Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РИТМА ТРЕНИРОВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ФУТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА В ХОРВАТИИ)'

ВЛИЯНИЕ РИТМА ТРЕНИРОВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ФУТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА В ХОРВАТИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ РИТМ / ТЕХНИКА СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ФУТБОЛ / ЮНЫЙ СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Банкин В. Н.

Проведение тренировок в одно время на протяжении недели приводит к повышению эффективности обучения сложным двигательным навыкам и развитию специальных физических качеств. Отсутствие стабильности в ритме занятий, снижает качество обучения. Эффективность в обучении выражается в уменьшении времени пробегания тестовых заданий на скорость и выносливость, дальности прыжков и метаний, увеличении угла поворота в прыжках в тестовых заданиях общей и специфической направленности и точности ударов юных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Банкин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE RHYTHM OF TRAINING ON THE EFFECTIVENESS OF TECHNICAL TRAINING IN FOOTBALL (ON THE EXAMPLE OF THE CROATIAN CLUB)

Conducting trainings at one time throughout the week leads to an increase in the effectiveness of training complex motor skills and the development of special physical qualities. Lack of stability in the rhythm of classes, reduces the quality of training. Efficiency in teaching is expressed in decreasing the running time of test tasks for speed and endurance, range of jumps and throwing, increasing the angle of rotation in jumps in test tasks of general and specific direction and accuracy of the punches of young players.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РИТМА ТРЕНИРОВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ФУТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА В ХОРВАТИИ)»

УДК 612.8+796

ВЛИЯНИЕ РИТМА ТРЕНИРОВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ФУТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА В ХОРВАТИИ)

В.Н. Банкин1

Факультет кинезиологии университета в Загребе\ Хорватия Спортивный клуб ASK Sesvete\ Хорватия

Ключевые слова: биологический ритм, техника спортивных упражнений, двигательный навык, футбол, юный спортсмен.

Аннотация. Проведение тренировок в одно время на протяжении недели приводит к повышению эффективности обучения сложным двигательным навыкам и развитию специальных физических качеств. Отсутствие стабильности в ритме занятий, снижает качество обучения. Эффективность в обучении выражается в уменьшении времени пробегания тестовых заданий на скорость и выносливость, дальности прыжков и метаний, увеличении угла поворота в прыжках в тестовых заданиях общей и специфической направленности и точности ударов юных футболистов.

INFLUENCE OF THE RHYTHM OF TRAINING ON THE EFFECTIVENESS OF TECHNICAL TRAINING IN FOOTBALL (ON THE EXAMPLE OF THE CROATIAN CLUB)

V. Bankini

Faculty of Kinesiology University of Zagreb\ Croatia,

Sport club ASK Sesvetei, Croatia.

Key words: biological rhythm, the technique of sports exercises, motor skills, football, young athlete.

Annotation. Conducting trainings at one time throughout the week leads to an increase in the effectiveness of training complex motor skills and the development of special physical qualities. Lack of stability in the rhythm of classes, reduces the quality of training. Efficiency in teaching is expressed in decreasing the running time of test tasks for speed and endurance, range of jumps and throwing, increasing the angle of rotation in jumps in test tasks of general and specific direction and accuracy of the punches of young players.

Введение. Совершенствование спортивного мастерства спортсменов является многофакторным процессом и связано с решением педагогических, физиологических, психологических, организационных и других задач.

Обучение техническим действиям и отдельных приемов в футболе в оптимальном функциональном состоянии позволяет более эффективно овладевать новыми двигательными действиями и, в целом, более быстро прогрессировать в своем спортивном мастерстве.

От способности спортсмена быстро и эффективно повторять обучаемое упражнение зависят сроки обучения и его качество. Основой для вышесказанного является точность временных, пространственных и динамических параметров выполняемого упражнения. Одним из факторов, влияющим на точность являются биологические ритмы. Биоритмы (греч. Pio^ — bios, «жизнь» и риб^о^ — rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм») — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений [3]. Исследование особенностей обучения двигательным действиям в связи с суточным ритмом привело к выводу о том [9-11,14], что стандартизация времени тренировок повышает эффективность овладения техникой движений и сокращению временем обучения легкоатлетическим упражнениям военнослужащих [1213].

