96 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
Vladimir Ivanovich Naydenkov,
PhD in Economics,
associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338
Владимир Иванович Найденков,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
■фа» [email protected]
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР И БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОР
КАК ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКЕТРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается проблема недостаточного развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России. Доказывается необходимость стимулирования развития новых форм поддержки отечественных малых предприятий, ключевым принципом работы которых должна стать эффективность деятельности. Посредством сравнительного анализа выявляются сходные и отличительные черты бизнес-инкубатора и бизнес-акселератора. Вносятся предложения относительно организации системной работы действующих и вновь создаваемых институтов поддержки малого предпринимательства: описаны их роли и основные функции; уточнены принципы работы; доказана взаимная выгода всех участников цепочки поддержки малых предприятий. Отмечается необходимость изучения и решения проблем, сдерживающих развитие данных организаций, таких как: низкая инвестиционная привлекательность их деятельности; недостаточные возможности имущественной и финансовой поддержки малых предприятий; отсутствие отлаженного механизма взаимодействия между подобными структурами на разных этапах реализации бизнес-проектов.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор, малое предпринимательство, венчурные инвестиции.
BUSINESS-INCUBATOR AND BUSINESS-ACCELERATOR AS ELEMENTS OF INFRASTRUCTURE FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT: COMPARATIVE CHARACTERISTICS AND OPERATIONAL PROBLEMS
The article considers the problem of underdevelopment of the infrastructure for supporting small business in Russia and stresses the need to stimulate the development of new forms of small business support infrastructure in Russia that should focus on the principle of effectiveness. By means of comparative analysis the author identifies similar and distinctive features of the business incubator and business accelerator. Suggestions are made regarding the organization of the systemic work of the existing and newly created institutions of small business support: their roles and main functions are described; principles of their work are specified; mutual benefit for all participants of the chain of small business support system is shown. The article stresses the need to study and solve problems that hamper the development of these organizations, such as: their low investment attractiveness; insufficient material and financial support to small businesses; lack of a well-established mechanism of interaction between similar structures at different stages of the implementation of business projects.
Keywords: business-incubator, business-accelerator, small business, venture investments.
Инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства в России продолжает формироваться. На сегодняшний день созданы и работают на федеральном и региональном уровнях такие важные ее элементы, как: фонды микрокредитования; фонды содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия; гарантийные фонды для субъектов малого и среднего предпринимательства, выступающие гарантами по кредитным договорам; фонды посевных инвестиций для реализации
инновационных стартап-проектов и пр. [4, с. 77]. Одними из таких относительно новых инфраструктурных элементов стали бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы. Относительная новизна данных структур объясняется тем, что в развитых странах они уже давно вошли в практику стимулирования венчурных инвестиций в малом предпринимательстве и успешно выполняют роль институтов инновационной инфраструктуры. Особенно это касается бизнес-инкубаторов, предшественники которых
ISSN 1994-5094 ♦-
97 -♦
впервые появились в форме «творческих коммун» в Великобритании в 1950-х гг., а в уже более привычной для нас форме - в США в начале 1960-х гг. (затем они распространились в другие страны) и, таким образом, имели возможность эволюционировать до настоящего времени на протяжении почти шести десятилетий. В ходе данной эволюции произошло ответвление и формирование новой модели коммерциализации инновационных проектов малого предпринимательства - бизнес-акселерация.
Первый бизнес-акселератор Y Combinator был создан в США (г. Бостон) в 2005 г., в Европе подобная структура впервые появилась в Великобритании (Seedcamp, г. Лондон). В настоящее время их число в мире составляет, по разным оценкам, около 400 единиц.
