э
2013
Ші
Психофизиологические возможности альпинистов и скалолазов, специализирующихся в скоростном лазании и лазании на сложность
Козина Ж.Л. ', Репко Е.А. ', Прусик Кристоф2, Чеслицка Мирослава3
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды1 Академия физического воспитания и спорта, Гданськ, Польша2 Университет Казимира Великого, Быдгощ, Польша3
Аннотации:
Цель работы состояла в сравнительной характеристике психофизиологических возможностей элитных спортсменов - представителей скалолазания на сложность, скорость и альпинистов. В исследовании приняли участие 26 высококвалифицированных спортсменов (возраст 19-22 года). Показано, что спортсмены значительно точнее воспроизводят временной интервал в 30 секунд, по сравнению с временным интервалом в 1 минуту. Выявлено, что скалолазы (лазание на скорость) и в некоторых случаях скалолазы (лазание на сложность) показывают достоверно лучшие результаты в тестах на скорость реакции в сложных условиях. Выявлены более высокие показатели подвижности и силы нервных процессов у скалолазов по сравнению с альпинистами. Данный факт связан со спецификой тренировочной и соревновательной деятельности скалолазов, требующей глобальной концентрации в условиях максимального или околомаксималь-ного силового напряжения.
Ключевые слова:
скалолазание, альпинизм, скорость, сила, выносливость, психофизиология, реакция, нервная система, сложность, отбор.
Козіна Ж.Л., Рєпко О.О. Прусик Кристоф, Чеслицка Мирослава. Психофізіологічні можливості альпіністів та скелелазів, що спеціалізується в швидкісному лазінні та лазінні на складність. Мета роботи полягала у порівняльній характеристиці психофізіологічних можливостей елітних спортсменів - представників скелелазіння на складність, швидкість і альпіністів. У дослідженні взяли участь 26 висококваліфікованих спортсменів (вік 19-22 роки). Показано, що спортсмени значно точніше відтворюють часовий інтервал в 30 секунд, в порівнянні з часовим інтервалом в 1 хвилину. Виявлено, що скелелази (на швидкість) і в деяких випадках скелелази (на складність) показують достовірно кращі результати в тестах на швидкість реакції в складних умовах. Виявлено більш високі показники рухливості і сили нервових процесів у скелелазів в порівнянні з альпіністами. Даний факт пов'язаний зі специфікою тренувальної та змагальної діяльності скелелазів, що вимагає глобальної концентрації в умовах максимальної або біля максимальної силової напруги.
скелелазіння, альпінізм, швидкість, сила, витривалість, психофізіологія, реакція, нервова система, складність, відбір.
Kozina Zh.L., Ryepko O.A., Prusik Kr., Cieslicka Miroslawa. Psychophysiological possibility
of mountaineers and climbers specializing in speed climbing and climbing difficulty. The purpose of this study was comparative characterization of psycho-physiological features of elite athletes - the representatives of the climbing on the complexity, speed and climbers. The study included 26 elite athletes (age 19-22 years). It is shown that athletes much more accurately reproduce a time interval of 30 seconds, compared with a time interval of 1 minute. Revealed that the climbers (climbing speed) and in some cases, climbers (climbing difficulty) show significantly better results on tests of reaction rate under difficult conditions. Found higher rates of mobility and strength of nervous processes in rock climbers compared with climbers. This fact is related to the specific training and competitive activities of climbing, which requires a global concentration or under conditions of maximum circa power voltage.
rock climbing, mountain climbing, speed, strength, endurance, psychophysiology, reaction, nervous system, complexity, selection.
Введение.
На современном этапе развития скалолазания особую актуальность приобретает выявление психофизиологических особенностей элитных спортсменов [2, 3, 4, 10], специализирующихся в разных видах скалолазания, и альпинистов. Данные виды спорта предъявляют высокие требования к работе нервной системы в связи с необходимостью быстро принимать решения в нестандартных условиях при практически максимальном напряжении основных мышечных групп. Следует отметить, что именно этот аспект скалолазания отличает данный вид спорта от других видов спорта, также требующих проявления максимальной силы. Например, в тяжелой атлетике спортсмен выполняет стандартное, заранее известное действие, и в процессе его выполнения он сконцентрирован, главным образом, исключительно на проявлении максимальной силы. В скалолазании же, наряду с необходимостью переносить максимальные и околомаксимальные силовые нагрузки, необходимым условием успешного прохождения дистанции является также высокий уровень активизации оперативного мышления, концентрации
© Козина Ж.Л., Репко Е.А., Прусик Кристоф,
Чеслицка Мирослава, 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.785784
внимания, пространственной ориентации и т.д., что требует высокого уровня психофизиологических возможностей [3, 10, 11, 12, 15].
