Научная статья на тему 'Обзор некоторых принципов формирования корпоративной культуры в организациях'

Обзор некоторых принципов формирования корпоративной культуры в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / CORPORATE CULTURE / PRINCIPLES / FORMING OF A CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храповицкая Екатерина Михайловна

Рассматриваются некоторые принципы формирования корпоративной культуры. Предлагается классификация принципов по степени значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF SOME PRINCIPLES OF FORMING OF A CORPORATE CULTURE IN THE ORGANIZATIONS

Some principles of forming of a corporate culture are considered. Classification of the principles by importance degree is offered.

Текст научной работы на тему «Обзор некоторых принципов формирования корпоративной культуры в организациях»

№ 2/2016

УДК 338.242.2

Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е.М. Храповицкая*

Аннотация. Рассматриваются некоторые принципы формирования корпоративной культуры. Предлагается классификация принципов по степени значимости.

Ключевые слова: корпоративная культура, принципы, формирование корпоративной культуры.

OVERVIEW OF SOME PRINCIPLES OF FORMING OF A CORPORATE CULTURE IN THE ORGANIZATIONS

E.M. Hrapovitskaya*

Abstract. Some principles of forming of a corporate culture are considered. Classification of the principles by importance degree is offered.

Keywords: corporate culture, principles, forming of a corporate culture.

В современных экономических условиях организации ориентированы на оптимизацию своих собственных уникальных стратегий развития с учетом реализации имеющегося научно-исследовательского потенциала, повышения уровня учебной и общественной деятельности, сохранения существующих традиций и др. Немаловажная роль в этом принадлежит корпоративной культуре.

Рассматривая корпоративную культуру как систему принципов, обычаев, символов и ценностей, позволяющих всем в организации двигаться в одном направлении как единому целому [1], остановимся подробнее на одном из элементов формирования корпоративной культуры — принципах.

В философских словарях дефиниция «принцип» (происходит от лат. рппСршт — начало, основа) трактуется в качестве центрального логического понятия

(основы системы), обобщающего и распространяющего какие-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагировался [2, с. 461].

Анализ теоретических источников свидетельствует о существовании различных позиций авторов в вопросе формулировки принципов формирования корпоративной культуры.

Ряд исследователей [3, с. 51—54; 4, с. 183—190] выделяют, например, такие принципы:

• принцип системности, предполагающий исследование формируемой корпоративной культуры как системы взаимосвязанных элементов, изучение каждого из которых позволяет изучить всю систему;

• принцип комплексности, подразумевающий проведение анализа корпоративной культуры с учетом воздействия социально-психологических, экономических и организационно-распределительных факторов;

© Храповицкая Е.М./Hrapovitskaya E.M., 2016

* Храповицкая Екатерина Михайловна,

заведующая аспирантурой

Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский институт имени академика А.П. Крылова Контакты: Дмитровский пр-д, д. 10, Москва, Россия, 127422 E-mail: [email protected]

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

** Khrapovitskaya Ekaterina Mikhaylovna,

manager of a postgraduate study Krylov All-Russian Oil and Gas Scientific Research Institute

Contacts: Dmitrovskiy Proezd, 10, Moscow, Russia, 127422 E-mail: [email protected]

• принцип учета национальной специфики, обеспечивающий учет национальной специфики, особенностей менталитета, обычаев региона, страны, в условиях которых осуществляется деятельность организации;

• принцип историчности, предполагающий наличие соответствия системы ценностей организации и существующей практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, и учет динамики указанных ценностей во времени;

• принцип научности, подразумевающий применение научно-обоснованных методов и решений при формировании в организации корпоративной культуры;

• принцип ценностной ориентации, ориентированный на базовую роль системы ценностей для всей организации как системы, обусловливающей корпоративную культуру;

• принцип сценарности, подразумевающий представление всех рекомендаций, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала в организации, в виде сценария, описывающего содержание деятельности всех сотрудников, предписывающего им определенный характер и стиль поведения;

• принцип результативности, реализующий целенаправленное воздействие на элементы корпоративной культуры и на ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала организации и ее успеха.

Другие исследователи [5] в качестве ключевых принципов формирования корпоративной культуры видят следующие:

• принцип комплексности сценарного развития организации, выражающий, кроме отношений между членами организации, представления о ее назначении, в целом, и ее членов, в частности, цели, характер предлагаемого продукта (услуг) и рынок, которые определяют эффективность деятельности;

• принцип определения ценностей, которые являются приемлемыми и желаемыми для данной организации;

• принцип соблюдения традиций, в значительной мере определяющих характер социально-экономической системы, стиль управления ею;

• принцип отрицания силового воздействия, который делает невозможным искусственное насаждение культуры в организации;

• принцип комплексной оценки, предполагающий использование комплексного подхода при оценке воздействия корпоративной культуры на эффективность функционирования организации, и предусматривающий как учет способов прямого воздействия корпоративной культуры на эффективность социально-экономической

системы, так и учет множества невидимых опосредованных путей влияния.