Одной из особенностью жизни детей в Загребе (Хорватия), является обучение в общеобразовательных школах с постоянно меняющимся режимом обучения (сменами) в школах. В основном обучение идет в одну неделю в первую смену, а в следующую - во вторую. Очевидно, что данное положение связано с нехваткой общеобразовательных школ в городе. Существующая одна спортивная школа и один спортивный класс в стране (г. Загреб) не оказывают заметного влияния на общую тенденцию отсутствия необходимых условий проведения учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов. Вполне естественно, что спортивные клубы вынуждены приспосабливать сроки своих тренировочных занятий под школьные. Таким образом, основная масса юных спортсменов, вынуждена тренироваться с постоянно меняющимся расписанием. Предполагаем, что постоянно меняющийся ритм тренировочного процесса не создает стабильности в процессе обучения двигательным навыкам.

Все выше сказанное указывает на проблему эффективности освоения необходимыми двигательными навыками и развитием физических способностей в связи с постоянно меняющимся ритмом тренировок.

Цель работы. Определение эффективности обучения техники двигательных действий у юных футболистов в связи с разным периодом тренировочного процесса (на примере футболистов г. Загреб, Хорватия).

Задачи исследования: 1. Определить результаты в тестах, согласно программным требованиям клуба. 2. Выявить достоверность изменений в тестах каждой группы. 3. Выявить достоверность изменений в тестах между группами.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ специальной и методической литературы, анализ материалов педагогического эксперимента (природный, констатирующий, открытый), общепринятые математические методы исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось в кадетской футбольной школе «Динамо» (спортивный клуб 1-й лиги, Хорватия). Исследовалась динамика показателей тестирования юных футболистов-мальчиков в возрасте 12-13 лет осенне-весеннего периода подготовки. Брались данные за период трех академических лет (с осени 2013 г. по весну 2016 г.). Все испытуемые (п = 192) был разделены на три группы (гр. 1 = 52 чел., гр. 2 = 68 чел., гр. 3 = 72 чел.) согласно критерию посещаемости тренировок (утреннее с началом тренировки в 9 часов или послеобеденное время с началом в 16 часов, см. табл.). Тренировочные занятия проводились три раза в неделю по два академических часа (всего 24 часа в месяц). Все группы тренировались по единой стандартной клубной программе для соответствующих возрастов и уровня подготовленности. В силу комплексной направленности вышеуказанной программы и юного возраста футболистов разделения по специализации (вратарь, защитник, полузащитник и нападающий) не осуществлялось.

Выбор тестов определялся клубными программными требованиями (доступностью при проведении тренировок, общностью для разных групп). Оценивание подготовленности юных футболистов осуществлялось по общепринятым критериям общей и специальной направленности. Тесты общей направленности: быстрота - бег на 30 м с высокого старта (начало бега самостоятельно, электронное измерение времени), скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, координационные способности - прыжок вверх на месте с поворотом вправо и влево, выносливость - бег 6 мин с фиксацией пройденного расстояния, бег 400 м (ручное измерение), силовые способности - броски набивного мяча снизу вперед (м). Тесты специальной направленности: силовые способности - удары на дальность (сумма двух ног, точность 1 м), дальность вбрасывания (точность 0,5 м), координация - ведение мяча по периметру (центральный круг, ручное измерение времени), выносливость - бег 5х30 м (сумма

времени, с), точность - удары с 16 м в мишень (баллы). При ручном измерении фиксировалось время тремя судьями. За основу брался средний показатель, выраженный в секундах. Время бега измерялось в секундах, дальность прыжков, метания и вбрасывания в метрах, повороты в градусах. Эффективность процесса обучения оценивалась путем выявления статистически достоверной значимости на уровне 95% между исследуемыми показателями групп.

