Научная статья на тему 'Эффективность различных средств теоретической подготовки юных дзюдоистов'

Эффективность различных средств теоретической подготовки юных дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ / ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ / THEORETICAL EDUCATION OF THE YOUNG JUDOISTS / TRADITIONAL INSTRUMENTS OF TRAINING / COMPUTER TECHNOLOGIES / EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахов Артём Александрович, Балбеков Павел Александрович, Исаева Елизавета Борисовна

В статье отражены результаты педагогического эксперимента, посвященного определению ведущих средств теоретической подготовки юных дзюдоистов. В качестве средств апробации выступали краткие беседы в начале тренировки, самостоятельная работа спортсменов с учебными пособиями традиционного и электронного видов. Внедрение в тренировочный процесс юных дзюдоистов (9-12 лет) различных средств передачи теоретических знаний, опирающихся на единый учебный материал, позволяет определить наиболее эффективное средство обучения для данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахов Артём Александрович, Балбеков Павел Александрович, Исаева Елизавета Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different instruments efficiency at theoretical education of the young judoists

This article reflects the results of pedagogical experiment devoted to the defining of main instruments of theoretical education of the young judoists. The short conversations in the beginning of the training, self-instruction with the teaching aids of two kinds traditional and electronic ones have been used as means of approbation. Introduction in training process of young judoists (9-12 years) various transmission media of the theoretical knowledge, leaning against the uniform teaching material, allows defining most effective tool of training for the given age group.

Текст научной работы на тему «Эффективность различных средств теоретической подготовки юных дзюдоистов»

УДК 796.799

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,

Павел Александрович Балбеков, студент,

Елизавета Борисовна Исаева, ассистент,

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)

Аннотация

В статье отражены результаты педагогического эксперимента, посвященного определению ведущих средств теоретической подготовки юных дзюдоистов. В качестве средств апробации выступали краткие беседы в начале тренировки, самостоятельная работа спортсменов с учебными пособиями традиционного и электронного видов. Внедрение в тренировочный процесс юных дзюдоистов (9-12 лет) различных средств передачи теоретических знаний, опирающихся на единый учебный материал, позволяет определить наиболее эффективное средство обучения для данной возрастной группы.

Ключевые слова: теоретическая подготовка юных дзюдоистов, традиционные средства обучения, компьютерные технологии, эффективность педагогических подходов.

DIFFERENT INSTRUMENTS EFFICIENCY AT THEORETICAL EDUCATION OF

THE YOUNG JUDOISTS

Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Aleksandrovich Balbekov, the student,

Elizaveta Borisovna Isaeva, the assistant,

Yelets State University named after I.A. Bunin

Annotation

This article reflects the results of pedagogical experiment devoted to the defining of main instruments of theoretical education of the young judoists. The short conversations in the beginning of the training, self-instruction with the teaching aids of two kinds - traditional and electronic ones have been used as means of approbation. Introduction in training process of young judoists (9-12 years) various transmission media of the theoretical knowledge, leaning against the uniform teaching material, allows defining most effective tool of training for the given age group.

Keywords: theoretical education of the young judoists, traditional instruments of training, computer technologies, efficiency of pedagogical approaches.

ВВЕДЕНИЕ

В работе [5], с одной стороны, была показана важность теоретической подготовки спортсменов, а с другой - низкий уровень знаний современных дзюдоистов по разделу «История своего вида». Было описано разработанное нами методическое сопровождение многолетней теоретической подготовки в дзюдо по соответствующему разделу, в которое входит как учебное пособие в традиционном (печатном) виде, его мультимедиа аналог, так и тестовый материал.

В настоящей публикации отражены результаты педагогического эксперимента, целью которого было определение наиболее эффективных средств теоретической подготовки юных дзюдоистов.

Основными (традиционными) средствами теоретической подготовки спортсменов являются краткие беседы (5-10 мин), проводимые с занимающимися в начале тренировки, и организация самостоятельного чтения спортсменами специальной литературы [1, 4]. К новым и очень перспективным формам теоретического образования спортсменов специалисты [2,3 и др.] относят компьютерное обучение. В то же время, как показал анализ, доступных нам информационных источников в спортивной борьбе до сегодняшнего времени не проведено сколь ни будь существенных исследований, посвященных опреде-

лению ведущих средств теоретической подготовки спортсменов в соответствии с возрастными и иными характеристиками занимающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотезой эксперимента стало предположение о том, что внедрение в тренировочный процесс юных дзюдоистов (9-12 лет) различных средств передачи теоретических знаний, опирающихся на единый учебный материал, позволит определить наиболее эффективное средство обучения для данной возрастной группы.

