Вязикова Галина Владимировна,
Ж Щ кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета; 462403, Оренбургская обл., Орск, пр. Мира, 15а
Современное состояние рынка физкультурно-оздоровительных услуг показывает, что до сих пор организации уделяют недостаточное внимание маркетинговой деятельности в этой сфере. Оказание услуг без использования маркетинговых инструментов приводит к тому, что физкультурно-оздоровительные организации не могут сформировать круг постоянных клиентов, теряют часть прибыли и свою долю на рынке. Кроме того, организации данной сферы не могут использовать стандартные подходы к анализу эффективности маркетинговой деятельности. Это связано с особенностями услуги и сложностью определения влияния отдельных факторов на конечный результат. Поэтому оценка маркетинговой деятельности является актуальной задачей для руководства физкультурно-оздоровительных организаций. В статье представлена система показателей для оценки маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций на различных уровнях управления, учитывающая как общую результативность, так и эффективность использования каждого элемента комплекса маркетинга.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные услуги; оценка маркетинговой деятельности; система маркетинговых показателей; комплекс маркетинга.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕТОДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
Современные условия бизнеса предъявляет особые требования к оценке маркетинговой деятельности организации. Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации позволяет сделать выводы об уровне развития маркетинга, возможности привлечения необходимых средств для продвижения организации и ее товаров и услуг. Оценка эффективности маркетинговой деятельности — одна из основных задач руководства организации, работающей на конкурентном рынке.
В экономической литературе в последние годы понятие «эффективность маркетинга» встречается довольно часто, его исследованию посвящено множество научных трудов, что подтверждает актуальность проблемы эффективности маркетинговой деятельности организации. Как показал анализ, у специалистов в области маркетинга нет единого мнения по этому вопросу. В таблице 1 представлены различные методы оцен-
ки эффективности маркетинговой деятельности, предлагаемые отечественными и зарубежными специалистами [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
По мнению автора, оценка эффективности маркетинговой деятельности организации связана с разработкой системы финансовых и нефинансовых показателей
и анализом их выполнения. Такая система показателей должна содержать количественную оценку факторов, влияющих на деятельность, характеризующих уровень маркетинга в организации, и качественную оценку процессов и явлений, которые сложно измерить количественно.
Таблица 1
Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности, предлагаемые различными авторами
Методы оценки эффективности маркетинга Характеристика предлагаемого подхода
1. Традиционные финансовые методы Методы, которые используют стандартные финансовые расчеты с учетом специфики деятельности организации и необходимости оценивать риск. Основные показатели экономичность, прибыль, маржа, затраты.
2. Вероятностные количественные методы Используют статистические и математические модели, которые позволяют оценить достоверность возникновения рисков и эффектов определенного вида.
3. Качественные методы Методы использования маркетингового аудита, в ходе которого осуществляется всесторонний анализ маркетинговой среды организации. Эти методы предполагают получение информации о наличии конкурентных преимуществ организации и возможностях их реализации на рынке.
4. Сочетание количественных и качественных методов Количественные методы оценки дополняются качественными, позволяющими определить ценность (приоритетность) рыночных возможностей, компетенций персонала, процессов и др.
Особенности деятельности физкультурно-оздоровительных организаций (высокая степень взаимодействия с клиентом, профессионализм тренеров, трудности в организации контроля над процессом обслуживания, необходимость длительного приобретения услуги для получения намеченных результатов, потребность в дополнении услуги товарами и сервисным обслуживанием) не позволяют использовать стандартные подходы к анализу эффективности маркетинговой деятельности. По мнению ряда авторов, эффективность маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций должна оцениваться по факту получения экономико-управленческого и социального эффектов [9, 10, 11].
Оценку маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов (далее ФОК) автором предлагается проводить в двух вариантах: экспресс-оценка и комплексная оценка маркетинга фирмы. Краткая характеристика вариантов оценки эффективности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной
организации представлена в таблице 2. Экспресс-оценку маркетинговой деятельности фирмы предлагается использовать в ситуационном управлении, в то время как комплексная оценка маркетинга дает возможность руководству фирмы определить выполнение стратегических целей и задач, а также разработать направления дальнейшего развития предприятия.
