ответственные решения.
Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость, склонность к импульсивности. Эти свойства в отдельных случаях могут компенсироваться развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, но в то же время наблюдается повышенный уровень тревожности и низкий уровень стрессоустойчивости. В поведении переменно проявляются как уравновешенность, так и импульсивность. Таких личностей можно назвать эмоционально пластичными и нацеленными на реальность.
В интеллектуальной сфере наблюдается оперативность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой спортсмен демонстрирует конкретное воображение, критичность и консерватизм в принятии нового, направленный на практическое мышление.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можем говорить о том, что пожарно-прикладной спорт помогает развить и сформировать некоторые личностные характеристики: коммуникативные, моторные и атенционные качества, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивости личности. Выделенные личностные характеристики вливаются в общую структуру профессионально-важных качеств спортсмена-спасателя и обеспечивают его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, обуславливая безошибочность выполнения поставленных служебных задач.
Список использованной литературы
1. Екстремальна психолопя [Текст]: тдручник / [Свсюков О.П., Куфлiевський А.С., Лебедев Д.В. та ш.]; за ред. О.В. ^мченка. - К.: ТОВ «Август Трейд», 2007. - 502 с.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
И.С. Панферкина Воронежский институт МВД России, г.Воронеж
Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей ведомственных вузов привлекает внимание многих исследователей - педагогов, психологов, социологов и др. Эта проблема многоаспектна и сложна, многие вопросы, связанные с решением проблемы, имеют неоднозначные ответы и требуют проведения не только теоретической, но и опытно-экспериментальной работы. В настоящей
статье мы рассматриваем лишь один из аспектов проблемы, а именно повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателей ведомственных вузов посредством внедрения в образовательных процесс практико-ориентированных технологий обучения. Мы считаем, что совершенствование образовательной деятельности ведомственных вузов посредством организации научно обоснованного управления практико-ориентированным обучением позволит обеспечить не только достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, но и повысить эффективность подготовки специалистов, обладающих необходимыми профессионально -личностными качествами.
Условия повышения эффективности образовательной деятельности вузов на основе совершенствования управления образовательным процессом активно исследуют отечественные педагоги и психологи (М.Б. Алексеева, Е.П. Белозерцев, A.C. Горшков, В.Ю. Кричевский, И.Т. Огородников, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов, Г.И. Щукина, В.А. Якунин и др.). Однако остается множество нерешенных проблем, среди которых - условия повышения эффективности управления образовательным процессом в ведомственных вузах, которые во многом определяются его особенностями, сложностью и специфичностью. А потому необходимым становится не частный или частичный анализ, а системное изучение управления образовательным процессом ведомственного вуза. Исходя из этого, систему управления образовательным процессом в ведомственном вузе целесообразно рассматривать как целостную совокупность взаимосвязанных компонентов - структурных и функциональных, посредством взаимодействия которых обеспечивается планомерное, скоординированное и комплексное воздействие субъектов управления на процессы обучения, воспитания, личностного развития курсантов, их морально-психологическую подготовку в целях гарантированного выполнения государственного заказа на подготовку специалистов, уровень которой соответствует требуемым показателям.
Повышение эффективности управления образовательным процессом ведомственного вуза, основанного на практико-ориентированной подготовке специалистов, предполагает создание необходимых для этого организационно-педагогических условий. Научное обоснование организационно-педагогических условий эффективного управления практико-ориентированной подготовкой специалистов в ведомственном вузе требует интегрированного подхода, учитывающего результаты современных исследований в различных научных областях - педагогики, психологии, информатики, теории организации и управления и др. Однако определяющими при этом должны стать исследования в области
педагогики, т.к. это, пожалуй, единственная область человеческих знаний, которая учитывает закономерности и специфические особенности процессов обучения, воспитания, личностного развития в период обучения и профессионально-личностного становления курсантов. Именно поэтому педагогическое содержание управленческой деятельности в комплексной системе управления образовательным процессом в ведомственном вузе должно рассматриваться как приоритетное, воздействующее на все остальные процессы.
Для того чтобы создать комплексную систему эффективного управления образовательным процессом в ведомственном вузе, необходимы следующие организационные условия:
1) учет выявленных и систематизированных факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс, которые необходимо учитывать в процессе управления;
2) контроль качества образовательного процесса в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;
3) установление совокупности показателей результативности образовательного процесса, которые адекватно отражают условия его функционирования и развития, позволяют осуществлять постановку целей управления, а также проводить количественную оценку степени их достижения;
4) использование структур и алгоритмов управления, основанных на современных средствах обработки информации и современных системах информационного обеспечения образовательного процесса в ведомственном вузе.
Повышение эффективности управления образовательным процессом в ведомственном вузе обеспечивается следующими организационно -педагогическими условиями:
1) наличием четко сформулированной цели управления, а также критериев достижения цели, которые определяются и фиксируются до того, как начинается процесс управления с помощью комплексной системы;
2) получением достоверной информации о том, как функционирует каждый из элементов образовательного процесса в системе управления на любом этапе управленческого воздействия;
3) измерением показателей результативности образовательного процесса на любом этапе и в любом звене управленческого воздействия, а также агрегированием, обобщением собранной информации и доведением результатов анализа до субъектов управления;
4) наличием альтернативных способов осуществления управленческих воздействий на отдельные звенья (отдельных субъектов) образовательной деятельности, использование которых позволяет повысить ее результаты.
Представленные организационные и организационно-педагогические условия должны быть созданы на уровне управления ведомственным вузом как единой системой, включенной в систему ведомственного образования. Что касается управления практико-ориентированной подготовкой будущих специалистов на уровне изучения отдельных дисциплин, то можно выделить следующие педагогические условия повышения его эффективности:
1) влияние на ценностно-смысловые отношения курсантов, определяющие их профессионально-личностную позицию, на основе формирования осознанного принятия цели профессиональной подготовки,
2) практико-ориентированный характер обучения, обусловленный использованием практико-ориентированных технологий, организация которого позволяет воспроизвести предметное и социальное содержание практической деятельности и системы профессиональных отношений между ее субъектами;
3) развитие профессионального интереса курсантов в процессе обучения, побуждающего их к саморазвитию и самореализации в избранной профессиональной деятельности;
4) установка на достижение максимально высокого уровня готовности к осуществлению практической профессиональной деятельности в сочетании с овладением навыками анализа и контроля за профессионально-личностным становлением в период обучения и в последующей практической деятельности.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИЗМА В РОССИИ
О.В. Пастушкова, доцент, к.филос.н., доцент Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Гуманизм - это особый тип мировоззрения, ставящий во главу всего идею человека, ценность его как личности, его право на счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Традиционно считают, что он сформировался полностью лишь в эпоху Ренессанса, однако предпосылки существуют и в трудах античных философов, и, как это ни парадоксально звучит, в христианском учении. За долгие годы развития гуманизма сформировалось множество подходов и точек зрения к его определению, к сущности гуманизма. Ж.-Ж. Руссо заявляет: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг». Томас Манн же говорит: «Во всяком гуманизме есть элемент слабости, который связан с его терпимостью, с его любовью к сомнению, короче - с его природной добротой» [1, с. 54]. Такие неоднозначные оценки наводят на мысль: что же стоит понимать под