Научная статья на тему 'Влияние корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации'

Влияние корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CORPORATE CULTURE / CRITERIA OF COST EFFICIENCY / CRITERIA OF THE EFFECTIVE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садчикова Ирина Рудольфовна, Храповицкая Екатерина Михайловна

Рассматривается влияние корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации. Представлены модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF A CORPORATE CULTURE ON EFFICIENCY OF ECONOMIC ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

Influence of a corporate culture on efficiency of economic activity of the organization is considered. Models are provided, considering influence of a corporate culture on efficiency organization activities.

Текст научной работы на тему «Влияние корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации»

№ 2/

УДК 338.242.2

Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И.Р. Садчикова*, Е.М. Храповицкая**

Аннотация. Рассматривается влияние корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации. Представлены модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, критерии экономической эффективности, критерии эффективной организации.

INFLUENCE OF A CORPORATE CULTURE ON EFFICIENCY OF ECONOMIC ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

I.R. Sadchikova*, E.M. Hrapovitskaya**

Abstract. Influence of a corporate culture on efficiency of economic activity of the organization is considered. Models are provided, considering influence of a corporate culture on efficiency organization activities.

Keywords: corporate culture, criteria of cost efficiency, criteria of the effective organization.

Эффективность представляет собой динамическую качественную категорию, связанную с интенсивностью развития организации, отражающую происходящие во всех ее структурах и элементах процессы совершенствования [1].

Эффективность корпоративной культуры организации проявляется через уровень мотивации ее персонала, имидж организации среди потребителей предлагаемых ею товаров и услуг, ее репутацию в качестве работодателя. Неверным будет говорить о прямом влиянии корпоративной культуры на текущую экономическую эффективность организации. Более точным является рассмотрение корпоративной культуры в качестве инвестиций в развитие нематериальных активов организации. Субъектом любой хозяйственной деятельности является человек. Взгляд на работника орга-

© Садчикова И.Р., Храповицкая Е.М./ Sadchikova I.R., Hrapovitskaya E.M., 2016

* Садчикова Ирина Рудольфовна,

аспирант кафедры экономической и технологической эффективности геологии и разработки нефтяных и газовых месторождений

Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский

институт имени академика А.П. Крылова

Контакты: Дмитровский пр-д, д. 10, Москва, Россия, 127422

** Храповицкая Екатерина Михайловна,

заведующая аспирантурой

Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский институт имени академика А.П. Крылова Контакты: Дмитровский пр-д, д. 10, Москва, Россия, 127422 E-mail: ekaterina_hrapovickaya@mail.ru

низации как на один из центральных факторов производства свидетельствует о роли человеческого фактора в современных условиях развития, характеризуемых наличием прямой зависимости результатов экономической деятельности организации от качества, мотивации, ценностных ориентаций, убеждений, морали, веры, традиций.

В постоянно меняющихся условиях рыночной конъюнктуры, характеризуемых наличием жесткой конкуренции, ростом объемов информации в организациях относительной устойчивостью характеризуются их ценности и культура.

Воздействие корпоративной культуры на деятельность организации происходит посредством осуществления ее работниками прогноза развития той или иной ситуации, относительно которой производится оценка и

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* Sadchikova Irina Rudol'fovna,

postgraduate of the department of economic

and technological efficiency of geology and development

of oil and gas fields

Krylov All-Russian Oil and Gas Scientific Research Institute

Contacts: Dmitrovskiy Proezd, 10, Moscow, Russia, 127422

** Khrapovitskaya Ekaterina Mikhaylovna,

manager of a postgraduate study Krylov All-Russian Oil and Gas Scientific Research Institute

Contacts: Dmitrovskiy Proezd, 10, Moscow, Russia, 127422 E-mail: ekaterina_hrapovickaya@mail.ru

№ 2/2016

выстраивание моделей своего поведения. Реализация их в процессе деятельности позволяет усилить те или иные тенденции, и таким образом создать адекватные им ситуации. В контексте сказанного, возможно применение количественного подхода к оценке влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности организации, предложенного в работе Л.С. Савченко [2, с. 41—47]. Речь идет о концепции ситуационной балльной оценки, суть которой состоит в присвоении определенного балла каждому в отдельности критерию корпоративной культуры с целью использования его эффективности.

