нове инновационного роста // Социально-экономические проблемы трансформации аграрных отношений и реформирования агропромышленного комплекса. Саратов, 2005.
2 Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 155.
3 См.: Санду И.С. Развитие инновационных процессов в АПК России (проблемы и перспективы) // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М., 2002.
4 Анализ проводится по электронному варианту, опубликованному на сайте ВИАПИ (http//www.viapi.ru/files/Stab dev.pdf).
5 См.: Крылатых Э.Н. Регулирование инноваций и инновации в регулировании АПК // Государственное регулирование сельского хозяйства: Концепции, механизмы, эффективность. М., 2005.
6 Там же.
7 См.: Чуворкина Т.Н. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в сфере АПК // Государственное регулирование сельского хозяйства: Концепции, механизмы, эффективность. М., 2005.
8 Гордеева A.B. Выступление на расширенном заседании коллегии Минсельхоза 19 октября 2005 г. // Сельская жизнь. 2005. № 83. (23101). 25 окт.
9 См.: Надежды агропром питают: Беседа с заместителем главы департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области ГС. Репиным // Сельская жизнь. 2005. № 94 (23112). 1 - 7 декабря.
10 См.: Из выступления Н. Демина, председателя совета директоров Союза свиноводов в России на расширенной коллегии Минсельхоза 19 октября 2005 г // Сельская жизнь. 2005. № 83 (23101). 25 окт.
11 Проект с национальным уклоном // Крестьянский двор. 2005. № 49 (181). 15 дек.
12 См.: Там же.
УДК 378:35.08
Н.Ю. Митюрина,
кандидат психологических наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии, СЮИ МВД России
ВЕСТНИК. 2006. №12
ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ВУЗОВ МВД
В современных условиях одним из главных направлений развития системы МВД России является ориентация на высококвалифицированные кадры, отвечающие высоким требованиям по уровню профессиональной компетентности и личностным характеристикам. Объективная необходимость формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел обуславливает актуальность исследования проблемы профессионализма государственной правоохранительной службы МВД России.
Сегодня налицо явный разрыв между уровнем подготовки кадров правоохранительной системы и профессионализмом криминального мира, остро ощущается нехватка квалифицированных, компетентных специалистов органов внутренних дел. Сотрудники милиции сталкиваются со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых в значительной степени зависит от наличия у них необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств. Совокупность качеств, способствующих наиболее успешному осуществлению должностных функций и обязанностей, состоящая в умении сотрудника направлять и регулировать разные виды своей профессиональной деятельности, обычно называют профессионализмом.
Обобщение результатов акмеологических исследований профессионализма, выполненных исследователями научной школы А.А. Деркача на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, позволяет сформулировать следующие определения профессионализма1.
Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квали-
фикацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Основополагающим при этом является деятель-ностный аспект, однако подлинный профессионализм подразумевает и личностный, ибо эффективность профессиональной деятельности в правоохранительной сфере обусловливается не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием профессионально-личностных качеств сотрудника милиции. Профессионализм деятельности и личности находится в диалектическом единстве и имеет тесные функциональные связи, что позволяет рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма деятельности и профессионализма личности.
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных и личностно-де-ловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Принцип профессионализма и компетентности реализуется в правах и обязанностях государственного служащего и ст. 11 «Формирование кадрового состава государственной службы» закона Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой:
- формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается «развитием профессиональных качеств государственных служащих; применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов»;
- переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации2.
Главенствующее место в системе правовых актов, регламентирующих профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих, по праву принадлежит Конституции Российской Федерации. Это фундамент и юридическое основание, в силу которого Правительство РФ вправе и обязано проводить работу по обеспечению реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на профессиональное образование. Конституция РФ закрепляет общие полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих образовательную деятельность.
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 10 июля 1992 г. сфера образования провозглашена приоритетной3. Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.
Новое содержание, направленное на обеспечение качества высшего и послевузовского профессионального образования, повышение профессионального уровня государственных служащих, обеспечивается государственным образовательным стандартом высшего образования. Государственный образовательный стандарт устанавливает общие требования к содержанию высшего образования, т.е. к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования, а также, что существенно важно, требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение в высшем образовательном учреждении; фиксирует общеобязательные знания, умения и навыки, которыми должен обладать молодой специалист для получения соответствующей квалификации4. Принципиально важной является особенность основных профессиональных образовательных программ, включающих федеральный и региональный компоненты. Система и структура учебных дисциплин призваны обеспечить выпуск образованных специалистов не только с профессиональной квалификацией, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества. Благодаря реализации концепции государственных стандартов должна быть создана такая структура образования, которая поможет готовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественно-научных и гуманитарных составляющих.
