Научная статья на тему 'Эффективность применения модельных характеристик физической подготовленности скалолазов старших разрядов в учебно-тренировочном процессе'

Эффективность применения модельных характеристик физической подготовленности скалолазов старших разрядов в учебно-тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
542
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКАЛОЛАЗАНИЕ / НОРМАТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / CLIMB / RATE / PHYSICAL PREPARATORY / PEDAGOGICAL TEST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ломовцев Денис Юрьевич, Кравчук Татьяна Анатольевна

На основании проведенных исследований физической подготовленности скалолазов старших разрядов в 2006 2008 гг. были определены модельные характеристики физической подготовленности скалолазов старших разрядов. Научная новизна исследования состоит в следующем: определен уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов, специализирующихся в лазании на трудность; на практике установлена связь уровня физической подготовленности скалолазов со спортивно-техническим результатом; разработаны и апробированы в учебно-тренировочном процессе модельные характеристики, позволяющие оценить физическую подготовленность скалолазов старших разрядов специализирующихся в лазании на трудность. Данные разработки внедрены в учебно-тренировочный процесс скалолазов ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», ДЮСШ № 35 г. Омска, ДЮСШ «Старт» г. Нижний Тагил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ломовцев Денис Юрьевич, Кравчук Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of application of modeling characteristics of physical readiness of rock-climbers of the senior categories in training process

On the basis of the carried out research of physical readiness of rock-climbers of the senior categories in 2006 -2008 modeling characteristics of physical readiness of rock-climbers of the senior categories have been determined. Scientific novelty of the research is the folowing: the level of physical readiness of rock-climbers of the senior categories specializing in climbing on difficulty is determined; in practice the connection of a level of physical readiness of rock-climbers with sports technical result is established; the modeling characteristics are developed and approved in training process, allowing to estimate physical readiness of rock-climbers of the senior categories specializing in climbing on difficulty. The given development is introduced into training process of rock-climbers in the Siberian state university of physical training and sports, the Omsk children's youthful sports school №35, the children's youthful sports school «Start» of Nizhni Tagil.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения модельных характеристик физической подготовленности скалолазов старших разрядов в учебно-тренировочном процессе»

УДК 796526 Д. Ю. ЛОМОВЦЕВ

Т. А. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СКАЛОЛАЗОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

На основании проведенных исследований физической подготовленности скалолазов старших разрядов в 2006 — 2008 гг. были определены модельные характеристики физической подготовленности скалолазов старших разрядов. Научная новизна исследования состоит в следующем: определен уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов, специализирующихся в лазании на трудность; на практике установлена связь уровня физической подготовленности скалолазов со спортивно-техническим результатом; разработаны и апробированы в учебно-тренировочном процессе модельные характеристики, позволяющие оценить физическую подготовленность скалолазов старших разрядов специализирующихся в лазании на трудность. Данные разработки внедрены в учебно-тренировочный процесс скалолазов ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», ДЮСШ № 35 г. Омска, ДЮСШ «Старт» г. Нижний Тагил.

Ключевые слова: скалолазание, нормативы, физическая подготовленность, педагогическое тестирование.

В спортивном скалолазании на современном этапе выполнение большинства технических элементов должно быть обеспечено определенным уровнем развития физических качеств. С каждым годом соревновательные трассы усложняются. Сделать эффективный перехват на соревновательной трассе спортсмен может лишь в том случае, если требования к технике выполнения соответствуют его физической подготовленности. В связи с этим для роста спортивного мастерства скалолазов и овладения сложными техническими элементами необходима соответствующая физическая подготовленность [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

С 2006 по 2008 год было проведено исследование уровня физической подготовленности скалолазов старших разрядов. Констатирующий педагогический эксперимент проходил в спортивных школах пяти городов России: Омска, Новокузнецка, Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила. Всего было протестировано 50 скалолазов 1-го разряда, 51 кандидат в мастера спорта. Программа педагогических испытаний состояла из 24 тестов, из которых, с помощью корреляционного анализа и метода множественной регрессии, было отобрано 11 наиболее информативных для оценки физической подготовленности скалолазов старших разрядов. Модельный уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов был определен как ~ ± 0,5а [3] и принят за 4 балла по 7-балльной шкале (табл. 1).

