Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства России в современных условиях'

Развитие малого предпринимательства России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1749
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ / SMALL BUSINESS / DEVELOPMENT TRENDS / STATE SUPPORT / PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденков Владимир Иванович, Мартынович Вадим Иванович

Обоснована важная роль малого предпринимательства в формировании устойчивой экономики и ее вос-становлении от последствий кризиса. На основе экономико-статистического анализа выявлены тенденции развития малого предпринимательства в России и конкретизированы основные факторы, сдерживающие рост. Ключевое внимание уделено вопросу государственного стимулирования развития малого бизнеса как главной движущей силы формирования благоприятного предпринимательского климата. Критический анализ государ-ственной поддержки позволил оценить эффективность реализуемых мер и внести предложения по их совер-шенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Найденков Владимир Иванович, Мартынович Вадим Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The paper highlights signifi cance of small business in establishing stable economy and economic recovery from the effects of the crisis. With the help of economic and statistical analysis the authors identify tendencies of small busi-ness development in Russia and reveal major factors that constrain small business growth. Particular attention is paid to the state role in stimulating the development of small business as the main driving force for establishing of a favora-ble business climate. Having analyzed the state support for small business the authors assess the effectiveness of state interventions and suggest measures to improve state support

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства России в современных условиях»

♦-♦

[email protected] Владимир Иванович Найденков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Вадим Иванович Мартынович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

>£.<)► [email protected]

УДК 338

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Обоснована важная роль малого предпринимательства в формировании устойчивой экономики и ее восстановлении от последствий кризиса. На основе экономико-статистического анализа выявлены тенденции развития малого предпринимательства в России и конкретизированы основные факторы, сдерживающие рост. Ключевое внимание уделено вопросу государственного стимулирования развития малого бизнеса как главной движущей силы формирования благоприятного предпринимательского климата. Критический анализ государственной поддержки позволил оценить эффективность реализуемых мер и внести предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: малое предпринимательство, тенденции развития, государственная поддержка, проблемы и перспективы.

V.I. Naidenkov, V.I. Martynovich

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The paper highlights significance of small business in establishing stable economy and economic recovery from the effects of the crisis. With the help of economic and statistical analysis the authors identify tendencies of small business development in Russia and reveal major factors that constrain small business growth. Particular attention is paid to the state role in stimulating the development of small business as the main driving force for establishing of a favorable business climate. Having analyzed the state support for small business the authors assess the effectiveness of state interventions and suggest measures to improve state support.

Keywords: small business, development trends, state support, problems and prospects.

Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективное функционирование экономики невозможно без малого предпринимательства, роль которого состоит в заполнении рыночных ниш, не охваченных крупномасштабным бизнесом. Однако небольшая величина капитала и объективно более значительные в относительном выражении издержки производства требуют постоянного совершенствования организационно-экономического механизма стимулирования его роста и процветания. Активная работа в этом направлении обусловливает высокую результативность деятельности и, как следствие, значительный вклад малого предпринимательства в экономику развитых стран.

В России малое предпринимательство играет не менее важную роль в экономике, хотя уровень его развития, величина вклада в ВВП и занятость населения существенно ниже, чем в развитых странах. Раз-

витие малого предпринимательства рассматривается в современной экономической политике России как одно из приоритетных направлений деятельности органов власти в рамках решения вопросов социально-экономического совершенствования территорий, смягчения социальных проблем и роста среднего класса. Сегодня малому бизнесу отведена одна из основополагающих ролей в процессе восстановления экономики от последствий кризисных явлений, поэтому тенденции его развития могут выступать в качестве не только одного из индикаторов состояния экономики, но и пути повышения эффективности антикризисных мероприятий, реализуемых как на уровне государства, так и на уровне самих субъектов хозяйствования.

Динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об активном формировании данного сегмента экономики

♦-

России (табл. 1). Так, число малых предприятий в России за 2000-2014 гг. увеличилось в 2,4 раза. Рост числа субъектов малого бизнеса сопровождается и ростом численности занятых в нем работников: прирост данного показателя относительно 2000 г. составил 78%.

