Научная статья на тему 'Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области)'

Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спасская Наталия Владимировна

В статье анализируется развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Орловской области, дается оценка эффективности региональной политики по поддержке и развитию малого бизнеса, выявляются основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Н.В. Спасская

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ РЕГИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (на материалах Орловской области)

В статье анализируется развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Орловской области, дается оценка эффективности региональной политики по поддержке и развитию малого бизнеса, выявляются основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в Орловской области.

Термин «малое предпринимательство» охватывает различные виды и формы предпринимательства, которые варьируются в разных странах. Критерии отнесения предприятия к этому разряду неодинаковы. Так, в Великобритании, Италии это величина капитала и объем продаж, в США - немонополистическое положение на рынке, во Франции - правовой статус, в Венгрии - форма собственности и т.д.

Каждое из государств СНГ приняло в разное время свои законодательные акты о поддержке малого предпринимательства, в которых признаки определения малых предприятий весьма разнообразны. Если проанализировать нормативные акты государств СНГ, регулирующие сферу малого бизнеса [1], то можно выделить следующие критерии отнесения тех или иных субъектов экономической деятельности к малому предпринимательству:

- численность работников на предприятии (Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Туркмения, Узбекистан, Украина);

- финансовый результат деятельности предприятия - в его качестве может выступать либо балансовая стоимость активов, либо объем доходности (Казахстан, Киргизия);

- степень экономической самостоятельности предприятия, которая исключает присутствие государства и муниципальных образований в капитале предприятия (Таджикистан).

В Российской Федерации при определении статуса малого предприятия используются все три вышеперечисленных критерия одновременно.

Согласно п. 1 Ст. 4 Федерального Закона РФ №209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном)

капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства; для малых предприятий до ста человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства [2].

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 для малых предприятий установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость в размере 400 млн. руб. [3].

Экономические показатели деятельности малых предприятий в России в 2004-2011 гг. В настоящее время во всем мире неуклонно возрастает роль малого бизнеса. Именно он рассматривается в качестве катализатора экономического развития и антикризисного инструмента поддержки отечественной экономики.

Из приведенных в табл. 1 данных следует, что пик развития малого предпринимательства в стране в анализируемый период приходится на 2008 г. Так, темп прироста числа малых предприятий составил 18,5% по сравнению с предыдущим годом, численность работников увеличилась на 13%, оборот повысился на 21,1%, а инвестиции в основной капитал возросли на 82,3%.

Экономический кризис 2009 г. негативно отразился на всех отраслях экономики, произошло, в том числе сжатие и сектора малого предпринимательства. В 2009 г. инвестиции в основной капитал этих предприятий сократились на 26,7% (хотя период 2004-2008 гг. характеризовался значительной инвестиционной активностью малого бизнеса), оборот снизился на 10%, в то же время прирост числа субъектов малого предпринимательства составил 18,9%, что несколько превышало значения докризисного 2008 г. (на 0,4 проц. п.). На наш взгляд, это объясняется большей инертностью данного показателя по сравнению с другими анализируемыми характеристиками в силу бюрократизации экономики. Показатель числа малых предприятий начал реагировать на изменение экономической конъюнктуры в 2010 г., снизившись на 5,3 проц. п. Остальные же анализируемые показатели имеют тенденцию к восстановлению. К 2011 г., несмотря на мировой экономический кризис, затронувший в том числе и экономику России, малый бизнес демонстрировал положительную динамику всех анализируемых характеристик. Прирост среднесписочной численности работников и оборот предприятий практически достигли предкризисных значений 2008 г. - 12,1% и 15,1% соответственно. Прирост инвестиций в основной капитал, хотя и был меньше значений 2008 г., однако оставался весьма значительным - 22% по сравнению с 2010 г.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

в РФ в 2004-2011 гг.*

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Число малых

предприятий(на

конец года), тыс. 953,1 979,3 1032,8 1137,4 1347,6 1602,4 1820,3 1836,4

Темп роста, % - 102,7 105,4 109,6 118,5 118,9 113,6 100,9

Среднесписочная

численность ра-

ботников (без

внешних со-

вместителей),

тыс. чел. 7815,1 8045,2 8582,8 9239,2 10436,9 10247,5 10239,4 11480,5

Темп роста, % - 102,9 106,7 107,4 113,0 98,2 99,9 112,1

Оборот малых

предприятий,

млрд. руб. 9502,0 9612,6 12099,2 15468,9 18727,6 16873,1 19640,2 22613,1

Темп роста, % - 101,2 125,9 127,9 121,1 90,1 116,4 115,1

Инвестиции в ос-

новной капитал,

млрд. руб. 99,2 120,5 171,3 259,1 472,3 346,1 353,7 431,6

Темп роста, % - 121,5 142,2 151,3 182,3 73,3 102,2 122,0

* Составлено и рассчитано по [4].