Экспресс-оценка проводится ежемесячно по ограниченному числу критериев с целью измерения фактических результатов маркетинговой работы, сравнения полученных результатов с плановыми,выявления отклонений и своевременной корректировки деятельности.
Экспресс-оценка маркетинга физкультурно-оздоровительной организации состоит из трех этапов.
На первом этапе специалисту, проводящему оценку, необходимо определить объект оценки для анализа (анализ одного или нескольких инструментов комплекса маркетинга) и получить из соответствующих подразделений необходимую информацию.
Сформированный автором перечень подразделений и отделов с конкретизацией необходимой информации представлен в таблице 3. Полученную информацию и отчеты проверяют на достоверность, оценивая полноту, правильность и точность представленных форм отчетов, сравнивая данные, представленные разными подразделениями.
На втором — основном этапе осуществляется расчет показателей, характеризующих эффективность маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации за анализируемый период. Обработка данных, сравнение с пороговыми значениями показателей и заполнение итоговых таблиц могут быть проведены как вручную, так и с помощью компьютерной техники.
На третьем этапе происходит принятие управленческих решений на основании выводов, сформулированных на предыдущем этапе об эффективности маркетинговой деятельности организации. В случае выявления низкого уровня эффективности маркетинга рассматривается возможности
Таблица 2
Характеристика вариантов оценок эффективности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации
Показатель Экспресс оценка маркетинговой деятельности Комплексная оценка маркетинговой деятельности
Цели Получение информации для принятия оперативных маркетинговых решений Получение информации для планирования, управления и принятия стратегических решений в маркетинге.
Описание Оценка реального достижения поставленных маркетинговых задач, выявление причин отклонений, их анализ и корректировка маркетинговой деятельности Оценка уровня и эффективности использования маркетинга в организации, выявление упущенных возможностей, причин сложившейся ситуации, их анализ и разработка планов по совершенствованию маркетинговой деятельности
Объект оценки Комплекс маркетинга организации Маркетинговая среда и комплекс маркетинга организации
Методы получения информации Кабинетные исследования Полевые и кабинетные исследования
Вид информации Количественная Количественная и качественная
Количество показателей Не более 8 От 10 до 20
Периодичность оценки Ежемесячно Один раз в год или в случае возникновения кризисной ситуации
Сроки проведения 1-2 дня 2-3 недели
Ответственные Менеджеры среднего звена Менеджеры высшего звена
по корректировке маркетинговой деятельности организации.
Уровень эффективности маркетинговой деятельности не может быть определен только по результатам текущей работы, поэтому руководство физкультурно-оздоровительной организации должно осуществлять и комплексную оценку маркетинга фирмы. Комплексную оценку маркетинга
организации мы рекомендуем проводить как минимум один раз в год либо в случае, если экспресс-оценка показывает возникновение кризисной ситуации в организации. Комплексная оценка направлена на всестороннюю тщательную оценку маркетинга фирмы, выявление существующих проблем, определение необходимости изменения целей и задач, вы-
бранных стратегий деятельности предприятия.
Подготовительный этап комплексной оценки предполагает выбор специалистами направления, методов и показателей оценки маркетинговой деятельности организации, получение необходимой количественной и качественной информации о маркетинговой среде фирмы (табл. 4).
