Научная статья на тему 'Информационно-консультационное сопровождение малых форм хозяйствования на региональном уровне'

Информационно-консультационное сопровождение малых форм хозяйствования на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / SMALL BUSINESS ENTITIES / РЕГИОН / REGION / КООПЕРАТИВ / МОДЕЛЬ / СХЕМА / SCHEME / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ВЕБ-ПОРТАЛ / WEB PORTAL / INFORMATION AND ADVISORY SUPPORT / COOPERATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Мария Семеновна

В статье рассмотрен подход к организации информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на базе региональной сети информационно-консультационных кооперативов, представлена модель взаимодействия с внешними объектами информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьева Мария Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND CONSULTATION SUPPORT SMALL FARMS AT THE REGIONAL LEVEL

The article describes the approach to the organization of information and consulting support to small farms on the basis of a regional network of information and consulting cooperatives, presents a model of interaction with external objects information environment.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационное сопровождение малых форм хозяйствования на региональном уровне»

УДК 334.735

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2014

М.С. Афанасьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика»

Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация: В статьи рассмотрен подход к организации информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на базе региональной сети информационно-консультационных кооперативов, представлена модель взаимодействия с внешними объектами информационной среды.

Ключевые слова: информационно-консультационная поддержка, малые формы хозяйствования, регион, кооператив, модель, схема, информационное пространство, веб-портал.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40% товарной продукции сельского хозяйства [1], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. На настоящий момент для мелких сельхозтоваропроизводителей актуальной является проблема доступа к информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации, что является основным фактором, сдерживающим сбыт продукции. Кроме того, малый агробизнес не обеспечен в полной мере юридической, консультационной и технической помощью. Решение перечисленных проблем требует организации новых форм взаимодействия сельхозтоваропроизводителей в сфере информационного сопровождения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предпринимателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а так же управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [2, 3].

Формирование системы информационно-консультационной поддержки малых форм хозяйствования должно проходить при непрерывном взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, органов государственной власти, информационно-консультационных служб, научных и образовательных учреждений [4]. Стоит отметить, что современные исследования указывают на приоритет организации информационно-консультационного обслуживания малого агробизнеса на региональном и районном уровне [5, 6, 7].

Актуальность создания информационно-консультационных институтов для малых форм хозяйствования в России подтверждается проведенными нами исследованиями, которые показали, что основными источниками информации для них являются: Управление государственной службы занятости населения, средства массовой информации, знакомые предприниматели и интернет-ресурсы. В рамках анкетных обследований выявлено, что только 35% респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Наряду с данной проблемой для малых форм хозяйствования является актуальным сбыт произведенной продукции. Участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о

конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации.

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным необходимо определить направления создания единой структуры информационно-консультационной поддержки малых форм хозяйствования на региональном уровне.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В целях организации информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на региональном уровне необходимо создать вертикально-интегрированную кооперативную структуру, которая будет включать в себя региональный Центр развития сельскохозяйственной кооперации и информационно-консультационные кооперативы, как его структурные подразделения. Функциональный состав каждого из уровней инфраструктуры представлен на рисунке 1. Такой подход к информационно-консультационному сопровождению малых форм хозяйствования даст возможность повысить его эффективность, организовать механизм консультационной помощи, повышения квалификации, контроля и мониторинга работы сотрудников в районных информационно-консультационных кооперативов. Осуществление перечисленного на рисунке 1 комплекса видов деятельности позволит решить проблемы малых форм хозяйствования в районах с минимальными издержками для них.

Рисунок 1 - Схема организации информационно-консультационного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования на региональном уровне

Таким образом, организационно-экономическая структура системы информационно-консультационного сопровождения малого агробизнеса должна включать два уровня: региональный и районный. На первом уровне в сфере деятельности информационно-консультационных кооперативов находятся малые формы хозяйствования и сельское население. Размещаться они должны в районных бизнес-инкубаторах. На втором уровне ре-

гиональный Центр развития сельскохозяйственной кооперации находится в областном центре и размещается в одном из областных бизнес-инкубаторов. При этом пайщиками областного кооператива (ЦРСК) являются районные информационно-консультационные кооперативы. Основная задача информационно-консультационных кооперативов состоит в оказании помощи районным кооперативам первого уровня, фермерам, личным подсобным хозяйствам в принятие решений, которые помогут им наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности.

