работой студентов. При этом и студенты, и преподаватели зафиксировали в персональных портфолио в основном доклады на научных форумах, результаты участия в олимпиадах и конкурсах. Особенно высок этот показатель у выпускающих кафедр. Однако крайне низок у преподавателей показатель участия в грантах (табл.2), в том числе с привлечением студентов.
ВЫВОД
Таким образом, портфолио студентов и портфолио преподавателей, реализованные в формате web-ресурса, являются основой рейтинга научных достижений студентов и преподавателей вуза. Анализ контента портфолио результатов научной деятельности студентов и преподавателей позволяет совершенствовать систему критериев и показателей оценки эффективности научной деятельности кафедр вуза, упорядочить организацию, управление, а также документирование научной деятельности на основе современных информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виртуальный портфолио научных достижений студентов (программный продукт) : свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2009611936 : опубл. 15.04.2009, реестр программ для ЭВМ / С.А. Хузина, Е.М. Капаев [и др.]. - 3 с. : ил.
2. Рейтинг научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза (программный продукт) : свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2010617343 : опубл. 08.11.2010, реестр программ для ЭВМ / С.А. Хузина, Шульгина Т.А. [и др.]. - 3 с. : ил.
3. Хузина, С.А. Рейтинговая оценка качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателя : учебное пособие / Т.А. Шульгина, С.А. Хузина, Г.Н. Воробьева. - Челябинск : Изд-во «РЕКПОЛ», 2009. - 70 с.
4. Хузина, С.А. Электронный портфолио научно-исследовательской деятельности студентов // Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург 26-28 февраля 2008 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 169-171.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ ДЮСШ ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ СВОЕГО ВИДА»
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, ассистент,
Максим Николаевич Егоров, ассистент,
Денис Владимирович Коватёв, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В статье рассматривается разработанное авторами методическое сопровождение (учебное пособие для спортсменов, тестовый материал) многолетней теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида». В результате опроса квалифицированных спортсменов выявлены «белые пятна» в уровне их знаний по истории дзюдо как составной части спортивной борьбы.
Ключевые слова: теоретическая подготовка, история спортивной борьбы, дзюдо, учебное пособие, тесты, уровень знаний.
METHODICAL SUPPORT OF THE THEORETICAL TRAINING OF JUDOISTS IN SPORTS SCHOOLS IN THE SUBJECT “HISTORY OF AN OWN SPORT TYPE”
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Alexey Alexeevich Naumov, assistant,
Maxim Nikolaevich Egorov, assistant,
Denis Vladimirovich Kovatev, assistant,
Yelets State University named after I.A.Bunin
Annotation
A methodical support developed by the authors (tutorial for sportsmen, a collection of tests) for many-year theoretical training of judoists in sports schools in the concept “History of an own sport type” is considered. As a result of qualified sportsmen examination the pure knowledge of history of judo as a component part of the wrestling is detected.
Keywords: theoretical support, history of wrestling, judo, tutorial, tests, learning curve.
В современных условиях жесткой спортивной конкуренции возрастают требования к подготовленности дзюдоиста, в том числе и к уровню его специальных теоретических знаний.
В данной работе мы задались целью определить современное состояние многолетней теоретической подготовки дзюдоистов в ДЮСШ и СДЮШОР по разделу «История своего вида», оптимизировать её методическое сопровождение. Анализ доступной нам литературы, посвященной различным аспектам истории спортивной борьбы, показал, что к настоящему времени издано достаточное количество таких публикаций. В то же время пособий (как для тренеров, так и спортсменов) непосредственно предназначенных для многолетнего процесса теоретического обучения дзюдоистов в ДЮСШ и СДЮШОР мы не обнаружили. В целях устранения данного пробела, нами было подготовлено учебное пособие [8], предназначенное для самостоятельной теоретической подготовки дзюдоистов спортивных школ г. Ельца. Книга написана в соответствии с программно-нормативными требованиями подготовки борцов [1,3,4]. Она состоит из трех глав: «Всеобщая история спортивной борьбы», «История дзюдо», «История дзюдо своего города (Ельца)», которые раскрывают материал в соответствии с необходимостью формирования у занимающихся целостного представления о диалектике исторического развития дзюдо как составной части спортивной борьбы. Первая глава пособия представлена следующими разделами: «Возникновение и развитие единоборств в древнем мире», «Развитие единоборств в средневековой Европе», «История спортивной борьбы с XVIII века до настоящего времени», «История восточных единоборств», «История единоборств на Руси и в царской России». Вторая - «Возникновение и развитие дзюдо» и «Отечественная история дзюдо». Третья часть книги полностью посвящена страницам истории дзюдо и самбо в г. Елец. По каждому разделу пособия представлен обширный фотоматериал (всего более ста рисунков), предложены вопросы занимающимся для самоконтроля, приводятся ссылки на рекомендуемые информационные ресурсы, изучение которых позволит более детально рассмотреть интересуемый исторический факт. При подготовке пособия использовался как уже имеющийся в научном обиходе исторический материал, так и сведения, полученные лично авторами в процессе их исследований [6,7]. На основе исторических фактов и методических принципов, представленных в книге, нами также была подготовлена и ее мультимедийная версия.