В России формирование и развитие бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов по объективным причинам было запущено гораздо позднее:
- первые бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 1990-х гг. по инициативе «Академии рынка и менеджмента», в том числе за счет средств предоставляемых в форме грантов США и Канадой. В результате чего было создано 13 бизнес-инкубаторов. Последовавшие в нашей стране в 1990-е гг. социально-экономические и политические трансформации свели на нет ожидания от работы данных структур. Вторая волна интереса к бизнес-инкубаторам на государственном уровне началась в 2005 г., когда правительство РФ стало выделять финансирование на их создание, а также реконструкцию и модернизацию действующих организаций. К сегодняшнему дню в России существует более 100 бизнес-инкубаторов;
- первые бизнес-акселераторы, преимущественно ориентированные на проекты в области информационно-телекоммуникационных технологий, начали создаваться в 2009 г. - «Акселератор ФРИИ», «Главстарт», Pulsar Venture, Generation S и др. Затем инициативу подхватили передовые высшие учебные заведения, в составе которых стали создаваться похожие по функционалу подразделения - «Капитаны России» РЭУ им. Г.В. Плеханова, iDealMa-chine Университета ИТМО, «Акслератор УрФу» Уральского федерального университета и др. Все активнее к данному процессу стал подключаться крупный бизнес: акселераторы были созданы, например, на базе ПАО «Сбербанк», сети «Дикси», а также при российских подразделениях иностранных компаний - IKEA, PepsiCo, Faberlic и т.д. По разным данным, сейчас в России действует от 19 до 27 организаций, которые по формальным признакам могут быть идентифицированы как бизнес-акселераторы. Сложность определения их точного количества обусловлена тем, что многие из них не имеют ни в названии, ни в декларируемых целях деятельности упоминаний о том, что это бизнес-акселераторы, хотя по содержанию работы они таковыми являются.
Таким образом, в России структуры поддержки венчурных проектов малого бизнеса стали появляться сравнительно недавно, и этот процесс коснулся в большей мере бизнес-инкубаторов, форми-
рование которых было инициировано на государственном уровне. В результате подобной политики сегодня в каждом регионе России созданы бизнес-инкубаторы преимущественно в форме унитарных организаций (унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, учреждения). Кроме того, данные структуры функционируют на базе крупных профильных вузов.
Частный капитал до настоящего времени к их созданию особого интереса не проявлял, что легко объясняется высокими рисками, при значительных капитальных и операционных затратах. Данное обстоятельство высвечивает одну из особенностей развития отечественных бизнес-инкубаторов - возможность существования только при непосредственном участии государства.
Заинтересованность государства в деятельности бизнес-инкубаторов обусловлена стремлением активизировать процесс развития малого бизнеса, имеющего инновационный характер [7, с. 57]. Достижению данной цели должен способствовать набор услуг, предоставляемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Претенденты на резидентство, чьи проекты одобряются при конкурсном отборе, получают в бизнес-инкубаторе имущественную поддержку в виде предоставления на условиях аренды сроком до 3 лет полностью готовых для работы офисных помещений и коммуникаций, а также широкий спектр консультационных услуг в сфере бухгалтерского учета, финансов, маркетинга, юриспруденции и пр.
Участие в конкурсном отборе для претендентов, как правило, организуется на безвозмездной основе. Предприниматели, ставшие резидентами бизнес-инкубатора, в дальнейшем несут в связи с этим фиксированные затраты в форме арендных платежей, при этом долевое участие бизнес-инкубатора в капитале инкубируемой предпринимательской структуры не предусмотрено. Последний момент еще раз объясняет причины дотационного характера бизнес-инкубаторов, так как для частных инвесторов данный формат деятельности непривлекателен с экономической точки зрения.
Однако считаем подобное положение дел допустимым и даже необходимым на данном этапе развития экономики России. В условиях крайне нестабильной и постоянно трансформирующейся предпринимательской среды именно государство должно брать на себя имущественную и организационную поддержку реализации инновационных бизнес-идей в малом предпринимательстве [6, с. 130] с последующей передачей эстафеты сторонним инвесторам по проектам, доказавшим свою жизнеспособность и перспективность.
Более коммерчески привлекательными и востребованными со стороны частных инвесторов представляются бизнес-акселераторы. Однако данный институт инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России пока еще находится на стадии зарождения. Даже сам термин «бизнес-акселератор» сравнительно редко употребляется в отечественной экономической науке и практике.
98 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
В то же время опыт развитых стран свидетельствует о перспективности и большой практической значимости этого элемента инфраструктуры поддержки инновационных проектов малого предпринимательства.
Бизнес-акселераторы - это организации, осуществляющие на возмездной основе деятельность по отбору перспективных инновационных бизнес-проектов с последующей их коммерциализацией в короткие сроки за счет предоставления инвестиционной и консалтинговой поддержки.
