Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В РЕЖИМЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В РЕЖИМЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительный анализ / тестирование / двигательная подготовленность / стретчинг / аэробика / младшие школьники / оздоровительный лагерь / comparative analysis / testing / motor fitness / stretching / aerobics / junior schoolchildren / health camp

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

Дано обоснование эффективности применения средств фитнеса, в частности упражнений аэробики и стретчинга, в режиме организованной двигательной активности в условиях оздоровительного лагеря. Проведен сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности детей 7–10 лет контрольной и экспериментальной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF USE OF FITNESS MEANS IN THE MODE OF ORGANIZED MOTOR ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN A HEALTH CAMP

The effectiveness of the use of fitness means, in particular aerobics and stretching exercises, in the regime of organized physical activity in a health camp is substantiated. A comparative analysis of indicators of motor readiness of children aged 7–10 years in the control and experimental groups is given.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В РЕЖИМЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-3-10

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В РЕЖИМЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

В.В. Борисова, С.А. Архипова

Дано обоснование эффективности применения средств фитнеса, в частности упражнений аэробики и стретчинга, в режиме организованной двигательной активности в условиях оздоровительного лагеря. Проведен сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности детей 7-10 лет контрольной и экспериментальной групп.

Ключевые слова: сравнительный анализ, тестирование, двигательная подготовленность, стретчинг, аэробика, младшие школьники, оздоровительный лагерь.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., директор института, зав. кафедрой, Arkhi-pov777@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Анализ специальной литературы и данные собственных исследований позволяют констатировать, что оздоровительный фитнес является одним из эффективных средств развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста [1, 4, 8, 9].

В оздоровительных лагерях физ-культурно-спортивные мероприятия и физическое воспитание в целом проводятся в режиме регламентированных занятий и их произвольного выбора [2, 5]. При этом в первом случае на занятиях используются преимущественно классические традиционные виды двигательной активности, спортивные и подвижные игры, во втором случае дети выбирают наиболее приемлемые для них виды физической активности, причем те же спортивные и подвижные игры [1, 3].

EFFICIENCY OF USE OF FITNESS MEANS IN THE MODE OF ORGANIZED MOTOR ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN A HEALTH CAMP

Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@ rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Arkhipova S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professort, directorof institute, head of chair, Arkhipov777@ gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

The effectiveness of the use of fitness means, in particular aerobics and stretching exercises, in the regime of organized physical activity in a health camp is substantiated. A comparative analysis of indicators of motor readiness of children aged 7-10 years in the control and experimental groups is given.

Key words: comparative analysis, testing, motor fitness, stretching, aerobics, junior schoolchildren, health camp.

Элементы оздоровительного фитнеса в процессе физического воспитания детей 7-10 лет в оздоровительных лагерях применяются редко и не системно [6, 7].

В связи с этим, возникла необходимость в изучении данных вопро -сов и разработке экспериментальных комплексов упражнений оздорови -тельного фитнеса, учитывающих особенности двигательного режима в условиях оздоровительного лагеря.

Цель исследования - выявить преимущество использования системной организации фитнес-технологий на занятиях с детьми 7-10 лет в условиях оздоровительного лагеря.

Задачи исследования:

1) исследовать и оценить двигательную подготовленность детей 7-10 лет, находящихся в условиях оздоровительного лагеря;

2) экспериментально обосновать применение комплексов упражнений фитнеса для детей младшего школьного возраста в условиях оздоро -вительного лагеря.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач на формирующем этапе эксперимента применялись следующие методы исследования: двигательное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Как уже отмечалось, в исследовании использовался комплекс тестовых заданий для оценки двигательной подготовленности детей, включающий:

- тест «Фламинго»;

- тест Васильева;

- тест «Выпрыгивание вверх»;

- тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 с»;

- тест «Челночный бег 10*5 м».

Эксперимент проводился на базе оздоровительного лагеря «Сиг-нал» (Тульская область, Алексинский район, д. Юдинки) в июне-августе 2022 года (четыре смены по 21 день). В эксперименте участвовало 19 детей 7-10 лет, которые методом случайной выборки были разделены на экспе -риментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 10 и 9 человек соответственно.

