Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ С РАЗНОРОДНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ С РАЗНОРОДНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Анисимова Ангелина Алексеевна

В статье изложены результаты педагогического эксперимента, направленного на обоснование средств и приемов совершенствования сотрудничеств повышенной сложности с разнородными предметами в групповых упражнениях. Разработанные средства и приемы сгруппированы в 2 блока упражнений, один из которых направлен на развитие специально-двигательных способностей, а второй - на обучение и совершенствование технике сотрудничеств повышенной сложности. Определено, что реализация разработанных средств и методических приемов позволила повысить качество выполнения сотрудничеств с разнородными предметами, а также результативность соревновательной деятельности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Анисимова Ангелина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE IMPROVEMENT PROGRAM OF ADVANCED COLLABORATIONS WITH HETEROGENEOUS APPARATUSES IN GROUP RHYTHMIC GYMNASTICS EXERCISES

The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at substantiating the means and techniques for improving advanced collaborations with heterogeneous subjects in-group exercises. The developed means and techniques are grouped into 2 blocks of exercises, one of which is aimed at developing special motor abilities, and the second is at teaching and improving the technique of advanced collabo rations. It was determined that the implementation of the developed means and methodological techniques made it possible to improve the quality of the performance of collaborations with heterogeneous objects, as well as the effectiveness of the competitive activity of gymnasts performing in group exercises at the stage of higher sportsmanship.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ С РАЗНОРОДНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»

ference, Chelyabinsk, pp. 210-211.

6. Mamaev, A.Yu. and Buchin, N.I. (2019), "The use of elements of ideomotor training in teaching basic technical techniques of Aikido", Physical education and sports training, No. 3 (29), pp. 43-50.

7. Fironova R.P. (2018), "Ideomotor training of table tennis players", Modern problems of physical culture and sports in the XXI century, Proceedings of the XI International scientific-practical and educational-methodical conference, Moscow, pp. 293-296.

8. Hrisanfova N. V. (2018), "Method of ideomotor training in the preparation of athletes specializing in middle-distance running", Optimization of the educational process in educational organizations of physical culture, Proceedings of the XXVIII Regional Scientific and Methodological Conference, Moscow, pp. 186--188.

9. Shibnev A.V., Filimonova S. I., Averyasova Yu. O., Nosov S. M., Grigorieva I. V. (2019), "Improving the psychological reliability of figure skaters on the basis of autogenic and ideomotor training", Physical culture and health, No. 4 (72), pp. 131-134.

Контактная информация: kuzminasv2013@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2021

УДК 796.412.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ С РАЗНОРОДНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКИ

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Ангелина Алексеевна Анисимова, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье изложены результаты педагогического эксперимента, направленного на обоснование средств и приемов совершенствования сотрудничеств повышенной сложности с разнородными предметами в групповых упражнениях. Разработанные средства и приемы сгруппированы в 2 блока упражнений, один из которых направлен на развитие специально-двигательных способностей, а второй - на обучение и совершенствование технике сотрудничеств повышенной сложности. Определено, что реализация разработанных средств и методических приемов позволила повысить качество выполнения сотрудничеств с разнородными предметами, а также результативность соревновательной деятельности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, сотрудничества, специально-двигательные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p336-341

EFFICIENCY OF THE IMPROVEMENT PROGRAM OF ADVANCED COLLABORATIONS WITH HETEROGENEOUS APPARATUSES IN GROUP RHYTHMIC GYMNASTICS EXERCISES Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Angelina Alekseevna Anisimova, the master student, National State University of Physical Culture, Sport

and Health PF Lesgaft, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at substantiating the means and techniques for improving advanced collaborations with heterogeneous subjects in-group exercises. The developed means and techniques are grouped into 2 blocks of exercises, one of which is aimed at developing special motor abilities, and the second is at teaching and improving the technique of advanced collabo-

rations. It was determined that the implementation of the developed means and methodological techniques made it possible to improve the quality of the performance of collaborations with heterogeneous objects, as well as the effectiveness of the competitive activity of gymnasts performing in group exercises at the stage of higher sportsmanship.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, collaborations, special motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике команды групповых упражнений на соревнованиях выполняют две различные композиции - с однородными предметами и с разнородными, что представляет собой особую сложность [3, 4,]. Особенностью композиций групповых упражнений являются различные виды со-трудничеств с дополнительными критериями [1, 2]. К каждым соревнованиям команды корректируют свои композиции и выбирают новые, более трудные виды сотрудничеств с наибольшей технической ценностью [3]. Соответственно в настоящее время возникает потребность в поиске наиболее эффективных средств совершенствования сотрудничеств с разнородными предметами с наибольшей стоимостью в групповых упражнениях художественной гимнастики [5].