Таблица 3
Информация, необходимая для проведения экспресс-оценки маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации
Подразделение Представляемая информация Ответственные лица Направление оценки маркетинга
Служба физкультурно-массовой работы (отдел продаж, сбыта) Средний размер скидок; Количество возобновленных членств; Число контактов на 1 сделку; Наполняемость групп; Источники осведомленности населения об организации. Старшие менеджеры или руководитель отдела Товар, цена, сбыт, продвижение
Административно-хозяйственный отдел Загрузка и состояние оборудования и инвентаря. Руководитель отдела Товар, процесс обслуживания
Финансовый отдел / бухгалтерия Выручка и объемы продаж, Затраты на привлечение нового клиента; Затраты на рекламу. Старший бухгалтер или руководитель отдела Сбыт, продвижение
Рецепция / сервис Количество жалоб; частота посещения. Старший администратор Процесс обслуживания, материальные свидетельства
Подразделение Представляемая информация Ответственные лица Направление оценки маркетинга
Служба физкультурно-массовой работы (отдел продаж, сбыта) Доля скидок в объемах продаж; Комиссионные за продажу услуг; Количество пробных визитов; Количество возобновленных членств; Число контактов (встреч и телефонных звонков) на 1 сделку; Число новых и убывших клиентов; Наполняемость групп; Источники осведомленности населения об организации. Старшие менеджеры или руководитель отдела Товар, цена, сбыт, продвижение
Административно-хозяйственный отдел Количество и состояние спортивного оборудования и инвентаря; Загрузка оборудования и инвентаря. Руководитель отдела Процесс обслуживания, материальные свидетельства
Отдел кадров / управления персоналом Показатели текучести кадров; Рейтинг персонала Уровень лояльности персонала. Руководитель отдела Персонал
Финансовый отдел / бухгалтерия Выручка и объемы продаж, Доля продаж по видам услуг; Затраты на привлечение нового клиента; Затраты на рекламу; Прибыль по услугам; Затраты на урегулирование жалоб. Старший бухгалтер или руководитель отдела Сбыт, продвижение
Рецепция / сервис Время очереди на предоставление услуги; Количество жалоб; Частота посещения; Число лояльных клиентов. Старший администратор Процесс обслуживания, материальные свидетельства
Таблица 4
Информация, необходимая для проведения комплексной оценки маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации
Необходимость проведения маркетинговых исследований и получения экспертных оценок делают данный этап довольно продолжительным по времени (до двух недель), поэтому проведение комплексной оценки должно быть спланировано заранее с точным определением объема работ и ответственных за их выполнение.
На втором этапе предполагается расчет показателей, характеризующих маркетинговую деятельность организации, причем количество показателей по каждому инструменту комплекса маркетинга значительно больше, чем при проведении расчетов для экспресс-оценки. Сравнение полученных значений показателей, характеризующих маркетинговую деятельность организации, с заданными пороговыми значениями и заполнение итоговых форм и таблиц необходимо осуществлять с использованием компьютерной техники с целью повышения скорости обработки результатов оценки, снижения трудоемкости работ и риска ошибок.
На последнем этапе принимается одно из трех решений в зависимости от выявленного уровня эффективности маркетинговой деятельности организации:
1) необходимости в корректирующих действиях нет, если большинство показателей характеризующих маркетинговую деятельность организации, находятся на оптимальном уровне;
2) необходимо совершенствование маркетинга организации в отношении тех элементов маркетинга, показатели которых находят на допустимом уровне;
3) необходим пересмотр целей, стратегий, планов и программ маркетинга в связи с низким уровнем показателей, характеризующих
маркетинговую деятельность организации.
Оценка эффективности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации предполагает определение показателей оценки. Существует значительное число таких показателей, но на практике необходимо использовать определенное их количество. Предложенные автором показатели для оценки уровня маркетинга организации разделены на два вида: общие и частные. Следует рассчитывать и те, и другие, для того чтобы не только оценить, какие направления маркетинговой деятельности эффективны, но и для получения ответов на вопросы о правильности выбора программ по корректировке общей деятельности ФОК. Результативность работы организации в целом показывают общие показатели. Конкретные маркетинговые показатели позволяют увидеть, какие инструменты комплекса маркетинга используются эффективно и «вытягивают» проблемные направления.
Представляется целесообразным осуществлять оценку маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации на различных уровнях управления: на уровне отрасли, муниципалитета или отдельной организации. В зависимости от уровня оценки маркетинга организации, показатели, используемые для этого, будут отличаться.
Муниципальные физкультурно-оздоровительные организации в условиях рыночной экономики обязаны уделять внимание маркетингу и осуществлять эффективную маркетинговую политику, т. к. это позволит:
1) выявлять и учитывать в своей деятельности изменение потреб-
ностей потенциальных клиентов, а это, в свою очередь, будет способствовать обновлению материально-технической базы организации, внедрению инноваций в работу;
2) привлекать дополнительные группы населения к занятиям за счет эффективной коммуникационной политики ФОК, направленной на информирование и консультирование населения о деятельности организации, ценовой политики и доступности услуг для определенных возрастных групп;
3) выделить отличительные конкурентные преимущества ФОК, сформировать «портрет» учреждения (формирование имиджа, фирменного стиля), позиционировать организацию на рынке физкультурно-оздоровительных услуг с учетом этих преимуществ.