Изучая вышеизложенные принципы формирования корпоративной культуры, некоторые авторы предлагают классифицировать их по степени значимости.

На первом уровне располагаются принципы, являющиеся системообразующими для корпоративной культуры. К таким принципам можно отнести сформулированные в работе Д.А. Репникова принцип системности, принцип комплексности, принцип учета национальной специфики, принцип историчности, принцип научности, принцип ценностной ориентации, принцип сценарности, принцип результативности [6].

Данный набор принципов имеет смысл расширить принципом целенаправленности, позволяющий сформировать систему ценностей и таких характеристик, как: социальные нормы, коммуникации, инициативность, инновационность и др.

Ко второму уровню следует отнести принципы, связанные именно с интересами организации. Это могут быть следующие принципы:

• принцип соответствия корпоративной культуры всем элементам системы управления организацией, означающий необходимость оценки степени реализуемости разрабатываемых изменений в стратегии, структуре и в других элементах системы управления;

• принцип ориентации на людей, означающий бережное отношение к сотрудникам образовательной организации, проявляющееся в наличии мотивационных программ; системы адаптации новых сотрудников, становящихся полноправными членами трудового коллектива после прохождения испытательного срока; возможности карьерного роста и др.;

• принцип самостоятельности и ответственности, прописанный и провозглашенный в корпоративном своде ценностей и правил и способствующий формированию приверженности сотрудников своей организации;

• принцип поощрения творчества и инновационной мысли — принцип права на ошибку, специально декларируемый и регулярно озвучиваемый в корпоративной культуре, позволяющий сотрудникам образовательной организации проявлять инициативу и творчество;

• принцип формирования корпоративных ценностей, определяющих в совокупности целостность всех характеристик корпоративной культуры;

• принцип приоритетов развития, отражающих тенденции, ограничения и слабые стороны образовательной организации, а также методы решения проблем;

• принцип реальности и практичности символики корпоративной культуры, обеспечения их действиями, учета специфики образовательной организации и ее состояния;

• принцип минимизации формального регулирования, т.е. предпочтение неформального подхода в управлении формированием корпоративной культурой;

• принцип открытости в действиях руководства, доверия и лидерства;

• принцип корпоративного планирования и контроля, предполагающий установление критериев оценок, всеобщее участие, поощрение самоконтроля;

• принцип индивидуализма, понимаемый как учет персональных особенностей сотрудников;

• принцип профессионализма, предполагающий постоянное повышение (поддержание) квалификации и др. [4].

Принципы второго уровня являются служебными по отношению к принципам первого уровня.

Классификация принципов формирования корпоративной культуры организации имеет скорее доктри-нальный, чем прикладной, характер. Тем не менее, такая классификация представляет собой важный метод их исследования и определения документарного закрепления ее в организации.

В заключение, отметим, что при изучении феномена корпоративной культуры и, в частности, определения основных принципов формирования корпоративной культуры, необходимо понимать, что выделяемые принципы должны представлять собой основополагающие, императивные положения формирования корпоративной культуры, отвечающие закономерностям развития организации, ее уникальности и обеспечивающие ключевые интересы ее руководителей и сотрудников.

Литература/References

1. ШейнЭ. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. В.А. Спивака. СПб., 2006.

2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

3. Репников Д.А. Корпоративная культура в системе управления человеческими ресурсами // Кадровик. 2007. № 6.

4. Храповицкая Е.М. Формирование и управление корпоративной культурой в сфере образовательных услуг // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015. № 9.

5. АсаулА.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб., 2006.

6. Репников Д.А. Совершенствование корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами предприятия: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.

1. Sheyn E. Organizatsionnaya kul'tura i liderstvo [Organizational culture and leadership]. St. Petersburg; 2006.

2. FrolovIT. Filosofskiy slovar' [Philosophical dictionary]. Moscow; 2001.

3. RepnikovDA. Korporativnaya kul'tura v sisteme upravleniya chelovecheskimi resursami [Corporate culture in human resource management system]. Kadrovik. 2007;(6).

4. Khrapovitskaya EM. Formirovanie i upravlenie korporativnoy kul'turoy v sfere obrazovatel'nykh uslug [Formation and management of corporate culture in the sphere of educational services]. Aktual'nye voprosy innovat-sionnoy ekonomiki. 2015;(9).

5. Asaul AN, Asaul MA, ErofeevPY. Kul'tura organizatsii: problemy formirovaniya i upravleniya [Organization culture: problems of formation and management]. St. Petersburg; 2006.

6. Repnikov DA. Sovershenstvovanie korporativnoy kul'tury v sisteme upravleniya chelovecheskimi resursami predpriyatiya [Development of corporate culture in human resource management system of the enterprise] [dissertation]. [Moscow]: Academy of Labour and Social Relations; 2007. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.