На предприятиях малого бизнеса в 2014 г. было занято 16,4% общей численности работающего населения страны. При этом в расчете на одно малое предприятие по России приходится в среднем 6 основных работников (без учета совместителей), т.е. в структуре малого бизнеса преобладают микропредприятия. Доля микропредприятий в составе малого предпринимательства, рассчитанная по численности занятых работников, составляет 44,7%, а по количеству предприятий - 85,8%.

Устойчивые темпы роста демонстрировал показатель оборота малых предприятий, анализ которого целесообразно проводить с 2005 г., так как именно с этого времени Федеральная служба государственной статистики перешла к учету оборота малых организаций (табл. 2). За 2005-2014 гг. данный показатель вырос в 2,8 раза и составил 26 392,2 млрд руб., или 183,7 тыс. руб. в расчете на душу населения. Положи-

-♦

тельную динамику развития подтверждают и темпы роста производительности труда на малых предприятиях, что свидетельствует о повышении эффективности использования трудовых ресурсов. Прирост показателя за 2005-2014 гг. составил 88%. В 2014 г. выработка среднесписочного работника малого предприятия составила 2247,3 тыс. руб.

К моменту начала мирового финансово-экономического кризиса (2008 г.) наблюдалась тенденция усиления роли малого бизнеса в формировании валового внутреннего продукта России. Так, в 2008 г. вклад субъектов малого предпринимательства в ВВП достиг 26%. Однако в последующие годы, по мере проявления в экономике кризисных явлений, данный показатель снижался, и в 2014 г. он составил всего 20,4%. Для сравнения: в большинстве развитых стран вклад малого предпринимательства в ВВП составляет более 50%.

Считаем, что в перспективе усиление роли малого бизнеса в формировании валового внутреннего продукта может быть достигнуто при условии сохранения и дальнейшего совершенствования соответствующей государственной экономической политики, направленной на комплексную поддержку данного сегмента общественного хозяйства.

Таблица 1

Динамика основных показателей роста малого предпринимательств в России за 2000-2014 гг.

Показатели Годы 2014 г. к 2000 г., %

2000 2010 2011 2012 2013 2014

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

Россия 879,3 1644,3 1836,4 2003 2063,1 2103,8 239,3

Приволжский ФО 131,4 301,1 336,2 358,5 374,2 368,8 280,7

Саратовская обл. 10,8 21,8 23,4 27,7 30,7 30,9 286,1

% от уровня России 1,23 1,33 1,27 1,38 1,49 1,47 119,6

% от уровня ПФО 8,22 7,24 6,96 7,73 8,20 8,38 101,9

Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. человек населения

Россия 60 115 129 140 144 146 244,1

Приволжский ФО 42 100 113 120 126 124 295,3

Саратовская обл. 40 86 93 110 123 124 309,4

% от уровня России 66,7 74,8 72,1 78,9 85,2 84,5 126,8

% от уровня ПФО 95,2 86,0 82,3 91,8 97,6 99,8 104,8

Средняя численность работников занятых на малых предприятиях, тыс. чел.

Россия 6596,8 11149 11480,6 11683,9 11695,7 11744,2 178,0

Приволжский ФО 1038,2 2340 2441,1 2502,6 2481,5 2489,7 239,8

Саратовская обл. 74,9 166 166,9 137,4 120,1 141,3 188,7

% от уровня России 1,14 1,49 1,45 1,18 1,03 1,20 106,0

% от уровня ПФО 7,21 7,09 6,84 5,49 4,84 5,68 78,7

Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых, %

Россия 10,2 16,0 16,2 16,3 16,4 16,4 160,6

Приволжский ФО 7,3 15,8 16,3 16,8 16,7 16,8 230,1

Саратовская обл. 6,3 12,6 13,1 11,3 10,1 11,7 185,7

Таблица 2

Оборот малых предприятий России в 2005-2014 гг.

