УДК 338
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАРТОФЕЛЕВОДЧЕСКОГО ПОДКОМПЛЕКСА И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
© 2017
Смирнов Николай Александрович, старший преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте» Шамин Анатолий Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, ректор Груздев Георгий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22, e-mail: [email protected])
Аннотация. Эффективность производства картофеля и ее повышение в современных условиях хозяйствования представляются, как наиболее важные проблемы как на уровне отрасли, так и на уровнеэкономики страны в целом. На сегодняшний день уровень развития сельского хозяйства в Российской Федерации характеризуется наличием определенных диспропорций по ряду признаков и тенденциями к определенным преобразовваниям: развитие частной собственности, направленной исключительно на получение «личного» положительного эффекта и прибыли, развитие рыночной системы экономических отношений между хозяйствами-конкурентами на уровне региона и страны в целом. Основной целью подобного рода преобразований является повышение эффективности отрасли на основе роста материальной заинтересованности и ответственности всех участников аграрного производства в рациональном использовании имеющихся земельных угодий, основных и оборотных средств и других факторов производства. Наряду с ростом эффективности производства и реализации картофеля ведущими хозяйствами страны наблюдается снижение ряда показателей среди средних и малых производителей, что связано в большей степени с ужесточившимися условиями производства, снижением уровня конкурентоспособности и образовавшимися «барьерами» на рынках сбыта картофеля и продуктов его переработки. Определенные различия и особенности организации процесса производства и реализации картофеля и продуктов его переработки должны учитываться при разработке и реализации научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности функционирования отрасли в целом, что обуславливает актуальность рассмотрения данной тематики.
Ключевые слова: картофель, организация производства, оптимизация производства, производство картофеля, потребление картофеля, продовольственный рынок, факторы производства, экономическая эффективность.
THE EFFICIENCY OF POTATO-GROWING SUBCOMPLEX AND ITS IMPORTANCE IN FOOD
SECURITY OF THE POPULATION
© 2017
Smirnov Nikolay Aleksandrovich, senior lecturer of the chair department «Technical maintenance, organization of transportation and management of transport» Shamin Anatoly Evgenyevich, Doctor of Economics, professor, rector Gruzdev Georgy Vasilyevich, doctor of economic Sciences, Professor of the Department
of «Service and economy services» Nizhny Novgorod State Engineering-Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22A, e-mail: [email protected])
Abstract. The efficiency of potato production and its enhancement in modern conditions of managing are one of the most important problems of the industry and the economy as a whole. The current stage of development of agriculture in our country is characterized by a significant change: the functioning of economic entities of various legal forms, the reduced participation of public authorities in regulation of the processes of agricultural production, introduction of market system of economic relations between organizations and enterprises of agroindustrial complex. The main goal of such transformations is to increase the efficiency of the industry based on the growth of material interest and responsibility of all participants of agrarian production in the efficient use of available land resources, fixed and current assets, and other factors of production. Along with the growth of production efficiency and implementation of the leading potato farms in the country, a decrease in the number of indicators among medium and small manufacturers that is due in large part to increasingly harsh conditions of production, reducing competitiveness and the resulting "barriers" in markets for potatoes and its processed products. A further increase in the efficiency of the industry largely depends on the optimization of the macroeconomic environment for all economic entities, regardless of size and ownership of the manufacturer. Only in this way can be ensured the flow of investment to output of agriculture out of the crisis and its translation to the stage of economic growth. There is also a clear need to improve organizational and economic mechanisms for the effective use of available resources of business entities themselves. The differences in the conditions of agriculture must be considered in the development and implementation of research-based recommendations for improving the efficiency of potato production, which leads to the relevance of a detailed consideration of this subject.
Keywords: potatoes, production organization, production optimization, production of potatoes, consumption potatoes, food market, production factors, economic efficiency.
В настоящее время наибольшее значение на пути к обеспечению продовольственной независимости в продукции картофелеводческого подкомплекса имеет достижение финансовой устойчивости товаропроизводителей и грамотной организации распределения произведенной продукции.
Эффективное распределение финансовых потоков в разрезе организационно-правовых форм хозяйствования во взаимосвязи с их производственным потенциалом способно оказать значительное влияние на развитие отрасли в целом [4-9]. Формирование стратегии, направленной на обеспечение продовольственной независимости в картофеле и продуктах его переработки в современных условиях представляет собой систему вза-
имодействующих организаций и предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования [10-13,16]. Изменения, происходящие в собственности, структуре управления, сфере хозяйственных взаимоотношений, вызывают изменение системы вертикальных и горизонтальных интеграционных связей, новых организационно-экономических отношений, трансформацию экономических интересов, стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, в связи с чем и становится наиболее актуальным вопрос оптимального распределения средств и ресурсов на разных уровнях [1,2,3]. Начиная с 2005 года Министерство сельского хозяйства РФ занимает активную позицию в повышении эффективности отраслей сельского хозяйства[17-20]. С января 2013
года начала действовать государственная федеральная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, затем была утверждена «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». На основании разработанной программы на 2013-2020 годы и соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области о реализации данной программы, последним было принято постановление от 4 декабря 2012 г. № 882 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы», выполнение которой подразумевает достижение целей, стоящих перед ней.
Первой целью является обеспечение населения области высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. Исходя из положений данной программы планируется довести посадочные площади во всех категориях хозяйств до 67 тыс. га и увеличить валовое производство картофеля до 900 тыс. тонн. Обеспечить ежегодное производство 10 тыс. тонн семян высших репродукций, а также достичь уровня самообеспеченности продовольственным картофелем собственного производства до уровня 109,1 %. Сравнительная характеристика указанных в программе показателей с фактическими значениями в 2015 году указаны на рисунке 1.
Российской Федерации, - 94,6 млрд руб. или 39,1 %.