Оценка степени воздействия корпоративной культуры на эффективность экономической деятельности организации, определяемой соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих этот результат, предполагает оценку возможности корпоративной куль-

туры в обеспечении экономического роста организации и способности стимулирования прогрессивных структурно-качественных изменений.

Корпоративная культура оказывает влияние на стратегические перспективы развития организации (например, на репутацию организации, ее конкурентоспособность на рынке), а также на эффективность оперативных управленческих действий (в частности, социальный эффект или прибыльность программ (проектов) или повышение эффекта от внедрения управленческих инноваций).

Дефиниция «эффективность» часто соотносится с термином «результативность». Оба термина относятся к математическим критериям, не позволяющим определить ценность достигнутых или недостигнутых результатов для организации, в целом, о полезности или бесполезности для ее работников ставящихся перед ними

Табл. 1. Модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации

№ п/п Модель Основные характеристики

1 Процессная модель Сате Рассмотрение влияния корпоративной культуры через семь процессов: [4] - процесс кооперации между сотрудниками — способствует ли корпоративная культура командному либо индивидуальному способу выполнения заданий; - процесс принятия решения — способствует ли корпоративная культура минимизации разногласий при принятии решений; - процесс контроля — способствует ли корпоративная культура созданию эффективных методов контроля; - процесс коммуникации — способствует ли корпоративная культура улучшению коммуникаций между членами организации; - процесс посвященности организации — способствует ли корпоративная культура отождествлению работника с целями организации; - процесс восприятия организационной среды — способствует ли корпоративная культура общей интерпретации членами организации их опыта; - процесс оправдания поведения сотрудника — способствует ли корпоративная культура объективному восприятию руководством поведения сотрудника, идущего на риск в интересах организации.

2 Модель совершенства Питерса-Уотермана [4] Рассмотрение влияния корпоративной культуры на эффективность работы организации посредством восьми факторов: - склонность к действию: политика «давай-давай»; - ориентация на потребителя: учиться у людей, которым служим; - автономия и предпринимательство: поддержка инноваций и «подкормка чемпионов»; - человеческий фактор: люди определяют производительность и качество; - практичность, верность миссии: руководство показывает свою приверженность делу; - принцип «оставайся с вязанием»: держись того дела, что знаешь; - простота структуры, небольшой штат: самые лучшие компании держат минимальное количество управленцев в штаб-квартирах; - сочетание свободы и сплоченности: автономность производственной деятельности при общности целей и принципов.

3 Модель Парсонса AGIL Рассмотрение успеха организации как социальной системы на основе спецификации определенных функций: - адаптации; - достижения целей; - интеграции; - легитимности.

4 Модель конкурирующих ценностей Квина-Робраха Рассмотрение влияния корпоративной культуры на эффективность организации в трех измерениях [4]: - интеграции, показывающей степень акцентирования либо в сторону контроля (стабильность, порядок, предсказуемость), либо в сторону гибкости (нововведения, адаптация, изменения); - фокуса (внешнего/внутреннего), отражающего ориентацию интереса на внутренние проблемы организации (интеграция, единство, удовлетворенность персонала), либо преобладание интереса к укреплению положения организации во внешней среде); - инструментов/результатов, акцент с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.), а с другой — на окончательные результаты (производительность, рентабельность и др.).

№ 2/

целей, эффективность достижения которых они оценивают. Современный менеджмент пренебрегает математическим характером результативности и эффективности, поэтому зачастую, наравне с ними, используется понятие успеха, который становится критерием для многих работников и организаций в сфере менеджмента.