Показатель Годы 2014 г. к 2005 г., %

2005 2010 2011 2012 2013 2014

Оборот малых предприятий, млрд руб.

Россия 9612,6 18379 22613,1 23463,7 24781,6 26392,2 274,6

Приволжский ФО 1522,1 3077,3 3649,2 4228,8 4631,2 4835,2 317,7

Саратовская обл. 70,3 166,3 197,9 198,4 197,8 247,7 352,3

% от уровня России 0,73 0,90 0,88 0,85 0,80 0,94 128,3

% от уровня ПФО 4,62 5,40 5,42 4,69 4,27 5,12 110,9

Оборот малых предприятий на душу населения, тыс. руб.

Россия 67,3 128,7 158,3 164,0 172,9 183,7 273,0

Приволжский ФО 49,9 102,6 122,1 141,9 155,6 162,6 325,8

Саратовская обл. 27 65,6 78,6 79,1 79,0 99,2 367,4

Производительность общественного труда на малых предприятиях, тыс. руб./чел.

Россия 1195,3 1648,5 1969,7 2008,2 2118,9 2247,3 188,0

Приволжский ФО 1006,1 1315,1 1494,9 1689,8 1866,3 1942,1 193,0

Саратовская обл. 820,3 1001,8 1185,7 1444,0 1647,0 1753,0 213,7

В отраслевой структуре малого бизнеса России наибольший удельный вес в объеме произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в 2004 г. имели промышленность и строительство -45,7%, на втором месте находилась торговля и общественное питание - 33%, доля сельского хозяйства оставалась на низком уровне - всего 1-2%. Однако с переходом Федеральной службы государственной статистики в представлении данных с ОКОНХ на ОКВЭД с 1 января 2005 г. отраслевая структура малых предприятий в 2005-2014 гг., построенная на основе показателя оборота по видам экономической деятельности, претерпела значительные изменения. Согласно данному подходу наибольший оборот сегодня обеспечивают малые предприятия сферы услуг, оптовой и розничной торговли - 66,9%. Хотя наблюдается тенденция сокращения доли данного вида деятельности в малом бизнесе, что связано с приходом на рынок крупных торговых компаний, а также политикой государства, направленной на поддержку малых предприятий в производственной сфере, реализующих инновационные проекты.

Считаем, что развитие отечественного малого предпринимательства в кратко- и среднесрочном периоде продолжится в сфере услуг, а также затронет туристическую индустрию, фермерство и индивидуальное предпринимательство. При этом стратегической целью государства в долгосрочной перспективе продолжит оставаться повышение привлекательности производственной сферы для субъектов малого предпринимательства, так как пока ее вклад в ВВП невысок: на долю обрабатывающих производств, например, приходится всего 8,7% от общей величины оборота малых предприятий страны.

Таким образом, малое предпринимательство в России до недавнего времени демонстрировало достаточно высокие темпы роста, однако отрицательные явления в отечественной экономике, обусловленные внешнеполитическими факторами, сегодня негативно сказываются на его текущем состоянии. Уже сегодня на федеральном и региональном уровнях реализуются антикризисные меры, такие как: налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей в сфере производственных и бытовых услуг; увеличение в два раза предельных значений выручки организации, позволяющих отнести ее категории субъектов малого предпринимательства (для микропредприятий - с 60 до 120 млн руб.; для малых предприятий - с 400 до 800 млн руб.); снижение избыточного антимонопольного контроля; предоставление субъектам РФ права снижать по отдельным видам деятельности ставки налогов по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход.

Например, в Саратовской области установлены пониженные налоговые ставки (5%, 6% и 7%), а также нулевая налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения. Кроме того, расширен перечень видов деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения, усилена работа по увеличению самозанятости населения, активно поддерживается социальное предпринимательство.

