Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ / CORPORATE CULTURE / CORPORATE CULTURE EFFECTIVENESS / ORGANIZATIONAL PERFORMANCE / CORPORATE CULTURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А.М., Храповицкая Е.М.

В статье рассматриваются вопросы эффективности корпоративной культуры организации, её влияние на результативность деятельности организации, управление эффективностью корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF CORPORATE CULTURE AND ITS INFLUENCE ON THE ORGANIZATION

The article discusses the effectiveness of the corporate culture of the organization, its impact on the effectiveness of the organization, management of the effectiveness of corporate culture.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 334.72

A.M. Kolesnikov, E.M. Khrapovitskaya

EFFICIENCY OF CORPORATE CULTURE AND ITS INFLUENCE ON THE ORGANIZATION

The article discusses the effectiveness of the corporate culture of the organization, its impact on the effectiveness of the organization, management of the effectiveness of corporate culture.

Keywords: corporate culture, corporate culture effectiveness, organizational performance, corporate culture management.

А.М. Колесников1, Е.М. Храповицкая2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы эффективности корпоративной культуры организации, её влияние на результативность деятельности организации, управление эффективностью корпоративной культуры.

Ключевые слова: корпоративная культура, эффективность корпоративной культуры, результативность деятельности организации, управление корпоративной культурой.

В постоянно меняющихся условиях рыночной конъюнктуры, характеризуемых наличием жёсткой конкуренции, ростом объёмов информации в организациях, относительной устойчивостью характеризуются их ценности и культура.

Эффективность представляет собой динамическую качественную категорию, связанную с интенсивностью развития организации, отражающую происходящие во всех её

3

структурах и элементах процессы совершенствования .

Эффективность корпоративной культуры организации проявляется через уровень мотивации её персонала, или организации среди потребителей предлагаемых ею услуг, её репутации в качестве работодателя. Некорректно говорить о прямом влиянии корпоративной культуры на текущую экономическую эффективность, более точным является рассмотрение корпоративной культуры в качестве инвестиций в развитие нематериальных активов организации. Субъектом любой хозяйственной деятельности является человек. Взгляд на работника организации как на один изцентральных факторов производства услуг свидетельствует о роли человеческого фактора в современных условиях развития, характеризуемых наличием прямой зависимости результатов экономической деятельности организации от качества, мотивации, ценностных ориентаций, убеждений, морали, веры, традиций.

Анализ теоретических источников4 позволяет выделить четыре основные модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры наэффективность деятельности организации (Табл. 1).

1 Колесников А.М., профессор кафедры экономики высокотехнологичных производств, доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург

Kolesnikov A.M., Professor of the Department of High-Tech Production Economics, Doctor of Economics, Professor, Honorary worker of higher professional education of the Russian Federation; St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

E-mail: 9843039@mail.ru

2 Храповицкая Е.М., заведующая аспирантурой, кандидат экономических наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт лесоведения Российской академии наук", Московская обл.

Khrapovitskaya E.M., Head of the Graduate School, PhD in Economics; Federal State Budgetary Institution of Science "Institute of Forestry of the Russian Academy of Sciences", Moscow Region

E-mail: ekaterina_hrapovickaya@mail.ru

3 Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 216 с.

Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.; Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. -СПб.: Гуманистика, 2006. - 216 с. и др.

Таблица 1 - Модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации

№ п/п Модель Основные характеристики

1 Процессная модель Сате Рассмотрение влияния корпоративной культуры через 7 процессов: - процесс кооперации между сотрудниками - способствует ли корпоративная культура командному либо индивидуальному способу выполнения заданий, - процесс принятия решения - способствует ли корпоративная культура минимизации разногласий при принятии решений, - процесс контроля - способствует ли корпоративная культура созданию эффективных методов контроля, - процесс коммуникации - способствует ли корпоративная культура улучшению коммуникаций между членами организации, - процесс просвещенности организации - способствует ли корпоративная культура отождествлению работника с целями организации, - процесс восприятия организационной среды - способствует ли корпоративная культура общей интерпретации и членами организации их опыта, - процесс оправдания поведения сотрудника - способствует ли корпоративная культура объективному восприятию руководством поведения сотрудника, идущего на риск в интересах организации.