В этой связи одной из задач разработки теоретикометодических основ скалолазания является изучение психофизиологических возможностей представителей разных видов скалолазания и их сравнительная характеристика с представителями другими видами спорта, в первую очередь, - альпинизма, вида спорта, из которого произошло скалолазание.
Исследование проведено по теме Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2011-2016 гг. 91 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0112Ш02001) и по бюджетной теме 3-13 Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2013-2014 гг. «Теоретико-методические основы применения информационных, педагогических и медико-биологических технологий для формирования здорового способа жизни» (№ государственной регистрации 0113Ш02003).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - дать сравнительную характеристику психофизиологических возможностей альпинистов и представителей различных видов скалолазания.
І ПЕДАГОГІКА І
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, психофизиологические методы исследования (скорость простой и сложной реакции на световое воздействие в различных режимах тестирования, определение силы и подвижности нервной системы), которые проводились с помощью компьютерной программы «Психодиагностика» [7, 8, 9], математико-статистические методы.
В исследовании приняли участие 26 спортсменов, из них - 10 мастеров спорта международного класса, специализирующихся в скоростном лазании, 10 мастеров спорта международного класса, специализирующихся в лазании на сложность и 6 альпинистов международного класса. Возраст спортсменов составил 19-22 года.
Результаты исследования.
Результаты психофизиологического тестирования не выявили достоверных различий в тестах на воспроизведение временных интервалов 30 с и 1 мин у представителей разных видов скалолазания и альпинизма (рис. 1). Следует отметить, что обследованные спортсмены значительно точнее воспроизводят временной интервал, равный 30 с по сравнению с временным интервалом 1 мин, который ускорен в их субъективном восприятии (рис. 1). Возможно, этот факт также связан со спецификой тренировочной и соревновательной деятельности представителей данных видов спорта.
Относительно психофизиологических особенностей представителей разных видов скалолазания и альпинистов отметим следующие. скалолазы (лазание на скорость), и в некоторых случаях скалолазы (лазание на сложность), показывают достоверно лучшие результаты в тестах на скорость реакции в сложных условиях. Так, у скалолазов, специализирующихся в скоростных дистанциях и у скалолазов, специализирующихся в скалолазании на сложность, достоверно меньше латентный период реакции в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов»
в режиме обратной связи по сравнению с альпинистами (р<0.05). У скалолазов (лазание на скорость) также достоверно меньше латентный период реакции в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма по сравнению со скалолазами (лазание на сложность) и альпинистами (р<0,01, р<0,001) и латентный период реакции в тесте «сила нервных процессов» (р<0,001) (рис. 2).
В целом, у скалолазов, как у скалолазов (лазание на скорость), так и у скалолазов (лазание на сложность) выше подвижность и сила нервных процессов по сравнению с альпинистами. Об этом свидетельствует меньшее количество ошибок в тестах «реакция выбора двух сигналов из трёх» (р<0,05), «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи (р<0,05), «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма (р<0,05) и «сила нервных процессов» (р<0,001), что характеризует силу нервной системы (рис. 4,5).
Подвижность нервной системы оказалась также более высокой у скалолазов, особенно - у скалолазов (лазание на скорость) по сравнению с альпинистами.
Об этом свидетельствует достоверно меньшее значение минимального время экспозиции сигнала в тесте «уровень функциональной подвижности нервной системы» в режиме обратной связи у скалолазов по сравнению с альпинистами (р<0,05) (рис. 3).