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства и методические приемы совершенствования сотрудничеств повышенной сложности с разнородными предметами в групповых упражнениях на основе учета специально-двигательных способностей высококвалифицированных гимнасток.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В эксперименте принимали участие 12 спортсменок с опытом выступлений в групповых упражнениях. Все гимнастки являлись студентками первого курса НГУ им. Лесгафта, мастерами спорта России. Гимнастки были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 6 человек, равнозначные по уровню подготовленности. Команда контрольной группы занималась по общепринятой методике, т.е. применяя целостный метод, метод повторных упражнений - многократно повторяя соревновательную композицию с исправлением ошибок. Гимнасткам экспериментальной группы предлагались комплексы средств, построенные методом круговой тренировки, с учетом развития у каждой «отстающих» специально-двигательных способностей. Также гимнастки выполняли двигательные задания в парах, в тройках. Переход к следующему заданию осуществлялся при выполнении 5 безошибочных упражнений из 5 предложенных.

При разработке комплексов упражнений учитывались результаты опроса специалистов в области групповых упражнений, анализа видеозаписей, а так же выявленные корреляционные связи [5].

Экспериментальная методика включала в себя 2 блока упражнений:

1 блок упражнений - специально-подготовительный, направленный преимущественно на развитие специально-двигательных способностей, а именно: быстроты реакции на движущийся объект; совершенствование балансирования предмета; развитие точности бросковых действий; ориентирование в пространстве.

2 блок упражнений - направленный преимущественно на обучение и совершенствование сотрудничеств повышенной сложности с разнородными предметами.

Все упражнения были распределены в мезоцикле специально-подготовительного периода.

В начале и в конце педагогического эксперимента была осуществлена проверка специально-двигательных способностей. При этом использовались базовые тесты, описанные в специальной литературе.

Разработанные двигательные задания, выполняемые по схеме для совершенствования сотрудничеств с разнородными предметами в групповом упражнении в экспериментальной группе, позволили повысить уровень развития специально-двигательных

способностей до оптимального по сравнению с контрольной - при 95% доверительной вероятности по Т-критерию Стьюдента (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели уровня развития специальных двигательных способностей у гимнасток контрольной и экспериментальной группы в процессе эксперимента (п=12)

Специально-двигательные способности, тест До эксперимента После эксперимента

Группы р Группы Р

К (п=6) Э (п=6) К (п=6) Э (п=6)

М±т М±т М±т М±т

Точность броска обруч (кол-во) 4,33±0,29 4,16±0,39 р>0,05 4,33±0,44 6,33±0,19 р< 0.05

Точность броска булавы (кол-во) 4,83±0,24 5,83±0,24 р> 0,05 5,16±0,39 7,66±0,19 р <0.05

Двигательная реакция (сек) 0,172±0,01 0,18±0,01 р> 0,05 0,159±0,009 0,115±0,008 р <0.05

Баланс мяча (сек) 4,99±0,34 5,33±0,38 р> 0,05 5,63±0,30 6,34±0,23 р <0.05

Баланс обруча (сек) 2,07±0,23 2,74±0,40 р>0,05 1,86±0,18 2,35±0,11 р< 0.05

Баланс булавы (сек) 4,04±0,34 4,16±0,31 р>0,05 4,44±0,17 4,96±0,26 р< 0.05

Способности к ориентированию в пространстве (баллы) 7,83±0,39 7,33±0,34 р>0,05 7,9±0,35 9,16±0,39 р< 0,05

Для определения уровня трудности соревновательных композиций проводилась экспертная оценка. Высококвалифицированные судьи бригады техники и трудности оценивали выполнение сотрудничеств с разнородными предметами в соревновательных программах контрольной и экспериментальной группы (таблица 2).

Контрольная и экспериментальная группа обладают примерно одинаковым количеством и трудностью сотрудничеств, заявленных в соревновательных композициях. Так же было выявлено, что уровень исполнения этих сотрудничеств в командах не различается. Обе команды выполняют сотрудничества с различными категориями ошибок (преобладают средние - 0,3 и грубые ошибки - 0,5 и более).

Таблица 2 - Технические ошибки и трудность исполнения сотрудничеств в соревновательных композициях испытуемых в начале педагогического эксперимента (баллы, п=12)

Контрольная группа (в начале педагогического эксперимента) Экспериментальная группа (в начале педагогического эксперимента)

Сотрудничество Технические ошибки (ЕЗ-6) Трудность исполнения (Б3-Б4) Сотрудничество Технические ошибки (Е3-6) Трудность исполнения (Б3-Б4)

