Научная статья на тему 'Социальная ценность порядка формирования государственных органов как политико-правового института'

Социальная ценность порядка формирования государственных органов как политико-правового института Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
порядок формирования / государственные органы / политико-правовой институт / социальная ценность / order of forming / state bodies / political and legal institution / social value

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кешикова Наталья Владимировна

Делается попытка раскрыть проблему социальной ценности порядка формирования государственных органов как политико-правового института с позиции критерия общезначимости, в инструментальном аспекте и в общечеловеческом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author makes an attempt to reveal the problem of social value of order of forming of state bodies as a political and legal institution from the position of general importance both in instrumental aspect and in panhuman scale.

Текст научной работы на тему «Социальная ценность порядка формирования государственных органов как политико-правового института»

H.B. КЕШИКОВА

УДК 342.5 Н.В. КЕШИКОВА

ББК 67.400.6 кандидат юридических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

Делается попытка раскрыть проблему социальной ценности порядка формирования государственных органов как политико-правового института с позиции критерия общезначимости, в инструментальном аспекте и в общечеловеческом масштабе.

Ключевые слова: порядок формирования, государственные органы, политико-правовой институт, социальная ценность.

N.V. KESHIKOVA

PhD of Law, associate professor of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: [email protected]

SOCIAL VALUE OF ORDER OF FORMING OF STATE BODIES AS A POLITICAL AND LEGAL INSTITUTION

The author makes an attempt to reveal the problem of social value of order of forming of state bodies as a political and legal institution from the position of general importance both in instrumental aspect and in panhuman scale.

Keywords: order of forming, state bodies, political and legal institution, social value.

В современном политико-правовом познании в списке идей, требующих своего дальнейшего развития, проблема социальной ценности порядка формирования государственных органов является весьма значимой. Роль порядка формирования государственных органов, его видовое разнообразие и структурное оформление с развитием государства существенно меняются, одновременно трансформируются подходы к осмыслению указанных параметров этого института. В юридической науке такое осмысление чаще всего происходит в контексте анализа взаимоотношений личности, общества и государства. Ни одна из разновидностей порядка формирования государственных органов не возникала на пустом месте. Все они были порождены социальными и политическими условиями того или иного этапа политико-

правового развития общества, государства, личности. При этом теоретические и политические пристрастия, царившие в обществе, чаще всего объяснялись реальной социально-политической обстановкой.

Хотя термин «порядок формирования государственных органов» до сих пор не имел вполне точного и единого научного значения, он может и должен быть причислен к универсальным явлениям государственно-организованной цивилизации. История доказывает, что данный институт встречается в самых разнообразных типах государственно-организованного общества, на самых разных стадиях его развития, в силу чего отличается известной ценностью и общезначимостью.

С позиции ценностного измерения институт порядка формирования государственных

органов, как и любое иное политико-правовое явление, можно рассматривать как «соединение фактического и идеального, того, что дано природой и обстоятельствами, и того, что этически задано. Неповторимость и индивидуальность каждого такого явления проявляется в его "принципиальной ценностной относительности"». Причем ценностная относительность вовсе не означает «релятивизм, анархию, случайность, произвол; она означает постоянно движущееся и все время творящее взаимопроникновение фактического и долженствующего, которое поэтому никогда не может быть определено вне времени и универсально» [9, с. 132].

Вместе с тем подход к ценности порядка формирования государственных органов с позиции критерия общезначимости существенно затрудняется влиянием временного фактора на позицию исследователя. Она вовсе не застрахована от ошибочных попыток навязать новому времени старые оценки. Ведь любая «шкала ценностей имеет смысл только в связи с количеством и разнообразием накопленного опыта» [4, с. 15], а опыт, накопленный разными государственно-организованными цивилизациями, слишком разнообразен, чтобы его легко можно было привести к общему знаменателю. Значит, при попытке выделения неких общезначимых ценностей необходимо делать поправку еще и на пространственный фактор, поскольку разные условия развития народов, стран, цивилизаций порождают не меньшую вариативность, чем сама история [1, с. 13]. Следует принимать во внимание, что разные типы государственно-организованных цивилизаций имеют различные фундаментальные принципы жизни и социальной организации. Поэтому формальное присутствие института «порядок формирования государственных органов» во всех типах государств еще не означает возможности выведения универсальной, научно достоверной и при этом приемлемой для любого исследователя формулы порядка формирования государственных органов.