В целом можно признать, что предшествовавшая рецессии высокая динамика развития малого предпринимательства в России является следствием многоплановой системной работы государственных органов

власти, в основу которой был положен Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». На основе данного закона разработана соответствующая федеральная целевая программа, которая легла в основу реализуемых мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Планируемый объем финансирования программы, например на 2016 г., составляет 12,3 млрд руб. (0,08% от планируемой доходной части бюджета и 0,016% от планируемого ВВП), в том числе в виде прямых субсидий предпринимателям - 10,2 млрд руб. [1].

Значительная часть мер поддержки направлена на стимулирование финансовой активности в малом бизнесе. В частности, все более активно используется и совершенствуется хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике механизм льготного кредитования. В числе важных направлений стимулирования финансовой активности в малом бизнесе рассматривается необходимость развития микрокредитования, лизинговых и факторинговых операций.

В целях преодоления препятствия в получении кредита субъектом малого предпринимательства инициировано развитие региональных гарантийных фондов, которые должны взять на себя функцию поручителя перед кредитными структурами.

Для повышения привлекательности малого бизнеса как участника кредитных сделок и вовлечения в льготное кредитование большего числа финансовых структур осуществляется рефинансирование кредитных портфелей банков-партнеров, а именно: ОАО «Российский банк развития» принимает в качестве обеспечения дополнительного финансирования банков-партнеров портфель кредитов предоставленных субъектам малого предпринимательства. Причем в этой части рефинансирование имеет целевое значение, поэтому полученные средства должны быть направлены банками на дальнейшее кредитование малого и среднего бизнеса.

В части мер налогового стимулирования наиболее существенными можно признать применение упрощенной системы налогообложения и повышение ее доступности для малого бизнеса, а также постепенное освоение практики патентного налогообложения. Очевидно, что дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса будет способствовать их экономическому развитию и, как следствие, увеличению налогооблагаемой базы, в том числе за счет легализации теневых доходов малого предпринимательства. В конечном итоге поступления в бюджет будут расти.

Государственное участие в развитии малого бизнеса все больше затрагивает имущественную поддержку, снижение административных барьеров и развитие необходимой инфраструктуры:

- формируется сеть бизнес-инкубаторов, деловых центров, технопарков, образовательных учреждений, консалтинговых агентств и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки;

- принят новый порядок регистрации малого и среднего бизнеса по отдельным видам деятельности

(гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская деятельность и ряд других), согласно которому предприниматель не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях, а должен только уведомить их о начале работы предприятия;

- введены ограничения на количество и продолжительность проверок со стороны надзорных органов;

- предусмотрено снижение платы за технологическое присоединение к электросетям. Предусматривается возможность предоставления беспроцентной рассрочки по данным видам платежей сроком до 3 лет при подключении к мощности до 100 КВт;

- предоставлена возможность на льготных условиях выкупать и приватизировать муниципальные площади, срок аренды которых составил более 2 лет;

- реализуется комплекс мер направленных на упрощение доступа малых предприятий к участию в аукционах по размещению государственных заказов.

Таким образом, на федеральном уровне ведется активная работа по формированию законодательных основ поддержки и развития малого предпринимательства. В свою очередь, в рамках созданного правового поля каждый субъект Федерации разрабатывает свою программу развития малого бизнеса, учитывающую специфику каждого конкретного региона (ресурсную обеспеченность, наличие необходимой инфраструктуры, природно-климатические условия).

Например, в Саратовской области поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется сегодня по таким приоритетным направлениям, как:

- финансовая поддержка действующих субъектов малого предпринимательства (модернизация производства в виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам (лизингу) на приобретение основных средств; субсидирование создания центров молодежного инновационного творчества; субсидирование социального предпринимательства);

- финансовая поддержка малого предпринимательства в агропромышленном комплексе (гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; гранты на развитие семейных животноводческих ферм и др.);

- поддержка предпринимательской инициативы и самозанятости безработных граждан;

- имущественная поддержка малого предпринимательства;

- информационная и имиджевая поддержка, обучение (повышение квалификации) кадрового состава и т.д.

