Научная статья на тему 'Формирование комплексной социально-экономической Программы для развития муниципального образования'

Формирование комплексной социально-экономической Программы для развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1303
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
LOCAL GOVERNMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF THE REGION / SOCIO-ECONOMIC PROGRAM / MUNICIPALITY / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросов Александр Сергеевич

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению. В этих условиях стратегическое планирование становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем. Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андросов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMPREHENSIVE SOCIO-ECONOMIC PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Оne of the strategic priorities of the socio-economic development of the regions of the Russian Federation is effective and high-quality territorial management. At the regional level, a special place in its structure is given to local self-government. In these conditions, strategic planning becomes not only the basis of other types of planning, which are the most important element of territorial development, but also focuses on the integrated accounting of specific socio-economic problems. The implementation of current and long-term plans for the comprehensive socio-economic development of the municipality involves a breakdown of them into individual events. Municipal target programs are interconnected blocks of such events that allow complex and systematic solution of individual problems of the socio-economic development of the municipality

Текст научной работы на тему «Формирование комплексной социально-экономической Программы для развития муниципального образования»

FORMATION OF A COMPREHENSIVE SOCIO-ECONOMIC PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY Androsov A.S. (Russian Federation) Email: Androsov336@scientifictext.ru

Androsov Aleksandr Sergeevich - Master of correspondence courses,

DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY, SOCHI

Abstract: one of the strategic priorities of the socio-economic development of the regions of the Russian Federation is effective and high-quality territorial management. At the regional level, a special place in its structure is given to local self-government.

In these conditions, strategic planning becomes not only the basis of other types ofplanning, which are the most important element of territorial development, but also focuses on the integrated accounting of specific socio-economic problems.

The implementation of current and long-term plans for the comprehensive socio-economic development of the municipality involves a breakdown of them into individual events. Municipal target programs are interconnected blocks of such events that allow complex and systematic solution of individual problems of the socio-economic development of the municipality Keywords: local government, socio-economic development, development of the region, socioeconomic program, municipality.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Андросов А.С. (Российская Федерация)

Андросов Александр Сергеевич - студент магистратуры заочной формы обучения, направление: государственное и муниципальное управление, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный инновационный университет, г. Сочи

Аннотация: одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.

В этих условиях стратегическое планирование становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем. Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Ключевые слова: местное самоуправление, социально-экономическое развитие, развитие региона, социально-экономическая программа, муниципальное образование.

При разработке социально-экономической программы (далее - СЭП) развития муниципального образования (далее - МО) необходимо правильно организовать работу, провести оценку возможностей, подготовить информацию в форме анализа, выявления тенденций, направленных на развитие МО, а также провести комплексный анализ развития соседних МО.

Центром ответственности за формирование СЭП ложиться на экономические отделы МО, так как от полноты мероприятий включенных в программу, установления ориентиров развития в конечном итоге будут определяться темпы развития территории и благосостояние его населения.

Методические рекомендации по разработке СЭП развития МО разработаны с целью выработки единого подхода к разработке программ МО.

В связи с этим функция, связанная с разработкой и реализацией СЭП развития становиться одной из основных в практике управленческой деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМС) МО [1].

Программа МО должна быть разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития (далее - СЭР) соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается МО.

Программа должна содержать:

• оценку итогов и сложившихся тенденций СЭП развития МО за предыдущие годы;

• характеристику текущего состояния экономики и социальной сферы, анализ проблем развития территории;

• цели, задачи и основные индикаторы СЭР территории на период реализации Программы;

• сроки, этапы, механизмы и инструменты реализации Программы;

• прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации Программы.

Порядок, сроки, этапы, исполнители, уполномоченный орган (должностное лицо),

ответственный за разработку и реализацию Программы, определяются муниципальным правовым актом.

МО в случае необходимости может привлекать к разработке СЭП научно -исследовательскую или иную компетентную организацию. При этом допускается в соответствии с техническим заданием осуществление отдельных этапов разработки Программы различными Разработчиками.

Программа должна быть утверждена муниципальным правовым актом в порядке и в сроки, установленные ОМС.

Принятию новой Программы предшествует рассмотрение отчета о результативности исполнения действующей Программы в порядке и в сроки, установленные ОМС [2].

Отчет о результативности исполнения действующей Программы должен содержать оценку итогов:

- комплексной социально-экономического развития (далее - СЭР) МО за отчетный период по установленным Программой целям, задачам, приоритетам;

- исполнения муниципальных долгосрочных целевых программ, муниципальных инвестиционных программ, муниципальных проектов, реализация которых предусмотрена Программой.