Таблица 1

Особенности расписания школьного и тренировочного дня

Группа Время тренировок Школьная смена Режим - ритм

1 16.00-17.30 1 смена Постоянный

2 9.00-10.30 2 смена Переменный

16.00-17.30 1 смена Переменный

3 16.00-17.30 1 смена Переменный

9.00-10.30 2 смена Переменный

Результаты исследования и их обсуждение. На начальных этапах формирования спортивного мастерства во многих видах спорта ведущая роль принадлежит общей физической подготовленности [1-2, 4, 6, 11], которая в дальнейшем будет связана с технической подготовленностью и соревновательной деятельностью [1-2, 4, 7, 11]. Именно так закладывается фундамент будущих успехов в спорте. Изучая динамику факторов подготовленности футболистов выявлено [5], что ведущим фактором юных спортсменов является общая физическая подготовленность (29,9% общей дисперсии). В данный фактор вошли следующие показатели: длина тела, метание на дальность набивного мяча и футбольного (упражнение «вбрасывание»), челночный бег 45 м, удары на дальность. Вторым фактором (28,1 %) является фактор скоростных и силовых способностей, включающий бег на 60 м, прыжки в длину и высоту с места, бег по треугольнику, тест Купера, ведение мяча «слалом» и др. И лишь третьим фактором (13,8 %) -специальные координационные способности (удары в цель, жонглирование ногой и головой, «слалом» и удар в цель одной и другой ногами, оценка точности паса). Представленные факторы отображают систему подготовленности юных футболистов.

В настоящем исследовании использовались контрольные упражнения, применяющиеся в кадетских футбольных клубах Хорватии общей (без мяча) и специальной (с футбольным мячом) направленности. Результаты

тестирования показали, что независимо от расписания тренировочного процесса во всех группах произошло статистически достоверное (р<0,05) улучшение уровня подготовленности по всем исследуемым параметрам. Это свидетельствует о положительном влиянии используемой клубом программы на растущий организм спортсменов.

При сравнении показателей между группами 2 и 3 наблюдается отсутствие достоверных статистических различий (р>0,05). Особенностью расписания в этих группах являлся переменный режим тренировочного процесса (табл. 1). Главным же различием между группами - асинхронность в расписании тренировок. Во время тренировки группы 2 (вторая смена в школе) группа 3 находилась в школе (первая смена). Через неделю ритм тренировок менялся наоборот. Следовательно, переменный режим тренировочного процесса, независимо от порядка смен, не оказал существенного влияния на повышение уровня подготовленности в исследуемых группах.

В группу 1 вошли спортсмены, применявшие постоянный ритм тренировки с началом в 16 часов. Это и являлось их главной особенностью. При сравнении величин данной группы с группами 2 и 3 (переменный ритм) наблюдаются статистически не достоверные различия (р>0,05) в показателях, отражающих общее физическое развитие: в уровне развития силы - метание набивного мяча (гр.1, 2 и 3 соответственно 9,57, 9,19, 9,64 м), общей выносливости - бег 6 минут (1310, 1296 1287 м), быстроте - бег 30 м (5,2, 5,3, 5,1 с), скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места (2,18, 2,25, 2,09 м).

Статистически достоверные различия (р<0,05) между группами 1 и 2, 1 и 3 наблюдаются при анализе показателей, которые также характеризуют общее развитие футболистов. Однако, это другие стороны подготовленности. А именно: скоростно-силовые качества - тройной прыжок с места (6,08, 5,69, 5,71 м), координационные возможности - прыжок с места с поворотом вправо (290, 200, 220 град.) и влево (250, 190, 200 град.), специальная выносливость (неспецифической направленности) - бег на 400 м (76,5, 82,0, 82,6 с).

Особо следует отметить, что статистически достоверные различия (р<0,05) наблюдаются во всех показателях, характеризующих специальную направленность тренировочного процесса футболистов: сила - удары на дальность, сумма 2-х ног (47, 43, 42 м) и вбрасывание (19, 15, 14 м), координация - бег по периметру центрального круга поля, 5 раз (32,1, 35,1,

34,5 с), специальная выносливость - бег 5х30 м (25,9, 26,5, 27,2 с), точность ударов с 16 м [4, 2].