0.1 0,8 с:"" СКК2+ 0,1 0,7

с^сккф 0,3 0,6 С* скк* 0,3 0,6

сяягФ » 0,3 0,6 СКК2 0,3 0,4

С^сюН^ 0,1 0,7 сяягФ 0,1 0,5

0,4 с* сккзФ 0,7

С* спя* 0,6 С* сяягФ 0,5 0,7

0,1+0,5 0,6 С* СЯК2 0,3 0,8

: ' СКК2+ 0,3 0,7 0,3 0,4

сил 0,1 0,5 С* СЯЯ2 0,3 0,6

0,1 0,5 & Ф С* СЯ2 0,1 0,7

+ с*сИ12+ 0.3 0.9 с"' СЯЯзФ 0,5 0,8

Ф ^ СЯЯ2 0,1 0,6 сс 0,1 0,1

с^сягФ^ 0,3 0,7 С ' СЯЯ2 0,6

0,5 С " СЯЯзФ 0,1 0,7

0,1 0,7 с " СЯЯФ 0,3 0,6

сс

0,3

0,1

CRR

0,1

0,5

CRR2

0,5

0,6

4= с

CRR

0,6

Итого:

3,5

10,1

Итого:

3,4

10,0

Примечание. С - сотрудничество; Е - технические ошибки; D - трудность; CR - с броском одной гимнасткой; CR2 - с броском двумя или несколькими гимнастками; CRR - с броском одной гимнасткой, с проходом над, под или через 1 или несколько предметов и/или гимнасток; CRR2 - с броском двумя или несколькими гимнастками с проходом над, под или через 1 или несколько предметов и/или гимнасток; CRRR - с броском и проходом через предмет партнерши во время полета (предмет не удерживается ни партнершей, ни проходящей гим-

насткой); С помощи рук.

бросок 2 или более предметов;

Î3S

критерий без зрительного контроля;

критерий без

После завершения педагогического эксперимента была проведена экспертная оценка тех же параметров соревновательной композиции. В контрольной группе не произошло значительных изменений в технике выполнения сотрудничеств, сумма сбавок снизилась на 0,4.

В то время, как в экспериментальной группе основными ошибками были незначительные (от 0,1 до 0,3 балла) отклонения от технической нормы исполнения, а сумма общих сбавок за технику выполнения двигательных взаимодействий стала меньше на 1,2 балла. Сравнивая итоговые показатели в трудности исполнения контрольной и экспериментальной группы, мы можем сделать вывод, что спортсменки стали выполнять сотрудничества качественнее, допускать меньше технических ошибок.

В контрольной группе количество сотрудничеств не изменилось, усложнилось лишь одно (добавились критерии без помощи рук, без зрительного контроля). В экспериментальной группе увеличилось количество сотрудничеств до 19. Добавилось новое сотрудничество повышенной сложности на 1,0. Некоторые сотрудничества были усложнены посредством дополнительных критериев (без зрительного контроля, без помощи рук, одновременный бросок двух предметов) (таблица 3).

Таблица 3 - Технические ошибки и трудность исполнения сотрудничеств в соревновательных композициях испытуемых в конце педагогического эксперимента (баллы. п=12)

Контрольная группа (в конце педагогического эксперимента) Экспериментальная группа (в конце педагогического эксперимента)

Сотрудничество Технические ошибки (ЕЗ-6) Трудность исполнения (D3-D4) Сотрудничество Технические ошибки (Е3-6) Трудность исполнения (D3-D4)

+ C*CRR+ 0,3 0,8 С V CRR2* 0,7

С* CRR* 0,3 0,6 С* CRR* 0,6

CRR2* 0,3 0,6 CRR2* ¿S* 0,3 0,6

C^CRR*» 0,7 CRR2* 0,1 0,5

CRR2 0,4 С* CRR2* 0,3 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С* CRR* 0,6 С* CRR2* 0,1 0,7

C^CR2* 0,5 0,6 С* CRR2 & * 0,3 1,0

С* CRR2* 0,3 0,7 C^CR 0,3 0,4

CRR 0,1 0,5 С* CRR2* 0,1 0,7

C*CR* 0,5 » + С^" CR* 0,1 0,7

C*CRR2* 0,3 0,9 С* CRR2* 0,8

* && CRR2 0,1 0,6 СС 0,1 0,1

С* CR2+&S 0,3 0,7 С* CRR* » 0,7

0,6 С ^ СЯЯ2 + ^ 0,1 0,8

с* сяя+^ 0,1 0,7 СЯЯ2 + 0,1 0,7

сс 0,3 0,1 СЯЯ2 + 0,3 0,7

Н= СЯЯ2 0,3 0,6 С % СЯЯ + 0,7

с % СЯЯ 0,5

^ + с % СЯЯ 0,7

Итого: 3,1 10,3 2,2 12,3

Примечание. С - сотрудничество; Е — технические ошибки; & - трудность; СЯ - с броском одной гимнасткой; СЯ2 - с броском двумя или несколькими гимнастками; СЯЯ - с броском одной гимнасткой, с проходом над, под или через 1 или несколько предметов и/или гимнасток; СЯЯ2 - с броском двумя или несколькими гимнастками с проходом пал, пол или через 1 или несколько предметов и/или гимнасток; СЯЯЯ - с броском и проходом через предмет партнерши во время полета (предмет не удерживается ни партнершей, ни проходящей гимнасткой)^^ - бросок 2 или более предметов; ^^ - критерий без зрительного контроля; Ф - критерий без помощи рук._