2 Модель совер-шен-ства Пи-терса-Уотермана Рассмотрение влияния корпоративной культуры на эффективность работы организации посредством восьми факторов: - склонность к действию: политика "давай-давай", - ориентация на потребителя: учиться у людей, которым служим, - автономия и предпринимательство: поддержка инноваций и "подкормка чемпионов", - человеческий фактор: люди определяют производительность и качество, - практичность, верность миссии: руководство показывает свою приверженность делу, - принцип "оставайся связанным": держись того дела, что знаешь, - простота структуры, небольшой штат: самые лучшие компании держат минимальное количество управленцев в штаб-квартирах, - сочетание свободы и сплочённости: автономность производственной деятельности при общности целей и принципов.

3 Модель Парсон-са AGIL Рассмотрение успеха организации как социальной системы на основе спецификации определённых функций: - адаптации; - достижения целей; - интеграции; - легитимности.

4 Модель конкурирующих ценностей Квина-Робраха Рассмотрение влияния корпоративной культуры на эффективность организации в трёх измерениях: - интеграции, показывающей степень акцентирования либо в сторону контроля (стабильность, порядок, предсказуемость), либо в сторону гибкости (нововведения, адаптация, изменения); - фокуса (внешнего/внутреннего), отражающего ориентацию интереса на внутренние проблемы организации (интеграция, единство, удовлетворённость персонала), либо преобладание интереса к укреплению положения организации во внешней среде); - инструментов/результатов, акцент, с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.), а с другой, - на окончательные результаты (производительность, рентабельность и др.).

Дефиниция "эффективность" часто соотносится с понятием результативности. Обе категории относятся к математическим критериям, не позволяющим определить ценность достигнутых или недостигнутых результатов для организации в целом, о полезности и бесполезности для работников, ставящихся перед ними целей, эффективность достижения которых они оценивают. Современный менеджмент пренебрегает математическим характером результативности и эффективности, поэтому зачастую, наравне с ними, используется понятие успеха, который становится критерием для многих работников и организаций в сфере менеджмента.

Воздействие корпоративной культуры на деятельность организации происходит посредством осуществления её работниками прогноза развития той или иной ситуации, относительно которой производится оценка и выстраивание моделей своего поведения. Реализация их в процессе деятельности позволяет усилить те или иные тенденции и таким образом создать адекватные ситуации. В контексте изложенного, возможно применение количественного подхода к оценке влияния корпоративной культуры на эффектив-

ность деятельности организации, предложенного в работе Л.С. Савченко1. Речь идёт о концепции ситуационной балльной оценки, суть которой состоит в присвоении определённого балла каждому в отдельности критерию корпоративной культуры с целью использования его эффективности.

Оценка степени воздействия корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации, определяемой соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих этот результат, предполагает оценку возможности корпоративной культуры в обеспечении экономического роста организации и способности стимулирования прогрессивных структурно-качественных изменений.

Корпоративная культура оказывает влияние на стратегические перспективы развития организации (например, на репутацию организации, её конкурентоспособность на рынке услуг), а также на эффективность управленческих действий (в частности, социальный эффект или прибыльность проектов, или повышение эффекта от внедрения управленческих инноваций) (Рис. 1).

Корпоративная культура

■ история

• миссия, принципы, ценности

■ нормы н стандарты поведения

Элементы корпоративной культуры

• совместно ключевые компетенции

• совместные убеждения

• общие ценности, принципы и нормы поведения

• совместные действия

Результаты

• успешные образовательные стратегии

• репутация

• конкурентоспособность

• социальная эффективность

• организационная ■эффективность

• коммерческая эффективность (рост стоимости активов и доходности)

2

Рис. 1 - Влияние корпоративной культуры на результативность организации

Г.С. Исраелян3 были разработаны элементы культуры, позволяющие учесть индивидуальные особенности всех функциональных сфер деятельности организации, в числе которых: критерий мотивированности персонала; критерий ценностного целеполагания организации; критерий видимой атрибутивности; критерий наличия конкретной формы организации бизнес-процессов; критерий характера деятельности организации, тип организационной структуры; критерий учёта внешнего воздействия на организацию и сотрудников.

И.В. Грошев и А.А. Мищенко4 предлагают в качестве критериев эффективности корпоративной культуры рассматривать эффективность функционирования различных подсистем организации: социальной, информационной, технической, маркетинговой, экономической.

Е.С. Гайдаржи предлагалось рассмотреть критерии эффективной организации: вовлечённости, согласованности, адаптивности, миссии и проводить их оценку с помощью расчётных факторов эффективности корпоративной культуры: делегирование полномочий, командная работа, развитие персонала, базовые ценности, согласие, координа-

1 Савченко Л.С. Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства // журнал "российское предпринимательство". - 2007. - № 12(72). - с. 41-47.

