Научная статья на тему 'Проблемы развития бизнес-процессов в сельской местности'

Проблемы развития бизнес-процессов в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / COUNTRYSIDE / BUSINESS PROCESS / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Наталья Дмитриевна, Палаткин Иван Викторович, Павлов Александр Юрьевич

Статья посвящена проблемам развития малого предпринимательства на селе. Исходя из результатов проведенного опроса жителей сельских территорий Пензенской области, можно сказать, что в современных экономических условиях малое предпринимательство в сельской местности функционирует в виде довольно широкого спектра различных форм организации. Дано определение термина «бизнес-процесса» в разрезе сельской местности, под которым можно понимать, самостоятельную организационную подсистему, которая создает экономическую ценность путем удовлетворения потребностей её внутренних и внешних клиентов в ресурсах и услугах Предложено сформировать концепцию перехода к устойчивому развитию сельских территорий за счет развития «бизнес-процессов», что позволяет обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий с акцентом внимания на сельского жителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левина Наталья Дмитриевна, Палаткин Иван Викторович, Павлов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development of business process in the countryside

The article is devoted to the problems of development of small business in rural areas. Based on the results of the survey of the population of rural areas of the Penza region, we can say that in modern economic conditions the small-scale entrepreneurship in rural areas is functioning in the form of the rather wide spectrum of different forms of organization. A definition of the term «business-process» in the context of rural areas, which can be understood, independent organizational subsystem, which creates economic value by satisfying the needs of its internal and external customers in terms of resources and services. Proposed to form a concept of transition to sustainable the development of rural areas through the development of «business processes» that allows to provide a complete and integrated solution to the main problems of rural areas with emphasis on the rural population.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития бизнес-процессов в сельской местности»

УДК 332.1

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Левина Наталья Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»

Россия, Пенза

Аспирант кафедры «Прикладная экономика»

E-Mail: [email protected]

Палаткин Иван Викторович

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»

Россия, Пенза

Заведующий кафедрой «Прикладная экономика» Доктор экономических наук, профессор E-Mail: [email protected]

Павлов Александр Юрьевич

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»

Россия, Пенза

Доцент кафедры «Прикладная экономика» Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Проблемы развития бизнес-процессов

в сельской местности

Аннотация: Статья посвящена проблемам развития малого предпринимательства на селе. Исходя из результатов проведенного опроса жителей сельских территорий Пензенской области, можно сказать, что в современных экономических условиях малое предпринимательство в сельской местности функционирует в виде довольно широкого спектра различных форм организации. Дано определение термина «бизнес-процесса» в разрезе сельской местности, под которым можно понимать, самостоятельную организационную подсистему, которая создает экономическую ценность путем удовлетворения потребностей её внутренних и внешних клиентов в ресурсах и услугах

Предложено сформировать концепцию перехода к устойчивому развитию сельских территорий за счет развития «бизнес-процессов», что позволяет обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий с акцентом внимания на сельского жителя.

Ключевые слова: Проблемы развития; сельская местность; бизнес-процесс; малое предпринимательство.

Идентификационный номер статьи в журнале 14EPZ613

Natalya Levina

Penza State Technological University

Russia, Penza E-Mail: [email protected]

Ivan Palatkin

Penza State Technological University

Russia, Penza E-Mail: [email protected]

Alexander Pavlov

Penza State Technological University

Russia, Penza E-Mail: [email protected]

The problems of development of business process in the countryside

Abstract: The article is devoted to the problems of development of small business in rural areas. Based on the results of the survey of the population of rural areas of the Penza region, we can say that in modern economic conditions the small-scale entrepreneurship in rural areas is functioning in the form of the rather wide spectrum of different forms of organization. A definition of the term «business-process» in the context of rural areas, which can be understood, independent organizational subsystem, which creates economic value by satisfying the needs of its internal and external customers in terms of resources and services.

Proposed to form a concept of transition to sustainable the development of rural areas through the development of «business processes» that allows to provide a complete and integrated solution to the main problems of rural areas with emphasis on the rural population.

Keywords: Problems of development; countryside; business process; small business.

Identification number of article 14EPZ613

Становление России на инновационный путь социально-ориентированного типа развития, предусмотренного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране и обеспечении продовольственной безопасности государства. Сельские территории России обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.

