Научная статья на тему 'СРЕДСТВА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СРЕДСТВА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / осанка / профилактика нарушений / двигательная подготовленность / современные физкультурно-оздоровительные технологии / primary school age / posture / prevention of disorders / motor readiness / modern sports and health technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

Представлены результаты исследования состояния осанки и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста, изменяющиеся под воздействием занятий на основе применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий. Основу экспериментальной методики составили специфические средства современных оздоровительных технологий, направленные на повышение двигательной подготовленности школьников, профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата детей 7–8 лет. Показана эффективность комплексной программы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF MODERN PHYSICAL AND IMPROVING TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF DISTURBANCES OF THE MUSCLE-MOTOR APPARATUS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The results of a study of the state of posture and motor fitness of children of primary school age, which change under the influence of classes based on the use of modern physical culture and health technologies, are presented. The basis of the experimental methodology was the specific means of modern health technologies aimed at improving the motor fitness of schoolchildren, preventing and correcting disorders of the musculoskeletal system in children 7-8 years old. The effectiveness of a comprehensive program for the prevention of disorders of the musculoskeletal system of younger schoolchildren is shown.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.011:611.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-47-54

СРЕДСТВА СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.А. Шепеленко, О.Н. Мезенцева

Представлены результаты исследования состояния осанки и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста, изменяющиеся под воздействием занятий на основе применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий. Основу экспериментальной методики составили специфические средства современных оздоровительных технологий, направленные на повышение двигательной подготовленности школьников, профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата детей 7-8 лет. Показана эффективность комплексной программы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, осанка, профилактика нарушений, двигательная подготовленность, современные физкультурно-оздоровительные технологии.

MEANS OF MODERN PHYSICAL AND IMPROVING TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF DISTURBANCES OF THE MUSCLE-MOTOR APPARATUS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Shepelenko S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, shepelenko2015 @bk.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Mezentseva O.N., lecturer, ion 1980.80@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

The results of a study of the state of posture and motor fitness of children of primary school age, which change under the influence of classes based on the use of modern physical culture and health technologies, are presented. The basis of the experimental methodology was the specific means of modern health technologies aimed at improving the motor fitness of schoolchildren, preventing and correcting disorders of the musculoskeletal system in children 7-8 years old. The effectiveness of a comprehensive program for the prevention of disorders of the musculoskeletal system of younger schoolchildren is shown.

Key words: primary school age, posture, prevention of disorders, motor readiness, modern sports and health technologies.

Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед. наук, доц., shepelenko2015@bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Мезенцева Ольга Николаевна, преподаватель, ion 1980.80@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Младший школьный возраст, и особенно переход от дошкольного к школьному возрасту, в развитии ребенка является важным периодом в связи с изменением режима дня и снижением двигательной активности, что впоследствии может привести к изменениям в физическом состоянии ребенка. В данном возрасте формирование правильной осанки и коррекция возникающих нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) на ранних этапах является одной из важнейших проблем современности, учитывая, как в дальнейшем неправильное положение тела может повлиять на органы и системы ребенка [1].

В последние годы, по данным разных источников, в среднем четыре ребенка из пяти имеют различные отклонения в состоянии ОДА. При этом наиболее часто встречаются нарушения осанки (75 %) и плоскостопие (40 %). Кроме того, как отмечал Л.М. Савко (2011), почти в 2,5 раза возросло количество случаев выявления тяжелых форм сколиотической болезни.

Интенсивность учебного процесса современных школьников, низ -кая двигательная активность в течение дня, недостаточное функциональное состояние мышечно-фасциального корсета позвоночника, долгое статическое поддержание одной и той же позы на уроках, ношение тяжелых рюкзаков, как правило на одном плече, и несоответствие школьной мебели индивидуальным особенностям детей - все это способствует возникновению различных дефектов осанки и ведет к биомеханическим нарушениям ОДА, а при игнорировании - к прогрессированию [2-4].

Основными методами коррекции нарушений осанки и заболеваний позвоночника являются методики лечебной физической культуры и корригирующей гимнастики [5-7]. Часто предлагаемые программы являются усредненными и не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста. При этом они являются монотонными и не отличаются разнообразием [8].