4) конкурировать с коммерческими физкультурно-оздоровительными фирмами и фитнес-клу-бами по объему предлагаемых услуг, качеству процесса обслуживания.
Проведение оценки маркетинга на уровне муниципалитета предполагается осуществлять ежегодно и сопоставлять полученные значения с результатами анализа за прошлые периоды. Показатели оценки маркетинговой деятельности на уровне муниципалитета представлены в таблице 5 (таблица составлена с использованием источников [12, 13]).
Общие показатели оценки маркетинга ФОК на уровне муниципалитета включают: оценку уровня популярности занятия физической культурой и спортом ( далее ФКиС) среди лиц определенного возраста; изменение частоты и времени занятий потребителей; доли лиц, изменивших отношение к занятиям ФКиС.
Частные показатели оценки маркетинга на уровне муниципалитета сгруппированы по направлениям работы организации: уровень и качество комплекса маркетинга организации (количество услуг, доля потребителей, удовлетворенных качеством услуг, уровень информативности организации), эффективность работы с целевыми группами (доступность ФОК для различных категорий граждан и уровень активности участия организации в мероприятиях по популяризации ФКиС).
Таким образом, представленные показатели позволяют, с одной стороны оценить эффективность усилий организации по привлечению и удержанию клиентов, приобщению населения к занятиям ФКиС, с другой стороны, про-
анализировать наличие условий у организации для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в физкультурно-оздоровительных услугах.
Показатели оценки маркетинга на уровне физкультурно-оздоровительной организации также разделены на две группы: общие и частные. Общие показатели характеризуют финансовую результативность маркетинга организации, позволяют оценить уровень и динамику доходов и расходов организации, положение организации на рынке.
С помощью частных показателей оценки маркетинга организации можно определить основные направления поступления доходов (виды услуг, программ, категории клиентов), уровень конку-
рентоспособности предлагаемых услуг и фирмы, оценить качество сервиса.
Показатели оценки маркетинговой деятельности на уровне отдельной организации представлены в таблице 6(составлена с использованием: [14]).
Предлагаемая система показателей для оценки маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций является универсальной и может быть применена для любых фирм, работающих в данной сфере. Часть показателей может быть использована для оценки маркетинга на предприятиях иных сфер услуг. Некоторые показатели применимы только для физкультурно-оздоровительных организаций.
Таблица 5
Характеристика показателей оценки маркетинга ФОК на уровне муниципалитета
Показатели Характеристика Определение показателя
I. Общие
1. Уровень популярности занятия ФКиС среди лиц, определенного возраста Позволит определить эффективность работы по привлечению определенных групп населения к занятиям ФКиС. Отмечается положительная динамика при значении показателя больше 1. Темпы роста доли занимающихся ;-й возрастной группы / Темпы роста доли ;-й возрастной группы в общей структуре.
2. Изменение частоты и времени занятий граждан, занимающихся в ФОК Позволит определить заинтересованность населения в определенных видах услуг, переход от эпизодических к систематическим занятиям. Темпы роста времени занятий у определенных категорий занимающихся, увеличение доли, тех, кто занимается 24 и более часов в месяц при 8 и более разовом посещении ФОК.
3. Изменение отношения людей к занятиям ФКиС Позволит определить наличие положительных тенденций в изменении отношения людей к занятиям ФкиС. Рост доли затрат на ФкиС в общей структуре расходов населения.
II. Частные
1. Доступность ФОК для различных категорий граждан Позволит определить работу ФОК с незащищенными непривлекательными сегментами рынка. 1. Оценка системы скидок и льгот организации для определенных категорий населения.
2. Темпы роста численности занимающихся инвалидов / Темпы количества условий для занятий.
2. Количество услуг, предлагаемых населению Позволит оценить широту ассортимента услуг, внедрение новых основных и дополнительных услуг. Отмечается положительная динамика при значении показателя равным и больше 1. Число предлагаемых услуг (основных, дополнительных) в отчетном периоде / Число предлагаемых (основных, дополнительных) услуг в прошлом периоде.