Бесспорно, что порядок формирования государственных органов в любом случае и при любом развитии событий представляет собой ценность, носящую инструментальный характер. Однако отношение к нему в таком качестве будет всегда определяться более фундаментальными, целеполагающими на-

чалами, на которых зиждется данное общество и государство; существующим типом социальных связей в направлении «человек-общество/государство» или наоборот; особенностями организации политико-правовой системы; спецификой системы институтов власти и управления в ней; геополитическими факторами; историческими традициями и другими обстоятельствами. Вспомним, что в рамках геополитической типологии обществ история знает два основных типа соотношения элементов в системе управления личностью, обществом со стороны государства. Они условно связываются с восточным и западным путями институционального политико-правового развития. Принято считать, что в первом случае цель управления — поддержание системы (коллективистские начала), тогда как во втором — обеспечение автономии личности (персоноцентристские начала) [6, с. 107]. Существенно различаются и способы достижения поставленной цели применительно к порядку формирования государственных органов. На Западе основным способом социальной регуляции порядка формирования государственных органов считается объективное право, четко прописывающее порядок формирования государственных органов. Восток предпочитает апеллировать к человеческим чувствам, морально-нравственным и духовным канонам и действовать чаще не правовыми, а административными методами как при определении порядка формирования государственных органов, так и в процессе его реализации. А потому сам подход к порядку формирования государственных органов, а также к образующим его элементам как к общезначимой ценности сложился в рамках западной политико-правовой традиции. В восточной же традиции он используется прежде всего как технический принцип, положенный в основу формирования государственных институтов. В результате порядок формирования государственных органов исторически оформляется в бесконечно разнообразных формах, развивающихся во времени и пространстве. А по логике вещей реально существуют только такие модели порядка формирования государственных органов, которые одновременно тождественны друг другу и отличны одна от другой. Ведущая первопричина двойственности реальной модели порядка формирования государс-

твенных органов заключается в существенной зависимости процесса осознания порядка формирования государственных органов как способа общественно-государственного развития и как формы реализации индивидуальных и коллективных прав и интересов в процессе институционализации государственных органов от общей системы ценностных координат, сложившихся в данном месте и в данное время.

Чтобы понять, в чем же все-таки состоит социальная ценность порядка формирования государственных органов, недостаточно только одновременно учитывать моменты общезначимости и исторической индивидуальности его развития. Здесь мы выходим на уровень проблемы выделения и оценки ценности порядка формирования государственных органов (как любой политико-правовой ценности), претендующей на положительный и универсальный характер позиции наблюдателя; формулируемой на базе общей аксиологической схемы системы параметров для должного, этически заданного в конкретной области общественной жизни в данном месте и в данное время, с учетом той роли, которая отводится в этой системе ценностей личности и государственным институтам. Здесь показателен, в частности, тот факт, что в России в течение одного только века, в рамках одной цивилизационной системы существовали диаметрально противоположные оценки того или иного порядка формирования государственных органов. Общество тоталитарного типа с централизованным управлением в советской России отрицало достаточно устойчивые традиции наследуемого порядка, существовавшего в царской России, и широко внедряло этатистский назначаемый порядок формирования государственных органов. В современной Российской Федерации сложился и функционирует выборный порядок, который в советском государстве носил декларативный, формалистский характер.

