УДК 796.799
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА БАЗЕ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,
Павел Александрович Балбеков, аспирант,
Елизавета Борисовна Исаева, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
Важность теоретической подготовки в спорте отмечают многие специалисты. В то же время по ряду причин теоретическим образованием спортсменов практически никто не занимается. Одной из причин такого положения дел является нежелание тренеров тратить ограниченное тренировочное время на данный раздел подготовки. Разрешением указанного противоречия может стать организация теоретических занятий в процессе летних лагерных сборов, в ходе которых теоретическая подготовка может целесообразно чередоваться с физическими нагрузками. Кроме того, большинство сегодняшних спортивно-оздоровительных лагерей обладают хорошей материальнотехнической базой для проведения теоретических занятий. В данной работе описываются результаты последовательного педагогического эксперимента с юными дзюдоистами двух возрастных групп до 12 лет и старше. Результаты исследования показали эффективность организации теоретических занятий в форме бесед с использованием презентационного оборудования в процессе спортивно-оздоровительной смены загородного лагеря. Обоснована возможность использования в качестве средств контроля знаний, как тестового материала, так и традиционной формы - опроса.
Ключевые слова: теоретическая подготовка, юные дзюдоисты, спортивно-
оздоровительный лагерь, педагогический эксперимент, беседа, история самбо и дзюдо г. Ельца, средства контроля.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p142-145 THEORETICAL TRAINING OF JUDOISTS ON THE BASE OF THE SPORT AND
HEALTH CAMP
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Alexeevich Balbekov, the post-graduate student,
Elizaveta Borisovna Isaeva, the assistant,
Yelets State University named after I.A. Bunin
Annotation
Many specialists note the importance of the theoretical training in sports. However, by the same reasons nobody deals with theoretical education of sportsmen in the practice. The one of these reasons is an unwillingness of trainers to spend the limited training time for this aspect of sportsmen training. The organizing of theoretical lessons within the process of summer sport camp would become a solution of this paradox. The theoretical training could take turns with physical activity. In addition, today many sport and health summer camps have the modern technical equipment for proceeding of theoretical lessons. This study depicts some results of the consecutive pedagogical experiment with young judoists in two age groups (less 12 and older). Investigation results showed effectiveness of organization of the theoretical trainings in form of conversations with usage of the technical equipment for presentations in a process of sport and health session in country camp. A possibility of application as a mean of control instruments for knowledge both the testing material and traditional form of survey has been substantiated.
Keywords: theoretical training, young judoists, sport and heath camp, pedagogical experiment, conversation, history of Elets’ sambo and judo, control instruments.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ современной практики тренировки спортсменов показывает, что теоретической подготовке уделяется крайне мало внимания. Одной из причин такого положения
дел, как отмечают многие тренеры, является нехватка тренировочного времени. Выходом из сложившейся ситуации может стать организация теоретической подготовки во время различных сборов (учебно-тренировочных, каникулярных и пр.). Как правило, в процессе сборов планируется несколько тренировок в день. Сочетание физических нагрузок с теоретическими занятиями наиболее целесообразно осуществлять с юными спортсменами, так как это, с одной стороны, позволит избежать необоснованных перегрузок их растущего организма, а с другой, эффективно использовать учебно-тренировочное время.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
На базе детского загородного оздоровительного лагеря «Белая берёзка» (Елецкий район) в июле 2012 г. с юными дзюдоистами СДЮШОР «Спартак» г. Ельца и Областной комплексной спортивной школы нами был проведён педагогический эксперимент. В нём приняли участие 49 спортсменов в возрасте от 7 до 17 лет учебно-тренировочных групп и групп начальной подготовки. Гипотезой эксперимента стало предположение об эффективности организации теоретической подготовки спортсменов на основе бесед с использованием презентационного оборудования в процессе спортивно-оздоровительной смены летнего загородного лагеря. В ходе эксперимента также определялась эффективность различных средств контроля теоретической подготовленности дзюдоистов двух возрастных групп (до 12 лет и старше 12 лет).
Перед началом эксперимента нами было разработано методическое сопровождение - учебный и контролирующий материалы. Учебный материал содержал информацию, затрагивающую историю самбо и дзюдо г. Ельца, и состоял из четырёх разделов: «Предпосылки зарождения самбо и дзюдо в г. Ельце, «Эльтовская» школа борьбы», «Развитие самбо и дзюдо в ДСО «Локомотив»», «История «Спартаковского» дзюдо», «Развитие спортивной борьбы в Елецком районе». На основе данной информации был составлен презентационный материал с использованием программы Microsoft PowerPoint для четырёх бесед, содержащий фотографии именитых спортсменов, тренеров, сподвижников дзюдо и самбо. Исторический материал был разработан на основе ранее проведённых исследований [1] и соответствовал программе многолетней теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ и СДЮШОР по разделу «История дзюдо своего города». Контролирующий материал состоял из тестов и билетов с вопросами. Было разработано два варианта подобных тестов, представляющих собой шестнадцать вопросов и варианты ответов на них. Более подробно о данных тестах и методологии тестирования рассказано в публикации [2]. В процессе анализа тестовых ответов подсчитывалось количество допущенных ошибок. Вариантов билетов с вопросами было четыре и в каждом из них спрашивалось об истории той или иной Елецкой борцовской школы. Пример: «Билет №1. Расскажите историю школы самбо и дзюдо при спорткомплексе «Локомотив» (период открытия, основатель, наиболее выдающиеся спортсмены, тренеры школы)». Качество ответов на билет оценивалось по четырёх балльной шкале (оценки 2, 3, 4, 5) в зависимости от полноты ответов занимающихся.
Перед началом эксперимента все спортсмены были протестированы по первому варианту тестов, а также опрошены по билету, который достался им случайным образом.