Разработка и реализация Программы осуществляется в несколько этапов:

1. Решение о принятии и разработке Программы;

2. Формирование информационно-аналитической базы данных, обобщение и анализ;

3. Формирование Программы:

• выявление конкурентных преимуществ;

• основные (институциональные) проблемы территории;

• разработка комплекса программных мероприятий;

4. Утверждение Программы;

5. Управление реализацией Программы;

6. Контроль за ходом выполнения Программы.

Организационно-подготовительная работа сводится к последовательности исполнения следующих функций:

• Инициирование процесса разработки Программы и принятие ОМС решения о разработке Программы в соответствии с утвержденной процедурой.

• Формирование рабочей группы, определение состава исполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке проекта Программы.

• Подготовка, согласование и утверждение технического задания на разработку Программы, утверждение методологии, принципов и структуры Программы, порядка их разработки [3].

При формировании информационно-аналитической базы данных, обобщение и анализ необходимо учитывать уровень и динамику показателей СЭР МО, утвержденных для оценки эффективности деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов органами государственной власти Российской Федерации, а также динамику роста показателей, заложенных при формировании программы соответствующего субъекта Российской Федерации.

Сведенные в аналитические таблицы данные позволят предварительно определить динамику показателей, выявить положительные и отрицательные тренды и тенденции, предварительно установить причинно-следственные связи изменений.

Программа при ее формировании должна содержать: паспорт, описательную часть в виде конкурентных преимуществ МО и конкурентный потенциал. При этом необходимо определить основные слабые стороны МО, институциональные проблемы территории, а также разработать комплекс программных мероприятий [4].

На завершающей стадии разработки проект Программы согласовывается с заинтересованными организациями.

После внесения соответствующих изменений и дополнений окончательный проект Программы выносится на рассмотрение руководителя МО, согласованное с соответствующими ОМС.

Утверждение Программы проводится в установленном порядке ОМС.

Порядок и периодичность промежуточной отчетности о ходе реализации Программы устанавливаются ОМС самостоятельно.

В случае корректировки показателей прогноза СЭР МО на долгосрочный период уполномоченным органом рекомендуется вносить предложения по изменению мероприятий Программы с целью смягчения действия негативных факторов, закрепления положительных тенденций в экономическом и социальном развитии муниципального образования [5].

Механизм контроля за ходом выполнения Программы включает:

- подготовку службой администрации МО, ответственной за реализацию программы, отчетов о ходе выполнения системы программных мероприятий и использования финансовых средств на эти цели;

- рассмотрение хода выполнения мероприятий Программы на совещаниях местного уровня и сессиях народных депутатов.

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в Российской Федерации и во многом определяется развитием террито рий МО. Ориентация на модель устойчивого развития территорий МО предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории, доходов сельского и городского населения и качества их жизни, рациональное использование природных ресурсов [6].

Но до сих пор нет четкой и понятной государственной методологии управленческих преобразований, способствующих устойчивому развитию сельских и городских территорий. Отсутствие комплексного подхода, объективно характеризующего специфику развития территорий и увязывающего рационализацию экономических, организационных, нормативно-правовых отношений, отрицательно сказывается на эффективности управления территорией всех уровней.

Список литературы /References

1. Баринова Е.В. Развитие экономической основы местного самоуправления / Е.В. Баринова, И.Е. Рисин, В.Е. Кирьянчук. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 78.

2. Чернышева В.М. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования / Автореферат. к.э.н. Екатеринбург, 2008.

3. Городецкий В.Ф. Муниципальное стратегическое планирование. Опыт формирования муниципальной научно-технической политики / В.Ф. Городецкий. Территориальное стратегическое планирование в регионах и городах России. С-Пб: Леонтьевский центр, 2009. С. 11-14.

4. Батчаев А.Р. Петербургская агломерация: поиск новых подходов к управлению / А.Р. Бачаев // Территориальное стратегическое планирование в регионах и городах России. С-Пб: Леонтьевский центр, Вып. 9.,2009. 41-44.

5. Кудрявцев Ю.Н. Утерянные историей России города / Ю.Н. Кудрявцев // Территориальное стратегическое планирование в регионах и городах России. С-Пб: Леонтьевский центр. Вып. 5, 2005. С. 104-106.

6. Зубаревич Н. Развитие и конкуренция российских агломераций / Н. Зубаревич // Экономическая политика. 2008. № 5. С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.