Это имеет прямое отношение к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В связи со сложившейся кадровой ситуацией в системе МВД России, особенно ее качественным компонентом, в силу существующего некомплекта и текучести кадров в органах внутренних дел, низкого профессионализма сотрудников милиции требуется существенная корректировка имеющихся концептуальных подходов, стратегии развития ведомственной системы профессионального образования. В частности, необходимы интеграция ведомственной системы образования в российскую
и мировую систему подготовки кадров для правоохранительных органов, интеграция науки и образования, непрерывность и преемственность процесса профессионального образования в системе МВД России, отказ от постоянного «подтягивания» образования к требованиям практики в пользу опережающего его развития.
Одним из основных направлений развития системы МВД России является ориентация на профессиональные кадры, отвечающие современным требованиям по уровню профессиональной подготовленности и психологическим качествам личности. И высшие образовательные учреждения системы МВД России призваны играть в решении этой задачи важную роль.
Однако сложившаяся к настоящему времени система профессиональной подготовки кадров не создает достаточных условий для формирования высокого уровня профессионализма милицейских кадров. Все заметнее проявляются сегодня противоречия:
- между возросшими требованиями к профессионализму кадров органов внутренних дел и уровнем их профессиональной подготовки;
- между необходимостью формирования специалиста как личности и субъекта будущей профессиональной деятельности и недостаточностью условий для формирования профессионально и социально значимых качеств обучаемых на разных стадиях образовательного процесса;
- между высокими требованиями к организации процесса формирования профессионализма у курсантов и слушателей вузов МВД России и уровнем его научного обеспечения;
- между теоретическим и практическим уровнями подготовки курсантов и слушателей;
- между требованиями приобретения необходимого количественного объема знаний, умений и навыков при существующих сроках, методах и системе обучения.
Разрешение этих противоречий предполагает внесение существенных корректив в образовательный процесс высших образовательных учреждений МВД России с тем, чтобы он в максимально возможной форме обеспечивал главное свое предназначение - формирование всесторонне подготовленного специалиста, способного решать стоящие перед органами внутренних дел задачи на высоком профессиональном уровне.
Анализ предшествующего опыта и существующей практики подготовки специалистов в юридических учреждениях МВД России позволяет сделать вывод, что используемая до настоящего времени дидактическая модель образования практически исчерпала себя. И это не могло не сказаться на уровне профессиональной подготовленности выпускников, профессионализме личного состава, эффек-
тивности работы органов внутренних дел и в конечном счете общей криминогенной ситуации в стране.
Анализируя причины, определяющие недостатки профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, ученые, в частности А.М. Артемьев5, группируют их в три интегратив-ных по сути блока.
1. Несоответствие целей образования быстро меняющимся условиям развития общества.
Даже с позиции здравого смысла, отмечает А.М. Артемьев, целью образования в современных условиях не может быть передача «конечных» знаний, умений и навыков. В период строительства новой российской государственности, перехода к демократическим формам и методам управленческой деятельности целью образования должно стать формирование личности специалиста, готового к постоянному совершенствованию и саморазвитию.
В частности, в законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 8) сказано, что задачами высшего учебного заведения являются не только подготовка и переподготовка кадров, но и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии средствами образования6. Однако сложившаяся к настоящему времени система подготовки кадров в образовательных учреждениях органов внутренних дел не создает достаточных условий для профессионально-личностного роста обучаемых, мало способствует развитию творческой активности в профессиональной деятельности.
Не менее важно и другое: преодоление традиционной ориентации педагогического процесса в образовательных учреждениях органов внутренних дел на усвоение слушателями функций исполнителя -обучаемого и воспитуемого, несмотря на то что одной из основных задач высшего профессионального образования является подготовка специалиста к успешному выполнению социальной роли субъекта профессиональной деятельности. Поэтому особое внимание должно уделяться формированию у курсантов и слушателей правовой культуры, нравственности и гуманизма, уважения к конституционным правам и свободам граждан, готовности к защите их жизни, воспитанию чувства собственного достоинства, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Отличительной особенностью этого процесса является необходимость перехода от дисциплинарно-информационного подхода к получению междисциплинарных знаний, овладению методологией предмета и универсальным инструментарием профессиональной деятельности.
2. Обособленность содержания образования от потребностей практики.
Выпускники высших профессиональных образовательных учреждений, обладая большим объе-
мом фундаментальных знаний, часто не могут их актуально интерпретировать, с большими трудностями адаптируются к быстро меняющимся условиям в сфере правоохранительной деятельности. Они оказываются нередко беспомощны там, где требуются самостоятельность и компетентность в принятии решений, умение организовать свою работу и деятельность подразделения в обстановке неопределенности и повышенного риска. Поэтому для решения проблемы несоответствия содержания образования насущным потребностям практики необходима в первую очередь всесторонняя модернизация содержания ведомственного образования, его методов и форм.
3. Отсутствие четких правовых и социальных критериев, параметров качества, которым должен соответствовать выпускник вуза, оценки качества подготовки специалистов для работы в органах внутренних дел.