Реализация подобных направлений поддержки потребовала создания в области специализированной инфраструктуры, которая сегодня насчитывает шесть ключевых организаций: ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области», ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области», МАУ «Балаковский бизнес-инкубатор Бала-ковского муниципального района Саратовской области», НО «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области», НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в

малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области», ООО «Региональный фонд посевных инвестиций Саратовской области».

Кроме того, активно создаются бизнес-инкубаторы на базе высших учебных заведений с целью вовлечения в предпринимательскую деятельность инициативных студентов и оказания помощи в коммерциализации их бизнес-идей.

Образовательные, информационные и консультативные услуги оказывают вузы и другие некоммерческие организации. Активно заполняется рыночная ниша по оказанию подобных услуг на возмездной основе, в том числе в форме аутсорсинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом реализации системы мер поддержки стало увеличение числа субъектов малого предпринимательства в Саратовской области и рост количества рабочих мест. Особое значение реализация областной программы развития малого предпринимательства имела в период активной фазы финансово-экономического кризиса (2008-2009 гг.), что позволило частично решить проблемы растущей безработицы за счет повышения самозанятости населения.

Таким образом, до недавнего времени в России наблюдалась положительная тенденция развития малого предпринимательства. На высшем уровне власти пришло осознание значимости данного сегмента экономики, поэтому происходит постепенное смещение акцентов в экономической политике в сторону комплексной поддержки функционирования малого бизнеса. Однако говорить об устранении основных сдерживающих развитие факторов пока преждевременно. Все еще остро стоят перед предпринимателями такие проблемы, как: дефицит собственных финансовых средств и сложность кредитования деятельности; высокий уровень налогообложения, наряду со сложностью и частым изменением налоговой отчетности; несовершенство законодательства; проблемы взаимоотношений с местными органами власти, в том числе с контролирующими органами; коррупция в органах власти; сложности с арендой помещений; низкая доступность консультационных и информационных услуг; дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень юридической и экономической грамотности предпринимателей; низкая конкурентоспособность местных товаропроизводителей; недостаточная степень развития инфраструктуры поддержки предпринимательства; слабая заинтересованность населения, в том числе молодежи, в предпринимательской деятельности; недостаточная работа муниципалитетов по развитию бизнеса на местах и т.д. В условиях кризиса, который переживает сегодня отечественная экономика, данные проблемы обострились и требуют к себе еще более пристального внимания со стороны государства.

Главным недостатком действующей системы поддержки следует признать ее ориентированность в большей степени на рост количества субъектов малого предпринимательства и в меньшей - на формирование эффективно функционирующих субъектов, обладающих устойчивыми конкурентными преимуществами, основанными на применении передовой техники и технологий, стратегических подходах к управ-

лению бизнесом [4, с. 65]. В арсенале регулятора недостаточно мер по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России [3, с. 49]. Ликвидация подобных недостатков требует разработки и внедрения в практику соответствующего методического аппарата анализа эффективности затрат бюджетных средств, направленных на поддержку развития малого бизнеса, в том числе в привязке к субъектам предпринимательства, получившим адресную помощь.

Кроме того, необходимо создать эффективную систему мониторинга состояния малого предпринимательства посредством регулярного проведения сплошных наблюдений. Сегодня подобная практика наблюдения преимущественно сведена к сбору органами статистики обязательных форм отчетности (форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», форма № ^предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»), которые позволяют выяснить общие сведения о деятельности предприятия, степень информированности предпринимателя о существующих мерах поддержки и его участии в них. Обработка даже этой информации требует существенных затрат времени. Это приводит к утрате ее актуальности, а в условиях динамично меняющейся внешней среды - к невозможности быстрой корректировки проводимой экономической политики.