Следует отметить однако, что скорость реакции в относительно неизменяющихся условиях выше у альпинистов и скалолазов (лазание на сложность) по сравнению со скалолазами лазание на скорость), о чем свидетельствуют значения латентного периода реакции выбора одного сигнала из трех (р<0,05, р<0,001) (рис. 2).
Анализируя полученные данные относительно психофизиологических особенностей скалолазов, специализирующихся на разных по характеру прохожде-
40.00
35.00
30.00
25.00 и 20.00
15.00
10.00 5.00 0.00
Tests
| | - скалолазы (лазание на скорость); [^ - скалолазы (лазание на сложность); - альпинисты
Рис. 1. Воспроизведение временных интервалов элитными спортсменами, специализирующимися в скоростном лазании (п=10), лазании на сложность (п=10) и альпинизме (п=6):
1 - воспроизведение временного интервала 30 с, с
2 - воспроизведение временного интервала 1 мин, с
2
э
2013
шш
600
500
400
(Л
Е 300
200
100
1 2 3 4 5 6 7
Tests
| | - скалолазы (лазание на скорость); □ - скалолазы (лазание на сложность); □ - альпинисты
Рис. 2. Латентное время реакции у элитных спортсменов, специализирующихся в скоростном лазании (n=10), лазании на сложность (n=10) и альпинизме (n=6):
1 - латентный период простой зрительно-моторной реакции, мс;
2 - латентный период реакции выбора одного сигнала из трех, мс;
3 - латентный период реакции выбора двух сигналов из трех, мс;
4 - латентный период реакции в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, мс;
5 - минимальное время экспозиции сигнала в тесте «уровень функциональной подвижности нервной системы» в режиме обратной связи, мс;
6 - латентный период реакции в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, мс;
7 - латентный период реакции в тесте «сила нервных процессов», мс;
* - различия достоверны при р<0,05;
** - различия достоверны при р<0,01;
*** - различия достоверны при р<0,001.
110 _
100
90
80
70
60
50
40
1
2
Tests
альпинисты
| | - скалолазы (лазание на скорость); - скалолазы (лазание на сложность);
Рис. 3. Показатели подвижности нервной системы у элитных спортсменов, специализирующихся в скоростном лазании (п=10), лазании на сложность (п=10) и альпинизме (п=6):
1 - время выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с;
2 - время выхода на минимальную экспозицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с;
* - различия достоверны при р<0,05._____________________________________________________________________
XXX
XXX
X
X
X
ния дистанциях, и альпинистов, можно отметить более высокие показатели подвижности и силы нервных процессов, а также меньшие показатели латентного периода сложных реакций в усложненных условиях тестирования у скалолазов по сравнению с альпинистами. Очевидно, данный факт связан со спецификой тренировочной и соревновательной деятельности
скалолазов, требующей глобальной концентрации в условиях максимального или околомаксимального силового напряжения.
Свойства нервной системы являются врожденными, однако под воздействием внешних факторов могут несколько изменяться. В нашем случае, по-видимому, до спортивных результатов международного уров-
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
----- --------------- проблеми фізичного
виховання і спорту
£=
то
и
ст
то
(Я
о
ш
60.00
50.00
40.00
30.00
20.00 10.00 0.00
12 3 4
Tests
I | - скалолазы (лазание на скорость); □ - скалолазы (лазание на сложность); □ - альпинисты
Рис. 4. Количество ошибок при выполнении тестов на определение латентного времени реакции у элитных спортсменов, специализирующихся в скоростном лазании (п=10), лазании на сложность (п=10) и альпинизме (п=6):
1 - Ошибки в тесте «простая зрительно-моторная реакция», кол-во;
2 - Ошибки в тесте «реакция выбора одного сигнала из трёх», кол-во;
3 - Ошибки в тесте «реакция выбора двух сигналов из трёх», кол-во;
4 - Ошибки в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, кол-во. мс;
* - различия достоверны при р<0,05.