Оценка качества подготовки специалистов должна определяться прежде всего с учетом специфики деятельности органов внутренних дел, сотрудники которых имеют достаточно большое число специальностей, специализаций, профилей деятельности, охватывающей фактически все отрасли права и прикладных юридических наук - криминалистику, криминологию, управление, оперативно-разыскную деятельность и т.д.
Проблемы обеспечения органов внутренних дел МВД России квалифицированными и компетентными кадрами нашли свое отражение в Концепции профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной решением коллегии МВД России от 22 октября 2003 г., направленной на совершенствование и развитие ведомственного профессионального образования. В общем контексте модернизации профессионального образования имеют место:
• приоритет гуманистических ценностей в профессиональном образовании;
• расширение перечня дисциплин по новым направлениям юридической науки и правоохранительной практики, предлагаемым курсантам и слушателям по выбору, в спецкурсах и на факультативах;
• развитие дополнительных специализаций для курсантов и слушателей и пр.
С учетом особенностей реализации принципа профессионализма государственной службы в сфере подготовки кадров МВД России и положений закона Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается «развитием профессиональных качеств государственных служащих; применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов». В связи с этим необходимо отметить следующее.
Общие требования к выпускнику юридического вуза МВД России закрепляются государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности 030501 «Юриспруденция». Они составляют основу модели юриста, без отраслевой детализации. Учитывая, что на федеральном уровне признается различие требований к подготовке специалистов по основным юридическим профессиям, вторая составляющая модели юриста (отраслевая) в вузе МВД России спроектирована на базе специальности высшего профессионального образования 030505 «Правоохранительная деятельность» с присвоением квалификации «юрист». Специальности высшего профессионального образования «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция» тесно взаимосвязаны, при значительной содержательной и структурной специфике образовательной программы подготовки специалистов для органов внутренних дел последняя в целом не выходит за пределы правовой системы, подчинена ее целям и интегрирована в общий механизм правовой культуры.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Правоохранительная деятельность», также как и ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция», предусматривает фундаментальную юридическую подготовку специалистов для правоохранительной деятельности. Это нашло отражение в перечне дисциплин общеобразовательного цикла, в распределении учебного времени, выделяемого на изучение юридических наук, что позволяет реализовать следующие специализации, ориентированные на конкретные сферы деятельности органов внутренних дел:
• оперативно-разыскную деятельность органов внутренних дел - подготовку оперативных сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и других категорий сотрудников криминальной милиции;
• административную деятельность органов внутренних дел - подготовку участковых инспекторов милиции, среднего начальствующего состава вневедомственной охраны, паспортно-визовой, лицен-зионно-разрешительной служб, подразделений по делам несовершеннолетних, ГИБДД, дежурных частей и других категорий сотрудников милиции общественной безопасности.
Общепрофессиональные дисциплины, обеспечивающие полную юридическую подготовку, ориентированы на профиль уголовно-правовой и административно-правовой направленности, характерной для правоприменительной практики органов внутренних дел, вместе с тем предусматривая теоретическую и практическую подготовку обучаемых по прикладным дисциплинам, таким как «Государ-
ственная служба в органах внутренних дел», «Тактико-специальная подготовка», «Огневая подготовка», «Специальная техника органов внутренних дел», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия» и пр. Таким образом, ГОС ВПО сочетает фундаментальную юридическую подготовку с профильной и позволяет максимально приблизить обучение к потребностям практической деятельности органов внутренних дел, обеспечить подготовку специалистов с учетом специфических задач, решаемых различными службами МВД России.
Вместе с тем необходимо учитывать принципиальное повышение требований к качеству профессиональной подготовки выпускников юридических вузов МВД России. Бывшие курсанты попадают на работу в органы внутренних дел или другие государственные органы, где им по должности и специфике возлагаемых на них задач приходится заниматься охраной правопорядка, профилактикой, разработкой нормативно-правовых документов, консультациями, связями с общественностью, работой с кадрами. И, как показывает практика, выпускники часто оказываются психологически не подготовленными к трудовой деятельности, слабо ориентируются в вопросах организации правоохранительной деятельности и кадровой работы.
Знания о психологических особенностях поведения человека в организации, закономерностях управления рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей культуры сотрудника милиции. Они необходимы не только руководителю или специалисту из числа управленческого персонала, но и любому сотруднику-юристу, следователю, оперативному работнику, участковому инспектору, которым в своей деятельности часто приходится выполнять управленческие функции в коллективе и вне его.
