МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
М361
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА АДАПТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ШКОЛЬНИКОВ
© Ширяева Галина Павловна, Шагарова Сания Валеевна, Ахметова Руза Ангамовна, Семавина Людмила Юрьевна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России. 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3. E-mail: [email protected]
Ключевые слова, адаптивная саморегуляция; БОС; оздоровление; школьники.
Появление технологий биоуправления, основанной на механизмах саморегуляции, явилось доступным вариантом решения задач профилактики заболеваний и оздоровления детей в образовательных учреждениях. Технология биологической обратной связи (БОС), разработанная и предлагаемая ЗАО «Биосвязь» г. Санкт-Петербург предназначена для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путем выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Этот тип дыхания является одним из самых эффективных современных способов профилактики последствий стрессовых ситуаций и болезней с ними связанных.
Мы приводим результаты исследований, проведенных в г. Межгорье Республики Башкортостан, где кабинеты БОС «Здоровье», логотерапевтический, опорно-двигательный, кардиопульмонологический начали функционировать в трех общеобразовательных средних школах с сентября 2003 г. В течение 2,5 лет курсы оздоровительных сеансов прошли 1020 учащихся (31%), из них 819 человек — повторные курсы. Результаты оздоровительных сеансов фиксировались в «Паспорте здоровья», что позволяет проследить увеличение или уменьшение оценки за сеанс и ДАС.
Показатели ДАС улучшились у 25% детей. Доля детей и подростков, имевших сниженные показатели также уменьшилось, причем наиболее значительно у детей, имевших наихудшие показатели.
В кабинете БОС — логотерапевтический проводился курс лечения 26 детей с различной логопедической патологией. В структуре логопедической патологии преобладали заикание и дизартрия (67,0 и 10,0 %), что можно расценить как проявление невроза. У всех детей, прошедших курс коррекции наблюдалось уменьшение количества запинок, речь становилась плавной и слитной, увеличилось количество слогов до 157 (против 115 до лечения, р<0,001) и уменьшилось количество запинок (8 против 17, р<0,05). Мы провели также анализ успеваемости детей и подростков по среднему баллу, результаты которого показали, что у 33% учащихся успеваемость стала достоверно выше (Р<0,05).
Коррекция и реабилитация больных с поражениями опорно-двигательного аппарата проводилась методом ЭМГ — БОС (с компьютерной оценкой электромиограммы), который позволил восстановить и тренировать мышечное чувство с увеличением силовой выносливости мышц, тренировкой дыхательной мускулатуры и восстановлением функции поврежденных суставов. Динамика силы мышц в конце тренировки составила от 49,1% (р<0,001) при сколиозе до 76,3% (р<0,001) при плоскостопии. Это позволило сформировать устойчивость позы ребенка и создать условия для правильного формирования стоп. В 80% случаев была достигнута полная коррекция функциональных нарушений.
Анализируя в целом результаты использования методики адаптивной саморегуляции (БОС) в реабилитации детей и подростков, следует заключить, что данная биотехнология:
- способствовала профилактике развития переутомления (улучшение качества сна и аппетита) за счет улучшения показателей ДАС на 25%;
- оказала помощь при адаптации детей на разных этапах обучения, повышении дисциплинированности, работоспособности, уверенности в себе;
- достоверно повысила успеваемость при заметном развитии произвольного внимания, регуляции темпа деятельности, слухоречевой, зрительной и оперативно- логической памяти по данным показателей речевого развития на 33%;
- повысила качество жизни на фоне улучшения общего состояния здоровья ребенка у всех детей;
М 362
МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
Очень важно, что при применении биотехнологий уменьшилось число лиц с неблагоприятными сдвигами в регуляции школьно-значимых функций и предпатологическими состояниями. Таким образом, метод биологической обратной связи позволил обучить детей навыкам саморегуляции в адаптированной для восприятия форме и частично решить проблему сохранения и укрепления здоровья в организованных коллективах.