формате текста, фото-, аудио- и видеоматериалов)
Электронная торговая площадка Вход в электронную торговую площадку для кооперативов и малых форм хозяйствования
Обратная связь Возможность задать вопрос специалисту ЦРСК
Форум кооператоров Форум для общения участников информационного комплекса
Рисунок 3 - Концепция информационного комплекса кооперативов области
Особенностью данной торговой площадки является ее отраслевая принадлежность, обеспечение функционирования и управление региональным ЦРСК, доступность для малых форм хозяйствования за счет отсутствия барьера входа. С развитием данного информационного центра потребуется создание оптово-логисти-ческих центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции [9].
Доступ к информационному комплексу должен осуществляться бесплатно для малых форм хозяйствования
на селе, органов власти, а так же всевозможных контрагентов, которые приобретают сельхозпродукцию или поставляют технику, оборудование, сопровождающие средства и материалы для сельскохозяйственных производственных площадок. При успешной работе данного комплекса возможно применение платного входа для контрагентов на торговую площадку с целью самоокупаемости работы единого информационного пространства кооперативов области.
Проведенные исследования позволили определить, что создание единого информационного пространства оценивается в 85 тыс.руб., ежемесячные расходы на обеспечение работы веб-портала по предварительной оценке составят 10,5 тыс. рублей (таблица 1).
Таблица 1 - Смета расходов на создание и организацию работы единого информационного пространства кооперативов области
Вместе с тем при формировании доходов от работы информационного комплекса необходимо учитывать комиссию по заключенным сделкам продажи продукции пользователей электронной торговой площадки в размере 5% от суммы сделки, 1 % из которой включается в оплату работы менеджера. Расчеты показали, что планируемый объем совершенных сделок в первый год работы информационного комплекса составит 150 тысяч руб. в среднем за месяц (рисунок 4). Полученная комиссия позволит обеспечить 57% ежемесячных расходов на организацию работы веб-портала, размер государственных субсидий в первый год работы электронной торговой площадки должен составить 54 000 руб.
янв фев мар апр май пюн iiioi и:| сен окт ноя дек
—•—Сумм; сделок по продаже сельхозпродукции, тыс.руб Я Сумма сделок по реалшацпн техники н удобрений, тыс.ру Среднее значение суммарного объема продаж, тыс.руб
Рисунок 4 - Планируемый объем совершенных сделок
Решение в процессе функционирования единого информационного пространства на базе регионального ЦРСК организационных и технических проблем, вопро-
сов финансового и кадрового обеспечения возможно путем включения данного пункта в регионально значимые программы государственной поддержки на муниципальном уровне, привлечения ассоциированных членов в информационно-консультационные кооперативы и специалистов учебных учреждений.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, реализация единого информационного пространства кооперативов области с электронной торговой площадкой позволит:
- повысить информированность кооператоров за счет информационного комплекса;
- увеличить доступность информации о кооперативах для других участников рынка сельскохозяйственной продукции;
- успешно решить проблемы реализации продукции и снабжения материально-техническими ресурсами малых форм хозяйствования и кооперативов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крыгин А.А. Состояние, направления развития и границы производственных возможностей малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Образование, наука и производство. 2013. №1. С. 47-51.
2. Бражник М.В. К вопросу изучения системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт / М.В. Бражник // Проблемы современной экономики. 2009. №1 (29). С. 408-414.
3. Иванова Е.В. Информационно-консультационное обеспечение управления устойчивым развитием сельского хозяйства северного региона / Е.В. Иванова// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4(22). С. 174-188.
4. Санду И.С. и др. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России. М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 148 с.
5. Веселовский М., Клименко Ю. Развитие информационно-консультационной службы на районном уровне // АПК: экономика, управление. 2001. №12. С. 29-31.
6. Концепция развития информационно - консультационной службы АПК России на период до 2010 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской федерации [сайт]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/6957.191.htm (дата обращения: 25.12.2014г.).
7. Струков К.В. Информационно-консультационное обслуживание и структурные преобразования в АПК // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. №8. С. 10-12.
8. Палаткин И.В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества / монография под общей редакцией И.В. Палаткина, - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. - 124 с.
9. Палаткин И.В. Инфраструктура в системе сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации/ Палаткин И.В., Кармышова Ю.В., Блохина О.М.// Экономика и управление: Научно-практический журнал . - 2012. №4. С. 34 - 41.
Статья расходов Сумма, руб.
Расходы на создание единого информационного пространства
Разработка программного обеспечения информационного комплекса (веб-кортала) 45000
Приобретение аппаратного обеспечения для организации работы 40000
информационного комплекса (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, периферийные устройства)
Итого S5000
Расходы на организацнюработы единого информационного пространства (в м »сяц)
Сопровождение (обслуживание) работы сайта 2000
Заработная плата менеджера сайта 6000+1% от суммы заключенных сделок
Накладные расходы (оплата интернет-траффика, услуг телефонной связи) 2 500
Итого 10 500+1% от суммы заключенных сделок
INFORMATION AND CONSULTATION SUPPORT SMALL FARMS AT THE REGIONAL LEVEL
© 2014
M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Annotation: The article describes the approach to the organization of information and consulting support to small farms on the basis of a regional network of information and consulting cooperatives, presents a model of interaction with external objects information environment.
Keywords: information and advisory support, small business entities, the region, the cooperative model, the scheme, information space, a web portal.