Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СВЕТОВОГО ТРЕНАЖЕРА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СВЕТОВОГО ТРЕНАЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКА / ПУЛЬСОМЕТРИЯ / ГАЗОМЕТРИЯ / ВЕЛОЭРГОМЕТРИЯ / СВЕТОВОЙ ТРЕНАЖЕР / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL PERFORMANCE / METHODOLOGY / HEART RATE MONITORING / GAS ANALYSIS / VELOERGOMETRIES / LIGHT TRAINER / SPECIFIC EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапшин Н. А., Левушкин С. П.

В настоящее время физиологические требования к организму спортсменов в процессе игры достигают предельных величин, и в связи, с чем поиск путей повышения функциональной подготовленности, без нанесения вреда здоровья является очень важным и необходимым. В работе представлены результаты оценки эффективности разработанной методики повышения работоспособности юных баскетболистов с использованием специфических физических упражнений, и светового тренажера и данных пульсометрии. Оценка эффективности методики была основана на изучении показателей, аэробной, анаэробной и специальной работоспособности до и после проведения эксперимента. В результате исследования было выявлено, что предложенная методика является эффективной для повышения уровня различных видов физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапшин Н. А., Левушкин С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY FOR INCREASING THE PHYSICAL PERFORMANCE OF BASKETBALL PLAYERS AGED 15-17, BASED ON THE USE OF SPECIAL PHYSICAL EXERCISES AND LIGHT TRAINER

Currently, the physiological requirements for the body of athletes in the process of playing reach their limit values, and therefore the search for ways to increase functional fitness, without harming health, is very important and necessary. The article presents the results of evaluating the effectiveness of the developed methodology for improving the working capacity of young basketball players using specific physical exercises, and a light trainer and heart rate monitoring data. Evaluation of the effectiveness of the methodology was based on the study of indicators of aerobic, anaerobic and special performance before and after the experiment. As a result of the study, it was revealed that the proposed method is effective for increasing the level of various types of physical performance.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СВЕТОВОГО ТРЕНАЖЕРА»

Sports Medicine, Vol. 47(2), pp. 334-338.

17. Webster, K. E., Feller, J. A., Kimp, A. J., and Whitehead, T. S. (2018), "Revision Anterior Cruciate Ligament Reconstruction Outcomes in Younger Patients: Medial Meniscal Pathology and High Rates of Return to Sport Are Associated With Third ACL Injuries", The American Journal of Sports Medicine, Vol. 46(5), pp. 1137-1142.

18. Wiggins A.J., Grandhi R.K., Schneider D.K., Stanfield D., Webster K.E., Myer G.D. (2016), "Risk of secondary injury in younger athletes after anterior cruciate ligament reconstruction: a systematic review and meta-analysis", Am. J. Sports Med, vol. 44, no. 7, pp. 1861-1876, DOI: 10.1177/0363546515621554.

19. Zaffagnini S, Grassi A, Marcheggiani Muccioli G. et al. (2014), "Return to sport after anterior cruciate ligament reconstruction in professional soccer players", Knee, Vol 21(3), pp. 731-735, doi:10.1016/j. knee.2014.02.005

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.09.2020

УДК 796.323

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СВЕТОВОГО ТРЕНАЖЕРА

Николай Александрович Лапшин, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Сергей Петрович Левуш-кин, доктор биологических наук, профессор, и.о. директора Института возрастной физиологии РАО, директор НИИ спорта и спортивной медицины, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

В настоящее время физиологические требования к организму спортсменов в процессе игры достигают предельных величин, и в связи, с чем поиск путей повышения функциональной подготовленности, без нанесения вреда здоровья является очень важным и необходимым. В работе представлены результаты оценки эффективности разработанной методики повышения работоспособности юных баскетболистов с использованием специфических физических упражнений, и светового тренажера и данных пульсометрии. Оценка эффективности методики была основана на изучении показателей, аэробной, анаэробной и специальной работоспособности до и после проведения эксперимента. В результате исследования было выявлено, что предложенная методика является эффективной для повышения уровня различных видов физической работоспособности.