З.Доля потребителей, удовлетворенных качеством услуг Определение степени удовлетворенности занимающихся качеством услуг на основе опроса (методика та же, что и при оценке «воспринимаемого» качества). Выявление степени удовлетворенности занимающихся составляющими качества услуг, удовлетворительный уровень при более 50% по каждому элементу.
4. Уровень активности участия организации в мероприятиях, посвященных популяризации ФКиС Позволит определить инициативность организации по популяризации ФКиС (интервью руководства, встречи со школьниками спортсменов ФОК, дни открытых дверей), эффективность деятельности в этом направлении. Количество мероприятий, в которых ФОК принял участие в отчетном периоде / Количество мероприятий, в которых ФОК должен был принять участие по плану.
Таблица 6
Показатели оценки маркетинга ФОК на уровне организации
Показатели Характеристика Определение показателя
I. Общие
Выручка от реализации по видам услуг Используется для оценки денежных потоков по видам услуг Объемы продаж в стоимостном выражении по видам услуг за период
Рентабельность продаж по видам услуг Показывает прибыльность определенных видов услуг Прибыль по видам услуг за период * 100/ Объемы продаж по видам услуг за период
Динамика потребителей, занимающихся в ФОК Используется для контроля эффективности работы организации с клиентами Количество клиентов организации в отчетном периоде (с учетом новых и убывших) * 100 / Количество клиентов организации по плану
Уровень расходов на маркетинг Характеризует стоимость установления и поддержания взаимоотношений с клиентами Совокупные затраты на маркетинг
Средний чек Показывает результативность работы организации по предложению основных и дополнительных услуг клиентам Объемы продаж услуг за период / Количество клиентов, совершивших покупки за период
Затраты на развитие персонала Используется для оценки уровня квалификации Совокупные затраты на развитие персонала (обучение, повышение квалификации и т.д.)
Доля рынка Этот показатель для организаций сферы услуг связан с возможностью обслуживания максимального числа клиентов Объемы продаж организации (в количественном или стоимостном выражении) / Общий объем продаж всего рынка (в количественном или стоимостном выражении)
II. Частные
1. Доля продаж по видам услуг Определяется для всех видов услуг, с целью выявления наиболее доходных направлений Объемы продаж определенного вида услуг за период * 100/ Совокупные объемы продаж за период
2. Количество услуг на одного клиента Позволяет оценить широту ассортимента услуг, сделать выводы об уровне КСП организации Количество услуг определенного направления (вид занятия), приобретенных клиентами за период / Число клиентов за период
3.Уровень «воспринимаемого качества» услуг Оценка факторов, влияющих на качество услуг, выявление проблемных мест Использование данных опроса потребителей. Расчет средних значений по каждому показателю, характеризующему качество услуг
4. Загруженность залов, бассейна, площадок и кортов Позволяет оценить интенсивность загрузки ФОК, выявить недостаточно задействованные корты, площадки и т. д. При оказании нескольких услуг на одном спортивном объекте рассчитывается среднее арифметическое значение отдельных показателей Фактический объем предоставленных услуг по данному виду спорта / (Норматив численности по данному виду спорта * Среднее время предоставление услуг)
5. Средняя стоимость услуг Определяется для всех видов услуг, с целью выявления наиболее доходных услуг Объемы продаж определенного вида услуг за период / Количество реализованных предложений вида услуг
6. Число контактов на одну завершенную сделку Определяет эффективность работы персонала по привлечению клиентов и заключению сделки Количество контактов с клиентами за период / Количество заключенных сделок за период
7. Объем продаж на одного продавца Позволяет оценить эффективность работы каждого сотрудника Объемы продаж услуг за период / Количество сотрудников отдела продаж
8. Доля рекламаций на обслуживание Позволяет проанализировать уровень качества обслуживания клиентов Количество услуг с жалобами / Общее количество предоставленных услуг
9. Оценка состояния оборудования и спортивного инвентаря Позволяет проанализировать уровень состояния оборудования и спортивного инвентаря Сумма значений оценки состояния спортивного оборудования и инвентаря * 100 / Максимальная сумма значений оценки состояния спортивного оборудования и инвентаря Используется перечень спортивного оборудования и инвентаря с присвоением следующих значений: 2 - хорошее состояние, ремонт, замена не требуется; 1 - удовлетворительное состояние, требуется текущий ремонт; 0 - неудовлетворительное состояние, требуется капитальный ремонт или замена
10. Информационная доступность ФОК Позволяет проанализировать уровень доступности информации об организации для потребителей Сумма значений критериев информационной доступности * 100 / Количество критериев
