Научная статья на тему 'Эффективность реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований'

Эффективность реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
местное самоуправление / социально-экономическое развитие / развитие региона / социально-экономическая программа / муниципальное образование. / local government / socio-economic development / development of the region / socio- economic program / municipality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросов Александр Сергеевич

социально-экономическая система муниципального образования, органично включенная в систему федеральных и региональных отношений, имеет специфические особенности, связанные с необходимостью обеспечения условий для жизнедеятельности населения конкретной территории. Муниципальное образование представляет собой сложный механизм, включающий функционирование различных сфер общественной жизни, определяющих уровни его экономического развития. Вне зависимости от масштабов (федеральный, региональный, муниципальный центр) этот механизм не может создаваться самостоятельно, а должен состоять в управлении уполномоченных органов власти. Основной целью управления является поддержание устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андросов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS

the socio-economic system of a municipality, organically included in the system of federal and regional relations, has specific features associated with the need to ensure the conditions for the vital activity of the population of a particular territory. Аndrosov Aleksandr Sergeevich Student Graduate, The municipality is a complex mechanism, including the functioning of various spheres of public life, determining the levels of its economic development. Regardless of the scale (federal, regional, municipal center), this mechanism cannot be created independently, but must be managed by authorized authorities. The main goal of management is to maintain a sustainable socio-economic development of the municipality.

Текст научной работы на тему «Эффективность реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований»

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS Androsov A.S. (Russian Federation) Email: Androsov556@scientifictext.ru

Аndrosov Aleksandr Sergeevich - Student Graduate, SPECIALIZATION: STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY, SOCHI

Abstract: the socio-economic system of a municipality, organically included in the system of federal and regional relations, has specific features associated with the need to ensure the conditions for the vital activity of the population of a particular territory.

The municipality is a complex mechanism, including the functioning of various spheres of public life, determining the levels of its economic development. Regardless of the scale (federal, regional, municipal center), this mechanism cannot be created independently, but must be managed by authorized authorities. The main goal of management is to maintain a sustainable socio-economic development of the municipality.

Keywords: local government, socio-economic development, development of the region, socioeconomic program, municipality.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Андросов А.С. (Российская Федерация)

Андросов Александр Сергеевич - студент магистратуры, специализация: государственное и муниципальное управление, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный инновационный университет, г. Сочи

Аннотация: социально-экономическая система муниципального образования, органично включенная в систему федеральных и региональных отношений, имеет специфические особенности, связанные с необходимостью обеспечения условий для жизнедеятельности населения конкретной территории.

Муниципальное образование представляет собой сложный механизм, включающий функционирование различных сфер общественной жизни, определяющих уровни его экономического развития. Вне зависимости от масштабов (федеральный, региональный, муниципальный центр) этот механизм не может создаваться самостоятельно, а должен состоять в управлении уполномоченных органов власти. Основной целью управления является поддержание устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, социально-экономическое развитие, развитие региона, социально-экономическая программа, муниципальное образование.

Программно-целевой подход в управлении выступает перспективным рычагом социально-экономического развития (далее - СЭР) региона (в т.ч. муниципального образования). Он дает возможность рационально распределять функции и порядок при осуществлении и ресурсном обеспечении мероприятий программы, способствующих общему повышению эффективности муниципального образования (далее - МО) (городского управления).

Объектом программно-целевого метода является Программа комплексного СЭР конкретного города, включающая в себя перечень подпрограмм (целевых программ), которые направлены на развитие приоритетных направлений МО (городского управления) [1].

Для определения конкретной значимости мер, которые принимаются органами местного самоуправления в части создания условий по развитию экономики МО необходимо выделить субъект и объект управления.

Непосредственным управлением занимается администрация отдельного МО под руководством главы, которого выбирает население путем проведения голосования. При этом для создания благоприятных условий качества жизни населения необходимо участие различных административных структур, в реализации мероприятий по управлению развитие экономики МО, в котором принимают участие практически все органы власти, которые действуют в МО при непосредственном участии населения [2].

Т.о., субъектом управления экономическим развитием МО выступают органы власти, которые действуют при участии местного населения.

Субъект управления, используя различные механизмы, воздействует на объект, который включает в себя как отдельных граждан, так и предприятия и организации, действующие на территории МО. Данные субъекты имеют собственные специфические экономические и социальные интересы, которые могут не совпадать. Основной целью органов местного управления (далее - ОМС) выступает обеспечение комфортного сосуществования субъектов, а также исключение наличия конфликтов между ними, данная позиция обеспечивает их мирное сосуществование на благо экономического развития МО.

Также у субъектов возникают и общественные интересы. Данные интересы представляют собой общественные блага - дороги, освещение, парки и т.д. Их удовлетворение может быть обеспечено лишь с самим участием ОМС, а также при наличии необходимых общественных ресурсов [3].

Политика по развитию экономики МО в каждом регионе организована по-разному, в зависимости от его уровня. Однако практически во всех случаях она включает в себя такие элементы: 1.Постановка задач для достижения ключевых целей; 2.Прогноз экономического развития; 3. Составление плана экономического развития; 4. Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и бизнеса, а также для привлечения инвестиций; 5. Определение ресурсного обеспечения этапов развития экономики МО [4].

Каждый элемент включает в себя определенные функции, которые осуществляют различные структуры органов муниципального управления. Для осуществления управления этими элементами существуют различные методы. Самым эффективным из них является программно-целевой, который включает все эти элементы и позволяет организовать деятельность данных структур. Он подразумевает разработку программы СЭР МО (или города), которая составляется на конкретный период и позволяет определить возможные варианты экономического развития, а также поэтапно реализовывать конкретные мероприятия для постепенного достижения ключевой цели.