Ключевые слова: физическая работоспособность, методика, пульсометрия, газометрия, ве-лоэргометрия, световой тренажер, специфические упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p204-208

EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY FOR INCREASING THE PHYSICAL PERFORMANCE OF BASKETBALL PLAYERS AGED 15-17, BASED ON THE USE OF SPECIAL PHYSICAL EXERCISES AND LIGHT TRAINER

Nikolai Alexandrovich Lapshin, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, Acting Director of the Institute of Developmental Physiology of

the Russian Academy of Education, Director of the Research Institute of Sports and Sports Medicine, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

Currently, the physiological requirements for the body of athletes in the process of playing reach their limit values, and therefore the search for ways to increase functional fitness, without harming health,

is very important and necessary. The article presents the results of evaluating the effectiveness of the developed methodology for improving the working capacity of young basketball players using specific physical exercises, and a light trainer and heart rate monitoring data. Evaluation of the effectiveness of the methodology was based on the study of indicators of aerobic, anaerobic and special performance before and after the experiment. As a result of the study, it was revealed that the proposed method is effective for increasing the level of various types of physical performance.

Keywords: physical performance, methodology, heart rate monitoring, gas analysis, veloergometries, light trainer, specific exercises.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом баскетбол становится все более динамичной игрой. Введение правила «14 секунд на атаку» увеличивает динамику игры, игроки вынуждены совершать большее количество атак и выполнять более быстрые действия. В связи с этим спортивная деятельность предъявляет более высокие физиологические требования к организму спортсмена. Физические нагрузки спортсменов достигают предельных величин, что заставляет искать новые пути совершенствования тренировочного процесса. Одним из основных факторов, который влияет на достижение высокого результата, является уровень физической работоспособности спортсменов. Проблемой повышения физической работоспособности в игровых видах спорта занималось больше количество авторов [1, 4, 5], тем не менее, поиск новых путей способствует повышению эффективности тренировочного процесса и является очень важным для улучшения спортивных результатов команды. В связи с этим нами ранее была разработана методика повышения специальной работоспособности юных баскетболистов, основанная на использовании специфических физических упражнений, светового тренажера и данных пульсометрии [2] и была поставлена новая цель исследования - проверка эффективности разработанной ранее методики повышения физической работоспособности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимало участие 25 юных баскетболистов в возрасте 15-17 лет. В составе контрольной группы было 12 баскетболистов, в составе экспериментальной группы - 13.

Для оценки эффективности разработанной ранее методики было проведено комплексное исследование различных видов физической работоспособности баскетболистов: аэробной, анаэробной и специальной.

Для исследования аэробной работоспособности был использован ступенчатый тест с постепенно повышающейся нагрузкой до отказа. Данный тест выполнялся на беговой дорожке, с помощью газоаналитического комплекса. Во время выполнения фиксировались показатели анаэробного порога и максимального потребления кислорода, также в режиме реального времени регистрировались показатели ЧСС.

Оценка максимальных анаэробных возможностей выполнялась с помощью вело-эргометра. Выполнение теста заключалось в следующем: тестируемый должен выполнять педалирования на велоэргометре с максимальной частотой в течение 10 секунд. Величина сопротивления оставалась постоянной, для юных баскетболистов составляла 7% от массы тела. Количество попыток - 3. Отдых между попытками - 1 мин.

С помощью специально разработанной методики [3] определялась специальная работоспособность баскетболистов, которая оценивалась по следующим показателям: время выполнения теста, ЧССсредняя, амплитуда ЧСС, ЧСС дельта, показатель интенсивно -сти накопления пульсового долга.

В течение 8 недель спортсмены тренировались по специально разработанной методике [2], направленной на повышение уровня специальной работоспособность. Построение тренировочных занятий включало разминку в аэробном режиме, основная часть тренировки включала 3-4 упражнения направленных на повышение специальной работо-

способности, в заключительной части упражнения были использованы бросковые упражнения в аэробном режиме и упражнения в растягивании. Суть методики заключалась в максимальном приближении режима выполнения упражнений к игровым условиям. Световой тренажер был использован для того, чтобы задать направление передвижений, чтобы приблизить упражнение к игровой ситуации, в которой баскетболист должен реагировать на складывающуюся ситуацию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлена динамика показателей аэробной работоспособности баскетболистов контрольной и экспериментальной группы до и после проведения педагогического эксперимента.