Следует отметить, что для ЭГ были разработаны комплексы упражнений фитнеса для занятий в оздоровительном лагере с использованием средств оздоровительной (классической) аэробики и стретчинга. Данные фитнес-технологии включались в ежедневную зарядку, что служило разминкой (подготовкой организма) для последующих занятий. Упражнениям оздоровительной аэробики было посвящено отдельное занятие (60 минут), которое входило в структуру режима дня в оздоровительном лагере. В КГ занятия по физической культуре проходили без учета этих комплексов и не системно.

Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе эксперимента, как уже отмечалось ранее, достоверных различий в показа -телях двигательной подготовленности между контрольной и эксперимен -тальной группами выявлено не было, что свидетельствует о чистоте про -водимого исследования.

По окончании эксперимента наблюдались отдельные изменения показателей двигательной подготовленности детей 7-10 лет. Так, в экспериментальной группе выявлено статистически достоверное повышение результатов в тесте на гибкость. Также наличие положительных изменений было отмечено в других видах тестирования. В контрольной группе достоверных изменений не выявлено (рис. 1).

1.4 1.12 0.84 0.56 0.28 0

-0.28 -0.56 -0.84 -1.12 -1.4

Рис. 1. Показатели гибкости младших школьников, см

Многими авторами придается большое значение исследованию гибкости, поскольку данное физическое качество характеризует не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и является показателем энергетического «каркаса», уровня энергообмена, возможности нервно-мышечной системы, определяющей психоэмоциональное состояние, в ча -стности, в период адаптации к школе (что характерно для наших испытуемых).

В процессе исследования выявлено, что в ЭГ показатели гибкости у детей повысились, среднем, на 0,25 см, (Р<0,05). В КГ данный показатель варьировался в пределах 0,02 см (Р>0,05).

Кроме того, в ЭГ отмечена положительная динамика показателей во всех используемых тестах. Данные КГ свидетельствовали о положительной динамике у большинства испытуемых (60 %), об отрицательной -у 36 %, об отсутствии изменений - у 4 %.

А / / /

/ /

КГ

ЭГ

□ ДО ЭКСПЕРИМЕНТА С1ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Установлено статистически достоверное различие между показателями экспериментальной и контрольной групп (=8, Р<0,001). На наш взгляд это можно объяснить низким уровнем двигательной активности у детей КГ.

В результатах теста «Выпрыгивание вверх» (скоростно-силовые качества) в среднем наблюдался рост показателей как в КГ, так и в ЭГ (рис. 2).

28 26 24 22 20 18 16 14

Рис. 2. Показатели скоростно-силовых качеств младших школьников (тест «Выпрыгивание вверх»), см

В КГ наблюдалось увеличение показателей скоростно-силовых качеств в среднем на 0,9 см (Р>0,05). В ЭГ также отмечена положительная тенденция к увеличению данного показателя, которая составила 1,5 см (Р>0,05).

Следует отметить, что в обобщенном виде полученные данные ЭГ выше, чем в КГ. Этому способствовали занятия специальными упражнениями оздоровительного фитнеса, объединенными в отдельные программы.

Силовая выносливость мышц туловища у детей определялась по результатам теста «поднимание туловища из исходного положения лежа на спине за 20 с» (рис. 3).

Анализ результатов тестирования показал, что показатели силовой выносливости у детей КГ практически не изменились (до эксперимента -8,95±1,3 раза, после эксперимента - 8,95±1,07 раза). В ЭГ динамика исследуемых показателей была более выраженной (до эксперимента -9,6±1,2 раза, после эксперимента - 10,8±1,1 раза (Р>0,05), то есть произошло увеличение на 1,2 раза. Считаем, что этому способствовало правильное распределение нагрузки в экспериментальной группе, в то время как в контрольной, напротив, нагрузки было недостаточно.

