Научная статья на тему 'Эффективность музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста'

Эффективность музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / FORMATION / VALUE ATTITUDE / CULTURE / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акулинина Ирина Анатольевна

Рассматривается проблема воспитания ребенка средствами искусства. Уделяется важная роль семье в формировании ценностного отношения к искусству и окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective Musical Educationin the Development of a Preschool AgeChild

The problem of educating a child via arts is discussed. An important role of family in forming value attitude to arts and environment is focused upon.

Текст научной работы на тему «Эффективность музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста»

УДК 373.2+372.4 ББК 74.102.6

И.А. Акулинина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

го

I

£

Рассматривается проблема воспитания ребенка средствами искусства. Уделяется важная роль семье в формировании ценностного отношения к искусству и окружающей действительности.

Ключевые слова: формирование, ценностные отношения, культура, музыкальная культура.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей [1].

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способность отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки

различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева [2].

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка, в свою очередь, обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом воспол-нимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоцио-

нальную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления [3]. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. И в этом смысле нельзя не согласиться с В.И. Петрушиным, который утверждает: «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [4].

Содержанием музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпев-ки, позже начинается становление соб-ственнопевческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные

ю ш

О

го

I

<С <

пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в нее музыкальных способностей, логика становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой.

В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Музыкальный репертуар программы включает в себя, прежде всего, классическую музыку разных эпох и стилей, фольклор и современную музыку.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы) [5].

В период от трех до пяти лет для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.

Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня и танец - «три кита», по Д.Б. Кабалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая - грустная музыка), а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже - тембр, или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка - значит, веселая», «медленная - значит, грустная». В дальнейшем, по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности.

На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные.

По определению О.П. Радыновой, А.И. Катинене к пяти годам ребенок [6]:

• приобрел определенный круг представлений об эстетическом в окружающем мире; ярко, эмоционально реагирует на красивое-некрасивое в нем;

• имеет опыт восприятия литературных произведений: может ответить на вопросы по содержанию хорошо знакомых сказок, восстановить их сюжет по картинкам; начинает фантазировать на основе литературных образов и использовать их в игре;

• приобрел небольшой опыт восприятия произведений изобразительного искусства, познакомился с основными его видами; в собственной изобразительной деятельности создает индивидуальные образы, которые отличаются декоративностью и эмоциональным отношением, выраженным в цвете, графике, композиции;

• научился достаточно внимательно слушать музыку, эмоционально реагирует на нее, может определить общее настроение музыкального произведения и его жанр (марш, песня, танец);

• может музыкально и достаточно пластично воспроизвести некоторые виды основных движений (шага, бега, прыжков) и общий рисунок танцевальных; в танцах становится элементарно выразительным; с удовольствием придумывает движения, соответствующие настроению музыки и сюжету этюда или игры;

• может спеть простую песню в удобной, соответствующей его голосу тональности; интонирует общее направление движения мелодии, чисто поет отдельные ее отрезки (с аккомпанементом);

• овладел различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; научился играть в ударном оркестре, воспроизводя общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические краски, метрическую пульсацию;

• с большим интересом и желанием участвует в музыкальных играх-дра-матизациях; берет на себя роль того или иного персонажа и музыкально действует в образе, внося элементы творчества в его двигательные и интонационно-речевые характеристики. Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музы-

ка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания родителей и воспитателей. Также важно, чтобы педагог-музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.

Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России. Библиографический список:

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение». -М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в 2 Т.

3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

5. Радынова О.П., Катинене А.И., Пола-вандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1943.

6. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. -М., 1998. - 240 с.

ю ш

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.