Следующим этапом нашего исследования стало проведение бесед. В результате было организовано четыре беседы в соответствии с запланированной тематикой. Продолжительность каждого занятия составляла 20-30 минут, они проходили в послеобеденное время (как правило, в 15 часов), что не противоречило общему плану учебнотренировочной работы.
В конце эксперимента проверялся итоговый уровень знаний юных дзюдоистов по аналогии с входным контролем, особенность состояла в том, что в этот раз спортсменам предстояло заполнить второй вариант тестов.
С целью сравнения результатов, полученных в балльных единицах, при ответах на
билеты и итогов тестов (оцененных в количестве допущенных ошибок) нами была составлена переводная методика. При ответе на 85% и более тестов (не более 2 ошибок) спортсмен получает 5 баллов, от 70 до 85% (не более 5 ошибок) - оценку 4, от 50 до 70% (не более 8 ошибок) - оценку 3, меньше 50 % (более 8 ошибок) - оценку 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обработка результатов первого и второго тестирования с помощью 1-критерия Стьюдента констатировали следующие результаты (табл.).
Таблица
Результаты тестирований (количество ошибок) X ±а
Возрастная группа Количество человек Первое тестирование Второе тестирование Уровень значимости
11 лет и младше 30 12,97±2,94 11,23±2,97 р>0,95
12 лет и старше 15 10±2,51 7,13±3,18 р>0,95
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что проведенные теоретические занятия позволили за достаточно короткий промежуток времени достоверно изменить уровень знаний занимающихся обеих возрастных групп.
Сравнение первичного уровня знаний дзюдоистов двух возрастных групп показало их достоверное отличие. У старших занимающихся исторические знания оказались более крепкими, чем у младших. Это объясняется тем, что в процессе взросления и повышения спортивного опыта, кругозор и специализированные знания у занимающихся расширяются.
Обработка оценок, полученных представителями возрастной группы 12 лет и старше за ответы на билеты в начале и конце эксперимента, показала достоверные положительные изменения (Т - критерий Уайта, Т=171, Тгр =185, Т<Тгр при р=0,95). Аналогичная обработка результатов дзюдоистов младшей возрастной группы подобных изменений не обнаружила.
Сравнение результатов (опираясь на критерий Ван-дер-Вардена), характеризующих уровень знаний дзюдоистов полученных различным способом (опрос, тестирования), показало их идентичность в обеих возрастных группах, как при входном, так и итоговом контроле. Корреляционный анализ аналогичных результатов показал, что в возрастной группе 12 лет и старше при входном контроле зависимость результатов тестирования и опроса составляет г=0,48, при итоговом г=0,53, у группы младше 12 лет соответственно г=0,77 и г=0,26.
Исходя из полученных данных можно заключить, что в процессе контроля за теоретической подготовленностью юных дзюдоистов различные средства контроля показывают практически сходные результаты. Отсюда следует, что в зависимости от особенностей учебно-тренировочного процесса можно использовать ту или иную форму контроля, также оправдан и системный подход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые исследования показали целесообразность организации теоретической подготовки юных дзюдоистов в процессе летних лагерных сборов. Многоразовые тренировки в день позволяют выделять на теоретические занятия необходимое количество времени. Кроме того, чередование таких занятий с физическими нагрузками позволяет сбалансировано вести учебно-тренировочную работу, что особенно важно для юных спортсменов. Материально-техническая база большинства спортивно-оздоровительных лагерей располагает приспособленными помещениями и современным оборудованием (БУБ-плееры, видеомагнитофоны, кинопроекторы, экраны и пр.) для организации эффективной теоретической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шахов, А.А. Самбо и дзюдо в Липецкой области: зарождение, становление, перспективы развития. Монография / А.А. Шахов. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2012. - 604 с.
2. Шахов, А.А. Методическое сопровождение теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида» / А.А. Шахов и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №11(69). - С. 103-107.
REFERENCES
1. Shakhov, A. A. (2012), Sambo and Judo in Lipetsk region: origin, formation, perspectives of development. Monography, publishing house Elets State University, Elets, Russian Federation.
2. Shakhov, A.A., Naumov, A.A., Egorov, M.N. and Kovatev, D.V. (2010), “Methodical support of the theoretical training of judoists in sports schools in the subject “History of an own sport type”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 103107.
Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.07.2012.
УДК 378.147
КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Елена Юрьевна Шлюбуль, кандидат педагогических наук, доцент,
Кубанский государственный университет,
Наталья Александровна Синельникова, мастер спорта СССР, старший преподаватель,
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена вопросам количественной оценки дисциплинированности студентов вуза. Известно, что дисциплинированность - многокомпонентное системное личностнопрофессиональное качество, а модель квалиметрической оценки дисциплинированности неразрывно связана с моделью самой дисциплинированности.
Выявлены следующие компоненты дисциплинированности: операционный (когнитивный), волевой, мотивационный (ориентационный); диагностический (рефлексивно-оценочный); поведенческий (деятельностный). По каждому из компонентов предложена модель, позволяющая осуществить количественную оценку. Наиболее сложно создать модель оценки волевого компонента, который является связующим звеном между операционным и мотивационным компонентом, с одной стороны, и поведенческим компонентом, с другой стороны: именно волевой компонент превращает знания и мотивы в действия. Поэтому меру сформированности волевого компонента дисциплинированности оценим как меру реализации (для конкретного обучающегося) операционного и мотивационного компонентов в поведении обучающегося.
Обосновано, что диагностика дисциплинированности - важная психолого-педагогическая проблема, т.к. личностные качества обучающихся (их развитие) - целевой ориентир образовательного процесса.
Ключевые слова: дисциплинированность, квалиметрическая оценка, образовательный процесс, уровни.