В этой связи представляется важным наладить каналы получения обратной информации от предпринимателей, например, посредством систематического сплошного анкетирования (в том числе анонимного), с привлечением информационных технологий. Перечень соответствующих вопросов анкет должен позволять не только выявить количественные показатели деятельности малого бизнеса, но и давать оценку влияния отдельных факторов на предпринимательский климат. Начать данную работу нужно с внедрения практики учета и последующего анализа причин прекращения деятельности малых предприятий, так как пока подобный учет отсутствует.

Другим важным направлением совершенствования государственной системы поддержки является более активное стимулирование реструктуризации малого предпринимательства по видам деятельности. Как уже отмечалось, приоритетом политики развития малого предпринимательства в России должна стать производственная сфера. Достижение подобной цели возможно, в том числе путем создания условий, стимулирующих взаимодействие крупных предприятий с малыми на основе аутсорсинга, субконтрактации, франчайзинга и прочих инструментов взаимовыгодного сотрудничества [2, с. 56].

Итак, первоочередной задачей в вопросах развития отечественного малого предпринимательства является максимально возможное сохранение достигнутых результатов за счет оперативных антикризисных мер, адекватных экономической ситуации, и

сосредоточения внимания на повышении самозанятости населения. В среднесрочной перспективе, по мере стабилизации экономической ситуации, необходимо дальнейшее совершенствование системной работы, направленной на ослабление и ликвидацию глубинных проблем, сдерживающих устойчивое и эффективное развитие отечественного малого предпринимательства.

1. Малому и среднему бизнесу планируется предоставить субсидий на 10,2 млрд руб. 1^1.: http://economy.gov.ru/minec/ аЬои^гисШге/<ерМБ/20151216.

2. Мартынович В.И. Государственный контроль за созданием интегрированных структур // Вестник Саратовского

государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-2.

3. Миронов М.Г. Технико-технологическое развитие промышленности // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / [ред. колл.: М.И. Абрамова (отв. ред.), Е.В. Масленникова, А.М. Петров]. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.

4. Найденков В.И. Совершенствование мер государственной поддержки развития малого предпринимательства // Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития: сб. науч. тр. по итогам науч.-исслед. работы ученых Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по итогам 2013 г. / под ред. Н.С. Яшина. Саратов, 2014.

[email protected] Елена Анатольевна Нацыпаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected] Алла Сергеевна Родионова,

студентка,

Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 РЭУ им. Г.В. Плеханова

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В РАМКАХ НОВОЙ ВЕРСИИ СТАНДАРТА ISO 9001:2015

Выход новой версии стандарта ISO 9001:2015 вызывает необходимость перестраивать функционирование системы менеджмента качества предприятий под его требования. Как и предыдущие версии, стандарт базируется на внедрении процессного подхода. Реализация процессного подхода не единовременная процедура - она требует постоянного совершенствования. Авторами рассматриваются особенности реализации процессного подхода в ОАО «Завод "Проммаш"», занимающемся производством оборудования для профессиональной кухни и перерабатывающих производств. В статье проведена классификация основных бизнес-процессов, выделены ключевые бизнес-процессы, расписан цикл управления процессом планирования. Так как новая версия ISO 9001-2015 отменяет требование поддержания в рабочем состоянии шести обязательных документированных процедур, авторами предлагается методика построения и изложения документированной процедуры СМК с использованием схем и таблиц, что сводит описательную часть к минимуму.

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарт, процессный подход, бизнес-процесс, стандарт ISO 9001:2015.

Ye.A. Natsypaeva, A.S. Rodionova

PROCESS DOCUMENTATION AS A TOOL FOR PRACTICAL IMPLEMENTATION OF PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF A NEW VERSION

OF ISO 9001: 2015 STANDARD

The paper argues that release of a new version of ISO 9001: 2015 makes it necessary to reorganize quality management systems according to its requirements. As with previous versions, the standard is based on the process approach. Implementation of the process approach is not a one-off procedure; it requires continuous improvement. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.