Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметов А. М.

Значение физической культуры в период среднего школьного возраста заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков, приводящих к возникновению к гармоническому развитию личности: полноценное развитие школьников без активных физкультурных занятий практически невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S COORDINATION ABILITIES AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS BY MEANS OF FOOTBALL

The importance of physical culture in the period of middle school age is to create a foundation for comprehensive physical development, health promotion, the formation of various motor skills and abilities, leading to the emergence of a harmonious development of the individual: the full development of schoolchildren without active physical education is almost impossible.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА»

Мухаметов А.М.

доцент

кафедра «Физическая культура и спорт»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА

Аннотация: Значение физической культуры в период среднего школьного возраста заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков, приводящих к возникновению к гармоническому развитию личности: полноценное развитие школьников без активных физкультурных занятий практически невозможно.

Ключевые слова: футбол, физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Mukhametov A.M. associate professor department "Physical Culture and Sports"

THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S COORDINATION ABILITIES AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

BY MEANS OF FOOTBALL

Abstract: The importance of physical culture in the period of middle school age is to create a foundation for comprehensive physical development, health promotion, the formation of various motor skills and abilities, leading to the emergence of a harmonious development of the individual: the full development of schoolchildren without active physical education is almost impossible.

Key words: Football, physical development, health promotion, formation of various motor skills.

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) вопрос о воспитании координационных способностей на уроках физической культуры является сейчас особенно актуальным.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники,

а также ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Только сформированные координационные способности -необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, повышая возможности человека в управлении своими движениями.

Кроме этого, координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияя на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил, а разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, являются гарантией того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях.

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Нельзя сформировать интегральную способность управлять своими движениями, «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», - считает Г.Н. Сатиров. [10, с. 5]

В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего плана («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.). [2, с. 92]

Большую роль в развитии координационных способностей отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе: а именно, школьная программа предусматривает широкий спектр новых двигательных навыков и умений, способствующих развитию координационных способностей учащихся, проявляющихся в циклических и ациклических локомотивах, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и точность, подвижных, спортивных играх.

В младшем школьном возрасте дети имеют способность овладевать технически сложными формами движений, а в 10-11-лет высшая нервная деятельность уже достигает высокой степени развития, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. У младших школьников хорошее восприятие новых движений, но в основном созерцательное.

Пути накопления двигательного опыта и развития координационных способностей не могут рассматриваться как самостоятельные этапы

воспитательной работы, которые расположены строго последовательно, один за другим. Основано на способности точно контролировать элементарные движения, параллельно с необходимостью учить более сложные целостные движения. [4]

Футбол - один из самых сложных в координации видов спорта, все это обуславливает необходимость использования комплексов упражнений для развития двигательно-координационных способностей.

На занятиях следует использовать хорошо изученные гимнастические и акробатические упражнения с чередованием элементов футбола в различных комбинациях, подвижные игры, в частности футбол, с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения в технике и тактике игры.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, поддержку прыжков), метаний, лазания, для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановки.

Особой группой средств являются упражнения с преимущественным акцентом на индивидуальные психофизиологические функции, обеспечивающие контроль и регуляцию двигательных действий (развитие чувства пространства, времени, степени развитости мышечных усилий).

Для изучения влияния специального комплекса упражнений на координационные способности детей младшего школьного возраста нами были подобраны 2 метода исследования: тест Ромберга, челночный бег (3x10)

Разработанный и внедренный в процесс обучения комплекс упражнений средствами футбола позволил оценить его как средство улучшения координационных способностей детей 10-11 лет. Данный комплекс обладает следующими свойствами: безопасность при выполнении, легкость и комфортность в восприятии и усвоении элементов.

На диаграмме видно, что экспериментальная группа значительно увеличила свои результаты после занятий с использованием средств футбола, направленных на координацию. Если среднее процентное соотношение результатов в экспериментальной группе по данным пробы Ромберга составило 31, 52% то в обычной группе всего лишь 5,978%.

По данным челночного бега в экспериментальной 6,43% в обычной 0,84%. Можно с уверенностью сказать, что данная методика на улучшение координационных способностей эффективна.

Рисунок 1- Сравнительные показатели результататов контрольной и экспериментальной групп (Проба Ромберга)

Исходя из данных пробы Ромберга, показанных в рисунке 1, видно, что комплекс упражнений, применяемый в экспериментальной группе, улучшает координационные способности детей младшего школьного возраста.

В комплексной программе физического воспитания и программе, направленной на развитие двигательных способностей, предусмотренных для детей среднего школьного возраста, необходимо варьировать новый материал по формированию навыков, начиная от простых и переходя к сложным в координации двигательных действий.

Создание педагогических условий для выполнения подготовительных упражнений до тех пор, пока учащиеся не начнут легко и свободно выполнять освоенные двигательные действия, является одним из важных требований для построения системы воспитания координационных способностей. Однако следует иметь в виду, что на следующих этапах развития двигательных навыков следует варьировать упражнения, изменять условия, в которых они выполняются, чтобы не иметь «координационного барьера». [9]

Использованные источники:

1.Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: «Просвещение», 2005.- 344 с.

2.Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. Сборник статей. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 81с.

3.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л.В.Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

8. Tashpulatov Farhad Alisherovich (2021) Innovative Pedagogical Activity: Content and Structure, european journal of life safety and stability

http://www. ejlss.indexedresearch.org/

9. Tashpulatov Farhad Alisherovich (2021) dynamics of physical development of students with one and two time compulsory lessons, World Economics & Finance Bulletin (WEFBj https://www.scholarexpress.net/

4. MyxaMeTOB A.M. (2021) Methodology for Normalizing Workload in Health Classes, european journal of life safety and stability,http: //www.ejlss. indexedresearch. org/

5. MyxaMeTOB A.M. (2021) Stages and Methods of Teaching Children to Play in Badminton International Journal of Development and Public Policy

http://www.openaccessjournals.eu/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.