Научная статья на тему 'Эффективность порядка формирования государственных органов'

Эффективность порядка формирования государственных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / порядок формирования / государственные органы / комплексная модель / efficiency / creation procedure / state authorities / complex model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кешикова Наталья Владимировна

Дается анализ понятия эффективности порядка формирования государственных органов. Отмечается, что «эффективность порядка формирования государственных органов» это ключевое понятие понятийного ряда конституционно-правовой категории «порядок формирования государственных органов». Делается попытка рассмотреть комплексную модель эффективности порядка формирования государственных органов с точки зрения ее понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes efficiency of state bodies" creation. It is noted that the efficiency of state bodies" creation procedure is a key concept of constitutional and legal conceptual set of state bodies" creation procedure. The author makes an attempt to study a complex model of efficiency of state bodies" creation procedure in the view of its understanding.

Текст научной работы на тему «Эффективность порядка формирования государственных органов»

УДК 342.5 Н.В. КЕШИКОВА

ББК Х67.4 кандидат юридических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Дается анализ понятия эффективности порядка формирования государственных органов. Отмечается, что «эффективность порядка формирования государственных органов» — это ключевое понятие понятийного ряда конституционно-правовой категории «порядок формирования государственных органов». Делается попытка рассмотреть комплексную модель эффективности порядка формирования государственных органов с точки зрения ее понимания.

Ключевые слова: эффективность, порядок формирования, государственные органы, комплексная модель.

N.V. KESHIKOVA

PhD in Law, associate professor of Baikal National University of Economics and Law,

Irkutsk e-mail: [email protected]

EFFICIENCY OF CREATION PROCEDURE OF STATE BODIES

The article analyzes efficiency of state bodies' creation. It is noted that the efficiency of state bodies' creation procedure is a key concept of constitutional and legal conceptual set of state bodies' creation procedure. The author makes an attempt to study a complex model of efficiency of state bodies' creation procedure in the view of its understanding.

Keywords: efficiency, creation procedure, state authorities, complex model.

Реальные условия существования российского общества и государства находятся в прямой зависимости от результативности государственного управления, которая достигается посредством повышения уровня и придания нового качества его неразрывной связи с порядком формирования государственных органов. Если система государственного управления стремится добиться авторитета у населения, то она должна создать комфортные условия для существования личности и общества в соответствии с данными обещаниями, что позволило сделать это управление легитимным [17]. Основным способом верификации (выражения доверия) как формы проявления легитимации считается активное участие граждан в управлении делами общества и государства. Данный

способ в наибольшей степени реализуется и оправдывает себя в процессе действия механизма формирования государственных органов, когда население в лице граждан РФ выражает свою поддержку государственной власти, признает за ней право управлять и дает согласие ей подчиняться. Мотивация, степень осознанности и активности участия граждан в этом процессе повышают уровень и качество порядка формирования государственных органов и в конечном счете способствуют эффективной реализации его механизма. Эффективности данного порядка содействуют и практическая работа органов государства на благо населения, правовая и моральная законность государственного управления, основанная на оправданности и справедливости его деятельности; соответс-

© Н.В. Кешикова, 2010

твие порядка формирования этих органов общечеловеческим ценностям; этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц; открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки. Все эти элементы, составляющие сущностную сторону содержания эффективности порядка формирования государственных органов, находят свое наиболее полное выражение в действии его механизма.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, не может не настораживать. Дизайн, уровень законодательного регулирования и гарантийной практики сложившегося и функционирующего в настоящее время в нашей стране порядка формирования государственных органов оставляют желать лучшего. Хотя при организации порядка формирования государственных органов общество и государство несут немалые издержки, эти издержки должны быть компенсированы за счет высокого качества и уровня эффективности механизма формирования государственных органов, принимаемых государственными и муниципальными органами управленческих решений, непосредственно влияющих на процессы институционализации государства и развития современного российского общества. Поэтому «...какие бы задачи мы ни решали — в культуре, экономике или социальной сфере, мы обязаны искать самые эффективные пути и методы их реализации» [11]. Тем не менее проблема эффективности порядка формирования государственных органов остается слабо изученной в теоретическом плане и мало освоенной на практике. В этом отчасти повинна и отечественная юридическая наука. Эффективность некоторых теоретических конструкций и схем, предложенных правоведами в целях обеспечения эффективного порядка формирования государственных органов, оказалась невысокой. А государство и общество ждут от представителей юриспруденции рационально выверенных рекомендаций, реализация которых позволит изменить сложившуюся ситуацию и достичь положительной динамики политико-юридических процессов в сфере формирования государственных органов. Поэтому вопросы эффективности действующей модели данного порядка с точки зрения формирования ее развитого институционального дизайна актуальны для России.