Динамика качественного развития малого бизнеса за последние годы отражается в росте вклада малых предприятий в основные агрегированные экономические показатели. Так, согласно данным табл. 2, доля произведенной малыми предприятиями добавленной стоимости (доля в ВВП) даже в период кризиса имела положительную динамику, составив в 2008 г. 21%, а в 2009 г. - 22,5%. Далее, на протяжении 2010-2011 гг. наблюдался постоянный рост вклада предприятий данного сектора в ВВП: в 2010 г. - на 0,6 проц. п., а в 2011 г. - на 1,7. Отметим, что в мировой практике рост любого показателя на 1,7 проц. п. в год считается значительным, однако даже эти темпы прироста не смогут обеспечить заявленный в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 60-70%.

Таблица 2

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях в РФ, %*

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Валовой внутренний

продукт 12,5 12,0 11,6 16,0 21,0 22,5 23,1 24,8

Среднесписочная чис-

ленность работников

(без внешних совмес-

тителей) 15,9 16,7 17,8 18,9 21,1 21,7 21,8 22,7

Оборот организаций 26,0 26,0 26,3 26,6 25,8 24,5 24,8 22,6

Инвестиции в основ-

ной капитал 3,5 3,3 3,6 3,9 5,4 4,4 4,7 4,0

* Составлено по [4].

При анализе вклада малых предприятий в основные экономические показатели в РФ обращает на себя внимание тот факт, что удельный вес малого бизнеса по обороту и инвестициям в основной капитал в кризисном 2009 г. снизился всего на 1,3 и 1% со-

ответственно (хотя по РФ в целом сокращение объема инвестиций в основной капитал составило 32,6%). На наш взгляд, такое незначительное снижение объясняется гибкостью и мобильностью этих предприятий и является прямым доказательством того, что малые предприятия по сравнению со средними и крупными лучше и быстрее приспосабливаются к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Тем не менее следует отметить, что масштабы развития малого предпринимательства в России намного отстают от мировых. Данные табл. 3 [5; 6] показывают, что развитие малого бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами. Это можно объяснить, в частности тем, что национальные власти придают большое значение таким предприятиям, оказывая им всестороннюю помощь в развитии и совершенствовании, разрабатывая большое число программ поддержки малого бизнеса и предоставляя льготы различного характера. Доля малых предприятий в ВВП и доля занятых на них наглядно показывают, что в этих странах малый бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. Он представляет собой основу среднего класса, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивает занятость большинства населения.

Таблица 3

Масштабы развития малого предпринимательства в некоторых странах мира, 2009 г., %

Страна Доля малых предприятий в общем количестве предприятий Доля в ВВП Доля занятых в малом бизнесе

Бельгия 58,1 46 55

Великобритания 64,7 53 49

Германия 99,3 57 70

США 97,6 48 65

Япония 99,2 51 80

В России развитие и поддержка предприятий малого бизнеса сегодня является одной из важнейших задач, которая ставится Правительством РФ в планах развития страны до 2020 г. Реализация этого важнейшего направления вследствие федеративного устройства государства осуществляется в рамках конкретных территорий (субъектов РФ). Рассмотрим развитие малого и среднего бизнеса в конкретном субъекте Федерации, в частности, на основе данных по Орловской области.

Об «эффективности» региональных программ поддержки малого предпринимательства (на примере Орловской области). В Орловской области, как и в других регионах РФ, принята к реализации долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.» (далее - Программа). Попробуем оценить эффективность ее реализации с позиции «затраты - результат». Затраты на реализацию указанной Программы составили 344,615 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 284,258 млн. руб., областного бюджета - 60,357 млн. руб. (табл. 4) [7].

В качестве ожидаемых конечных результатов реализации Программы заявлено достижение следующих показателей социально-экономической эффективности:

- увеличение числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) на 5% ежегодно;

- рост оборота малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 3% ежегодно;

- рост средней заработной платы работающих в сфере малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 5% ежегодно;

- увеличение среднесписочного состава (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 5% ежегодно [8].