11. Уровень лояльности персонала Используется для определения неудовлетворенного и лояльного персонала Сравнение полученных результатов опроса и вычисление средних значений по группам персонала. Результаты опроса персонала по методике В.А. Розановой [14] об удовлетворенности своей работой. Используется шкала: 1 - крайне неудовлетворен; 2. - не удовлетворен; 3. - не вполне удовлетворен; 4 - удовлетворен 5. - вполне удовлетворен
Таким образом, применение предлагаемой системы показателей для оценки маркетинговой деятельности ФОК позволит:
1) исключить возможности манипулирования отдельными показателями в сторону переоценки или недооценки результатов маркетинговой работы организации;
2) оценивать различные аспекты маркетинговой деятельности с помощью группы показателей, характеризующий данный элемент маркетинга;
3) своевременно выявлять происходящие изменения в маркетинговой среде ФОК и корректировать деятельность организации с учетом полученной информации.
4) планировать и прогнозировать дальнейшую работу физкультурно-оздоровительной организации с учетом выявленных тенденций развития отрасли, новых потребностей населения и достигнутых результатов маркетинговой деятельности организации.
Оценка маркетинговой деятельности является актуальной задачей для руководства физкультурно-оздоровительных организаций. Представленная в статье система показателей позволяет оценивать маркетинговую деятельность физкультурно-оздоровительных организаций на различных уровнях управления, учитывать как общую результативность, так и эффективность использования каждого элемента комплекса маркетинга.
ИСТОЧНИКИ
1. БесходарныйАА Повышение эффективности маркетинговой деятельности на основе усиления взаимосвязи стратегического и операционного уровня управления: автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук: 08.00.05; Воронеж. 2011. 24 с.
2. Котлер Ф, Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006. 944 с.
3. ЛенскольдДж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. Методы повышения прибыльности маркетинговых кампаний / Пер. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова и М.А. Карлика. СПб.: Питер, 2005. 272с.: ил.
4. Морган Н.А., Кларк Б.Г., Гунер Р. Продуктивность маркетинга, маркетинговый аудит, системы оценки маркетинговой деятельности: комплексное рассмотрение //Маркетинг-дайжест. 2004. № 6. С. 61—81.
5. Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга: учебник для магистров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 343 с. Серия: Магистр.
6. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций: учебное пособие: в 2-х ч. М.: Прометей, 2013. Ч. II. 267 с.
7. ТюринД.В. Маркетинговый аудит как средство повышения результативности маркетинга компании // Менеджмент сегодня. 2011. № 6. С. 322—331.
8. Яшева Г. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты // Практический маркетинг. 2003. № 8 (78). С. 8-15.
9. Степанова О.Н. Указ. соч.
10. Бондаренко М.П., РябенкоГ.В. Основные элементы процесса управления маркетингом в физкультурно-спортивной организации //Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012. № 2 (4). С. 129—133.
11. ОчировИ.М. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 98—101.
12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года № 1101-р).
13. Виноградов АП., Окуньков Ю.В. Кого и как считать занимающимся физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. 2012. № 11. С. 102—105.
14. Розанова В.А Психология управления. Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1999. 352 с.
Effectiveness of Recreational Organizations Marketing: Methods and Evaluation Indicators Vyazikova Galina Vladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, senior teacher of Management Department, Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) Orenburg State University; Mira Ave. 15A, Orsk, Orenburg region, 462403, Russian Federation ([email protected])
Current state of the recreational services market shows that the organization don't pay sufficient attention to marketing activities in this sphere. Providing services without marketing tools leads to the fact that recreational organizations are unable to create a group of loyal customers, lose some of their profits and their market share. In addition, organizations of this sector can not use the standard approaches to the analysis of marketing efficiency. This is due to service specific features and the complexity of determining the factors impact on the result. Thus the evaluation of marketing is an important task for the recreational organizations management. The system of indicators for marketing evaluation of recreational organizations at various levels of management is presented in the article. This system deals with the overall impact and effectiveness of each element of the marketing mix.