К средствам, способствующим оптимизации физического состояния детского организма и обеспечивающим всесторонний оздоровительный эффект, можно отнести современные физкультурные технологии, а именно: систему Пилатеса, танцевальные виды аэробики, фитбол-гимна-стику, функциональный тренинг, стретчинг и др.). Данные виды отличаются специальными упражнениями, эмоциональностью проведения занятий, доступностью упражнений, эффективностью, что способствует обеспечению устойчивого интереса к занятиям, формированию правильной осанки и укреплению костно-мышечной системы [9-11].

Несмотря на большое количество исследований, на сегодняшний день фитнес-технологии крайне редко используются на практике и носят больше фрагментарный характер, дополняя, в основном, урочные физкультурные занятия.

Разработка комплексной экспериментальной программы на основе применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в этом важном процессе и составили проблему исследования.

Цель исследования - изучить эффективность применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания учеников младших классов при профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования:

1) раскрыть возможности применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания детей 7-8 лет при профилактике нарушений ОДА;

2) разработать экспериментальную программу на основе примене -ния средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания детей 7-8 лет, а также разработать рекомендации по режиму дня младших школьников при профилактике нарушений осанки;

3) экспериментально проверить эффективность применения мето-дики на основе средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в режиме дня детей 7-8 лет.

Методика и организация исследований. В педагогическом эксперименте приняли участие 40 школьников первых классов ЦО № 10 г. Тулы, которые составили контрольную и экспериментальную группы. Занятия по физической культуре в обеих группах проводились в виде урока 3 раза в неделю по 40 минут на основе авторской программы под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2011).

На этапе констатирующего педагогического эксперимента основ -ными задачами являлись наблюдения за детьми в режиме учебного дня, проведение анкетирования, беседы с детьми и родителями, изучение состояния ОДА и двигательной подготовленности детей опытных групп, разработка экспериментальной программы.

Для решения указанных задач анализировались данные опроса родителей и учителей, медицинские карты детей, проводилось соматоско -пическое обследование, изучались двигательные возможности детей исследуемой категории по стандартным тестам.

В содержание занятий экспериментальной группы в вариативную часть программы (3-й урок) были внесены изменения в виде применения средств современных физкультурно-оздоровительных технологий. Также на каждом уроке в виде круговой тренировки выполнялся комплекс специальных упражнений на укрепление мышечно-связочного аппарата позвоночника, мышц живота, верхних и нижних конечностей. Режим двигатель -ной активности школьников контрольной и экспериментальной групп был одинаков и соответствовал требованиям программы образовательного учреждения.

В основу экспериментальной методики вошла группа специальных упражнений на основе современных физкультурно-оздоровительных технологий, а именно:

- для укрепления мышц шеи, мышц-разгибателей спины, мышц живота (силовая аэробика, пилатес, функциональный тренинг);

- на выработку ощущений и формирование правильной осанки (пилатес, функциональный тренинг);

- на тренировку проприочувствительности (равновесие и балансирование) и устойчивости вестибулярного аппарата (функциональный тре -нинг, упражнения на неровных поверхностях);

- для развития координации (базовая и танцевальные виды аэробики);

- для воспитания статической выносливости разгибателей туловища (силовая аэробика, пилатес, функциональный тренинг) с акцентом на применение изометрических и статодинамических упражнений, упражнений на вытяжение позвоночника, выравнивание, что ведет к воспитанию специфической выносливости мышц спины и обеспечивает поддержание любого положения тела [2];

- упражнения на улучшение гибкости и подвижности суставов (стретчинг).

Изучение теоретического материала программы по физической культуре с акцентом на сообщение сведений о правильной осанке осуществлялось в форме 3-5-минутных бесед в начале и конце занятия с использованием наглядных пособий, видеороликов и презентаций.