Решение вопроса стабильного подъема экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельской местности. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития села являлся узкоотраслевой аграрный подход. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам. В сочетании с резким снижением государственной поддержки аграрного производства, сократившейся за последние два десятилетия с 24% доли в бюджете до 1%, это привело к глубокому системному кризису села [6].

Вместе с тем, устойчивый экономический рост в сельском хозяйстве возможен при совершенствовании всей совокупности экономических отношений, связанных с формированием благоприятной предпринимательской среды. Она проявляется в расширении программных мероприятий по развитию как отраслей сельского хозяйства, так и форм хозяйствования [5]. Под воздействием происходящих изменений в сельском хозяйстве комплексное развитие любого региона требует поиска собственных источников саморазвития, важнейшим из которых является использование и наращивание потенциала малого предпринимательства.

Одним из инструментов социально-экономического развития для многих регионов становится малый бизнес, которое имеет своей ключевой целью не столько прибыль и ее максимизацию, сколько беспрерывность удовлетворения спроса и постоянно меняющихся потребностей как отдельного индивида, так и общества в целом. Малый бизнес в сельском хозяйстве является составной частью экономической системы, без которой государство не может стабильно функционировать [8].

В условиях резких колебаний спроса крупные предприятия, лишенные возможности маневренности и быстрой диверсификации, как правило, первыми страдают от изменений конъюнктуры рынка, в то же время малые предприятия повышают устойчивость производства и соответственно территориальной экономики, где они расположены.

Наиболее важными составляющими общества и государства в разрезе их социальнотерриториальной структуры являются город (урбанизированные территории) и деревня (сельские территории). Их взаимосвязи и взаимоотношения составляют важную сторону политической, экономической и социальной жизни общества и являются одним из наиболее значимых критериев уровня социально-экономического развития государства. Необходимо ясное представление об их роли и месте в социально-экономическом развитии России. Их изучение способствует становлению нового научного направления в региональной экономике

В Российской Федерации изучению роли городов посвящена богатейшая литература и образовалась особая ветвь знаний - городская экономика. Сельские же территории оказались обделенными вниманием ученых, политиков и управленцев, и соответствующая ветвь знаний

[4].

- экономика сельских территорий - находится в настоящее время лишь в стадии зарождения. Это означает, что роль сельских территорий и их место в жизни общества и государства до сих пор не оценены, что может привести к крупным просчетам в социальной и экономической политике не только в сельских регионах, но и в обществе в целом и, как следствие, - крупным социально-экономическим потерям.

В Пензенской области, как и в большинстве российских регионов, значительный удельный вес занимают сельские территории. На сегодняшний день по данным Пензастата в сельской местности проживает 441447 человек, что составляет 32% от общей численности населения региона. Этот факт позволяет утверждать, что уровень развития сельской местности является целевым индикатором развития региональной и национальной экономики в целом, отражает степень ее устойчивости и готовности к решению задач модернизации [10].

В последнее десятилетие в российском обществе растет осознание необходимости целенаправленного и устойчивого развития сельских территорий. Большинство проблем определены, однако стратегии решения до сих пор не разработаны. Как правило, делаются попытки справиться с проблемами сельских территорий с помощью разрозненных, мероприятий, без должной координации и согласования программ и проектов.

Малое предпринимательство может успешно существовать в разных формах и реализовываться по различным направлениям. Однако развитие предпринимательства зависит от экономического состояния аграрного сектора региона, определяемого формированием условий, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей по всем видам бюджетных средств и кредитных ресурсов, получаемых различными категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей. [1]

Исследование механизмов и факторов становления малого и среднего бизнеса в сельской местности в условиях диверсификации аграрной экономики представляется актуальной и практически значимой задачей.

Рассматривая тенденции развития сельского предпринимательства в современных условиях, нельзя не выделить в качестве важнейших исследовательских аспектов мотивацию выбора субъектами хозяйствования формальных и (или) неформальных видов предпринимательской деятельности, а также четкую систему развития бизнес-процессов сельской местности.[3]

Стоит отметить, что исследованиям, посвященным моделям малого предпринимательства, определяемых, необходимостью вовлечения в воспроизводственный процесс интеллектуальных и информационных ресурсов, инновационных технологий, направленных на решение социально-экономических проблем сельских территорий, не уделялось должного внимания. При этом необходимо учитывать и тот факт, что важнейшая составная часть малого предпринимательства - это не только развитие сельского хозяйства, но и среды обитания сельского населения. В этой связи аграрная политика должна быть направлена на функционирование всех форм хозяйствования, создание единого понимания механизма стимулирования предпринимательства [9].