12
10
8
6
4
2
0
£=
ГО
и
ст
£
о
ш
1 2 3 4 5 6
Tests
| | - скалолазы (лазание на скорость); □ - скалолазы (лазание на сложность); □ - альпинисты
Рис. 5. Количество ошибок при выполнении тесто на определение латентного времени реакции у элитных спортсменов, специализирующихся в скоростном лазании (п=10), лазании на сложность (п=10) и альпинизме (п=6):
1 - ошибки на 1 этапе теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, %;
2 - ошибки на 2 этапе теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, %;
3 - ошибки на 3 этапе теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, %;
4 - ошибки на 4 этапе теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, %;
5 - ошибки на 5 этапе теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма, %
6 - ошибки в тесте «сила нервных процессов», %;
* - различия достоверны при р<0,05;
*** - различия достоверны при р<0,001.
*
*
*
*
*
32013
ш
ня дошли спортсмены именно с такими свойствами нервной системы, т.е. скалолазы с более выраженной подвижностью и силой нервной системы. Тем не менее, свойства нервной системы обследованных спортсменов, по-видимому, несколько изменились под воздействием внешнего фактора - тренировочного и соревновательного процесса.
Вызывает несомненный интерес полученный факт более высоких показателей силы и подвижности нервной системы у скалолазов по сравнению с альпинистами. Известно, что альпинизм является одним экстремальных видов спорта, связанный с риском для жизни, требует постоянного внимания, осторожности, пространственной ориентации. Тем не мене, в скалолазании, относительно более безопасном виде спорта, получены более высокие показатели силы и подвижности нервной системы. Мы связывает это с необходимость максимально концентрироваться в скалолазании в условиях максимальных или око-ломаксимальных проявлений силовых и скоростносиловых возможностей. В альпинизме проявление силовых возможностей в сочетании с максимальной концентрацией внимания более «растянуто» во времени [16, 17], более вариативно, в меньшей степени требует проявления максимальных возможностей как со стороны скоростно-силовых качеств, так и со стороны психофизиологических возможностей. Именно поэтому альпинисты показывают лучшие результаты в силовой выносливости на относительно больших промежутках времени, у них выше функциональные возможности, однако у скалолазов лучше развиты скоростные качества, скоростная выносливость, силовая выносливость на коротких интервалах времени в сочетании с более высокими показателями силы и подвижности нервной системы.
Литература:
1. Байковский Ю.В. О концепции классификации видов спорта и видов деятельности по степени экстремальности / Байковский Ю.В. // 3 Международная научно-практическая конференция «Экстремальная деятельность человека, проблемы и перспективы подготовки специалистов», 31 окт.-1 нояб. 2007 г.: тез. докл. / [под общ. ред. Ю.В. Байковского]; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма [и др.]. - М., 2007. - С. 7-13.
2. Байковский Ю.В. Педагогическая система многоуровневой подготовки специалистов по горным видам спорта и обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях горной среды / Ю.В. Байковский, А.Н. Блеер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 3. - С. 76-79.
3. Двоеносов В.Г Особенности адаптивных реакций кардиореспи-раторной системы, газообмена и регуляции сердечного ритма у спортсменов-скалолазов в условиях соревнований / В.Г Двоеносов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 7.
- С. 87-91.
4. Діагностика психофізіологічних станів спортсменів: Метод. посібник / [ГВ.Коробейніков, О.К.Дудник, Л.Д. Коняєва та ін.]-К., 2008. - 64 с.
5. Ермаков С.С. Психологические тесты в сети интернет и перспективы их применения в спортивной практике / С.С Ермаков. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. проф. Ермакова С.С. - 2004.
- N 3. - С. 8-24.
6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин.
- СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
7. Інформаційне забезпечення визначення індивідуальних психологічних здібностей студентів технічного вищого навчаль-
Полученные данные дополняют результаты исследований С.С. Ермакова [5], Е.П. Ильина [6], Г.В. Коробейникова [4], Н.В. Макаренко [14], В.С. Лизогуба [13] об особенностях свойств нервной системы представителей разных спортивных специализаций фактами об особенностях проявлений свойств нервной системы скалолазов и альпинистов.
Психофизиологические возможности скалолазов и альпинистов определены в данном исследовании впервые. Впервые определены и особенности морфофункционального развития скалолазов, специализирующихся на прохождении дистанций разных видов, и альпинистов.
Выводы.
1. Показано, что альпинисты и скалолазы значительно точнее воспроизводят временной интервал, равный 30 с по сравнению с временным интервалом 1 мин, который ускорен в их субъективном восприятии.