Таблица 4

Объемы финансирования долгосрочной областной целевой программы «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.», млн. руб.

Год Всего Федеральный бюджет Областной бюджет

2009 118,592 94,714 23,878

2010 112,339 89,860 22,479

2011 113,684 99,684 14,000

Итого 344,615 284,258 60,357

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области составлена табл. 5, в которой отражены основные социально-экономические показатели, достигнутые при реализации долгосрочной областной целевой Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области в указанный период.

Как видно, фактические показатели прироста отличаются от запланированных. Добиться ожидаемых конечных результатов социально-экономической эффективности анализируемой Программы удалось лишь по двум из четырех критериев.

Таблица 5

Основные социально-экономические показатели, достигнутые при реализации долгосрочной областной целевой программы «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.»*

Критерий 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства

(включая индивидуальных предпринимателей) 16400 18972 16527

Темп прироста, % - +15,6 -12,8

Оборот малых и средних предприятий**, млн. руб. 47797,4 58710,0 67534,9

Темп прироста, % - +22,8 +15,0

Средняя заработная плата работающих в сфере малого и

среднего предпринимательства**, руб. 10054,9 10532,0 11420,1

Темп прироста, % - +4,7 +8,4

Среднесписочный состав (без внешних совместителей) субъ-

ектов малого и среднего предпринимательства** 27336 52687 47181

Темп прироста, % - +92,7 -10,5

* Составлено и рассчитано по [9].

** Без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, оборот малых и средних предприятий Орловской области прирастал более чем на запланированные 3% ежегодно: в 2010 г. прирост составил 22,8%, а в 2011 -15%. Рост средней заработной платы работающих в сфере малого и среднего предпринимательства в регионе также удовлетворяет запланированным критериям: прирост в 2010 г. составил 4,7% (отклонение от плана - всего 0,3 проц. п.), а в 2011 г.

увеличение произошло на 8,4%, что превышает ежегодный запланированный прирост (5%) данного показателя.

Однако по критерию численности и среднесписочного состава субъектов малого и среднего предпринимательства реализация долгосрочной областной целевой Программы обеспечила ожидаемый социально-экономический эффект лишь в 2010 г., в 2011 г. наблюдалось снижение этих показателей соответственно на 12,8 и 10,5%.

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о крайне низкой эффективности использования бюджетных средств на поддержку и развитие малого предпринимательства в Орловской области.

Попробуем взглянуть на цифры в несколько ином аспекте. С этой целью определим место, которое занимала Орловская область среди других регионов Центрального федерального округа по основным показателям развития малого бизнеса в 2009 и в 2011 г. В качестве критериев для сравнения выберем те, с помощью которых официальная статистика оценивает уровень развития малого предпринимательства в стране и ее отдельных регионах, а именно: число малых предприятий; среднюю численность занятых в малом бизнесе; оборот малых предприятий.

Совершенно очевидно, что регионы ЦФО изначально находятся в разных социально-экономических, природных, демографических и прочих условиях. Поэтому для возможного сравнения анализируемых показателей перейдем от абсолютных значений исследуемых величин к относительным, используя следующие показатели:

- число малых предприятий в регионе в расчете на 1000 жителей;

- удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в регионе;

- оборот малых предприятий региона (тыс. руб. на душу населения).

Полученные в результате расчетов данные сведены в табл. 6 и 7.

На протяжении 2009-2011 гг. г. Москва сохранила свои лидирующие позиции. По всем анализируемым показателям она занимает первое место в рейтинге регионов ЦФО, показывая результаты как выше общероссийских, так и выше, чем по всей совокупности регионов этого округа.

Как видно из приведенных расчетов, в ходе «развития и поддержки» малого предпринимательства в Орловской области ее место в рейтинге регионов ЦФО действительно изменилось и не в лучшую сторону. Так, по числу малых предприятий в расчете на 1000 жителей она переместилась с 11-го места в 2009 г. на 15-е место в 2011 г. По доле занятых в сфере малого бизнеса в общей численности занятых в экономике региона рейтинг Орловской области понизился с 13-го места в 2009 г. до 14-го места в 2011 г. По показателю оборота малого бизнеса в расчете на душу населения область заняла 16-е место в рейтинге в 2009 г. и 17-е место в 2011 г. Таким образом, указанная Программа Правительства Орловской области не обеспечила ожидаемого социально-экономического эффекта. Все это свидетельствует о низкой эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие малого бизнеса в регионе.