у

26.35

24,5

23,6

Ж

24,85

~7\

КГ

ЭГ

□ДО ЭКСПЕРИМЕНТА ППОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

14 12 10 8 6 4 2 0

Рис. 3. Показатели силовой выносливости младших школьников (тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 с), кол-во раз

Анализ показателей, характеризующих динамическую координацию (тест «челночный бег) позволил выявить, что в обеих группах произошло повышение данного показателя - в ЭГ на 4 с, в КГ - на 2 с (рис. 4).

28 26 24 22 20 18 16 14

Рис. 4. Показатели динамической координации и быстроты младших школьников (тест «Челночный бег»), с

В ЭГ показатель, характеризующий статическую координацию (тест «Фламинго»), увеличился на 1,765 с. В КГ данный показатель составил в начале эксперимента 2,805±0,53 с, в конце - 4,025±1,03 с (разница -1,22 с, Р>0,05). Полученные результаты свидетельствовали о более выра -женной положительной динамике в ЭГ (рис. 5).

8.95 8.95

10.8

КГ

ЭГ

□ДО ЭКСПЕРИМЕНТА ИПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Q

6

/

26.1

/

V

24.1

25.8

2 lifi_

КГ

ЭГ

ОДО ЭКСПЕРИМЕНТА

□ ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

6

4

2

0

КГ ЭГ

□ДО ЭКСПЕРИМЕНТА ППОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Рис. 5. Показатели статической координации младших школьников (тест «Фламинго»), с

По нашему мнению, повышению исследуемого показателя способствовал процесс активизации вестибулярной функции в процессе взаимодействия с анализаторами, отвечающими за движения, зрение и слух. Отдельные упражнения оздоровительного фитнеса оказывают активное воздействие на вестибулярный и двигательный анализаторы, которые становятся менее чувствительными и позволяют выполнять сложные упражнения на развитие координационных способностей, такие как упражнения на статическую координацию (тест «Фламинго»).

Выводы

1. Экспериментально подтверждена эффективность системного применения фитнес-технологий, в частности упражнений оздоровительной аэробики и стретчинга, на физкультурно-оздоровительных занятиях детей 7-10 лет в условиях оздоровительного лагеря, повысившая показатели двигательной подготовленности в ЭГ. У детей КГ повышение уровня двигательной подготовленности было менее выражено.

2. Строго регламентированные физкультурные занятия с использо -ванием современных фитнес-технологий имеют существенные преимущества перед системой свободного выбора в условиях оздоровительного лагеря.

Список литературы

1. Башта Л.Ю. Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительных занятий с детьми: учеб. пособие. Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. 108 с.

5.91

2. Горбачева А.Ю., Левченкова Т.В. Основы вожатской деятельности в подготовке специалистов по организации внешкольной работы с детьми и подростками // Молодежная политика: история, теория, практика: сб. науч.-метод. материалов VI Межвуз. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РГУФКСМиТ, 2022. С. 50-55.

3. Ермолич С.Я. Социально-педагогическая работа с детьми в детских оздоровительных лагерях в ХХ веке // Вестник Минского государст -венного лингвистического университета. Педагогика, психология, мето-дика преподавания иностранных языков. 2018. № 1 (33). С. 21-28.

4. Зизикова С.И. Физкультурные образовательные технологии: учеб.-метод. пособие. Казань: Изд-во ПГУФКСиТ, 2021. 76 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коняхина Г.П. Роль утренней зарядки в укреплении физического здоровья детей (на примере оздоровительного детского лагеря) // Науко-сфера. 2021. № 10-1. С. 39-42.

6. Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В. Обобщенный анализ теории и практики применения инновационных технологий в процессе физического воспитания // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сб. материалов XXV Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 35-38.

7. Стрелецкая Ю.В. Эффективность образовательной модели на основе занятий фитнес-аэробикой // Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. и Всерос. конкурса науч. работ в обл. физ. культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. А.А. Шахова. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. С. 144-149.