Анализ рейтинга спортсменов за год позволил выявить зависимость результатов соревнований от уровня физической подготовленности с использованием метода корреляции. Среди скалолазов были такие, которые имели модельный уровень развития отдельно взятого качества, и относительно низкий уровень по другим. Такие спортсмены не показывали планируемых спор-

тивных результатов на соревнованиях. И, напротив, у скалолазов стабильно занимающих верхние позиции в соревновательном рейтинге, наблюдалось гармоничное развитие двигательных способностей соответствующих их разряду. Уровень развития физических качеств этих спортсменов находился на модельном или выше модельного уровне. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что уровень развития большинства физических качеств соответствующий модельному, способствует достижению скалолазом высоких спортивных результатов.

Для определения практической значимости разработанных модельных характеристик был проведен преобразующий педагогический эксперимент.

Цель исследования: выявить эффективность применения разработанных модельных характеристик скалолазов старших разрядов в учебно-тренировочном процессе.

Гипотеза исследования: мы предположили, что, если определить уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов, выделить слабые стороны подготовленности в сравнении с модельными характеристиками, и, воздействуя в тренировочном процессе на отстающие физические качества, можно добиться овладения скалолазами сложными техническими элементами, и тем самым повысить соревновательные результаты.

Задачи исследования

1. Определить уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов.

2. Разработать индивидуальный профиль физической подготовленности скалолазов старших разрядов в соответствии с модельными характеристиками.

3. Выявить эффективность учебно-тренировочного процесса с использованием модельных харак-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Оценка физической подготовленности скалолазов с квалификацией 1-й разряд

№ п/п Показатели Баллы

1 2 3 4(м) 5 6 7

1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) <16 16-19 20-21 22-26 27-28 29-32 > 32

2. Подниманиее ног к перекладине (кол-во раз) <11 11-14 15-16 17-22 23-24 25-28 >28

3. Подтягивание на планке (кол-во раз) <8 8-12 13-14 15-20 21-22 23-27 >27

4. Вис согнув руки углом 450 (с) <28,5 28,5-40,4 40,5-46,4 46,5-58,5 58,6-63 63,1-75 >75

5. Вис согнув руку углом 450 (с) <14,6 14,6-25,9 26-30,9 31-41 41,9-46 46-57,3 >57,3

6. Поднимание ног к перекладине за 10 с (кол-во раз) <5 5 6 7-8 9 10 >10

7. Подтягивание 10 раз на 1 (с) >14,6 14,6-13,8 13,7-13,3 13,2-12,3 12,2-11,9 11,8-11 <11

8. Прыжок в высоту (см) <31 31-39 40-43 44-52 53-56 57-65 >65

9. Тест Копылова (с) >14 14-12,6 12,5-11,9 11,8-10,3 10,2-9,5 9,4-8 <8

10. Вис на планке (с) <18,7 18,7-32,6 32,7-39,6 39,7-53,3 53,4-60,7 60,8-74,7 >74,7

11. Бег 1 км (мин) >3,4 3,4-3,32 3,31-3,28 3,27-3,18 3,17-3,13 3,12-3,04 <3,04

Примечание: 1= <-28; 2 = от -28 до -18; 3= от -18 до -0,58; 4 = ± 0,58; 5= от +0,58 до + 18; 6= от +18 до +28; 6= > + 28

Таблица 2

Результаты соревновательной деятельности скалолазов контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Спортсмен Соответствие модельному уровню Место, занятое в соревнованиях

Экспериментальная Контрольная Э К

Баллы Степень рассогласования Баллы Степень рассогласования

1 31 Средняя 28 Средняя 5 3

2 29 Средняя 31 Средняя 9 4

3 20 Большая 26 Средняя 14 10

4 30 Средняя 21 Большая 7 11

5 29 Средняя 21 Большая 6 15

6 21 Большая 44 Модель 13 1

7 45 Модель 18 Большая 2 16

8 20 Большая 28 Средняя 12 8

Хср 28,25 27 8,5 8,5

Р >0,05

Примечание: М. —модельный уровень развития физического качества.

Таблица 3

Результаты соревновательной деятельности скалолазов контрольной и экспериментальной группы после эксперимента

Спортсмен Соответствие модельному уровню Место, занятое в соревнованиях

Экспериментальная Контрольная Э К

Баллы Степень рассогласования Баллы Степень рассогласования

1 47 Модель 36 Малое 2 9

2 41 Малое 38 Малое 6 7

3 32 Среднее 32 Среднее 11 13

4 46 Модель 30 Среднее 4 15

5 42 Малое 32 Среднее 5 14

6 38 Малое 47 Модель 8 3

7 50 Модель 21 Большое 1 16

8 31 Среднее 31 Среднее 12 10

Хср 40,3 32,4 6,1 10,9

Р <0,05

Примечание: М. —модельный уровень развития физического качества.