Стратегическим направленияем развития деятельности элементов системы информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования является расширение видов услуг, а именно разработка предложений по изменению системы ведения хозяйства членов кооператива, т.е. переход на выращивание более эффективных культур и скота на основе органического сельского хозяйства, бизнес-планирование деятельности, поиск поставщиков ресурсов и покупателей продукции, организация маркетинга и формирование бренда [8].

С учетом организационно-управленческой структуры информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и системного подхода к данному процессу предлагается следующая модель взаимодействия информационно-консультационных кооперативов с внешними объектами информационной среды (рисунок 2), которая позволит эффективно распределить информационные потоки и организовать обратную связь между элементами системы на основе вертикально-интегрированной структуры.

зования современных средств коммуникации. В связи с этим целесообразно разработать механизм информационного взаимодействия элементов системы информационно-консультационного сопровождения малых форм хозяйствования. В качестве такого механизма может выступать единое информационное пространство, цель которого заключается в создании эффективного инструмента информационного обеспечения с привлечением всех доступных современных средств коммуникаций. Элементами единого информационного пространства могут выступать информационный комплекс и электронная торговая площадка.

Информационный комплекс - это веб-портал для обеспечения доступа малых форм хозяйствования к информации по направлениям их деятельности. Концепция информационного комплекса представлена на рисунке 3.

Электронная торговая площадка - комплекс информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются малые формы хозяйствования, а покупателями могут выступать они же или представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др.

Рисунок 2 - Модель взаимодействия региональной сети информационно-консультационных кооперативов с внешними объектами информационной среды

Районный информационно-консультационный кооператив взаимодействует с организациями информационно-консультационной инфраструктуры по вопросам предоставления государственной поддержки, кредитования, повышения квалификации и обучения сотрудников и членов кооператива.

На областном уровне Центр развития сельскохозяйственной кооперации осуществляет работу по консультированию и информационному обеспечению районных кооперативов, взаимодействует с органами власти, финансовыми организациями, ревизионным союзом и образовательными учреждениями. Кроме того, на областном уровне осуществляется учебно-методическая и научно-исследовательская работа, проводятся обучающие семинары для малых форм хозяйствования.

На межрегиональном уровне поддерживается связь между органами власти и организациями, заинтересованными в развитии малого агробизнеса, ведется разработка законодательных проектов, методических и обучающих материалов, проводятся научно-исследовательские работы.

Практический опыт показывает, что эффективное информационное обеспечение невозможно без исполь-

о а

Я) Ц

с

2 О а

п 2 СР

о

Законодательство и организационно-правовая поддержка Законодательные акты, информация об изменениях в них, программы государственной поддержки с комментариями

Кредитование Информация по кредитам банков, займам, работе с кредитными кооперативами области

Гарантии и страхование =! Информация о предоставлении гарантийного обеспечения кредитов и займов, услугах страховых организаций и кооперативов

Семинары, ярмарки, конференции Информация о предстоящих событиях

Программные продукты и информационные комплексы =! Информация о программных продуктах для учета деятельности кооперативов

Техника и технологии =! Информация о новой технике и технологиях в сельскохозяйственном производстве

- к Информация о государственных заказах и тендерах на сельскохозяйственную продукцию и услуги

Мультимедийная база данных кооперативов области - Информация о деятельности кооперативов (производимой продукции, оказываемых услугах, используемых технологиях и т.п. в формате текста, фото-, аудио- и видеоматериалов)

Электронная торговая площадка Вход в электронную торговую площадку для кооперативов и малых форм хозяйствования

Обратная связь Возможность задать вопрос специалисту ЦРСК

Форум кооператоров Форум для общения участников информационного комплекса

Рисунок 3 - Концепция информационного комплекса кооперативов области

Особенностью данной торговой площадки является ее отраслевая принадлежность, обеспечение функционирования и управление региональным ЦРСК, доступность для малых форм хозяйствования за счет отсутствия барьера входа. С развитием данного информационного центра потребуется создание оптово-логисти-ческих центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции [9].

Доступ к информационному комплексу должен осуществляться бесплатно для малых форм хозяйствования

на селе, органов власти, а так же всевозможных контрагентов, которые приобретают сельхозпродукцию или поставляют технику, оборудование, сопровождающие средства и материалы для сельскохозяйственных производственных площадок. При успешной работе данного комплекса возможно применение платного входа для контрагентов на торговую площадку с целью самоокупаемости работы единого информационного пространства кооперативов области.