С целью контроля за качеством осведомленности дзюдоистов в вопросах истории своего вида мы разработали тестовый материал, при разработке которого учитывался опыт организации подобного мониторинга знаний учащихся общеобразовательных школ в вопросах физической культуры и спорта [5], проведение единого государственного экзамена по различным дисциплинам (история, биология, география и пр.) [2]. В результате было составлено два варианта подобных тестов, каждый из которых состоял из трех частей: «Всеобщая история спортивной борьбы» - 23 задания, «Исто-
рия дзюдо» - 20, «История дзюдо своего города (Ельца)» - 16 тестов, т.е. всего 59 вопросов. Большая часть тестовых заданий была представлена в так называемой закрытой форме, т.е. необходимо было выбрать на поставленный вопрос один, единственно правильный, вариант ответа из четырех предложенных. Например: «Наиболее древние упоминания о спортивной борьбе находят... а) в Причерноморье; б) в районе средиземноморья; в) на территории Европы; г) на территории Южной Америки». Эта форма заданий также была представлена и фото-вопросами (7 тестов), в которых по рисунку необходимо было установить название изображенного единоборства, имя спортсмена, тренера и пр.
В одном из заданий для правильного его выполнения необходимо было выбрать несколько позиций из большего числа предложенных. Например: «Подготовкой, каких трех МСМК по дзюдо руководил Н.А. Бутов? а) Е. Бабанов; б) С. Дугин; в) В. Мерен-ков; г) Р. Полосин; д) К. Савчишкин; е) Е. Тюрин; ж) И. Шкарин.
Также использовались тестовые задания на установление правильной последовательности (2 вопроса). Например: «Расположите единоборства в хронологическом порядке их включения в программу Игр Олимпиад: а) вольная борьба; б) дзюдо; в) греко-римская борьба; г) тхэквондо».
Один из тестов предполагал соотнесение спортсменов с их спортивными достижениями. Например: «Установите соответствие между именами елецких спортсменов и их спортивными достижениями? СПОРТСМЕНЫ: а) Н. Курбаев; б) В. Мерен-ков; в) А. Тюрин; г) Е. Гузеев. ДОСТИЖЕНИЯ: 1) участник Олимпийских игр; 2) 4-х кратный чемпион Европы по дзюдо; 3) чемпион мира по дзюдо среди ветеранов; 4) победитель мира по самбо; 5) чемпион мира по самбо.
Для удобства проведения тестирования были подготовлены многоразовые бланки вопросов, а также листы ответов. Сопоставляя заполненный спортсменами бланк ответов с правильным образцом, тестирующий может легко определить уровень их подготовленности.
Апробация тестовых материалов проводилась на дзюдоистах групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В опросе приняли участие 30 человек, из которых один был МСМК, около десяти человек - МС, остальные имели разряды от 1 до КМС.
Первый вариант тестов заполнили 19 человек, второй - 21 (десять человек прошли оба варианта тестов). В результате исследования были выявлены следующие факты.
Для обдуманного выполнения тестов, как первого, так и второго вариантов оптимальным является время не более 30 минут.
Подавляющее большинство тестируемых (70%) не знают следующих важнейших исторических фактов: к какому периоду относится первое упоминание о спортивной борьбе; в каком веке зародилось дзюдо; когда в программу Олимпийских игр было включено дзюдо; кто трижды становился чемпионом Олимпийских игр; какой советский дзюдоист и когда первым из соотечественников стал олимпийским чемпионом; кто из россиян является президентом европейской федерации дзюдо и пр.
Теория тестологии предъявляет ряд требований к разрабатываемым тестовым материалам: они должны быть валидны, надежны, практичны, корректны, экономичны [5]. Валидными считаются тесты, соответствующие той предметной области, в которой определяется уровень знаний исследуемых. В нашем случае тесты были составлены в соответствии с программой теоретической подготовки дзюдоистов, что косвенно доказывает их валидность. Кроме того, тестологи для доказательства валидности рекомендуют соотнести полученные результаты тестирования с данными, приобретенными традиционными способами проверки знаний (опрос и пр.). Эта задача представляет некоторые трудности в решении, в первую очередь, связанные с сопоставлением оценок знаний, полученных спортсменами каждым из способов. Данное сравнение мы не осуществляли, но уже и сейчас видно, что результаты тестирования с определенной
долей субъективизма будут положительно коррелировать с оценкой уровня знаний спортсменов определенным иным способом.