В содержание экспериментальной программы также были включены следующие компоненты:

- проведение бесед с родителями и школьниками о значении пра -вильной осанки для здоровья, а также по вопросам профилактики и коррекции нарушений;

- разработка методических рекомендаций для учителей с целью проведения динамических пауз и физкультминуток в режиме дня младших школьников, а также для родителей;

- коррекция осанки школьников в положении сидя и стоя;

- ежедневное выполнение комплексов утренней и вечерней гигиенической гимнастики, способствующих укреплению мышц спины и формированию правильной осанки (под контролем родителей).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе наблюдения за учениками на уроках определили, что количество учеников, сидящих за партой правильно, снижается к последнему уроку (что может быть следствием физического утомления мышц шеи и спины). Однако есть дети, которые уже с 1-го урока сидят неправильно, что говорит об отсутст -вии навыка удержания правильной осанки (таблица).

Положение тела учащихся во время уроков

Класс Первый урок Последний урок

Правильное Неправильное Правильное Неправильное

Абс, чел. Отн., % Абс, чел. Отн., % Абс, чел. Отн., % Абс, чел. Отн., %

1а 20 62,5 12 37,5 15 46,9 17 53,1

1б 23 71,9 9 28,1 17 53,1 15 46,9

В результате анкетирования, проведенного среди родителей, было установлено, что в 36 % случаев они не уделяют внимание физическому воспитанию детей и только в 20 % - в течение дня следят за положением тела ребенка при различных видах занятости, что говорит о низком кон-

троле с родительской стороны. Тем не менее, большая часть родителей знает и указывает на основные причины, ведущие к нарушениям осанки, среди которых являются: неправильное положение сидя за столом, сидячий образ жизни, большое количество времени, проводимое за компьютером или телефоном, чтение, лежа в постели, низкая двигательная активность и др.

При первичном обследовании состояния осанки в экспериментальной группе (ЭГ) нормальная форма спины была отмечена у 13 школьников (65 %). Нарушения осанки выявлены у 7 детей (35 %), в числе которых четыре ребенка - с асимметрией лопаток и нарушением по сколиотиче-скому типу, три ребенка с признаками сутулости. В контрольной группе (КГ) 15 человек имели нормальную осанку (75 %), у пяти детей были зафиксированы нарушения осанки, трое детей имели асимметрию лопаток, двое - сутуловатость.

По окончании исследования в экспериментальной группе количество детей с нормальной формой спины возросло с 13 (65 %) до 16 человек (80 %). Количество детей с нарушениями осанки снизилось с 7 (35 %) до 3 человек (15 %). У двоих детей были зафиксированы нарушения по ско-лиотическому типу, у одного ребенка - сутуловатость.

Произошедшее улучшение в состоянии осанки младшеклассников и положительную динамику можно объяснить, в первую очередь, постоянным контролем за правильным положением спины со стороны учителей в режиме учебного дня и родителей в свободное от учебы время, а также применением в режиме дня специальных корригирующих упражнений из средств современных физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на укрепление мышц спины и живота, а также конечностей.

В контрольной группе по окончании экспериментального периода из 20 человек 9 имели нарушения в состоянии ОДА. У пяти школьников наблюдались нарушения по сколиотическому типу, у четырех - сутуловатость, у 11 детей (55 %) зафиксирована нормальная форма спины. Таким образом, можно констатировать увеличение числа случаев нарушений осанки с пяти до девяти, что в дальнейшем может привести к более тяжелым случаям нарушений в состоянии ОДА. Несмотря на то, что рекомен -дации по профилактике нарушений осанки были даны обеим группам, ска -залось отсутствие специальных средств физкультурно-оздоровительных технологий в контрольной группе, что в итоге отразилось на конечном результате.

Осанка напрямую зависит от состояния мышечного корсета, поэтому по окончании эксперимента было проведено повторное тестирование двигательной подготовленности младших школьников опытных групп. В результате тестирования оценивались сила мышц ног, спины, брюшного пресса, а также подвижность позвоночника и умение держать статическое равновесие.

От силы мышц ног зависит успешность сохранения нужной позы во время определенного положения или движения. Определение силы мышц ног выполнялось с помощью теста «Приседание», в котором показатели улучшились в обеих группах. Результаты в ЭГ (8,9 раза) оказались выше, чем в КГ (7,2 раза), однако разница между ними была статистически недостоверной.