Таким образом, различия между группами существуют по всем показателям специфической направленности и частично по показателям общей направленности, но характер двигательного проявления последних координационно значительно выше. Например, тройной прыжок с места, прыжок с места с поворотом вправо и влево и т.д.

Анализ программы физической культуры общеобразовательных школ показал, что такие упражнения как: прыжок в длину с места, бег 30 м, тест Купера (6 минут для детей младших классов и 12 минут для старшеклассников), бросок набивного мяча информативны и включены в общеобразовательные школы Хорватии с целью оценивания общего развития организма детей. Последнее оправдано и объясняется простотой и доступностью для использования их при массовых обследованиях. Эти же упражнения включены в клубную систему оценки футболистов на предмет общего развития. Именно по этим показателям наблюдается статистически не достоверная связь между группами (р>0,05).

Группа 1 занималась в спортивном клубе с постоянным ритмом учебно-тренировочного процесса. Анализом уровня подготовленности утверждено, что по показателям специальной подготовленности и тестам общей направленности со сложной структурой двигательного навыка утверждены различия с группами 2 и 3, которые занимались с не постоянным тренировочным ритмом. По нашему мнению, различия заключаются в том, что такие упражнения как тройной прыжок с места, прыжок вверх с места с поворотом более требовательны по своей технической и координационной структуре, чем, например, бег на 30 м, прыжок в длину с места и бросок набивного мяча вперед. А бег на 400 м более требователен с энергетической точки зрения, чем 6-минутный бег. Другими словами, на овладение данными навыками требуется значительно больше времени, как и для выполнения упражнений специальной направленности. Овладевая двигательными навыками по школьной и спортивной программам одновременно юные спортсмены частично стирают грани различия в уровне подготовленности между группами с разным режимом дня. В тоже время наибольшая эффективность в овладении двигательных навыков и в уровне развития качеств специфической направленности наблюдается в группе 1, которая характеризуется постоянным режимом дня.

Согласно современным взглядам на теорию управления произвольными движениями управление рассматривается как сложный круговой процесс, включающий два основных круга. Внешний круг базируется на внешней афферентации и связан с деятельностью мозговых процессов. А внутренний круг - это внутренняя афферентация, связанная с мышечными синергиями.

Выполнение не разученного движения представляет собой управление в условиях не готовности внутреннего круга выполнять свои функции. Это приводит к биомеханической неэффективности двигательных действий. Т.к. синергические детали в большей степени остаются вне контроля. Если же и регулируются внешним кругом, то рецепторы не могут правильно взаимодействовать между мышечным напряжением и результирующим движением [6]. Во время многократного повторения двигательного действия по принципу обратной информации [8], которая в значительной мере определяется сенсорной коррекцией, вносятся изменения в структуру движения. Таким образом, процесс обучения определяется способностями к сенсорной коррекции. Этим и определяется эффективность в управлении обучением двигательным действиям.

Стандартная (по времени) мышечная деятельность содействует созданию ритма колебаний двигательной деятельности и адаптируется к имеющимся биологическим ритмам. Это формирует типологическую динамику колебательных процессов [9] работоспособности, которая воздействует на эффективность тренировочного процесса. В данных исследованиях в результате адаптационных приспособительных реакций организм приспосабливается к новому режиму дня, который связан с расписанием тренировок. Последний, в данном случае, зависит от школьного расписания. Таким образом, создались условия повышения работоспособности на момент тренировки. У юных спортсменов группы 1 в представленном исследовании имелись более благоприятные условия для реализации своего потенциала. Что и наблюдалось в более эффективном процессе обучения сложными двигательными действиями (технические действия и физические качества). В тоже время в группах 2 и 3 режим тренировочного процесса регулярно менялся. И невзирая на то, что в целом процесс обучения оказался положительным, но не стандартность ритма тренировок отразилось на результатах повышения спортивного мастерства. Она была достоверно ниже, чем в группе 1.

Заключение. Применяемая спортивным клубом программа обучения двигательным действиям и развитию физических качеств привела к достоверным изменениям в уровне подготовленности всех групп независимо от времени их тренировочного процесса.