Поставленная нами проблема — эффективность порядка формирования государственных органов в теоретико-методологическом и конституционно-правовом аспектах на основе комплексного подхода к ее трактовке — сегодня должна быть признана важнейшей составляющей понимания современного государства. Она охватывает большинство частных вопросов, касающихся механизма государства, реализации государственного управления, служит основой для определения форм государства, «отражает закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие и имеющие особое значения для организации и функционирования государства» [15, с. 8]. Разработка и внедрение эффективной системы конституционно-правового регулирования процесса объективации российского государства в условиях глобализации предполагает ее адаптацию применительно к порядку формирования государственных органов, действующему в субъектах Российской Федерации и в государстве в целом. А систематическое изучение и внедрение позитивного опыта институционализации государственных органов, выявление эффективных технологий процесса их формирования с опорой на сложившиеся в обществе политико-правовые ценности, выбор адекватных ориентиров и программ реализации общегражданской и общегосударственной политики в этой сфере являются в конечном итоге залогом результативности государственного управления и важнейшими задачами в ходе модернизации российской государственности. От того, насколько успешно правовая наука справится с решением этих далеко не простых задач, во многом будет зависеть направленность и динамика развития социальных процессов, не только политико-юридических, но и экономических, гуманитарных и др.

Вопросы эффективности социального управления поднимались в философии, социологии, экономике неоднократно (см., напр.: [4; 5; 13]). В юридической науке эффективность государства, включая эффективность государственного управления, права и законодательства, время от времени также становится объектом изучения, причем с переменным результатом (см. подробнее: [1; 2; 6; 12; 16]). В установленных рамках мы не претендуем на роль последней инс-

танции и, тем более, на полноту разрешения проблемы эффективности государственного управления, а лишь заостряем на ней внимание и в порядке дискуссии делаем попытку определить ее отдельные теоретико-методологические и конституционно-правовые аспекты с опорой на существующие в политико-правовой науке подходы.

Прежде всего в рамках теоретико-методологического подхода, думается, следует признать «эффективность порядка формирования государственных органов» одним из опорных понятий понятийного ряда конституционно-правовой категории «порядок формирования государственных органов». Закономерная связь названных конституционных понятий и политико-правовых явлений особенно отчетливо проявляется в сфере государственного управления. Динамика этой диалектической связи может быть представлена схематически таким образом: порядок формирования государственных ор-ганов-степень его эффективности-результативность государственного управления.

Зададимся вопросом: что следует понимать под эффективностью порядка формирования государственных органов? Прямой ответ в юридической науке при такой постановке вопроса отсутствует. Понятие «эффективность» происходит от латинского слова «effections» — действительный, созидательный. По мере развития науки его содержание все более обогащается. Термин «эффективность» используется зачастую как сопутствующий применительно к деятельности и к управлению в экономической науке и в менеджменте. Так, в содержание экономического понятия «эффективность деятельности» вкладывается значение «производительность (продуктивность, результативность) деятельности» (см. подробнее: [8]). Эффективность считается также непременным атрибутом деятельности управленческой системы, и изменения в системе управления, как и создание теоретических моделей этих изменений, преследуют цель повышения эффективности [18].

С точки зрения конституционно-правовой теории эффективность порядка формирования государственных органов в широком смысле в политико-правовом ракурсе следует рассматривать как комплексное конкретно-историческое политико-правовое

явление, отражающее его «национально-духовную природу и специфику, национальнокультурную ориентированность» [7, с. 6], построенное на основе накопленных российским народом духовных и иных социальных ценностей; а также качественное состояние институционализации российского государства, нацеленной на объективацию потенциала результативности государственного управления. В эффективности данного порядка в широком понимании в комплексе проявляются основополагающие, базовые элементы, связи и процессы механизма формирования государственных органов, детерминируемые соответствующими факторами и условиями, обеспечивающими результативное функционирование системы государственности и государственного управления в России.

На макроуровне комплексный характер анализируемого понятия заключается в том, что эффективность порядка формирования государственных органов в широком смысле — это многоаспектный феномен, который может рассматриваться с учетом разных подходов. Аксиологические начала эффективности данного порядка выражаются в успешном выполнении им своего духовного и социального назначения в конкретный исторический период развития российского государства. Эффективность этого порядка в гуманитарном ракурсе означает «максимальное обеспечение им возможности для социально позитивной политической самореализации личности в российском обществе в конкретный исторический период его эволюции, максимальное развитие качеств и способностей человека в политической сфере российского общества в соответствующих его культурно-исторических рамках» [6, с. 10]. В телеологическом аспекте оценка эффективности содействует комплексной характеристике потенциальных и реальных результатов функционирования всей системы отношений, складывающихся в процессе институционализации государственных органов, с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам развития порядка их формирования. С функциональной стороны эффективность порядка формирования государственных органов включает «адаптивность, т.е. способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость;

оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем», возникающих в процессе функционирования указанного порядка [9, с. 22]. Технологическая эффективность порядка формирования государственных органов проявляется в степени его бюрократической рациональности, адекватности структур и институтов власти, обеспечивающих бесперебойное и результативное функционирование механизма формирования государственных органов, целям его преобразований, в характере реакции данных структур и институтов на изменяющуюся ситуацию. Структурная составляющая характеристики эффективности данного порядка, как правило, связывается с эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и достигаемых целей, сравнение достигаемых целей и результатов, сравнение полученных результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной структуры (распределение ответственности и полномочий; организация взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями; юридические формы, методы и процедуры управления; стиль управления; общекультурные, профессиональные, личностные характеристики должностных лиц) [там же, с. 23]. Социальная эффективность данного порядка определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в социальной цене реформ [10], направленных на модернизацию порядка формирования государственных органов. При этом социальная эффективность во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты функционирования указанного порядка соответствуют ожиданиям и интересам членов общества. И в завершение, философско-онтологическая составляющая эффективности указанного порядка включает выбор и создание осмысленного, признанного российским обществом, построенного с учетом идеалов и ценностных установок, присущих этому обществу, механизма формирования государственных органов, содействующего личностному росту и плодотворному функционированию российского государства в обществе.

На микроуровне, в свою очередь, предполагается разграничение эффективности порядка формирования государственных органов на эффективность в целом, как

социальный и политико-правовой феномен, и эффективность конкретных типов, видов, способов, процедур такого порядка. Следует принять во внимание, что эффективность порядка формирования государственных органов в целом онтологически, культурноисторически и аксиологически предопределена. А эффективность конкретных его типов, видов, способов, процедур зависит от принципиально другого комплекса условий: политики государства в политико-правовой сфере отношений, его экономических возможностей, качества соответствующих нормативных актов и их конкретных предписаний, компетентности государственных органов, соответствия данного порядка общественному мнению, культуре, традициям народа и т.д. При этом эффективность порядка формирования на микроуровне может вступать в противоречие с эффективностью его на макроуровне, если типы, виды, способы и процедуры этого порядка по своей сути носят антиправовой, несправедливый и антигуманный характер, препятствуют социально позитивной политической самореализации личности, не учитывают закономерности политико-социальной и духовной жизни российского общества. Вместе с тем такое разграничение эффективности порядка формирования государственных органов не предполагает противопоставления названных уровней друг другу, и важнейшая задача государства здесь — обеспечение толерантности, взаимосвязи и взаимодополняемости указанных уровней.

Эффективность порядка формирования государственных органов в узком смысле понимается как особая качественная характеристика процесса формирования государственных органов, которая включает в себя ряд основных параметров: результативность, т.е. степень достижения соответствующих целей; степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; технико-организационный уровень приемов, процедур и средств, направленных на формирование государственных органов; степень технико-юридического совершенства реализуемых правовых актов и применяемых приемов, процедур и средств; степень соответствия его моральным (нравственным) установкам общества, цивилизационно-культурной ориентирован-

ности российского общества и национальной самоидентичности российского народа; уровень цивилизованности порядка формирования государственных органов и др.

Необходимость выбора комплексной модели понимания эффективности порядка формирования государственных органов «в контексте управления его качеством, продуцирующим новые дискурсы общества и власти» (см., напр.: [14]), вызвана к жизни объективными потребностями российского общества на данном этапе его политикоправового развития. В историко-культурном аспекте нынешние реформаторы в определенной степени повторяют опыт «вес-тернизаторов» прошлого, используя такую модель рассматриваемого порядка, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции жизнедеятельности людей скрываются за их достижениями. К тому же реформы в России проводятся на основе нормативистского, программно-целевого подхода к управлению, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзорного представления о том, что «власть всесильна». В связи с этим эволю-

ция порядка формирования государственных органов начиная с постперестроечного периода и доныне является «блужданием» между реформацией и реставрацией. Очередной ее виток, так называемая модернизация, представляет собой циклы реформ порядка формирования государственных органов, для которых характерно движение по пути демократии и законности, и одновременно контрреформ, связанных с восстановлением в том или ином виде начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности [10]. В ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления необходим выбор комплексной модели понимания эффективности порядка формирования государственных органов, которая в наибольшей мере поможет объективироваться технологическим и социальным потенциям государства, поспособствует согласованию результатов с фундаментальными, перспективными задачами развития российского общества, особенно в период его модернизации, и обеспечит их «ориентацию на человека, "человеческий ресурс" как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития» [3, с. 26].