Оценка эффективности программы комплексного СЭР города позволяет оценить качество управления данным муниципальным образованием.

Для определения эффективности и результативности процесса СЭР МО, необходимо учитывая и иметь точное представление о самом субъекте, а также объекте управления СЭР, о его компетенциях, функциях и информационных связях, которые возникают с учетом процесса управления им. Критерии оценки эффективности и результативности процесса СЭР МО обязаны отражать все специфические особенности такого процесса.

Чтобы принять управленческое решение в области СЭР МО необходима обратная связь, то есть информация о достигнутых результатах. Данная информация является объективной основой надежности функционирования всей системы управления. Уровень СЭР МО становится интегрированным выражением степени использования субъектом управления имеющегося потенциала, выделяемых ресурсов для достижения поставленных целей [5].

Мониторинг представляет собой одним из важных инструментов исследования процессов в СЭР, которые происходят в МО. Комплексная оценка эффективности и результативности процесса СЭР МО на основе его мониторинга осуществляет не только определение эффективности и результативности процесса СЭР, но и выявляет их динамику.

Таким образом, при осуществлении оценки эффективности и результативности процесса СЭР МО необходимо принимать во внимание: структуру субъектов управления; нормативную правовую основу их деятельности; коммуникативно-информационные связи, которые возникают в процессе управления; совокупность и содержание выполняемых функций субъектов управления; их профессионально-кадровое обеспечение. Данные показатели влияют на эффективность и результативность процесса СЭР МО [6].

В основе организации деятельности местного сообщества, жизни населения, решение вопросов, касающихся социально-экономической сферы, взят принцип субсидиарности, который предполагает дополнение, соучастие в части решения общественных дел и устройство общественных отношений по принципу «снизу вверх». Менеджмент государства представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая регулируется на основе децентрализации управленческих функций, то есть осуществляется распределение обязанностей по субъектам и уровням управления. За каждым уровнем управления закрепляется свой круг полномочий, материальных, финансовых и иных ресурсов; устанавливается ответственность соответствующих органов и должностных лиц за принимаемые решения. ОМС представляя собой подсистему управления, самостоятельно организовывают и планируют свою деятельность в части логических системных приоритетов государства и субъекта Российской Федерации, а также в рамках собственной компетенции и необходимости населения (общественности).

Показатели, которые характеризующие СЭР МО, должны отвечать определенным характеристикам, т.е. отражать эффективность и результативность процесса СЭР МО; содержать в себе основные характеристики жизнедеятельности; быть репрезентативным (отражать указанные характеристики полно и адекватно, в том числе в пространстве и во времени) [7].

При осуществлении оценки эффективности и результативности процесса СЭР МО целесообразно использовать разработанный информационный инструментарий, который позволяет осуществить автоматизацию процесса по обновлению баз данных информационных систем, позволяющих на выходе сформировать конечный продукт -оценку эффективности и результативности.

Проведение государственными органами власти и ОМС мониторинга СЭР МО является необходимой мерой, позволяющей повысить его эффективность и результативность. Наличие полной, достоверной и своевременной информации о явлениях и процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности МО, является одним из обязательных факторов обеспечения принятия адекватных управленческих решений.

Повышение эффективности и результативности процесса СЭР МО зависит от качества работы ОМС, а именно: привлечение инвестиций и развитие по инвестиционному климату, развитие производства, создание дополнительных рабочих мест, которые способствуют повышению собственных доходов местных бюджетов и доходов проживающих там граждан повышая качества их жизни.

МО одного субъекта Российской Федерации являются друг для друга конкурентами в борьбе за привлечение финансовых ресурсов на свою территорию. Поэтому ОМС МО должны суметь заинтересовать потенциальных инвесторов следующим: наличием стратегии или программы СЭР территории, которая обеспечивает рост уровня жизни населения и повышение налоговых и неналоговых доходов бюджета; возможностью использования местного потенциала для создания конкурентоспособных товаров, работ, услуг, создание инновационной среды для активного включения в рыночную среду; разработку привлекательного имиджа территории, готовность к участию в инвестиционных проектах на условиях долевого финансирования и др.

С целью обеспечения эффективности и результативности процесса СЭР МО необходимо: учитывать детерминанты, которые влияют на него; осуществить разработку механизмов

40

привлечения финансовых средств как государственного, так и частного сектора на территории МО; оптимизировать расходы бюджетов, в том числе на содержание аппарата управления, учитывать основные тенденции СЭР; повышать уровень и качество жизни населения.

Список литературы /References

1. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина -Гаврикова, И.А. Назаренко; под общ. ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск: Б.и., 2006. 544 с.

2. Архангельская Н. Муниципальное танго / Н. Архангельская // Эксперт, 2007. № 44(585). -С. 88-94.

3. Болов А.В. Реформирование социально-экономической политики в условиях выхода региона из трансформационного кризиса: автореф. дис. канд. экон. наук / А.В. Болов. Майкоп, 2006. 26 с.

4. Гальченко В. Местное самоуправление должно стать полноправным партнером при принятии государственных решений / В. Гальченко // Муниципальная власть, 2007. № 4. С. 54-55.

5. Карлин А.Б. // Актуальные проблемы экономики и права на современном этапе развития России: материалы Международной научно-практической конференции. Т. 2. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2008. С. 3-8.

6. Гапоненко A.K. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2004. 472 с.

7. Боброва А. Информационные технологии. Создание системы финансового мониторинга / А. Боброва // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3. С. 36-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.