теристик физической подготовленности скалолазов старших разрядов.

Процесс педагогического воздействия в период эксперимента представлен в виде схемы (рис. 1). Получив исходные данные о физической подготовленности скалолаза с помощью разработанной нами программы тестирования и сравнения с модельными характеристиками, тренер разработал индивидуально для каждого спортсмена тренировочный план развития «отстающих» физических качеств. В процессе физической подготовки и анализа результатов посредством обратной связи определялись недостатки и преимущества подготовленности скалолаза, и тренировочный план корректировался в соответствии с изменившимся состоянием спортсмена.

В педагогическом эксперименте приняло участие 16 скалолазов 1-го разряда из спортивной школы «Старт» г. Нижний Тагил. Такое количество спортсменов обосновывается тем, что в группе УТ-5 в соответствии с программой спортивной подготовки ДЮСШ для скалолазов 1-го разряда требование к максимальному наполнению в группе 5-6 человек. В связи с этим для эксперимента нами были взяты две группы УТ-5 по 8 человек. Результаты тестирования спортсменов были переведены в баллы при помощи шкал оценок (табл. 1) и получен итоговый результат, характеризующую общую физическую подготовленность каждого скалолаза. Модельный уровень был определен по итоговой оценке в 44 балла (~ ± 0,5а). Объясняется это тем, что средний балл по каждому тесту 4, а тестов всего 11. Поэтому малой степенью рассогласования с модельным уровнем считалась оценка в пределах от 33 до 43 баллов (от Хср — 0,5а до Хср — 1а). Средняя степень рассогласования — оценка в пределах от 22 до 32 баллов (от Хср — 1а до Хср — 2а), и соответственно большая степень рассогласования — оценка менее 21 балла (менее Хср — 2а).

Проанализировав данные, мы сделали вывод, что из 16 скалолазов у двух спортсменов уровень развития физических качеств находится на модельном уровне; у восьми спортсменов уровень развития физических качеств находится в средней степени рассогласования с модельным; и у шести испытуемых в большой степени рассогласования с модельным уровнем.

Далее группа скалолазов была разделена на две одинаковые по подготовленности подгруппы: контрольную и экспериментальную (рис. 2). Проведенное сравнение результатов двух групп не обнаружило достоверных различий между ними до эксперимента (Р> 0,05).

Для спортсменов экспериментальной группы был определен индивидуальный профиль физической подготовленности, выделены физические качества не соответствующие модельному уровню. В тренировочном процессе экспериментальной группы тренеру была поставлена задача, используя определенные средства и методы, добиться соответствия модельному уровню физической подготовленности испытуемых в отстающих физических качествах. В то время как в контрольной группе тренировочный процесс планировался без учета индивидуального профиля физической подготовленности.

Обе группы тренировались с сохранением одинакового объема тренировочной работы, соотношения использования средств ОФП и СФП, времени тренировки. Различия состояли в том, что тренер, зная слабые стороны подготовленности скалолазов экспериментальной группы, подбирал соответствующие средства, методы и дозировку, чтобы повысить отстающие физические качества. Всего педагогический эксперимент длился четыре месяца, после чего

скалолазов повторно протестировали. Результаты тестирования в экспериментальной группе достоверно (Р<0,05) отличаются от полученных данных до эксперимента в 10 тестах, за исключением теста характеризующего скоростно-силовые качества мышц ног. В контрольной группе результаты, полученные после эксперимента, достоверно отличаются в пяти из 11 тестов (Р<0,05), а именно в контрольных испытаниях на динамическую выносливость и скоростно-силовые качества мышц рук, статическую выносливость мышц предплечий, общую выносливость.

Анализ полученных данных физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после эксперимента показал прирост результатов у всех без исключения спортсменов от 3 до 37 %. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности двух групп показал, что средние значения результатов тестирования экспериментальной группы выше результатов контрольной группы.

В экспериментальной группе произошло изменение количества скалолазов имеющих модельный уровень, и различные степени рассогласования с ним (рис. 3). Так, в течение эксперимента количество спортсменов, имеющих модельный уровень, увеличилось на четыре человека. В то время как в контрольной группе состав осталось прежним, так как спортсмен имел модельный уровень до эксперимента.