Таблица 1 - Изменение показателей аэробной работоспособности баскетболистов 15-17 лет контрольной и экспериментальной группе_

№ п/п Показатели До эксперимента После эксперимента Прирост,%

КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ ЭГ

1 V АнП, км/ч 10,97 ±0,43 11,18±0,35 11,07±0,55 11,22 ±0,25 0,91 0,36

2 У'02 АнП, л/мин 2,9±0,22 3,19±0,19 2,92±0,19 3,3±0,12 0,68 2,15

3 У'02 на МПК, л/мин 3,38±0,21 3,89±0,12 3,64±0,19 4,17±0,13 0,83 7,19*

4 У'02 на МПК, мл/мин/кг 53,0±2,60 51,5±2,26 53,42±3,13 54,88±0,85 0,80 6,4*

5 ЧСС на МПК, уд/мин 193,0±3,59 189,54±3,01 194,57±2,22 191,37±1,71 0,81 0,96

Примечания: * - наличие достоверности различий до и после эксперимента (при р <0,05)

Из таблицы 1 следует, что скорость бега (V АнП, км/ч) на уровне анаэробного порога у контрольной группы увеличилась на 0,91%, в то время как у экспериментальной на 0,36%. Достоверных различий при этом в контрольной и экспериментальной группе не наблюдается. Было зафиксировано, что показатель V'O2 АнП, л/мин в контрольной группе увеличился на 0,68%, в то время как в экспериментальной группе наблюдается тенденция к увеличению данного показателя на 2.15%, различия до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах были недостоверны. Тем не менее, полученные данные свидетельствуют о тенденции к повышению аэробных возможностей мышц спортсменов в экспериментальной группе. В тоже время абсолютное значения МПК (У'02 на МПК л/мин) и относительное (У'02 на МПК л/мин/кг) в экспериментальной группе достоверно увеличилось после эксперимента на 7,19% и 6,4% соответственно. В контрольной группе было выявлено недостоверное увеличение абсолютных и относительных значений МПК на 0,83% и 0,80% соответственно. В результате эксперимента было выявлено, что значения ЧСС на уровне МПК не изменились как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе значение увеличилось на 0,81%, а в экспериментальной на 0,96.

В таблице 2 представлена динамика показателей анаэробной работоспособности юных баскетболистов. В результате предварительной оценки анаэробной работоспособности до проведения эксперимента достоверных различий между показателями максимальной алактатной мощности контрольной и экспериментальной группы не было выявлено.

Таблица 2 - Динамика показателей анаэробной работоспособности юных баскетболистов в ходе проведения эксперимента_

№ п/п Показатели До эксперимента После эксперимента Прирост,%

КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ ЭГ

1 ¥м/М (Вт/кг) 13,16 ±0,87 12,32±0,52 14.01 ±0,91 13,42±0,42 6,45 8,92*

2 Кускор. (сек.) 2,95 ±0.20 2,78 ±0,29 2,51 ±0,20 2,65±0,1 -14,91 -4,67

3 Кутомл. (сек.) 2,52±0,19 2,55±0,27 2,14±0,23 2,15±0,15 -14,85 -15,68

4 Ап/М, Дж/кг 99,2±6,2 92,96±3,15 98,74±7,5 97,43±3,8 -0,46 4,87

5 ИНПД, усл. ед. 11,5±0,62 11,78±0,67 10,6±0,37 9,22±0,84 - 7,8 -21,73*

Примечания: * - наличие достоверности различий до и после эксперимента (при р <0,05)

В результате анализа результатов тестирования максимальной анаэробной мощности баскетболистов было выявлено достоверное увеличение максимальной мощности Wм/М (Вт/кг) в экспериментальной группе на 8,92%. Это свидетельствует об увеличение максимальной алактатной мощности спортсменов. Достоверных различий по этому показателю в контрольной группе выявлено не было. По показателям Кускор, и Кутомл, как в контрольной, так и в экспериментальной группе прослеживается тенденция к снижению этих показателей. По показателю Ап/М (Дж), характеризующему анаэробную производительность организма, достоверных различий до и после эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группе выявлено не было.

Исходя из проведенного анализа данных, было выявлено, что показатель ИНПД в контрольной группе уменьшился на 7,8%, в то время как в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение этого показателя на 21,73%. Это свидетельствует о достоверном снижении физиологической стоимости выполняемых физических нагрузок в экспериментальной группе.

Исходя из проведенного анализа показателей анаэробной работоспособности можно сделать вывод, что достоверных изменений в контрольной группе отмечено не было, в то время как в экспериментальной группе наряду с увеличением максимальной мощности сердечно-сосудистая системы стала работать в более экономичном режиме.

В таблице 3 представлена динамика показателей специальной работоспособности при использовании теста, основанного на использовании специфических физических упражнений и светового тренажера.