Анализ существующей практики подготовки специалистов в образовательных учреждениях органов внутренних дел позволил выявить отсутствие дисциплин управленческой направленности в организации учебного процесса. Учитывая насущную необходимость повышения профессионализма сотрудников органов внутренних дел, что неразрывно связано с эффективностью функционирования системы управления, целесообразными, на наш взгляд, являются выделение управленческой направленности в вузовской кафедральной работе и дополнение образовательного процесса учебными специализированными курсами (на выбор слушателей), такими как «Психология управления», «Управление персоналом», «Организационная психология». Прежде всего это удовлетворит потребности органов внутренних дел, где особенно острыми являются проблемы управления правоохранительными органами и работы с личным составом, главным образом психологического характера.
Не вызывает сомнения фундаментальная зависимость качества правоохранительной деятельности от тех способностей и качеств сотрудников, которые закладываются в образовании. В связи с этим основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов в вузах МВД России должна включать ряд взаимообусловленных компонентов.
Заслуживает внимания предложенный С.С. Жев-лаковичем образовательный комплекс, состоящий из четырех органично сочетающихся, взаимосвязанных и взаимодополняющих модулей: интеллектуальной и общеюридической подготовки, отраслевой юридической и специальной подготовки, профильной подготовки и узкопрофильной подготовки7.
На наш взгляд, именно в данном модуле целесообразным является включение в образовательный процесс дисциплин управленческого профиля «Управление персоналом», «Организационная психология», «Психология управления» с целью теоретического осмысления слушателями психологических механизмов профессионализма в правоохранительной деятельности, в частности ее педагогической и управленческой составляющих. Обучаемые отрабатывают профессиональные, в том числе и в большей степени управленческие навыки, навыки организации и руководства, проходят первую стадию психологической подготовки к трудовой деятельности. Данный модуль позволяет сократить и скорректировать начальный период вхождения (адаптации) специалиста в конкретную должность после окончания вуза.
Развитие профессионализма изначально должно осуществляться за счет формирования выделенных в модулях базисных качеств и умений. В дальнейшем они позволят намного быстрее сформировать систему гибких профессиональных навыков, значимых для работы в сугубо милицейских подразделениях, а также специальных профессионально важных качеств, делающих правоохранительную деятельность высокоэффективной.
Данные модули основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов в своей совокупности служат основой формирования профессионализма будущих сотрудников органов внутренних дел. И если первый модуль направлен на формирование профессионализма личности специалиста, то последующие служат основой формирования профессионализма деятельности будущих сотрудников милиции. Отработка и закрепление в учебном процессе составляющих только одного из модулей сводят на нет эффективность остальных. Профессионализм интегрирует теоретические и специальные знания, умения, навыки, личностно-деловые и нравственные качества человека, а не является узкой специализацией сотрудника. Поэтому только при совокупном
сочетании профессионализма личности и профессионализма деятельности специалиста возможно повышение качества государственной правоохранительной службы, что выражается в ее высокой эффективности, в конкретных результатах, значимых не только для самих сотрудников милиции или отдельных структурных подразделений, но и для всего общества в целом. Профессионализм становится сегодня основным условием реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров.
Таким образом, переход к новой модели правоохранительной деятельности, характеризующейся ориентацией на служение обществу и гражданам, уважительное отношение к личности, высоким профессионализмом сотрудников органов внутренних дел, требует повышения качества профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Высшее образовательное учреждение призвано дать выпускнику как фундаментальное юридическое образование, так и фундаментальное специальное милицейское образование, что удовлетворит потребность органов внутренних дел в высокопрофессиональных кадрах, способных эффективно решать правоохранительные задачи, по-
ставленные перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством.
1 См.: Деркач A.A. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
2 См.: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3 См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» в ред. федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст 150.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 21 января 2005 г № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования».
5 См.: Артемьев A.M. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Организационно-правовой аспект: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.
6 См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании в Российской Федерации».
7 См.: Жевлакович С.С. Образовательная политика МВД России. М., 2004.
УДК 338.43
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СЕЗОННОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
Производственный процесс растениеводства определяется сочетанием взаимодействующих технологических систем с совокупностью функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения, предметов труда, исполнителей для выполнения сельскохозяйственных работ в регламентированных условиях агротехнических сроков и среды с целью реализации определенных функций в меняющихся погодно-производственных условиях1.
Рассмотрим систему с морфологической, информационной и функциональной точек зрения. При анализе функционирования технологической системы выделены основные системообразующие связи2 и определены их места как во взаимодействии элементов самой системы, так и элементов со средой, а именно: связи структуры и состава, связи изменения состояния, связи информации и управления (рис. 1).
Технологическая система производственных процессов растениеводства является открытой, так как она активно взаимодействует с внешней средой, что проявляется в непрерывном обмене с ней энергией, веществом, информацией. Ее функционирование определя-
А.В. Пасин,
кандидат технических наук, доцент
A.Н. Важенин,
доктор технических наук, профессор
Р.В. Кошелев,
аспирант
B.Н. Разгильдеев,
аспирант,
кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
ВЕСТНИК. 2006. №12