Keywords: recreational services; marketing evaluation; system of marketing indicators; marketing mix.
REFERENCES
1. Beskhodarniy, A.A. (2011) Povishenie effektivnosti marketingovoy deyatelnosti na osnove usileniya vzaimosvyazi strategicheskogo i operatsionnogo urovnya upravleniya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.08.05 [Improving the marketing efficiency by strengthening the relationship of strategic and operational management level: author's abstract of dissertation on the degree of candidate of economic sciences: 08.00.05]. Voronezh, 2011, 24 p.
2. Kotler, Ph.; Armstrong, G.; Saunders, J.; Wong, V. (2006) Osnovimarketinga [Principles of marketing: Translated from English]. In Russian. Moscow, Saint Petersburg, Kiev, Vilyams Publishing House, 2006, 944 p.
3. Lenskold, J. (2005) RentabelnosC investitsiy vmarketing. Metodi povisheniyapribylnosti marketingovikhkompaniy [ROI in marketing. Methods of increasing the profitability of marketing campaigns]. In Russian. Translated from English under editing V.B. Kolchanov and M.A. Karlik. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005, 272 p.: Il.
4. Morgan, N.A.; Clark, B.G.; Guner, R. (2004) Produktivnost" marketinga, marketingoviy audit, sistemi otsenki marketingovoy deyatelnosti: kompleksnoe rassmotrenie [Productivity of marketing, marketing audit, evaluation of marketing activities: a comprehensive review]. Marketing-daidzhest [Marketing Digest], 2004, no. 6, pp. 61—81.
5. Owner, O.K. (2013) Upravlenie rezultativnostyu marketinga: uchebnik dlya magistrov [Marketing management effectiveness: the textbook for master's degree]. Moscow, Yurait Publ., 2-13, 343 p. Series: Master.
6. Stepanova, O.N. (2013) Marketing i marketingovie kommunikatsii v deyatelnosti fizkulturno-sportivnikh organizatsiy uchebnoe posobie v 2 chastyakh [Marketing and marketing communications in the activity of sports organizations: textbook in 2 parts]. Moscow, Prometey Publ., 2013, Part II, 267 p.
7. Tyurin, D.V. (2011) Marketingoviy audit kak sredstvo povisheniya rezultativnosti marketinga kompanii [Marketing audit as a mean of increasing the marketing effectiveness]. Menedzhment segodnya [Management today], 2011, no. 6, pp. 322—331.
8. Yasheva, G. (2003) Effektivnost" marketinga: metodika, otsenki i rezultati [Marketing effectiveness: methodology, evaluation and results]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2003, no. 8 (78), pp. 8—15.
9. Stepanova, O.N. (2013) Op. cit.
10. Bondarenko, M.P.; Ryabenko, G.V. (2012) Osnovnie elementi protsessa upravleniya marketingom v fizkulturno-sportivnoy organizatsii [The main elements of the process of marketing management in the physical culture and sports organizations]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training], 2012, no. 2 (4), pp. 129—133.
11. Ochirov, I.M. (2014) Marketing v sfere fizicheskoy kulturi i sporta [Marketing in the physical culture and sport]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat state University], 2014, no. 5, pp. 98—101.
12. Strategiya razvitiya fizicheskoy kulturi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 07.08.2009 года № 1101-r) [Development strategy of physical culture and sports in the Russian Federation until 2020 (approved by the Government of Russian Federation dated 07.08.2009, № 1101-r)].
13. Vinogradov, A.P.; Okunkov, Yu.V. (2012) Kogo i kak schitat" zanimayushchimisya fizicheskoy kulturoy i sportom [Who and how to count engaged in physical culture and sport]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kulturi [Theory and practice of physical culture], 2012, no. 11, pp. 102—105.
14. Rozanova, V.A. (1999) Psikhologiya upravleniya. Uchebnoe posobie [Psychology of management. Textbook]. Moscow, Business school «Intel-Synthes» Publ., 1999, 352 p.