Список использованной литературы

1. Андреева Ю.А. Эффективность управления российским государством: Грани возможного // Чиновник. 2007. № 1.

2. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006.

3. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И. и др. Основы социального управления: учеб. пособие / под ред. В.Н. Иванова. М., 2001.

4. Григоренко Д.Е. Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2006.

5. Гуськова Т.В. Проблемы государственного управления в современной России: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2009.

6. Жинкин С.А. Эффективность права: Антропологическое и ценностное измерение: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2009.

7. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: Общетеоретическое исследование: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.

8. Игнатов В.Г., Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления: курс лекций. Ростов н/Д,

2005.

9. Масленникова Е., Гегедюш Н., Мокеев М. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. М., 2010.

10. Поляков Л.В., Федотова В.Г. и др. Россия в зеркале политологии. М., 2001.

11. Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 27.04.2007 // Российская газета. 2007. 27 апр.

12. Садовникова Г.Д. Проблемы оптимизации порядка формирования представительных органов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14.

13. Серкина Н.Е. Парадигма социального управления в теории и практике социальной модернизации: дис. ... канд. филос. наук. Йошкар-Ола, 2005.

14. Слычук В.В. Эффективность деятельности органов государственной власти в контексте социально-политических трансформаций российского общества: дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2005.

15. Трегубов М.В. Эффективность системы государственного управления: (Теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

16. Халилова Х.А. Государственное управление в современной России: эффективность его реформирования: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2009.

17. Чиркин В.Е. Государственное управление: элементар. курс. М., 2001.

18. Якунин В.И. Теоретические аспекты проблемы эффективности государственного управления // Власть. 2006. № 8.

Bibliography (transliterated)

1. Andreeva Yu.A. Effektivnost' upravleniya rossiiskim gosudarstvom: Grani vozmozhnogo // Chinovnik. 2007. № 1.

2. Atamanchuk G.V. Upravlenie: sushchnost', tsennost', effektivnost'. M., 2006.

3. Gladyshev A.G., Ivanov V.N., Patrushev V.I. i dr. Osnovy sotsial'nogo upravleniya: ucheb. posobie / pod red. V.N. Ivanova. M., 2001.

4. Grigorenko D.E. Adekvatnost' kontseptsii upravleniya obshchestvom ego kul'ture i tsivilizatsii: sotsial'no-filosofskii analiz: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Krasnoyarsk, 2006.

5. Gus'kova T.V. Problemy gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoi Rossii: sotsial'no-filosofskii analiz: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 2009.

6. Zhinkin S.A. Effektivnost' prava: Antropologicheskoe i tsennostnoe izmerenie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Krasnodar, 2009.

7. Zatonskii V.A. Effektivnaya gosudarstvennost' v lichnostno-pravovom izmerenii: Obshcheteoreticheskoe issledovanie: avtoref. ... dis. d-ra yurid. nauk. Saratov, 2008.

8. Ignatov V.G., Zerkin D.P. Osnovy teorii gosudarstvennogo upravleniya: kurs lektsii. Rostov n/D, 2005.

9. Maslennikova E., Gegedyush N., Mokeev M. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie: konspekt lektsii. M., 2010.

10. Polyakov L.V., Fedotova V.G. i dr. Rossiya v zerkale politologii. M., 2001.

11. Poslanie prezidenta Rossiiskoi Federatsii Putina V.V. Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii ot

27.04.2007 / / Rossiiskaya gazeta. 2007. 27 apr.

12. Sadovnikova G.D. Problemy optimizatsii poryadka formirovaniya predstavitel'nykh organov v Rossiiskoi Federatsii / / Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2008. № 14.

13. Serkina N.E. Paradigma sotsial'nogo upravleniya v teorii i praktike sotsial'noi modernizatsii: dis. ... kand.

filos. nauk. Joshkar-Ola, 2005.

14. Slychuk V.V. Effektivnost' deyatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti v kontekste sotsial'no-politicheskikh transformatsii rossiiskogo obshchestva: dis. ... kand. polit. nauk. Saratov, 2005.

15. Tregubov M. V. Effektivnost' sistemy gosudarstvennogo upravleniya: (Teoretiko-pravovoi aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

16. Khalilova Kh.A. Gosudarstvennoe upravlenie v sovremennoi Rossii: effektivnost' ego reformirovaniya: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Stavropol', 2009.

17. Chirkin V.E. Gosudarstvennoe upravlenie: elementar. kurs. M., 2001.

18. Yakunin V.I. Teoreticheskie aspekty problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya // Vlast'.

2006. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.