Уровень подготовленности находящийся в малой степени рассогласования с модельным имеют 6 скалолазов после эксперимента. В то время как в контрольной группе лишь 4 спортсмена имеют такой уровень подготовленности.

В экспериментальной группе среднюю степень рассогласования имеют четыре скалолаза, а в контрольной группе восемь спортсменов. В контрольной группе после эксперимента осталось два скалолаза, имеющих большую степень рассогласования с модельным уровнем, в то время как в экспериментальной группе такие спортсмены отсутствуют (рис. 3).

Помимо уровня физической подготовленности нами учитывались результаты соревновательной деятельности скалолазов, участвовавших в эксперименте. Перед экспериментом для спортсменов были проведены соревнования в соответствии с правилами Федерации скалолазания России на трассе, соответствующей квалификации 1-го разряда (табл. 2).

Анализируя полученные после соревнований результаты контрольной и экспериментальной групп в целом, мы делаем следующие выводы. Перед экспериментом спортсмены обеих групп имели одинаковый средний результат по занятым местам (среднее значение 8,5) и примерно одинаковый средний балл итоговой оценки физической подготовленности (табл. 2). После проведенного педагогического эксперимента изменились как данные физической подготовленности скалолазов, так и занятые места (табл. 3). Так, средний показатель оценки физической подготовленности в контрольной группе вырос с 27 до 32,4. В то время как тот же показатель в экспериментальной группе увеличился с 28,3 до 40,3. Средний показатель занятых мест в контрольной группе ухудшился с 8,5 до 10,9. В то время как в экспериментальной группе этот же показатель улучшился с 8,5 до 6,1. В экспериментальной группе 75% скалолазов заняли верхние места по итогам соревнований.

Научная новизна исследования:

— определен уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов, специализирующихся в лазании на трудность;

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Рис. 1. Процесс педагогического воздействия в период эксперимента

50

40

30

20

10

0

□ экспериментальная группа

□ контрольная группа

Рис. 2. Уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов до эксперимента (%)

Q Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 3. Уровень физической подготовленности скалолазов старших разрядов после эксперимента (%)

— на практике установлена связь уровня физической подготовленности скалолазов со спортивнотехническим результатом;

— разработаны и апробированы в учебно-тренировочном процессе модельные характеристики, позволяющие оценить физическую подготовленность скалолазов старших разрядов, специализирующихся в лазании на трудность.

Прохождение трассы соответствующей квалификации 1-го разряда и выше требует от спортсмена уровня развития физических качеств определенного нами как модельного. Скалолазы, не имеющие отстающих от модельного уровня физических качеств, проходят соревновательную трассу увереннее, и показывают стабильно высокие результаты в отличие от скалолазов, имеющих недостатки в физической подготовленности. Мы рекомендуем тренерам применять разработанную нами модель физической подготовленности скалолазов старших разрядов на различных этапах тренировочного процесса. Разработанные нами модельные характеристики внедрены в учебно-тренировочный процесс скалолазов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, ДЮСШ № 35 г. Омска, ДЮСШ «Старт» г. Нижний Тагил.

Библиографический список

1. Байковский, Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм) / Ю.В. Байковский. — М. : ТОО «Вилад», 1996. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский —

М. : Советский спорт. 2009. — 200 с.

3. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский — М. : Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.

4. Многолетняя тренировка в скалолазании / под ред. Е. В. Шумиловой. — СПб. : Изд-во Питер, 2000. — 200 с.

5. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. — М. : Аст : Астрель, 2004. — 863 с.

6. Пиратинский, А.Е. Подготовка скалолаза / А.Е. Пира-тинский. — М. : Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.

7. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. — М. : Физкультура и спорт, 2002. - 286 с.

8. Шерер, Ф. Физическая подготовка скалолаза : пер. с фр. / Ф. Шеррер. — Екатеринбург : УПИ, 1991. — 132 с.

9. Хаттинг Г. Скалолазание. / Г. Хаттинг. — М. : Гранд-Фаир, 2006. — 96 с.

10. Hill P. Technical Mountaineering / P. Hill. — Washington, 2008. — 272 p.

ЛОМОВЦЕВ Денис Юрьевич, магистр физической культуры, аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса, преподаватель кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

E-mail: den-as@yandex.ru КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса, декан факультета туризма, рекреации и реабилитации.

E-mail: kravchukt@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 28.05.2009 г.

© Ломовцев Д.Ю., Кравчук Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.