Научная статья на тему 'Основные роли комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования'

Основные роли комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF THE REGION / SOCIO-ECONOMIC PROGRAM / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросов Александр Сергеевич

Планирование, как основной вид стратегии в муниципальном образовании, обеспечивает конкретное достижение и цель выбранных путей использования имеющихся преимуществ, приводящих к созданию новых. Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров. Основанными инструментами, которые обеспечивают реализацию стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, являются ресурсное, институциональное и программно-целевое обеспечение. При реализации перспективных и текущих планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагается разбивка их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельно поставленные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ROLE OF AN INTEGRATED SOCIO-ECONOMIC PROGRAM IN THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

Рlanning, as the main type of strategy in the municipality, provides a concrete achievement and goal of the selected ways to use the existing advantages leading to the creation of new ones. The key problem in this case is the lack of experience in strategic planning, an integrated approach to determining the goals and priorities of the long-term development of municipalities, and insufficient qualifications of personnel. The main tools that ensure the implementation of the strategic planning of the socio-economic development of the municipality are resource, institutional and target-oriented software. In the implementation of promising and current plans for the comprehensive socio-economic development of the municipality, it is supposed to break them down into individual events. Municipal target programs are interconnected blocks of such events that allow complex and systematic solution of separately posed problems of the socio-economic development of the municipality.

Текст научной работы на тему «Основные роли комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Андросов А.С. Email: [email protected]

Андросов Александр Сергеевич - студент магистратуры заочной формы обучения, направление: государственное и муниципальное управление, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный инновационный университет, г. Сочи

Аннотация: планирование, как основной вид стратегии в муниципальном образовании, обеспечивает конкретное достижение и цель выбранных путей использования имеющихся преимуществ, приводящих к созданию новых. Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров. Основанными инструментами, которые обеспечивают реализацию стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, являются ресурсное, институциональное и программно-целевое обеспечение. При реализации перспективных и текущих планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагается разбивка их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельно поставленные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, социально-экономического развитие, развитие региона, социально-экономическая программа, муниципальное образование.

BASIC ROLE OF AN INTEGRATED SOCIO-ECONOMIC PROGRAM IN THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION Androsov A.S.

Androsov Alexander Sergeevich - Master of correspondence courses,

DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION, EDUCATIONAL PRIVATE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONAL INNOVATION UNIVERSITY, SOCHI

Abstract: рlanning, as the main type of strategy in the municipality, provides a concrete achievement and goal of the selected ways to use the existing advantages leading to the creation of new ones. The key problem in this case is the lack of experience in strategic planning, an integrated approach to determining the goals and priorities of the long-term development of municipalities, and insufficient qualifications of personnel. The main tools that ensure the implementation of the strategic planning of the socioeconomic development of the municipality are resource, institutional and target-oriented software. In the implementation of promising and current plans for the comprehensive socio-economic development of the municipality, it is supposed to break them down into individual events. Municipal target programs are interconnected blocks of such events that allow complex and systematic solution of separately posed problems of the socio-economic development of the municipality.

Keywords: local government, socio-economic development, development of the region, socio-economic program, municipality.

Программа является целевой, если представляет собой комплекс мероприятий, который связан между собой ресурсами, исполнителями, сроками. Данная программа включает в себя социально-экономические, организационно-хозяйственные и других мероприятия, которые обеспечивают эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий [1].

Существование множественности видов целевых программ, классифицируются по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации.

По статусу целевые программы делятся на: федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие (далее - СЭР) страны, региона или муниципального образования (далее - МО), и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы [2].

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже -среднесрочными.

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы.

Целью муниципального управления является повышение качества и уровня жизни всех слоев населения МО. Перед органами местного самоуправления (далее - ОМС) стоит основная задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием МО для достижения стратегических целей. Решению этой задачи способствует применение технологии управления комплексным СЭР МО [3].

Повышение значимости уровня муниципального управления требует от ОМС принятия обоснованных стратегических решений о СЭР МО. Необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного СЭР МО является решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для ОМС к наращиванию экономического потенциала соответствующих территорий. ОМС важно определять в программе комплексного СЭР МО перспективные направления развития инвестиционной деятельности, где муниципалитет может получить максимальную выгоду или улучшить положение дел в области развития инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населения МО. Финансовое обеспечение МО должно осуществляться таким образом, чтобы ОМС за счет средств малых бюджетов могли финансировать не только текущие расходы для решения первоочередных задач, но и формировать бюджеты развития в структуре соответствующих бюджетов, в том числе муниципальные инвестиционные фонды [4].

Для ОМС управление в виде индустриального типа организации является наиболее предпочтительным, так как он проще, чем поиск и, главное, реализация новых вариантов развития. Во-первых, широкая гарантированная поддержка. Во-вторых, негативные в стратегическом плане последствия не реализуются в ближайшей перспективе, а в тактическом даже обеспечивают выигрыш с точки зрения возможностей привлечения инвестиционных и текущих финансовых ресурсов. В-третьих, риск негативной оценки местным сообществом возможной при таком выборе ошибки, минимизируется. Для большинства членов местных сообществ, не располагающих достаточной информацией и возможностями ее осмысления, следование уже известному тренду социально-экономического развития фактически не имеет альтернатив.

Таким образом, основное требование к социально-экономической политике МО выступает развитие общесистемных принципов конкурентности и интеграции.

Необходимо заместить, что МО, в том числе и крупные города, в российской социально-экономической системе существенно различаются по уровню и темпам развития, что обусловливает их общероссийскую дифференциацию. Последняя в значительной мере связана как с внутренними факторами административно-территориальных образований, так и с недостатками социально-экономической политики, осуществляемой на федеральном уровне.

Применяемые в исследованиях, посвященных проблемам СЭР, категории целесообразно ранжировать следующим образом:

1) политика;

2) совокупность стратегий в отношении конкретных объектов (стратегических приоритетов, целевых объектов);

3) тактика и оперативные действия, реализуемые посредством инструментов воздействия на целевые объекты.

Необходимо разграничить понятия «муниципальная социально-экономическая политика», т.е. политика федеральных и региональных органов власти и управления в отношении МО, которую правильнее назвать стратегией, с одной стороны, и «социально-экономическая политика МО» или «политика СЭР МО», т.е. собственные намерения и действия этих субъектов, с другой стороны [5].

Политика СЭР МО является системой самостоятельных действий, но подчиненных общей муниципальной социально-экономической стратегии, осуществляемой федеральным центром и региональными ОМС.

Для устойчивого обеспечения развития МО в условиях преодоления кризисных явлений программа комплексного СЭР МО должна работать на: - создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни; -саморазвитие территории на основе активного управления социально-экономическими процессами; -составление сбалансированного бюджета; - создание качественной городской среды для жизни населения и т.д.

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в стране во многом определяется развитием территорий МО. Ориентация на модель устойчивого развития территорий МО предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории, доходов сельского и городского населения и качества их жизни, рациональное использование природных ресурсов [6].

Список литературы /References

1. Манаева И.В. Методика оценки социально-экономического развития моногородов // Российское предпринимательство, 2013. № 19 (241). С. 46-52.

2. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство, 2012. № 24 (222). С. 214-221.

3. Рысаев И.Ш. Программно-стратегический подход и возможности его внедрения в муниципальном управлении / И.Ш. Рысаев // Экономика и управление. Уфа, 2008. № 5. С. 89-96.

4. Кузнецова Е.М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е.М. Кузнецова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 60 с.

5. Нигматуллина А.М. Роль и место комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования // Молодой ученый, 2015. № 23. С. 633-636. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23738/ (дата обращения: 18.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.