Определение ценности порядка формирования государственных органов в общечеловеческих масштабах связано изначально и в наибольшей степени с традиционным пониманием ценности. При таком подходе ценность порядка формирования государственных органов видится в его «положительной или отрицательной значимости

для человека, класса, группы, общества в целом, определяемой не его свойствами самими по себе, а его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [8]. Достигнутые результаты зависят от того, как в конечном итоге работает институт порядка формирования государственных органов в качестве нормативно упорядоченной системы взаимоотношений, как он воздействует на структуру стимулов, побуждающих людей действовать. При этом «необходимо учитывать и то, как люди думают и относятся друг к другу, и как именно складывается сложная система их взаимоотношений» [7, с. 95], поскольку демократия «как более поздняя и сложная форма политического развития требует большей зрелости народа. Чтобы народ выработал свои формы организации, это должен быть народ, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и упорным опытом жизни» [5, с. 37]. Поэтому значимость и уровень развитости видов, способов, процедур порядка формирования государственных органов во многом зависят от уровня политического самосознания и политической культуры человека и гражданина как неотъемлемой ячейки общества и государства. Политическое самосознание человека не может измениться моментально, а общество не может стать за короткий период демократическим. Постоянно же функционирующий в качестве института и процесса порядок формирования государственных органов играет здесь «роль механизма воспитания гражданского политического сознания» [3]. Именно в процессе реализации порядка формирования государственных органов формируется чувство общего интереса и ответственность его субъектов и участников, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность формируемых ими государственных органов. «Человек свободен желать и определять свою собственную, публичную и частную деятельность, став членом гражданского сообщества, он становится пайщиком его власти, приобретая тем самым право

и обязанность участвовать в политических процессах этого сообщества» [11, с. 206].

Будучи институтом политико-правовой системы российского общества, порядок формирования государственных органов обретает еще и политико-правовую ценность. Она выражается в том, что он представляет собой проверенную, а следовательно, «выбранную» временем и повторяющуюся в тех или иных вариантах в различных социально-экономических и политико-правовых системах эффективную модель институци-онализации государственных институтов и распределения власти в государственно-организованном обществе, обеспечивающую жизнеспособность государства и стабилизацию общественных отношений. Такое определение ценности порядка формирования государственных органов достаточно абстрактно и не может вобрать в себя многообразный исторический опыт разных государств, так как допускает известную указанную вариативность модели порядка формирования государственных органов в целом, детерминированную особенностями функционирующих в конкретных государствах социально-экономических и политико-правовых систем. Следует также учитывать возможности видового разнообразия самой модели порядка формирования государственных органов, поскольку данный порядок имеет место в нескольких случаях: когда система государственных органов формируется (выделяется) конкретным обществом в лице граждан соответствующего государства путем выборов либо она «навязывается» системе извне (как правило, «сверху») в случае формирования государственных органов путем назначения должностных лиц или путем самовоспроизводства в порядке наследования. Та или иная разновидность модели порядка формирования государственных органов зависит от того, в рамках какой системы ценностей существует само государство. Реально государство можно рассматривать в отрыве от общества лишь с достаточной степенью условности, и вопрос о ценности института порядка формирования государственных органов решается вместе с общим вопросом о государстве как социальной ценности. Ценность порядка формирования государственных органов в этом случае признается или отрицается пос-