Таблица 3 - Показатели баскетболистов 15-17 лет до и после проведения эксперимента

№ п/п Показатели До эксперимента После эксперимента Прирост,%

КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ (п=12) ЭГ (п=13) КГ ЭГ

1 ЧСС средняя, уд/мин 167,5±2,80 164,8±4,82 167,67 ±2,43 163,8±3,67 0,10 -0,61

2 1 теста, сек 52,33±2,77 58,2±1,82 52,33±1,89 55,0±1,14 0 -5,49

3 Амплитуда ЧСС, уд/мин 52,5±6,79 58,8±3,67 41,17±4,04 50,8±5,49 -21,59 -13,61

4 ЧСС дельта, уд/мин 3,5±0,47 2,85±0,19 4,27±0,40 3,45±0,54 22,13 21,26

5 ИНПД, усл. ед. 6,77±0,47 7,18±0,37 6,70±0,43 6,43±0,32 -1,06 -10,46*

Примечания: * - наличие достоверности различий до и после эксперимента (при р <0,05)

В результате проведенного исследования было выявлено, что после завершения педагогического эксперимента в экспериментальной группе недостоверно уменьшилось время выполнения теста на 5,49%, а в контрольной группе не изменилось. ЧССсредняя осталась практически на том же уровне, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Нами были выявлены достоверные различия ИНПД в экспериментальной группе - снижение данного показателя составило 10,46%. В контрольной группе данный показатель незначительно уменьшился на 1,06%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования была выявлено, что в экспериментальной группе достоверно увеличился ряд показателей аэробной и анаэробной работоспособности по сравнению с контрольной группой, в которой достоверных изменений обнаружено не было. Наряду с этим, были выявлены достоверные увеличения отдельных показателей специальной работоспособности юных баскетболистов. Таким образом, анализ результатов исследования показал, что разработанная методика повышения работоспособности юных баскетболистов, основанная на использовании специфических физических упражнений, светового тренажера и данных пульсометрии является эффективной. Это дает основание рекомендовать данную методику для ее практического использования в тренировочном процессе юных баскетболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - Моска : Терра-Спорт, 2006. - 272 с.

2. Лапшин Н.А. Методика повышения специальной работоспособности баскетболистов 15-17 лет / Н.А. Лапшин // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта -2020 - № 6 (184) - С. 189-193.

3. Левушкин, С.П. Определение специальной работоспособности баскетболистов на основе современных методов / С.П. Левушкин, Н.А. Лапшин, К.В. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2018 - № 12 - С. 42

4. Training and testing the elite athlete / Bangsbo J., Mohr M., Poulsen A., Perez-Gomez J., Krustrup P. // Journal of exercise science and fitness. - 2006. - № 4. - P. 1-14.

5. Delextrat, A. Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players / A. Delextrat, A. Martinez / International Journal of Sports Medicine - 2014.- V. 35. -P. 385-391.

REFERENCES

1. Godik M. A. (2006), Physical training of football players, Terra-Sport, Moscow.

2. Lapshin, N.A. (2020), "Methods of improving the special performance of basketball players of 15-17 years old age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 189-193.

3. Levushkin, S.P., Lapshin, N.A. and Zuev, K.V. (2018), "Determining the special performance of basketball players based on modern methods", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 42.

4. Bangsbo, J., Mohr, M., Poulsen, A., Perez-Gomez, J. and Krustrup P. (2006) "Training and testing the elite athlete", Journal of exercise science and fitness, Vol. 4, No.1, pp. 1-14.

5. Delextrat, A. and Martinez, A. (2014), "Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players", International Journal of Sports Medicine, Vol. 35, pp.385391.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2020

УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ

Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент,

Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна

Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации; Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В данной статье представлены результаты внедрения технологии развития творческих способностей студентов, как педагогического средства коррекции тревожности. Введение. Высокий уровень тревожности студентов отмечается в условиях специально организованной учебной деятельности: экзаменационной сессии, выполнении курсовых проектов и самостоятельных работ. Среди педагогических условий, позволяющих с одной стороны, корректировать уровень тревожности, а с другой - развивать творческие способности студента, следует выделить технологию творческого развития, как средства, обеспечивающего включение студентов в продуктивные формы творческой деятельности. Цель исследования: исследование технологии развития творческих способностей студентов, как педагогического средства коррекции тревожности. Методика и организация исследования. Первый этап эксперимента: определение исходного уровня тревожности, на втором определены педагогические условия необходимые для реализации творческих способностей студентов, на третьем этапе дана характеристика компонентов творческой деятельности студентов, определены основные критерии развития их творческих способностей. Результаты исследования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.