В эксперименте, который проходил в течение февраля-мая 2011 г., приняли участие 39 дзюдоистов групп начальной подготовки ДЮСШОР «Спартак» города Ельца. В начале исследований все спортсмены были протестированы по разделу «Всеобщая история спортивной борьбы», который содержал 23 вопроса (описание тестового материала приведено в публикации [5]), тем самым, был определен исходный уровень теоретической подготовленности. Следующим этапом стало разделение дзюдоистов на три группы. Для каждой из групп предполагалась организация теоретической подготовки, опирающаяся на определенное средство обучения.

Так в первой группе теоретическая подготовка велась в форме кратких бесед в начале тренировки. В результате было проведено 5 опросов в соответствии с логическим разделением учебного материала. Для лучшего восприятия информации в процессе бесед при демонстрации рисунков использовался ноутбук. Во второй группе подготовка строилась на основе организации самостоятельной домашней работы спортсменов с учебным пособием, в третьей - с её мультимедиа вариантом. Разделение спортсменов на группы было осуществлено случайным образом, исключение составила лишь третья группа: принципом её набора стало наличие у дзюдоистов компьютера. Для повышения мотивации занимающихся к обучению им при успешном прохождении теоретического курса присуждался следующий по цвету пояс. (В дзюдо цвет пояса свидетельствует о подготовленности спортсмена). В каждой из групп общее время формирующего эксперимента составило 1,5 - 2 недели. В конце эксперимента было проведено повторное тестирование, с использованием другого варианта тестов, такого же объема и аналогичного содержания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице представлены результаты исследований.

Таблица

Динамика изменения уровня знаний в процессе педагогического эксперимента

Группы Количество Средний возраст Уровень знаний (количество допущенных ошибок X ± а)

Исходный Итоговый Достоверность

1-я 7 9 15,3 ± 1,1 15,3 ± 2,3 р>0,05

2-я 16 10 13,8 ± 4 13,3 ± 2,7 р>0,05

3-я 16 10 15,9 ± 2,5 13,4 ± 3 р<0,05

Данные таблицы свидетельствуют, что достоверные изменения в уровне знаний юных дзюдоистов произошли лишь в третьей группе, в которой теоретическая подготовка опиралась на самостоятельное компьютерное обучение. Подобные результаты можно объяснить несколькими моментами. Из года в год растет количество домашних персональных ЭВМ, и дети с самых ранних лет осваивают работу с ними. Кроме того, компьютеры имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения, такие как возможность использования комбинированных форм представления информации, индивидуализация, интерактивность и пр. Положительная динамика в повышении теоретических знаний юных дзюдоистов, используя компьютерное обучение по разделу «Тактика дзюдо», также была показана в работе [2].

Возможно, причиной неэффективности (проявленной в цифровой модели данного эксперимента) теоретической подготовки в первых двух группах является неадекватность для детей и данного теоретического раздела «История» использованного средства контроля знаний - тестов. Так о необходимости применения тестовой формы проверки знаний в общеобразовательных школах споры среди специалистов не утихают до сегодняшнего дня, и это справедливо. У тестов есть свои «плюсы», но есть и «минусы». К положительным факторам тестов можно отнести их унифицированность и отсутствие субъективизма в оценке правильности ответов. В то же время не в каждой предметной области, в том числе и исторической, можно составить тесты, отвечающие всем требованиям процедуры контроля качества знаний. Так знание или незнание исторических дат или имен (подобные вопросы составляют основу тестов по истории спортивной борьбы) еще не говорит о понимании исторических процессов и закономерностей. Вероятнее всего, при использовании в нашем случае традиционной формы контроля знаний - опроса, цифровые результаты могли быть иными, но это предмет возможных последующих исследований. В подтверждение этому может стать наш субъективный анализ результатов теоретической подготовки в первых двух группах, который отметил положительное повышение активности и сознательности спортсменов. Кроме того, наблюдалось и включение в работу некоторых родителей занимающихся, которые стали оказывать помощь своим детям в их самостоятельной теоретической подготовке.

ВЫВОД

В теоретической подготовке юных дзюдоистов компьютерное обучение доказало свою эффективность. В то же время и включение других средств обучения (беседа, самостоятельное чтение литературы) в тренировочный процесс начинающих спортсменов позволило повысить сознательность и активность занимающихся, устранить монотонию в их подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 288 с. : ил.

2. Табаков, С.Е. Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компьютерных технологий : монография / С.Е. Табаков, А.А. Шахов ; Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. - Елец : [б.и.], 2007. - 134 с.

3. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.

4. Чумаков, Е.М. Сто уроков борьбы самбо / Е.М. Чумаков ; под ред. С.Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 448 с. : ил.

5. Методическое сопровождение теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида» / А.А. Шахов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 103-107.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ФОРМ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Татьяна Николаевна Шурухина, кандидат педагогических наук, доцент,

Дальневосточный Федеральный Университет, Школа педагогики (ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования гуманитарных форм в познании пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.