Научное значение этой проблемы в рамках общей аграрной политики делает важным проведение исследований, связанных с разработкой теоретико-методических основ развития малого предпринимательства в аграрном секторе экономики. Многоаспектность проблемы, ее зависимость от природно-экономических факторов и хозяйственной деятельности обусловили необходимость системного подхода к ее исследованию и разработку комплекса мер по развитию бизнес-процессов в сельской местности.

Существует множество обобщенных значений понятия «бизнес-процесс». Обратимся к некоторым из них. По словам М. Хаммера и Д. Чампи, бизнес-процесс - «совокупность

различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя». Программисты, занимающиеся оптимизацией процессов промышленных организаций, считают, что «бизнес-процесс» - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

В качестве следующего шага предлагается сделать достаточно очевидное предположение, что в рамках организационной системы подсистемы будут иметь ту же самую природу, что и состоящая из них система. Каким бы простым ни казалось данное утверждение, оно является ключевым для понимания и внесения ясности в то множество концепций и идей, которые в последние годы наполнили науку об управлении организациями. В условиях рынка любое предприятие независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности имеет объективную потребность в стратегическом управлении, которое представляет собой осознанную и продуманную совокупности норм и правил, лежащих в основе принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия как средства связи с внешней средой. Это состояние обеспечивается качественным и своевременным выполнением производственных и управленческих функций: прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, а также соответствующим уровнем составляющих потенциала: квалификацией работников,

материально-технической базы, технологии и др.

В принципе малое предпринимательство осуществляет те же функции, что и предпринимательство вообще. Но многие из них достаточно специфично проявляются на территории региона, поскольку в силу ограниченности ресурсов малый бизнес заинтересован в максимальной степени использовать местную ресурсную базу и здесь же на месте реализовывать произведенную продукцию. [2]

В связи с возникающими трудностями при ведении сельского бизнеса среди жителей области встречаются разные мнения. Данные опроса сельских жителей Пензенской области демонстрируют, что более 30% сельских жителей согласились бы открыть собственное дело или заняться фермерством при создании благоприятных условий развития со стороны государства.

Вместе с тем, среди селян представлен еще один тип - отрицательных мотивационных установок, представленных в виде схемы: «нет, потому что». Не станут заниматься предпринимательством около 38% респондентов. Главные причины отказа от предпринимательской деятельности связаны с указанными в предыдущей группе условиями, в реализацию которых данная группа сельских жителей не надеется.

Для благоприятного развития сельского предпринимательства необходима систематизация условий, которая включает в себя правовую, экономическую и социальную составляющие.

Исходя из результатов опроса, в современных экономических условиях малое предпринимательство в сельской местности функционирует в виде довольно широкого спектра различных форм организации, что дает возможность ранжировать цели, средства и мотивы предпринимательской деятельности, а также устанавливать те пределы, в рамках которых предпринимательство выражает экономические интересы различных участников воспроизводственного процесса и региона в целом.

Структура малого предпринимательства по видам деятельности определяется следующими факторами: производство продукции для местных нужд, ввоз которой со стороны представляет значительные трудности; производство продукции и оказание услуг

для крупных предприятий; переработка ограниченных местных ресурсов; оказание производственных услуг населению; непроизводственная сфера; сельскохозяйственное производство и переработка его продукции.

По мнению Синютина А.С., бизнес-процесс - это повторяющаяся совокупность упорядоченных и взаимосвязанных действий, создающая результат, значимый для потребителя. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные, потому что это способствует более глубокому пониманию их конкретной ситуации в терминах процессов [7].

Понятие «бизнес-процесса» в разрезе сельской местности можно принять за самостоятельную организационную подсистему, которая создает экономическую ценность путем удовлетворения потребностей её внутренних и внешних клиентов в ресурсах и услугах.

Такое определение «бизнес-процесса» говорит о том, что субъекты малого предпринимательства в сельской местности способны охватывать практически все сферы хозяйственной деятельности внутри региона: наряду с традиционным

сельскохозпроизводством, переработкой продукции и производственным обслуживанием, интенсивно развивать несельскохозяйственные виды деятельности, выполняя тем самым интегрирующую роль в повышении взаимосвязей внутри экономики региона и способствуя доступности для сельских жителей городских стандартов жизни.