Проведенные исследования позволили определить, что создание единого информационного пространства оценивается в 85 тыс.руб., ежемесячные расходы на обеспечение работы веб-портала по предварительной оценке составят 10,5 тыс. рублей (таблица 1).

Таблица 1 - Смета расходов на создание и организацию работы единого информационного пространства кооперативов области

Вместе с тем при формировании доходов от работы информационного комплекса необходимо учитывать комиссию по заключенным сделкам продажи продукции пользователей электронной торговой площадки в размере 5% от суммы сделки, 1 % из которой включается в оплату работы менеджера. Расчеты показали, что планируемый объем совершенных сделок в первый год работы информационного комплекса составит 150 тысяч руб. в среднем за месяц (рисунок 4). Полученная комиссия позволит обеспечить 57% ежемесячных расходов на организацию работы веб-портала, размер государственных субсидий в первый год работы электронной торговой площадки должен составить 54 000 руб.

янв фев мар апр май пюн iiioi и:| сен окт ноя дек

—•—Сумм; сделок по продаже сельхозпродукции, тыс.руб Я Сумма сделок по реалшацпн техники н удобрений, тыс.ру Среднее значение суммарного объема продаж, тыс.руб

Рисунок 4 - Планируемый объем совершенных сделок

Решение в процессе функционирования единого информационного пространства на базе регионального ЦРСК организационных и технических проблем, вопро-

сов финансового и кадрового обеспечения возможно путем включения данного пункта в регионально значимые программы государственной поддержки на муниципальном уровне, привлечения ассоциированных членов в информационно-консультационные кооперативы и специалистов учебных учреждений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, реализация единого информационного пространства кооперативов области с электронной торговой площадкой позволит:

- повысить информированность кооператоров за счет информационного комплекса;

- увеличить доступность информации о кооперативах для других участников рынка сельскохозяйственной продукции;

- успешно решить проблемы реализации продукции и снабжения материально-техническими ресурсами малых форм хозяйствования и кооперативов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крыгин А.А. Состояние, направления развития и границы производственных возможностей малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Образование, наука и производство. 2013. №1. С. 47-51.

2. Бражник М.В. К вопросу изучения системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт / М.В. Бражник // Проблемы современной экономики. 2009. №1 (29). С. 408-414.

3. Иванова Е.В. Информационно-консультационное обеспечение управления устойчивым развитием сельского хозяйства северного региона / Е.В. Иванова// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4(22). С. 174-188.

4. Санду И.С. и др. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России. М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 148 с.

5. Веселовский М., Клименко Ю. Развитие информационно-консультационной службы на районном уровне // АПК: экономика, управление. 2001. №12. С. 29-31.

6. Концепция развития информационно - консультационной службы АПК России на период до 2010 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской федерации [сайт]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/6957.191.htm (дата обращения: 25.12.2014г.).

7. Струков К.В. Информационно-консультационное обслуживание и структурные преобразования в АПК // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. №8. С. 10-12.

8. Палаткин И.В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества / монография под общей редакцией И.В. Палаткина, - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. - 124 с.

9. Палаткин И.В. Инфраструктура в системе сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации/ Палаткин И.В., Кармышова Ю.В., Блохина О.М.// Экономика и управление: Научно-практический журнал . - 2012. №4. С. 34 - 41.

Статья расходов Сумма, руб.

Расходы на создание единого информационного пространства

Разработка программного обеспечения информационного комплекса (веб-кортала) 45000

Приобретение аппаратного обеспечения для организации работы 40000

информационного комплекса (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, периферийные устройства)

Итого S5000

Расходы на организацнюработы единого информационного пространства (в м »сяц)

Сопровождение (обслуживание) работы сайта 2000

Заработная плата менеджера сайта 6000+1% от суммы заключенных сделок

Накладные расходы (оплата интернет-траффика, услуг телефонной связи) 2 500

Итого 10 500+1% от суммы заключенных сделок

INFORMATION AND CONSULTATION SUPPORT SMALL FARMS AT THE REGIONAL LEVEL

© 2014

M.S. Afanasyeva, candidate of economical science, associate professor of the chair «Applied Economics»

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation: The article describes the approach to the organization of information and consulting support to small farms on the basis of a regional network of information and consulting cooperatives, presents a model of interaction with external objects information environment.

Keywords: information and advisory support, small business entities, the region, the cooperative model, the scheme, information space, a web portal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.