Регулярное по времени начало тренировочных занятий статистически достоверно (р<0,05) повысило уровень подготовленности группы 1 (стабильный график тренировок) по сравнению с группами 2 и 3 (меняющийся график тренировок) по показателям общей направленности: скоростно-силовой подготовленности - тройной прыжок с места, координационной - прыжок вверх с поворотом вправо и влево, выносливости - бег 400 м. Специальной направленности: силовых качеств - удары на дальность и вбрасывание, координации - бег по периметру, выносливости -бег 5х30 м, точности - удары с 16 м. Таким образом, стабильный ритм времени начала тренировок на протяжении недели положительно сказывается на эффективности овладения двигательными навыками и развитии физических способностей, что повышает эффективность всего учебно-тренировочного процесса.

Статистически не существенное различие (р>0,05) между группами 1 (стабильный график тренировок) и 2 (меняющийся график тренировок), 1 и 3 (меняющийся график тренировок) по некоторым показателям общей направленности (скоростно-силовой - прыжок в длину с места, быстрота -бег 30 м, выносливость - бег 6 минут, сила - бросок набивного мяча вперед) объясняется их координационной простотой, доступностью и регулярностью в использовании как обязательного предмета в общеобразовательных школьных программах.

Отсутствие стабильности в ритме проведения тренировок значительно уменьшает эффективность обучения как отдельными двигательными действиями, так и тренировочным процессом в целом.

Перспективы дальнейшего развития исследования данного направления заключаются в изучении влияния летних каникул на специальный двигательный навык юных футболистов, как паузы, что определяет уровень сохранения в памяти техники выполнения двигательных навыков и скорость падения уровня физической подготовленности.

Литература

1. Банкин В.Н. Динамика взаимосвязи спортивных результатов в беге на 400 м с барьерами с параметрами тренировочных нагрузок на этапе начальной специализации / В. Н. Банкин, М. М. Линец // Сборник трудов «Медицинские

проблемы физической культуры». - Выпуск 12. - К.: Здоров'я, 1993. - С. 88 -92.

2. Банкин В. Динамика факторной структуры функциональной подготовленности спортсменов в зависимости от направленности тренировочного процесса / В. Банкин // Международная научно-практическая конференция государств - участников СНГ по проблемам физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 27-28 мая 2010 г. / редкол. : М. Е. Кобринский. -Минск: БГУФК, 2010. - Ч. 1. - С. 27-30.

3. Биоритм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D 1%82%D0%BC . - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 22.08.2018).

4. Григорьян В.В. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности / В.В. Григорьян: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Краснодар, 1996. - 24 с.

5. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисенчук. -Киев: Олимпийская литература, 2003. - 271 с.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: [учебник для студ. высш. учеб. заведений физ. воспитания и спорта] / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

7. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности / В.В. Суворов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Краснодар, 1996. - 24 с.

8. Теория и методика физического воспитания : [учебник для студ. высш. учеб. заведений физ. воспитания и спорта] / под ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т.1. - 424 с.

9. Харабуга С.Г. Исследование периодических изменений двигательных функций у спортсменов / С.Г. Харабуга // Теория и практика физической культуры. - 1968. № 7. - С.42-45.

10. Харабуга С.Г. Динамика умственной и двигательной работоспособности студентов-спортсменов в течение дня / С.Г. Харабуга, Ю.Ю. Гедеон, Р.Р. Гутчетлев, И.А. Зуева, А.П. Золотарев // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов. - Л., 1987. - С. 134-136.

11. Харабуга С.Г. Основные положения в системе подготовки спортсменов высокого класса / С.Г. Харабуга, В.Н. Банкин, Х. Колляс // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн. трудов под ред. С.С. Ермакова. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2002. - № 1. - С.33-45.

12. Харабуга С. Вплив добового бюритму на ефектившсть навчання техшки стрибюв у довжину з розб1гу / С. Харабуга, Г. Чорненька // Молода спортивна наука Укра'ши, 2009. - Т 1. - С. 306-312.

13. Харабуга С. Ефектившсть навчання техшки штовхання ядра в залежност1 вщ часу дня / С. Харабуга, Г. Чорненька // Молода спортивна наука Украши, 2010. - Т 1. - С. 328-332.