Подвижность позвоночного столба определялась наклоном туловища вперед. По окончании эксперимента в контрольной группе средний результат составил 4,7 см, в экспериментальной - 6,4 см. Отличие в средних значениях данного показателя в обеих группах можно объяснить сис -тематическим выполнением упражнений стретчинга.

Оценка способности к поддержанию статического равновесия выступает как необходимое условие формирования правильной осанки и совершенствования двигательных навыков. Данная способность определя -лась с помощью пробы Ромберга. Результат в экспериментальной группе составил 13,6 с, в контрольной - 8,2 с. В данном исследовании получены достоверные различия в показателях функции равновесия у детей ЭГ и КГ. Значительное улучшение функции равновесия в экспериментальной группе, по нашему мнению, связано с выполнением комплексов специальных упражнений системы Пилатеса (с выравниванием позвоночника и прогибанием туловища в грудном отделе, которые способствовали пониманию своего тела), занятиями функциональным тренингом и аэробикой, связанных с удержанием симметричного положения рук и ног и умением оценить пространственное положение всех звеньев тела. В результате выполнения определенных упражнений удалось улучшить функции равновесия и развить устойчивость вестибулярного аппарата.

По окончании эксперимента зафиксирован высокий прирост в показателях силы мышц брюшного пресса (подъемы туловища из положения лежа на спине) у детей ЭГ - в 12,3 раза, в КГ аналогичный показатель составил 9,1 раза. Силовая выносливость мышц спины оценивалась по удержанию туловища над полом в положении лежа на животе на скамейке. Результат в ЭГ составил 16,3 с, в КГ - 13,4 с (различие между результатами статистически достоверное). Высокий прирост результатов в экспериментальной группе, вероятно, вызван систематическим выполнением упражнений на силу мышц живота и спины. Укрепление мышц живота и спины способствует созданию мышечного корсета туловища, необходимого для формирования правильной осанки.

Заключение. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность применения средств современных физкультурно -оздоровительных технологий, а также необходимость использования комплексного подхода (режим дня, питание, двигательная активность, посто -янный контроль со стороны учителей и родителей и др.) в профилактике нарушений осанки младших школьников.

Список литературы

1. Потапчук А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2005. 250 с.

2. Борисов А.Е. Основы физической реабилитации при сколиозе и нарушении осанки // Вестник государственного социально-гуманитарного университета. 2019. № 3 (35). С. 77-97.

3. Андрусева И.В., Бобрик Ю.В., Абдурахманов С.Р. Физическая реабилитация при нарушении осанки у детей // Вестник физиотерапии и курортологии. 2020. Т. 26. № 1. С. 63.

4. Егоров В.Н. Фактологический аспект проблемы здоровьесбере-жения учащейся молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 49-55.

5. Кружилина Т.В., Пономарева И.А. Коррекция нарушений осанки у младших школьников средствами физической культуры // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-2 (27). С. 72-78.

6. Средства лечебной физкультуры в профилактике нарушений осанки / Н.А. Цеева [и др.] // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф. USA, North Charleston: CreateSpace, 2018. С. 49-51.

7. Трофимова О.С., Ончукова Е.И., Роговая В.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки: сб. материалов науч. и науч.-метод. конф. проф.-препод. состава Кубанского государственного университета физиче -ской культуры, спорта и туризма. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2020. № 1. С. 203-204.

8. Степкина М.А., Федотов В.К. Диагностика нарушений осанки во фронтальной и горизонтальной плоскостях и дифференцированный подход к их исправлению // Восстановительная медицина и реабилитация. 2010. Т. 1. С. 15-16.

9. Пяк М.А. Организация исследования использования фитбол-гимнастики для профилактики нарушений осанки // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ, 2020. С. 65-67.

10. Рогова Ю.В., Ланская О.В., Сазонова Л.А. Занятия силовой направленности со школьниками, имеющими нарушения осанки // Инфор -мационные и коммуникативные технологии в психологии и педагогике: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 55-56.