Надежным считается тот тест, при повторном прохождении которого он фиксирует один и тот же результат, при условии, что за время между первым и последующим исследованием с испытуемым не произошло существенных изменений в качестве его знаний. Для организации такого рода исследования необходима разработка параллельных форм тестов, т.е. тестов, отличающихся по содержанию, но ориентированных на измерение одних и тех же качеств. Параллельные тесты должны содержать одинаковое количество форм заданий с однотипным содержанием попарно равной трудности [5]. При разработке двух вариантов наших тестов мы придерживались данной рекомендации. Повторное тестирование 10 спортсменов (по другому варианту) показало тесную корреляционную зависимость (г=0,7) между результатами, показанными ими в обоих случаях, что говорит о надежности разработанных нами тестов. Кроме того, мы определяли коэффициент внутренней согласованности, представляющий собой численное значение корреляции между количеством неправильных ответов на четные и нечетные задания, полученных в результате тестирования. Это измерение позволяет оценить принадлежность тестов к одной предметной области. По первому варианту корреляция составила - 0,36 (средняя связь), по второму - 0,06 (слабая). Низкие показатели согласованности объясняются тем, что предметная область истории борьбы достаточно обширна и содержит как очень сложные, так и крайне легкие вопросы.
Практичность, корректность и экономичность теста определяется доступностью инструкций и содержания заданий для понимания испытуемых, относительной простотой организации тестирования, проверки результатов и подведения итогов. Все это мы постарались учесть при разработке методологии проведения нашего тестирования.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, теоретическая подготовка дзюдоистов в настоящее время нуждается во всесторонних научных исследованиях. Обучение занимающихся истории дзюдо целесообразно вести в соответствии с разделением материала на три учебных модуля: «Всеобщая история спортивной борьбы», «История дзюдо», «История дзюдо своего города». Разработанное нами учебное пособие и его мультимедиа-вариант в настоящее время проходят свою апробацию, с результатами которой научную общественность мы ознакомим несколько позже. В то же время подготовленный авторами данного исследования тестовый материал прошел первичную проверку, показавшую их соответствие требованиям тестологии и возможность использования наряду с другими формами оценки качества знаний дзюдоистов. Уровень знаний выпускников ДЮСШ по истории спортивной борьбы низок. Опрошенные дзюдоисты ответили верно менее чем на половину предложенных им вопросов. Наиболее проблемным для испытуемых оказалась вторая часть тестов «Возникновение и развитие дзюдо», что само по себе является крайне негативной тенденцией, требующей дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных. - М. : Советский спорт, 2008. - 272 с.
2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по истории (истории России) // http//www.alleng.ru. - [доступ 06.12.2919].
3. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / И.Д. Свищев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с.
4. Самбо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М. : Советский
спорт, 2008. - 236 с.
5. Чесноков, Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре : учебно-методическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 85 с.
6. Шахов, А.А. Елецкая школа борьбы самбо и дзюдо : зарождение, становление, перспективы развития : монография / А.А. Шахов. - Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2009. - 213 с.
7. Шахов, А.А. Реконструкция средневековой рыцарской борьбы с современных позиций самбо и дзюдо / А.А. Шахов, А.А. Лыков // X международная научнопрактическая конференция, посвященная памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича, «Выбирай самбо» / РГУФКиТ, г. Москва 4 июня 2010 г. -М., 2010. - С. 65-68.
8. Шахов, А.А. Елецкая школа самбо и дзюдо как составная часть всеобщей истории спортивной борьбы : учебное пособие / А.А. Шахов. - Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2010. - 92 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.01:159.9
САМООТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ),
Санкт- Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме самоотношения спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры. Результаты исследования свидетельствуют, что завершение карьеры в спорте связано с определенным кризисом самоотношения, значения большинства показателей которого далеки от оптимальных. Очень важным ресурсом психологической помощи данному контингенту спортсменов является коррекция самоуважения.
Ключевые слова: самоотношение, завершение спортивной карьеры, психологическая адаптация
SELF-ESTEEM OF ATHLETES WHO ARE AT THE FINAL STAGE OF SPORTS
CAREER
Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer,
The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,
St.-Petersburg
Annotation
The article is devoted to the athletes' self-esteem at the stage of completion of athletic career. The research findings suggest that the completion of career in sports is associated with a specific crisis of self-esteem, the values of most indicators of which is far from optimal. A very important resource of psychological assistance for this category of athletes is the correction the self-esteem.
Keywords: self-esteem, completion of sports career, psychological adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных показателей психологической адаптации является самоотно-шение личности. В том случае, если процесс адаптации протекает неблагоприятно, у индивида может снизиться самооценка, возникать сомнения в своих способностях, что вызывает негативные изменения в поведении, деятельности, провоцирует астенические состояния (депрессию, тревожность, неудовлетворенность жизнью). Поэтому с точки зрения оптимальной психологической адаптации субъект должен обладать по-