Справедливости ради следует сказать, что в рамках данной Программы в регионе создана специальная инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса в Орловской области.

Так, существует Областное автономное учреждение «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства», который предоставляет для субъектов малого предпринимательства займы до 1 млн. руб. на срок до года на развитие бизнеса, в том числе на пополнение оборотных средств, капитальные вложения и приобретение основных средств.

Таблица 6

Основные экономические показатели развития малого предпринимательства (включая микропредприятия) в регионах Центрального федерального округа в 2009 г.

Регион Число малых предприятий Средняя численность работников Оборот малых предприятий Численность населения, тыс. чел.*

всего, тыс. ед.* ед. на 1000 жителей** место** всего, тыс. чел.* доля занятых на МП,%** место** всего, млрд. руб.* тыс.руб. на душу нас.** место**

Российская

Федерация 1602,5 11,2 - 11192,9 16,2 - 16873,1 118,2 - 142737

Центральный

федеральный

округ 474,4 12,4 - 3766,5 19,8 - 6572,8 171,8 - 38263

Белгородская

обл. 16,3 10,7 5 82,4 10,9 16 77,4 50,7 18 1526

Брянская обл. 7,1 5,5 17 71,9 12,6 14 74,4 57,5 15 1294

Владимирская

обл. 16,4 11,2 3 152,0 22,1 2 93,6 64,2 13 1458

Воронежская

обл. 18,7 8,0 14 149,6 14,6 9 152,8 65,3 12 2339

Ивановская

обл. 8,7 8,1 13 74,2 15,1 7 94,9 88,4 5 1074

Калужская обл. 11,0 10,8 4 86,7 16,3 5 117,1 115,4 3 1015

Костромская

обл. 7,1 10,5 7 54,8 16,1 6 45,7 67,4 10 678

Курская обл. 8,7 7,6 15 67,2 12,5 15 64,9 56,8 17 1143

Липецкая обл. 10,1 8,5 12 73,9 12,9 12 98,9 83,7 6 1182

Московская

обл. 74,4 10,7 5 648,1 18,2 3 1260,7 181,2 2 6958

Орловская обл. 7,0 8,8 11 48,1 12,8 13 45,6 57,0 16 799

Рязанская обл. 11,4 9,8 9 78,5 15,0 8 97,0 83,0 7 1168

Смоленская

обл. 9,9 9,9 8 67,5 13,4 10 74,3 74,2 9 1001

Тамбовская

обл. 7,1 6,4 16 65,8 13,2 11 72,8 65,7 11 1108

Тверская обл. 12,3 8,9 10 88,5 12,9 12 80,0 58,1 14 1376

Тульская обл. 16,7 10,6 6 112,1 15,0 8 118,2 75,0 8 1576

Ярославская обл. 23,6 18,3 2 111,8 16,9 4 143,0 111,2 4 1286

г. Москва 207,9 18,4 1 1733,4 29,3 1 3861,4 342,3 1 11282

* По данным [4].

** Рассчитано автором.

Процентная ставка по микрозаймам утверждается Наблюдательным советом фонда и зависит от сферы бизнеса заемщика, вида и целей займа. Средняя ставка по фонду на 1 января 2013 г. - 9,92% годовых [10].

Основные показатели деятельности ОАУ «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства» за 2009-2011 гг. приведены в табл. 8. Из нее следует, что за первые четыре месяца работы в 2011 г. количество заключенных договоров составило 43% от уровня 2010 г., а объем предоставленного кредитования равнялся 48%.

Если проанализировать объемы кредитования по видам экономической деятельности, то в 2009 г. осуществлялась финансовая поддержка предпринимательства только по четырем направлениям, с преобладанием торговли (44,44% общего объема предоставленных кредитов).

Таблица 7

Основные экономические показатели развития малого предпринимательства (включая микропредприятия) в регионах Центрального федерального округа в 2011 г.