Сравнивая контрольную и экспериментальную группы в конце эксперимента, было выявлено, что в контрольной группе сбавки за исполнение снизились на 11,5% (до эксперимента - 3,5 балла, после эксперимента - 3,1 балла), а в экспериментальной на 35,3% (до эксперимента - 3,4 балла, после эксперимента - 2,2 балла), гимнастки стали выполнять сотрудничества более качественно и надёжно, с незначительными техническими отклонениями.

Рассматривая бригаду, оценивающую трудность, отмечено повышение оценки в экспериментальной группе на 18,7% (до эксперимента - 10,0, после эксперимента - 12,3), в контрольной - 1,9% (до эксперимента - 10,1, после эксперимента - 10,3) (таблица 4).

Таблица 4 - Результаты экспертной оценки сложности и техники исполнения сотрудничеств в контрольной и экспериментальной группе в процессе эксперимента (баллы; п=12)

Сложность исполнения Техника исполнения

Группа (Ш-4) Вывод (Е3-6) Вывод

В начале В конце В начале В конце

КГ 10,1 10,3 Увеличилась на 1,9% 3,5 3,1 Улучшилась на 11,5%

ЭГ 10,0 12,3 Увеличилась на 18,7% 3,7 2,2 Улучшилась на 35,3%

Примечание. КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа

ВЫВОДЫ

1. Повысился уровень специально-двигательных способностей, наиболее значимых для выполнения сотрудничеств, гимнастки экспериментальной группы стали выполнять сотрудничества более надёжно и стабильно, увеличилась скорость их выполнения, за счет этого появилась возможность усложнить соревновательную композицию.

2. Качественное выполнение сотрудничеств с разнородными предметами обеспечило повышение результативности соревновательной деятельности. Включение в компо -зицию сотрудничеств повышенной сложности позволило набрать максимальное количе -ство баллов за оценку трудности исполнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краева Е.С. Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со специально-двигательными способностями спортсменок / Е.С. Краева, И. А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 95-98.

2. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехи-на, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 76-80.

3. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - C. 117-123.

4. Семибратова, И.С. Совершенствование выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.С. Семибратова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. -№ 1 (23). -С. 65-67.

5. Степанова И.А. Факторы, влияющие на качество бросковых движений с разнородными предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.А. Степанова, А.А. Аниси-мова // Экспериментальная и инновационная деятельность, потенциал развития отрасли физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 сентября 2020 г. : в 2 т. / Чайковский гос. ин-т физ. культуры ; под общ. ред. Фендель Т.В. -Чайковский, 2020. - Т. 2. - С. 176-181.

REFERENCES

1. Kraeva, E.S. and Stepanova, I.A. (2013), "Influence if the special motor skills on success of performance of exchanging of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 8-86.

2. Kryuchek E.S., Terekhina, R.N., Medvedeva E.N., Ayzyatullova G.R., Kuzmina N.I. (2015), "Model characteristics of components of mastery of gymnasts of the group exercises acting in all-round competitions ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 76-80.

3. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveyrina, O.A., Davydova, T.Y., Davydo-va, A.Y. (2018), "Objective factors of successful performance of transfers in group exercises of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 117-123.

4. Semibratova, I.S. (2007), "Improving the execution of exchanges in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 65-68.

5. Stepanova, I.A. and Anisimova, A.A. (2020), "Factors affecting the quality of throwing movements with heterogeneous apparatuses in group rhythmic gymnastics exercises", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Experimental and innovative activity, the potential for the development of the industry of physical culture and sports", Volume 2, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Perm Territory, pp.176-181.

Контактная информация: irinastep25@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 371.72

ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Вадимович Якушев, преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск; Дмитрий Геннадьевич Филимонов, старший преподаватель, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Основная причина нарушения режима и несбалансированности рационального питания студенческой молодежи, на основании проведенных исследований в первую очередь следует связывать с недостаточностью, а иногда отсутствием знаний о функциональных, метаболических, гигиенических представлениях взаимного влияния питательных веществ на организм человека. Изучением этих перечисленных превращений в организме занимается такая наука как «Нутрициология», которая в настоящее время отсутствует в программах образовательных учреждений среднего и высшего образования. Поэтому основная задача в представленном исследовании заключалась в изучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.