тольку, поскольку в данном обществе и в данное время признается целесообразность и эффективность тех или иных типов государственной организации (либерально-демократических или традиционно-общинных). Причем ценность порядка формирования государственных органов неизбежно соразмеряется установленной позитивным правом мерой свободы индивида в данном обществе. В этом контексте проблема порядка формирования государственных органов особенно отчетливо выходит за рамки техники организации государственных органов, и возникает вопрос о характере взаимоотношений между государством, личностью и обществом. Здесь мы сталкиваемся соответственно с иллюзией возможности отделить государство от общества не только в доктринальном, но и в практическом смысле. Преимущества этой концепции заключаются прежде всего в том, что согласно ей в качестве субъектов порядка формирования государственных органов в первую очередь рассматриваются не органы государственной власти и управления, а сами люди (в лице граждан данного государства) и их социальные организации (политические партии). Государство наделяет при этом тех и других статусом субъектов порядка формирования государственных органов, включая право действовать в рамках, обозначенных законом, и через законы, тем самым признавая властно-политический характер их деятельности. Это еще раз доказывает присутствие двух начал — государственного и общественного (неотъемлемой частью которого является личность) — в структуре порядка формирования государственных органов. Двойственность структуры детерминирована необходимостью выделять «чисто государственную сферу» из области деятельности частных лиц и организаций. Государственно-политическое начало находит воплощение в бюрократическом аппарате, а общественное начало — в политической активности личности в процессе формирования государственных органов. Эти начала представляют собой две стороны единого организма — порядка формирования государственных органов, которые находят свое проявление в реализации субъектами данного порядка различных форм политической власти (государственно-политической и об-

щественно-политической соответственно). А взаимоотношения государства с гражданами и общественными сообществами в процессе формирования государственных органов оформляются как юридические. Политические организации, которые учреждаются частными лицами для удовлетворения потребностей их членов, — это вполне самостоятельные общественные союзы, которые управляются «издаваемыми государством законами и состоят под контролем государственной власти, но существуют для удовлетворения особых интересов известных лиц» [2, с. 63] и находятся в достаточной от

государства автономии. В процессе же их участия в формировании государственных органов проявляются интересы целого (государства), что обусловливает соприкосновение союзов с областью государственных интересов [10, с. 25]. Именно ценностный подход позволяет выявить двойственную природу порядка формирования государственных органов как политико-правового явления. Порядок формирования государственных органов выступает в двух ипостасях: института политико-правовой системы и формы институционализации публичной политической власти.

Список использованной литературы

1. Бондарев С.В. Политико-правовая трансформация институтов местного самоуправления в контексте российских модернизационных процессов: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.

2. Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914.

3. Кабышев В.Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития // Право и власть. 2001. № 1.

4. Камю Л. Миф о Сизифе // Бунтующий человек. М., 1990.

5. Новгородцев П.И. Демократия на распутье. М., 1923.

6. Оболонский А. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

7. Остром В. Смысл американского федерализма: Что такое самоуправляющееся общество? М., 1993.

8. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.

9. Трёльч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М., 1994.

10. Чичерин Б.Н. Бюрократия и земство // Вопросы политики. М., 1905.

11. Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. Иркутск, 1995.

Bibliography (transliterated)

1. Bondarev S.V. Politico-pravovaya transformatsiya institutov mestnogo samoupravleniya v contexte rossiy-skikh modernizatsionnykh protsessov: dis. ... cand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2005.

2. Elistratov A.I. Osnovnye nachala administrativnogo prava. M., 1914.

3. Kabyshev V.T. Vybory v Rossii: constitutsionnye functsii, tendentsii razvitiya // Pravo i vlast'. 2001. № 1.

4. Camyu L. Miph o Sisyphe // Buntuyushchiy chelovek. M., 1990.

5. Novgorodtsev P.I. Democratiya na rasput'e. M., 1923.

6. Obolonskiy A. Drama rossiyskoy politicheskoy istorii: sistema protiv lichnosti. M., 1994.

7. Ostrom V. Smysl americanskogo federalizma: Chto takoe samoupravlyayusheyesya obshestvo? M., 1993.

8. Sovetskiy entsiclopedicheskiyslovar'. M., 1980.

9. Tryol'ch E. Istorizm i ego problemy: Logicheskaya problema philosophii istorii. M., 1994.

10. Chicherin B.N. Byurocratiya i zemstvo // Voprosy politiki. M., 1905.

11. Shishkina N.E. Mestnoe upravlenie v zarubezhnykh stranakh: sushnost' i sovremennye problemy razvitiya. Irkutsk, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.