Ключевым, но не единственным, моментом, отличающим бизнес-акселератор от бизнес-инкубатора, является именно возмездность предоставления для его резидентов соответствующих услуг, что оправдано не только необходимостью компенсации текущих расходов, но и потребностью формирования коммерческой заинтересованности у потенциальных инвесторов. Так, резидент бизнес-акселератора может в результате нести следующие затраты: взнос за участие в конкурсе; передача инвестору до 25% в бизнесе (в капитале компании), в счет осуществляемого финансирования по проекту; фиксированные и дополнительные текущие затраты (сборы и платежи за дополнительные услуги, не предусмотренные по договору, - углубленные мастер-классы, тренинги, исследовательская работа). При этом под влиянием конкуренции или иных факторов бизнес-акселераторы могут варьировать финансовыми условиями участия, например принимать проекты на конкурсный отбор бесплатно и т.п.
Таким образом, возможность долевого участия в перспективных проектах делает работу бизнес-акселератора привлекательной для инвесторов, готовых рисковать и получать высокие доходы, а значит, при благоприятных условиях эта форма работы с инновационными бизнес-проектами может развиваться самостоятельно, без прямой поддержки государства.
Другим отличием бизнес-акселератора является краткосрочность циклов его сотрудничества с резидентами, т.е. сроков акселерации, которые в среднем составляют 3 месяца и лишь в исключительных случаях могут быть более длительными. Подобная ориентация на короткие интервалы времени между одобрением бизнес-проекта и окончанием работы с ним обусловлена преследуемой целью, которая заключается не в поддержке развития созданного бизнеса, как в случае с бизнес-инкубатором, а в выявлении перспективной инновационной бизнес-идеи и оперативном доведении ее до состояния готового коммерческого продукта (бизнес-модели).
Следовательно, можно заключить, что бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор - это не конкурирующие, а взаимодополняющие структуры, каждая из которых должна выполнять свою функцию на соответствующей стадии жизненного цикла инвестиционного проекта (рисунок):
- на предынвестиционной (предпосевной) стадии бизнес-акселератор выявляет коммерчески привлекательную бизнес-идею и за счет участия привлекаемых опытных наставников (бизнес-ангелов) развивает ее до состояния готовой конкурентоспособной бизнес-модели. Также при его участии осуществляется первичное инвестирование проекта, необходимое, например, для создания опытного образца новой продукции и получения патента, а затем - для начала мелкосерийного производства и тестовых продаж;
- на инвестиционной (посевной) стадии бизнес-инкубатор получает от бизнес-акселератора сформированный стартап с пока еще короткой историей, но который прошел апробацию в реальных условиях рынка. На этом этапе развития бизнеса функция бизнес-инкубатора состоит в выявлении стратегического потенциала малого предприятия [2, с. 49] и содействии его максимально полному использованию, что должно позволить предприятию внедриться на рынок и показывать в дальнейшем стабильный рост;
- на эксплуатационной стадии успешные проекты, демонстрировавшие на протяжении всего периода инкубации высокие результаты, могут получать производственную и инфраструктурную поддержку со стороны технопарков, что позволит вновь созданному бизнесу окончательно окрепнуть.
На практике, к сожалению, такое последовательное участие рассматриваемых структур в реализации бизнес-проектов пока встречается крайне редко, что значительно снижает их результативность и не позволяет полностью реализовать потенциальные возможности. Очевидно, что в перспективе на государственном уровне необходима работа над созданием стимулов к переходу подобных организаций от несогласованного и разрозненного функционирования к выстраиванию эффективной системы взаимодействия [2, с. 58].