2. Выявлено, что скалолазы (лазание на скорость), и в некоторых случаях скалолазы (лазание на сложность), показывают достоверно лучшие результаты в тестах на скорость реакции в сложных условиях.
3. Выявлены более высокие показатели подвижности и силы нервных процессов у скалолазов по сравнению с альпинистами. Данный факт связан со спецификой тренировочной и соревновательной деятельности скалолазов, требующей глобальной концентрации в условиях максимального или околомак-симального силового напряжения.
В перспективе дальнейших исследований предполагается изучение структуры комплексной подготовленности скалолазов разных специализаций и разработка теоретико-методических основ построения тренировочного процесса в скалолазании.
References:
1. Bajkovskij Iu.V. O koncepcii klassifikacii vidov sporta i vidov deiatel’nosti po stepeni ekstremal’nosti [About the concept of classification of sports and activities on the degree of extreme]. Ekstremal’naia deiatel’nost’ cheloveka, problemy i perspektivy podgotovki specialistov [Extreme human activities, problems and prospects of training], Moscow, 2007, pp. 7-13.
2. Bajkovskij Iu.V. Bleer A.N. Fizicheskaia kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2011, vol.3, pp. 76-79.
3. Dvoenosov V.G. Teoriia i praktikafizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2009, vol.7, pp. 87-91.
4. Korobejnikov G.V., Dudnik O.K., Koniaieva L.D. Diagnostika psikhofiziologichnikh staniv sportsmeniv [Diagnostics of psychophysiological state of athletes], Kiev, 2008, 64 p.
5. Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special'nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2004, vol.3, pp. 8-24.
6. Il’in E.P Psikhologiia individual'nykh razlichij [Psychology of individual differences], Sankt Petersburg, Peter, 2004, 701 p.
7. Baribina L.M., Kozina Z.L., Tikhenko V., Tolstobrov A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2009, vol.3, pp. 14-19.
8. Kozina Z.L., Barybina L.N., Grin’ L.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2010, vol.5, pp. 30-35.
9. Kozina Z. L., Baribina L.M., Korobiejnikov G.V., Mishchenko D.
І ПЕДАГОГІКА I
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
ного закладу / [Барибіна Л.М., Козіна Ж.Л., Тихенко В., Толстобров А.] // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту : Харків: ХДАДМ(ХХПІ),
2009. - №3. - С.14-19.
8. Козина Ж.Л. Особенности структуры психофизиологических возможностей и физической подготовленности студентов разных спортивных специализаций / Козина Ж.Л., Барыбина Л.Н., Гринь Л.В. // Физическое воспитание студентов: научный журнал под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2010.
- №5. - С.30-35.
9. Комп’ютерна програма «Психодиагностика». Авторське свідоцтво № 39679 / Козіна Ж. Л., Барибіна Л.М., Коробєйніков Г.В., Міщенко Д. І., Цикунов О. А., Козін О. В.; заявка від 10.06.2011 // Авторське право і суміжні права : офіційний бюлетень / Державна служба інтелектуальної власності України. -Київ, 2002- №25. - С.15.
10. Кравчук Т.А. Разработка морфофункциональной модели скалолазов / Т.А. Кравчук // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - N 2 (14). - С. 21-23.
11. Кравчук Т.А. Морфофункциональная модель скалолазов / Т.А. Кравчук, Т.Н. Жмакина // Физкультурное образование Сибири.
- 2005. - N 1. - С. 50-54.
12. Мавлютова С.З. Тренажерные технологии подготовки альпинистов в условиях города / Мавлютова Сетлана Забировна, Байковский Юрий Викторович // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - N 2. - С. 53-55.
13. Лизогуб В.С. Індивідуальні психофізіологічні особливості людини та професійна діяльність / В.С. Лизогуб // Фізіологічний журнал. - 2010. - Т.56, №.1. - С. 148 - 151.
14. Макаренко Н.В. Методика проведення обстежень та оцінки індивідуальних нейродинамічних властивостей вищої нервової діяльності людини / Н.В. Макаренко // Фізіологічний жур-нал.-1999.- Т.45, №.4 - С. 125-131.