2 Борисова С.Г. Методологические основы управления маркетинговыми активами образовательной организации: монография / С.Г. Борисова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - 214 с.

3Исраелян Г.С. Разработка механизмов формирования и развития корпоративной культуры в предпринимательстве: дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2010. - 165 с.

4 Грошев И.В., Мищенко А.А. Критерии оценки эффективности организационной культуры // Материали за 8-а международна научна практична конференция "Образованието и науката на XXI век", 17-25 октомври 2012 на икономики. Том 2. Икономики. - София: "Бял ГРАД-БГ" ООД. - С. 69-72.

5 Гайдаржи Е.С. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности коллективных субъектов труда: дис. к.п.с.: 19.00.03. - Москва, 2007. - 221 с.

ция, управление изменениями, ориентация на потребителя, организационное обучение, стратегический фокус, цели, задачи, видение.

В целом, можно сделать вывод о том, что критерии экономической эффективности управления корпоративной культурой разнообразны, и их сложно привести к какому-то одному показателю.

В частности, эффективность корпоративной культуры можно оценить с помощью

1

нескольких групп критериев в соответствии с типологиеи организационных структур ..

Таблица 2 - Критерии экономической эффективности корпоративной культуры

№ п/п Тип организационной структуры Основные характеристики Основные критерии

1 Иерархическая культура Акцент на стратегию внутри организации и последовательный образ действий в стабильной окружающей среде, внутреннюю интеграцию и экономичность. Символы, образцы для подражания и церемонии подчёркивают важность сотрудничества, традиций и соответствия утверждённой политике. Чёткость распределения полномочий по принятию решений, стандартизированные правила и процедуры, механизмы учёта и контроля.

2 Рыночная культура Акцент на маркетинговую функцию или представления о потребителях на рынке. Организация ориентирована на внешнее окружение, а не на внутреннее состояние. Рыночная доля и степень проникновения на рынок, опережение конкурентов и лидерство на рынке.

3 Клановая культура Сплочённость, соучастие, индивидуальность, восприятие потребителей как партнёров, делегирование наёмным рабочим полномочий и облегчение условий их участия в бизнесе, создание возможностей для демонстрации их преданности делу и организации. Разделение всеми работниками ценностей и целей организации.

4 Адхократичес-кая культура Усиление адаптивности организации, обеспечение её гибкости и творческий подход работников к делу вситуациях неопределённости, двусмысленности и перегруженности информацией. Динамичное, предпринимательское и творческое место работы, когда люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Преданность экспериментированию и новаторству.

В контексте вышеизложенного, эффективность управления корпоративной культурой организации может быть выражена следующими показателями:

- через результативность деятельности всей организации, проявляющейся во взаимоотношениях её с внешней средой;

- через характеристики способности корпоративной культуры в разрешении стоящих непосредственно перед организацией задач и достижений, поставленных ею целей;

- через функционирование отдельных элементов корпоративной культуры.

Можно говорить о трёхмерности продукта управления корпоративной культурой,

который выступает:

- как результат эффективности функционирования корпоративной культуры и самой управляющей деятельности в организации;

- как качество и экономичность деятельности системы управления в организации в целом;

- как результат исполнения функций корпоративной культуры.

Список использованных источников

1. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. - Спб.: Гуманистика, 2006. - 216 с.

2. Борисова С.Г. Методологические основы управления маркетинговыми активами образовательной организации: монография / С.Г. Борисова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - 214 с.

3. Гайдаржи Е.С. влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности коллективных субъектов труда: дис. ... к.п.с: 19.00.03. - москва, 2007. - 221 с.

1 Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.

4. Грошев И.В., Мищенко А.А. Критерии оценки эффективности организационной культуры // Материали за 8-а международна научна практична конференция "Образова-нието и науката на XXI век", 17-25 октомври 2012 на икономики. Том 2. Икономики. - София: "Бял ГРАД-БГ" ООД. - С. 69-72.

5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - Спб.: Питер, 2004. - 272

с.

6. Исраелян Г.С. Разработка механизмов формирования и развития корпоративной культуры в предпринимательстве: дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2010. - 165 с.

7. Савченко Л.С. Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства // Журнал "Российское предпринимательство". - 2007. - № 12(72). - С. 41-47.

8. Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебное пособие. - Ульяновск: Ул-ГТУ, 2007. - 127 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.