В современных условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, включающих в себя не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности. Таким образом, переход к устойчивому развитию сельских территорий за счет развития «бизнес-процессов» позволяет обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий в рамках единой концепции, в центре которой находится сельский житель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Л.В. Занятость, доходы и потребление сельского населения. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2012.

2. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба в агропромышленном комплексе России. Ж. Аграрная Россия. 2001, №5. -С. 8-11.

3. Кулаков Л.М. Роль сельского предпринимательства в территориальном развитии. Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН. 2006.

4. Санду, И.С. Формирование инновационно-инвестиционной стратегии региона / И.С. Санду, И.Г. Ушачёв и др. // Стратегия инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России. Научное наследие Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова и перспективы развития российского сельского хозяйства. - М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева 2005.

5. Палаткин И.В. Институциональные преобразования в АПК : Теория,

методология, практика : дис ... д-ра экон.наук : 08.00.05 М. 2004. -340 с.

6. Петриков А.В. Устойчивое развитие сельских территорий в России: направления и проблемы. //Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т - в научных изданий КМК. 2005. с.228 - 243.

7. Синютин А.С. Экономическая модель цепи поставок предприятий АПК. -Москва: Спутник+, 2008 - 28 с.

8. Скальная М., Козлов М., Тарасов Н. Роль малого бизнеса в развитии сельских территорий. Журнал «АПК: экономика, управление» №7 - 2013 г.

9. Торопов Д. И., Соколова И. С. Малое предпринимательство: сельский аспект /Торопов Д. И., Соколова И. С. // АПК: экономика, управление. -2010. - №2.

10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области: ДРОНД 2013 г. - Режим доступа: http://www.mcx-penza.ru/ocp, свободный (дата обращения 18.09.2013). - Отраслевые целевые программы Пензенской области.

Рецензент: Юняева Римма Равильевна, профессор кафедры «Управление бизнесом», доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет».

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Bondarenko L.V. Zanjatost', dohody i potreblenie sel'skogo naselenija. M.: GNU VNIIJeSH, 2012.

Veselovskij M.Ja. Informacionno-konsul'tacionnaja sluzhba v agropromyshlennom komplekse Rossii. Zh. Agrarnaja Rossija. 2001, №5. -S. 8-11.

Kulakov L.M. Rol' sel'skogo predprinimatel'stva v territorial'nom razvitii. Petrozavodsk: Izd-vo KarNC RAN. 2006.

Sandu, I.S. Formirovanie innovacionno-investicionnoj strategii regiona / I.S. Sandu, I.G. Ushachjov i dr. // Strategija innovacionnogo obnovlenija i povyshenija konkurentosposobnosti agroprodovol'stvennogo kompleksa Rossii. Nauchnoe nasledie N.D. Kondrat'eva i A.V. Chajanova i perspektivy razvitija rossijskogo sel'skogo hozjajstva. - M.: Mezhdunarodnyj fond N.D. Kondrat'eva 2005.

Palatkin I.V. Institucional'nye preobrazovanija v APK : Teorija, metodologija, praktika : dis ... d-ra jekon.nauk : 08.00.05 M. 2004. -340 c.

Petrikov A.V. Ustojchivoe razvitie sel'skih territory v Rossii: napravlenija i problemy. //Ustojchivoe razvitie sel'skogo hozjajstva i sel'skih territorij: zarubezhnyj opyt i problemy Rossii. M.: T - v nauchnyh izdanij KMK. 2005. s.228 - 243.

Sinjutin A.S. Jekonomicheskaja model' cepi postavok predprijatij APK. - Moskva: Sputnik+, 2008 - 28 c.

Skal'naja M., Kozlov M., Tarasov N. Rol' malogo biznesa v razvitii sel'skih territorij. Zhurnal «APK: jekonomika, upravlenie» №7 - 2013 g.

Toropov D. I., Sokolova I. S. Maloe predprinimatel'stvo: sel'skij aspekt /Toropov D.

I., Sokolova I. S. // APK: jekonomika, upravlenie. -2010. - №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozjajstva Penzenskoj oblasti: DROND 2013 g.

- Rezhim dostupa: http://www.mcx-penza.ru/ocp, svobodnyj (data obrashhenija 18.09.2013). - Otraslevye celevye programmy Penzenskoj oblasti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.