Анализ теоретических источников [1; 3] позволяет выделить четыре основные модели, рассматривающие влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации (табл. 1)

Вопрос формулировки критериев эффективности корпоративной культуры вызывает интерес у исследователей. Так, Г.С. Исраеляном [5] была разработана система критериев, определяющих эффективность формируемой корпоративной культуры и позволяющих при выработке механизмов формирования корпоративной культуры учесть индивидуальные особенности всех функциональных сфер деятельности организации, в числе которых: критерий мотивированности персонала; критерий ценностного целеполагания организации; критерий видимой атрибутивности; критерий наличия конкретной формы организации бизнес-процессов; критерий характера деятельности ор-

ганизации/тип организационной структуры; критерий учета внешнего воздействия на организацию и сотрудников.

И.В. Грошев и А.А. Мищенко [6, с. 69—72] предлагают в качестве критериев эффективности корпоративной культуры рассматривать эффективность функционирования различных подсистем организации: социальной, информационной, технической, маркетинговой, экономической.

Е.С. Гайдаржи [7] предлагалось рассмотреть критерии эффективной организации вовлеченности, согласованности, адаптивности, миссии и проводить их оценку с помощью расчетных факторов эффективности корпоративной культуры: делегирование полномочий, командная работа, развитие персонала, базовые ценности, согласие, координация, управление изменениями, ориентация на потребителя, организационное обучение, стратегический фокус, цели, задачи, видение.

В целом, можно сделать вывод о том, что критерии экономической эффективности управления корпоративной культурой разнообразны, и для того, чтобы свести их к какому-то одному показателю, необходимо продолжить исследование в данном направлении.

Литература/References

1. АсаулА.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб., 2006.

2. Савченко Л.С. Оценка эффективности организационной культуры предпринимательства // Российское предпринимательство. № 12(72). 2005.

3. Стеклова О.Е. Организационная культура: Учеб. пособие. Ульяновск, 2007.

4. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации http://www.jobgrade.ru/mo-dule s/Articles/article.php?storyid=762

5. ИсраелянГ.С. Разработка механизмов формирования и развития корпоративной культуры в предпринимательстве: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2010.

6. Грошев И.В., Мищенко А.А. Критерии оценки эффективности организационной культуры // Материали за 8-а международна научна практична конференция «Образованието и науката на XXI век», 17—25 октомври 2012 на икономики. Том 2. Икономики. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД.

7. ГайдаржиЕ.С. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности коллективных субъектов труда: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007.

1. Asaul AN, Asaul MA, Erofeev PY. Kul'tura organizatsii: problemy formirovaniya i upravleniya [Organization culture: problems of formation and management]. St. Petersburg; 2006.

2. Savchenko LS. Organization culture: problems of formation and management [Evaluation of the effectiveness of the organizational culture of entrepreneurship]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2005;72(12).

3. Steklova OE. Organizatsionnaya kul'tura: Ucheb. Posobie [Organizational Culture: Textbook]. Ulyanovsk; 2007.

4. Vliyanie organizatsionnoy kul'tury na effektivnost' raboty organizatsii [The impact of organizational culture on organizational performance] [Internet]. www.jobgrade.ru. [cited 2016Jun15]. Available from: URL://https:// http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=762

5. Israelyan GS. Razrabotka mekhanizmov formirovaniya i razvitiya korporativnoy kul'tury v predprinimatel'stve [Development of mechanisms of formation and development of corporate culture in Enterprise] [dissertation]. [Moscow]: Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics; 2010. 165 p.

6. GroshevIV., Mishchenko AA. Kriterii otsenki effektivnosti organizatsionnoy kul'tury. Materiali za 8-a mezh-dunarodna nauchna praktichna konferentsiya. Obrazovanieto i naukata na XXI vek; 17—25 oktomvri 2012 na iko-nomiki. Tom 2. Ikonomiki; Sofiya.

7. Gaydarzhi ES. Vliyanie korporativnoy kul'tury na effektivnost' deyatel'nosti kollektivnykh sub"ektov truda [The impact of corporate culture on the effectiveness of collective subjects of labour] [dissertation]. [Moscow]: Lo-monosov Moscow State University; 2007. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.