11. Применение современных оздоровительных технологий для детей с нарушениями осанки / П.Г. Койносов [и др.] // Конгресс «Человек и лекарство. УРАЛ-2019»: сб. материалов (тезисы докладов). Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2019. С. 41.

References

1. Potapchuk A.A. Sredstva lechebnoj fizkul'tury v upravlenii fizicheskim sostoya-niem doshkol'nikov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Means of physiotherapy exercises in the management of the physical condition of preschoolers with disorders of the musculoskeletal system]: dis. ... dr. med. sciences. SPb., 2005. 250 p.

2. Borisov A.E. Osnovy fizicheskoj reabilitacii pri skolioze i narushenii osanki [Fundamentals of physical rehabilitation for scoliosis and posture disorders] // Vestnik gosu-darstvennogo social'no-gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the State Social and Humanitarian University]. 2019. No. 3 (35). P. 77-97.

3. Andruseva I.V., Bobrik Yu.V., Abdurahmanov S.R. Fizicheskaya reabilitaciya pri narushenii osanki u detej [Physical rehabilitation in violation of posture in children] // Vestnik fizioterapii i kurortologii [Bulletin of physiotherapy and balneology]. 2020. V. 26. No. 1. P. 63.

4. Egorov V.N. Faktologicheskij aspekt problemy zdorov'esberezheniya uchashchej-sya molodezhi [Factological aspect of the problem of health saving of student youth] // Izves-tiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2013. Iss. 1. P. 49-55.

5. Kruzhilina T.V., Ponomareva I.A. Korrekciya narushenij osanki u mladshih shkol'nikov sredstvami fizicheskoj kul'tury [Correction of posture disorders in junior schoolchildren by means of physical culture] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' [Tavrichesky scientific observer]. 2017. No. 10-2 (27). P. 72-78.

6. Sredstva lechebnoj fizkul'tury v profilaktike narushenij osanki [Means of physical therapy in the prevention of posture disorders] / N.A. Ceeva [et al.] // Fundamental science and technology - promising developments: sat. materials of the XVII Intern. scientific-practical. conf. USA, North Charleston: CreateSpace, 2018. P. 49-51.

7. Trofimova O.S., Onchukova E.I., Rogovaya V.V. Metodika fizkul'turno-ozdoro-vitel'nyh zanyatij s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta, imeyushchih narusheniya osanki [Methods of physical culture and health-improving classes with children of primary school age with posture disorders]: sat. scientific materials. and scientific method. conf. prof.-teacher composition of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar: Publishing House of KGUFKST, 2020. No. 1. P. 203-204.

8. Stepkina M.A., Fedotov V.K. Diagnostika narushenij osanki vo frontal'noj i gori-zontal'noj ploskostyah i differencirovannyj podhod k ih ispravleniyu [Diagnosis of posture disorders in the frontal and horizontal planes and a differentiated approach to their correction] // Vosstanovitel'naya medicina i reabilitaciya [Restorative medicine and rehabilitation]. 2010. Vol. 1. P. 15-16.

9. Pyak M.A. Organizaciya issledovaniya ispol'zovaniya fitbol - gimnastiki dlya pro-filaktiki narushenij osanki [Organization of the study of the use of fitball-gymnastics for the prevention of posture disorders] // Innovative projects and programs in psychology, pedagogy and education: coll. articles of the International scientific-practical conf. Sterlitamak: AMI, 2020. P. 65-67.

10. Rogova Yu.V., Lanskaya O.V., Sazonova L.A. Zanyatiya silovoj napravlennosti so shkol'nikami, imeyushchimi narusheniya osanki [Classes of power orientation with schoolchildren with posture disorders] // Information and communication technologies in psychology and pedagogy: coll. articles of the International scientific-practical. conf. Sterlitamak: AMI, 2018. P. 55-56.

11. Primenenie sovremennyh ozdorovitel'nyh tekhnologij dlya detej s narusheniyami osanki [The use of modern health technologies for children with posture disorders] / P.G. Kojnosov [et al.] // Congress "Man and medicine. URAL-2019": sat. materials (abstracts). Tyumen: RIC "Iveks", 2019. P. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.