14. Чорненька Г.В. Взаемозв'язок денно!' динам^ точност вимiрювання просторових параметрiв Í3 особливостями режиму дня студенлв ВНЗ фiзкультурного профшю / Г. В. Чорненька // Молода спортивна наука Украши : зб. наук. пр. з галузi фiз. культури та спорту. - Л., 2007. - Вип. 11. -Т. 1. - С. 56-59.

References

1. Bankin V.N. Dynamics of the interaction of sports results in running at 400 m with barriers with parameters of training loads at the stage of primary specialization / V.N. Bankin, M.M. Linet // Collected works «Medical problems of physical culture». - Issue 12. - C .: Healthy, 1993. - P. 88 - 92.

2. Bankin V. Dynamics of the factor structure of the athletes' functional training depending on the orientation of the training process / V. Bankin // International Scientific and Practical Conference of the CIS member states on the problems of physical culture and sports: materials of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, May 28, 2010 / rarely. : M.E. Kobrynsky (Ed.) [And others]. -Minsk: BSUFK, 2010. - Part 1. - P. 27-30.

3. Biorhythm [Electronic resource]. - Access mode: https://en.wikipedia.org/ wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC. - The title from the screen. - (Date of circulation: August 22, 2018).

4. Grigoryan V.V. Technical training of young football players, taking into account the differentiation of specialized loads of increased coordination complexity / V.V. Grigoryan: Author's abstract. diss. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04. - Krasnodar, 1996. - 24 p.

5. Lisenchuk G.A. Management of the training of football players / G.A. Lisenchuk - K .: Olympic literature, 2003. - 271 p.

6. Platonov V.N. The system of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications / V.N. Platonov. - K .: Olympic literature, 2004. - 808 p.

7. Suvorov V.V. Technical training of young players on the basis of the structure of competitive activities / V.V. Suvorov: Author's abstract. diss. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04. - Krasnodar, 1996. - 24 p.

8. Theory and methods of physical education: [textbook for students. supreme. training. establishments nat. education and sports] / ed. T.Yu. Krutsevich. - К .: The Olympic literature, 2003. - Т.1. - 424 p.

9. Kharabuga S.G. Research of periodic changes in motor functions in athletes / S.G. Kharabuga // Theory and practice of physical culture. -1968. № 7. - P.42-45.

10. Kharabuga SG Dynamics of mental and motor performance of student athletes during the day / S.G. Kharabuga, Yu.Yu. Gideon, R.R. Gutchetlev, I.A. Zueva, A.P. Zolotarev // Physical culture and sport in the formation of the socialist way of life of students. - L., 1987. - P. 134-136.

11. Kharabuga SG Basic provisions in the system of training of high-class athletes / S.G. Kharabuga, V.N. Bankin, H. Kollyas // Physical education of students of creative specialties: Sat. scientific. works under the editorship of. S.S. Ermakova. -Kharkov: KHADI ^PI), 2002. - № 1. - P.33-45.

12. Kharabuga S. Vlivv dobovogo bioritmu on efektivnst navchannya tehniki stribki in dovzhinu z rozbigu / S. Kharabuga, G. Chornenka // Moloda sportnna nauka Ukrainy, 2009. - T 1. - P. 306-312.

13. Kharabuga S. Efficiency of the navechaniya technicians shtovhannya nucleus in the body during the hour of the day / S. Kharabuga, G. Chornenka // Moloda sportnna nauka Ukrainy, 2010. - T 1. - P. 328-332.

14. Chornyka G.V. Vzajmozv'azok dennoy dinamiki exactness vimiruyvannya prostorovikh parametivs in particular to the regime of the day of students VNZ fizkulturnogo profilju / G.V. Chornenka // Moloda sportivna nauka Ukrainy: zb. sciences. pr. з галузi фiз. the culture of that sport. - L., 2007. - Vip. 11. - T. 1. - P. 56-59.

Сведения об авторах. Виктор Николаевич Банкин - профессор кафедры легкой атлетики кинезиологического факультута в Загребе (Хорватия), председатель спортивного клуба ASK Sesvete (Хорватия), кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.