Регион Число малых предприятий Средняя численность работников Оборот малых предприятий Численность населения, тыс. чел.*

всего, тыс. ед.* ед. на 1000 жителей** место** всего, тыс. чел.* доля занятых на МП,%** место** всего, млрд. руб.* тыс. руб. на душу нас.** место**

Российская Федерация 1836,4 - - 11480,5 16,2 - 22613,1 158,3 - 142865

Центральный феде-

ральный округ 545,5 14,2 - 3488,0 18,0 - 9327,0 242,6 - 38445

Белгородская обл. 18,6 12,1 7 111,7 15,2 11 195,6 127,6 5 1532

Брянская обл. 11,2 12,9 14 78,1 12,9 16 127,1 99,7 13 1275

Владимирская обл. 19,3 13,4 5 131,0 18,1 4 140,4 97,4 14 1441

Воронежская обл. 22,9 9,8 12 235,2 22,2 2 257,9 110,4 11 2335

Ивановская обл. 17,0 16,0 3 92,7 17,7 6 126,2 119,1 8 1060

Калужская обл. 11,5 11,4 9 81,8 15,8 9 146,4 145,1 3 1009

Костромская обл. 7,9 11,9 8 57,4 16,6 7 77,8 116,8 9 666

Курская обл. 8,8 7,8 16 59,0 10,8 17 85,6 76,0 18 1126

Липецкая обл. 12,0 10,2 11 91,4 16,0 8 144,1 122,9 6 1172

Московская обл. 72,8 10,2 11 525,2 14,3 13 1237,7 174,2 2 7106

Орловская обл. 7,1 9,0 15 52,0 13,6 14 64,0 81,4 17 786

Рязанская обл. 13,0 11,3 10 100,7 19,1 3 138,8 120,5 7 1152

Смоленская обл. 13,3 13,5 4 87,7 17,8 5 111,0 112,9 10 983

Тамбовская обл. 8,4 7,7 17 67,4 13,3 15 94,1 86,3 16 1090

Тверская обл. 12,1 8,9 13 96,2 14,3 13 120,5 89,3 15 1350

Тульская обл. 19,7 12,7 6 115,4 15,3 10 156,9 101,2 12 1550

Ярославская обл. 26,1 20,5 2 97,1 14,5 12 172,8 135,9 4 1271

г. Москва 244,0 21,1 1 1408,2 23,0 1 5930,1 513,8 1 11541

* По данным [4].

** Рассчитано автором.

В 2010 г. сфера торговли сохранила свои лидирующие позиции - 35,7%, на втором месте строительство - 24,54%, на третьем производство - 23,45%. Данные приоритеты сохранились и в начале 2011 г. (табл. 9).

Таблица 8

Показатели деятельности ОАУ «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства» за 2009-2011 годы*

Показатель С 1 июля 2009 г. 2010 г. на 1 мая 2011 г.

Количество договоров Выдано кредитов, тыс. руб. Средняя процентная ставка, % * Составлено автором на осно( рофинансирования малого предг 79 34856 10,85 ;ании отчетности ОАУ ринимательства ». 238 102701 10,27 «Орловский региональны 102 49230 10,17 фонд развития и мик-

Создано Областное автономное учреждение «Орловский региональный гарантийный фонд», основным видом деятельности которого является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства Орловской области. Денежные

средства, предоставленные из областного и федерального бюджетов, служат залоговой базой по выдаваемым банками кредитам, заключенным договорам лизинга и т.д.

Таблица 9

Объем предоставленного кредитования ОАУ «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства» за 2009-2011 гг. по видам экономической деятельности, %*

Показатель с 1 июля 2009 г. 2010 г. на 1 мая 2011 г.

Производство Оптовая торговля Розничная торговля Услуги по перевозке Услуги бытовые Строительство Сельское хозяйство Прочие * Составлено по данным рования малого предприн 25,53 44,44 16,18 13,85 отчетности ОАУ «Орлов имательства ». 23,45 6,31 29,40 2,46 3,19 24,54 5,68 4,97 ский региональный фонд ра 14,8 9,1 10,4 15,4 2,6 34,0 13,2 0,5 звития и микрофинанси-

Действует универсальный консультационный центр для субъектов малого предпринимательства, который предоставляет бесплатные консультации по процедуре государственной регистрации предпринимателя или организации в налоговом органе (создание, внесение изменений, ликвидация), выбору оптимального режима налогообложения, постановке на учет во внебюджетных фондах и органе статистики, по тарифам расчетно-кассового банковского обслуживания, выбору кредитной организации, мерам государственной поддержки.

Однако статистика неумолимо свидетельствует, что тех мер, которые предпринимает сегодня Правительство Орловской области по поддержке и развитию сектора малого предпринимательства, явно недостаточно. Несмотря на существующие банковские программы, государственную поддержку, гарантийные фонды, развитие проблемы малого бизнеса в регионе остается пока нерешенным.