15. Шарафутдинов Д.Р Индивидуализация в подготовке спортсменов-скалолазов высшего уровня / Д.Р Шарафутдинов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - N 5. - С. 35-37.
16. Burke S.M., Durand-Bush N., Doell K. Exploring feel and motivation with recreational and elite Mount Everest cHmbers: An ethnographic study. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2010, vol.8(4), pp. 373-393. doi:10.1080/1612197X.2010.9671959.
17. Lopez-Rivera E., Gonzalez-Badillo J.J. The effects of two maximum grip strength training methods using the same effort duration and different edge depth on grip endurance іп elite climbers. Sports Technology. 2012, vol.5(3-4), pp. 100-110. doi:10.1080/19346182.2012 .716061.
I., Cikunov O. A., Kozin O. V. Avtors’ke pravo i sumizhni prava [Copyright and Related Rights], 2002, vol.25, p. 15.
10. Kravchuk T. A. Teoriia ipraktikaprikladnykh i ekstremal'nykh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports], 2008, vol.2(14), pp. 21-23.
11. Kravchuk T.A., Zhmakina T.N. Fizkul’turnoe obrazovanie Sibin [Physical education of Siberia], 2005, vol.1, pp. 50-54.
12. Mavliutova S.Z. Bajkovskij Iu. V. Teoriia i praktika prikladnykh i ekstremal’nykh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports], 2010, vol.2, pp. 53-55.
13. Lizogub V.S. Fiziologichnij zhurnal [Journal of physiological],
2010, vol.56(1), pp. 148 - 151.
14. Makarenko N.V. Fiziologichnij zhurnal [Journal of physiological], 1999, vol.45(4), pp. 125-131.
15. Sharafutdinov D.R. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2012, vol.5, pp. 35-37.
16. Burke S.M., Durand-Bush N., Doell K. Exploring feel and motivation with recreational and elite Mount Everest climbers: An ethnographic study. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2010, vol.8(4), pp. 373-393. doi:10.1080/1612197X.2010.9671959.
17. Lopez-Rivera E., Gonzalez-Badillo J.J. The effects of two maximum grip strength training methods using the same effort duration and different edge depth on grip endurance in elite climbers. Sports Technology. 2012, vol.5(3-4), pp. 100-110. doi:10.1080/19346182 .2012.716061.
Информация об авторах:
Козина Жаннета Леонидовна: д.н. ФВиС, проф.; Zhanneta.kozina@ gmail.com; Харьковский национальный педагогический университет; ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина.
Репко Елена Александровна: [email protected]; Харьковский национальный педагогический университет; ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина.
Прусик Кристоф Янович: [email protected]; Академия физического воспитания и спорта; Ул. Веска 1, 80-336, Гданьск, Польша.
Чеслицка Мирослава Зигмунтовна: [email protected]; Университет Казимира Великого в Быдгощ; ул. Ходкевича 30, г.Быдгощ 85064, Польша.
Цитируйте эту статью как: Козина Ж.Л., Репко Е.А., Прусик Кристоф, Чеслицка Мирослава Психофизиологические возможности альпинистов и скалолазов, специализирующихся в скоростном лазании и лазании на сложность // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 10 - С. 41-46. doi:10.6084/m9.figshare.785784
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Information about the authors:
Kozina Z.L.: [email protected]; Kharkov National
Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine.
Ryepko O.O.: [email protected]; Kharkov National
Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine.
Prusik Kr.: [email protected]; Academy of Physical Education and Sports; ul. Wiejska 1, 80-336 Gdansk, Poland
Cieslicka M.: [email protected]; Kazimierz Wielki University in Bydgoszcz; Chodkiewicza str. 30, 85-064 Bydgoszcz, Poland.
Cite this article as: Kozina Zh.L., Ryepko O.A., Prusik Kr., Cieslicka Miroslawa. Psychophysiological possibility of mountaineers and climbers specializing in speed climbing and climbing difficulty. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.10, pp. 41-46. doi:10.6084/m9.figshare.785784
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Дата поступления в редакцию: 02.09.2013 г. Received: 02.09.2013
Опубликовано: 30.09.2013 г. Published: 30.09.2013