Таким образом, проведенный сравнительный анализ бизнес-инкубаторов и бизнес-акселератров позволяет сделать вывод, что они наряду со многими сходными чертами имеют немало отличий: по целям деятельности; по видам предоставляемых услуг; по максимальным срокам резидентства; по финансовым условиям участия; по максимальному
Элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса Инвестиционные стадии бизнес-проекта
Предынвестиционная Инвестиционная Эксплуатационная
Бизнес-акселераторы
Бизнес-инкубаторы
Технопарки
Рекомендуемая последовательность участия бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов и технопарков в реализации проектов
ISSN 1994-5094 99 ♦-♦
Сравнительная характеристика бизнес-акселератора и бизнес-инкубатора
Признак Бизнес-акселератор Бизнес-инкубатор
Цель деятельности Выявление перспективных инновационных бизнес-проектов и их коммерциализация в короткие сроки Содействие созданию новых и развитию действующих бизнес-структур, повышению их устойчивости
Виды поддержки Инвестиционная, консалтинговая и наставническая Имущественная, консалтинговая
Сроки работы с бизнес-проектами До 6 месяцев До 3 лет
Финансовые условия резидентства Взнос за участие в конкурсе; передача инвестору до 25% в бизнесе; фиксированные и дополнительные текущие затраты Фиксированные текущие затраты
Количество одновременно поддерживаемых проектов Не более 20 Не более 100
Основные инвестиционные стадии бизнес-проекта Предынвестиционная Инвестиционная
Инвестиционная привлекательность в качестве объекта бизнеса Привлекательны для инвесторов Малопривлекательны для инвесторов
количеству одновременно поддерживаемых проектов; по инвестиционным стадиям; по степени привлекательности в качестве отдельного направлении предпринимательства (таблица). Каждая из этих организаций должна играть свою роль в развитии малого бизнеса.
Однако следует помнить, что бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы - это лишь инструменты развития малого предпринимательства и их появление и рост количества еще не гарантирует высоких результатов. Необходимо повышение эффективности их деятельности, что, в свою очередь, требует решения существующих проблем. Так, к проблемам развития бизнес-инкубаторов можно отнести: их низкую инвестиционную привлекательность как самостоятельного вида бизнеса; недостаточные возможности имущественной поддержки [5, с. 4], так как резидентам предоставляются офисные помещения, в то время как реализуемые ими проекты часто требуют не этого, а весьма дорогостоящего промышленного оборудования; слабую вовлеченность в реализацию проекта самого бизнес-инкубатора, например, в форме менторства; недостаточно жесткий конкурсный отбор бизнес-проектов и, как следствие, низкий процент успешных на выходе - около 27%, хотя в развитых странах данный показатель достигает 88%; работу только с фактически действующими (не менее 1 года) малыми предприятиями, что не дает права на участие в конкурсном отборе начинающим предпринимателям.
Не меньше проблем развития испытывают бизнес-акселераторы: короткие сроки резидентства не всегда оказываются достаточными для подготовки бизнеса к самостоятельному существованию, а увеличение данных сроков ведет бизнес-акселератор к убыткам; наблюдается тяготение только к определенным видам бизнеса, что обусловлено сферой интересов, опытом и знаниями сформированной команды специалистов бизнес-акселератора; высокие риски инновационного бизнеса [3, с. 72]; сложность привлечения как инвесторов, так и опытных
наставников, готовых выступить в роли бизнес-ангелов; сосредоточение на проектах с короткими сроками окупаемости; отсутствие отлаженного механизма взаимодействия с бизнес-инкубаторами.
Решение этих и многих других проблем позволит в перспективе сформировать эффективную сеть подобных организаций, что, на наш взгляд, является важным условием достижения целей реализуемой программы развития малого предпринимательства в России.
1. Васильева Н.А. Методические подходы к оценке стратегического потенциала промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1 (62). С. 49-53.
2. Мартынович В.И. Государственный контроль за созданием интегрированных структур // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-2. С. 54-58.
3. Миронов М.Г., Мартынович В.И., Найденков В.И., Плеханов С.В. Анализ инновационного развития экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 70-73.
4. Найденков В.И. Развитие малого предпринимательства в Саратовской области: тенденции, проблемы, перспективы // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. Ч. 1. С. 76-77.
5. Пукач Г.В. Оценка имущества предприятия для целей реструктуризации // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Энгельс, 2016. С. 3-5.
6. Саркисова Р.А., Овчинникова Е.А. Финансирование малого бизнеса как условие обеспечения экономической безопасности страны // Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований. 2017. С. 128-130.
7. Сухорукова А.М., Киреева Н.А. Государственное регулирование модернизационных процессов в региональном АПК // Наука и практика. 2013. № 1 (9). С. 50-63.