Проблемы развития малого бизнеса в регионе. Их несколько. Во-первых, необходимо совершенствование регионального законодательства в части разработки и реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Орловской области. Подобные подпрограммы разработаны во многих областях. Так, в Липецкой области наряду с 13-ю областными существуют 19 муниципальных программ, в Брянской области - одна областная и пять муниципальных, во Владимирской области - одна областная и три муниципальных. В Орловской области в 2009-2011 гг. реализовывалась только областная программа поддержки и развития малого предпринимательства и ни одной муниципальной. Между тем малые предприятия, как правило, строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения прежде всего местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению, поэтому важно обеспечить их поддержкой не только на уровне областного центра, но и в муниципалитетах. Положительные сдвиги в этом вопросе наметились в 2011 г., когда согласно постановлению Правительства Орловской области от 19 октября 2011 года № 364 была утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 гг.», а вскоре, согласно постановлению Администрации г. Орла от 24 октября 2011 г. № 3313 - и долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего пред-

принимательства в городе Орле на 2012-2015 гг.». В перспективе необходимо, чтобы подобные программы работали во всех муниципальных образованиях региона.

Во-вторых, в структуре предоставленных кредитов субъектам малого бизнеса региона преобладает краткосрочное кредитование. Одна из причин такой ситуации - сложившаяся структура малого предпринимательства в Орловской области в разрезе видов экономической деятельности, которая характеризуется значительным уклоном в сферу торговли (около 40% всех малых предприятий). Именно эти предприятия являются основными генераторами спроса на короткие кредиты для пополнения оборотных средств.

В-третьих, существенным тормозом развития сектора кредитования является относительная «молодость» малого предпринимательства. Чтобы банковские портфели кредитов малого предпринимательства были достаточно надежными, в нем должны преобладать компании, находящиеся в стадии зрелости, тогда как в структуре малых предприятий региона преобладают формирующиеся и растущие компании. К сожалению, экономический кризис только усугубил эту ситуацию.

Еще одной проблемой является невысокий уровень финансовой грамотности. Зачастую предприниматели не знают о существовании специальных продуктов, ориентированных на малый бизнес, а банки, со своей стороны редко включают компоненту повышения финансовой грамотности предпринимателя в свои маркетинговые стратегии.

Наконец, отсутствие в регионе бизнес-инкубаторов существенно снижает возможности развития малого предпринимательства в Орловской области. Созданный на базе ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Приокский многопрофильный региональный бизнес-инкубатор фактически еще не функционирует. Следует учесть, что сегодня бизнес-инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, снижая количество неудач в бизнесе до 20%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия и сроки участия в региональных инкубаторах примерно одинаковы: начинающему предпринимателю предоставляется в аренду помещение сроком от года до трех лет, при этом само предприятие должно иметь бизнес-план и функционировать не более года. По льготам на арендуемое помещение инкубаторы различаются: как правило, в первый год предприниматель платит от 30 до 40% арендной платы, во второй - 6080%, в третий - 100%. Однако есть примеры, когда в первый год предприниматель вообще освобождается от уплаты аренды. Инкубаторы также различаются по направленности своей деятельности: для одних - это инновационные разработки, для других - социальные, для третьих - в сфере ЖКХ, туризме и т.д.

Согласно оценкам Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14-30%, в то время как в бизнес-инкубаторе - 85-86%.

Таким образом, проблем развития малого бизнеса в Орловской области сегодня больше, чем решений, которые предлагают региональные власти. Устранение их будет способствовать более эффективному развитию малого бизнеса в Орловской области.

Литература

1. Законодательство стран СНГ. http://www.base2.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2713

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//Российская газета, 31 июля 2007.

3. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета, 30 июля 2008.

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. http:// www.gks.ru

5. Франовская Г.Н. Мировые тенденции развития малого предпринимательства // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 3(3).

6. Александрин Ю.Н. Модернизация российской экономики и новые институты развития малого бизнеса// Инновации, технологии, экономика (ИНТЭК-2011). Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 17-18 марта 2011 г. / Под ред. дэн, проф. Н.В. Клочковой. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2011.

7. Постановление Правительства Орловской области от 16 августа 2011 г. №275 «О внесении изменений в постановление Коллегии Орловской области от 27 февраля 2009 г. № 49 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Оразвитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.» http://www.orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=2&op=8&in=3

8. Долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.». Электронный ресурс. Режим доступа http://www.orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=28&op=8&in=3

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Официальный сайт. http:// www.orel.gks.ru

10. Областное автономное учреждение «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства». http:// www.msb57.ru/registry/infr/fpp/54,10029/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.