8. Тулкубаева Е.В., Крылова З.Р., Галимзянова Н.А. Организация физкультурно-массовой работы в условиях детского оздоровительного лагеря // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XVI Междунар. науч.-практ.конф., посвящ. 90-летию ФГБОУ ВО «УГАТУ». Уфа: Изд-во УГАТУ, 2022. С. 218-221.

9. Хайдаров Д.У. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в детских оздоровительных лагерях (на примере всероссийского детского центра «Орлёнок») // Физическая культура. Спорт. Туризм. Дви -гательная рекреация. 2019. Т. 4. № 2. С. 161-167.

References

1. Bashta L.Yu. Teoretiko-metodicheskie osnovy sportivno-ozdorovitel'nyh zanyatij s det'mi [Theoretical and methodological foundations of sports and recreation activities with children]: textbook. allowance. Omsk: Publishing House of SibGUFK, 2019. 108 p.

2. Gorbacheva A.Yu., Levchenkova T.V. Osnovy vozhatskoj deyatel'nosti v podgo-tovke specialistov po organizacii vneshkol'noj raboty s det'mi i podrostkami [Fundamentals of counselor activities in the training of specialists in the organization of extracurricular work with children and adolescents] // Youth policy: history, theory, practice: coll. scientific me-

thod. Materials VI Mezhvu. scientific-practical. conf. M.: Publishing House of RGUFKSMiT, 2022. P. 50-55.

3. Ermolich S.Ya. Social'no-pedagogicheskaya rabota s det'mi v detskih ozdorovi-tel'nyh lageryah v HH veke [Socio-pedagogical work with children in children's health camps in the XX century] // Vestnik Minskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Pe-dagogika, psihologiya, metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov [Bulletin of the Minsk State Linguistic University. Pedagogy, psychology, methods of teaching foreign languages]. 2018. No. 1 (33). P. 21-28.

4. Zizikova S.I. Fizkul'turnye obrazovatel'nye tekhnologii [Physical education technologies]: textbook-method. allowance. Kazan: Publishing House of PGUFKSiT, 2021. 76 p.

5. Konyahina G.P. Rol' utrennej zaryadki v ukreplenii fizicheskogo zdorov'ya detej (na primere ozdorovitel'nogo detskogo lagerya) [The role of morning exercises in strengthening the physical health of children (on the example of a health-improving children's camp)] // Naukosfera [Science sphere]. 2021. No. 10-1. P. 39-42.

6. Luk'yanenko V.P., Luk'yanenko N.V. Obobshchennyj analiz teorii i praktiki pri-meneniya innovacionnyh tekhnologij v processe fizicheskogo vospitaniya [Generalized analysis of the theory and practice of the application of innovative technologies in the process of physical education] // Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism: coll. materials XXV All-Russian. scientific-practical. conf. Rostov n/D: IPK RGEU (RINH), 2022. P. 35-38.

7. Streleckaya Yu.V. Effektivnost' obrazovatel'noj modeli na osnove zanyatij fitnes-aerobikoj [The effectiveness of the educational model based on fitness aerobics] // Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical culture and sports organizations: sat. scientific Proceedings of Vseros. scientific-practical. conf. and Vseros. scientific competition. work in the region physical culture, sports and life safety / ed. ed. A.A. Shakhov. Yelets: YSU Publishing House. I.A. Bunina, 2019. P. 144-149.

8. Tulkubaeva E.V., Krylova Z.R., Galimzyanova N.A. Organizaciya fizkul'turno-massovoj raboty v usloviyah detskogo ozdorovitel'nogo lagerya [Organization of physical culture and mass work in the conditions of a children's health camp] // Actual problems of physical culture, sports and tourism: materials of the XVI Intern. scientific-practical conf., dedicated. 90th anniversary of FGBOU VO "USATU". Ufa: UGATU Publishing House, 2022. P. 218-221.

9. Hajdarov D.U. Organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti v detskih ozdorovitel'nyh lageryah (na primere vserossijskogo detskogo centra «Orlyonok») [Organization of physical culture and health-improving activities in children's health camps (on the example of the All-Russian children's center "Eaglet")] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019. V. 4. No. 2. P. 161-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.