Рисунок 1 - Сравнительная характеристика фактических показателей производства картофеля и плановых показателей, обозначенных программой «Развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы»
Второй целью является создание условий для роста конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции, основанной на применении инновационных технологий и инновационного развития агропромышленного комплекса региона.
Третьей целью обозначено обеспечение определенных условий для устойчивого функционирования и развития сельских территорий.
Четвёртая - создание условий для сохранения и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Нами предлагается построение стратегии развития, в большей степени ориентированной на инновационное развитие картофелеводческого сектора Нижегородской области (в соответствии с целями вышеуказанной программы), основанной на оптимизации распределения средств целевого финансирования и структурировании контроля за процессом производства картофеля на уровне региона и грамотного распределения продукции на межрегиональном уровне.
Ресурсное обеспечение для решения поставленных задач складывается из следующих источников: областной бюджет, федеральный бюджет, местный бюджет, прочие источники.
Общая сумма финансирования программы составит за восемь лет 241,8 млрд руб., в том числе для решения проблемы обеспечения населения области высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности
Рисунок 2 - Структура финансирования областной целевой программы на 2015 г, в разрезе источников, %
Из рисунка 2 видно, что основную долю в финансировании областной целевой программы занимают прочие источники. В программе прописано, что к ним относятся собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность в рамках софинанси-рования, а также кредитные ресурсы с субсидированием части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов [13,14].
Основополагающим фактором успешности при реализации областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы» явилась грамотная система факторов, направленная на оптимизацию процессов производства и распределения (реализации в другие регионы) картофеля и продуктов его переработки, ориентированная на повышения эффективности отрасли. При этом возникает необходимость в определении возможности осуществления инновационной политики в картофелеводческом подкомплексе региона на каждом из уровней управления.
По нашему мнению, система распределения денежных средств должна стимулировать аграриев к использованию инновационных разработок ведущих производителей картофеля, к установлению наиболее приоритетного вектора развития в краткосрочной и долгосрочной перспективах. При этом переход на инновационную модель развития картофелеводческого подкомплекса должен основываться на применении (использовании) различные инструментов государственной инвестиционной политики.
Правительство Нижегородской области
Управление областного казначейства Министерства финансов Нижегородской области
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
ft
Управление федерального казначейства по Нижегородской области
Финансовые органы муниципальных образований
Органы управлений сельским хозяйством муниципальных районов и городских ог^зугов Нижегородской области
Картофелеводческие хозяйства различного уровня -► -Распределениеденежных средств
— »- -Контроль над целевым использованием денежных средств
Рисунок 3 - Схема распределения и контроля средств несвязной поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства.
302
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
В этой связи предлагается следующий вид схемы распределения и контроля средств поддержки сельскохозяйственных производителей в области картофелеводства с тесным сотрудничеством производителей картофеля с Советом при Губернаторе Нижегородской области по науке и инновационной политике и Инновационно-консультационным центром АПК Нижегородской области. Так как основной целью Совета является разработка предложений по развитию приоритетных направлений научно- технической, инновационной и промышленной политики в регионе для направления в органы исполнительной власти Нижегородской области, подобная структура позволит оптимизировать работу производителей продовольственного картофеля с помощью активизации инновационной деятельности в данной сфере производства и распределения.
дукции;
- функция распределения произведенного картофеля (в рамках заказа).
Семенной материал (ООО«Центр элитного семеноводства Арзамасского района», ОООКомпания«Агротрейд» и
др)
Минеральные удобрения {ОООкБинарГруп», ООО «Агр охимтех » и др)
Специальная техника, запасные
Специализированные хозяйства по производству картофеля {ООО «Латкин», ООО '«Агрофирма Искра» ИДР)
Инновационно-консультационный ценгр АПК Нижегородской области (рекомендации по совершенствованию процесса производства и реализации)
Материально-технические ресурсы (ср едства пр о граммы развития)
Свободный рынок {население, экспорт и др .)
Специализир ованный логистический центр по распределению продовольственного картофеля
Регионы, имеющие потребность в продовольственном картофеле {объем реализации в рамках «Государственного заказа»)
«КоVгагае» и «мелкие» катэтоЛелеволческие хозяйства региона
Рисунок 4 - Схема распределения и контроля средств поддержки сельскохозяйственных производителей картофеля
Взаимодействие вышеуказанных структур с органами управления различных уровней позволит оптимизировать процесс производства и реализации картофеля независимо от размера и формы собственности производителя, однако при этом необходимо непосредственное вмешательство всех указанных уровней управления в процесс производства посредством определения перед производителями конечной цели в рамках «Государственного заказа» (рисунок 4). Сам «Государственный заказ» на продовольственный картофель планируется формировать путем исследования особенностей функционирования и возможностей рынков картофеля тех регионов, в которых наблюдается явный дефицит в данном продукте. В процессе использования предложенного во второй главе диссертации методологического подхода к определению производственного и экономического потенциала рынка продовольственного картофеля, основанного на расчете обеспеченности населения продовольственным картофелем в рамках Приволжского Федерального округа была выявлена потребность шести регионов в продовольственном картофеле. В этой связи предлагается оптимизировать организационную структуру системы производства и реализации картофеля на уровне (на примере) Нижегородской области (рисунок 5).
Сам логистический центр будет осуществлять ряд функций, основными из которых являются следующие:
- статистическое наблюдение и исследование рынка картофеля, выявление потребности ряда регионов в продовольственном картофеле;
- формирование заказа на продовольственный картофель в течении года с целью обеспечения производителям гарантированных каналов распределения про-
Рисунок 5 - Организационная структура системы производства и реализации картофеля в Нижегородской области
Заказ на производство качественного семенного и продовольственного картофеля со стороны правительства будет являться основой предлагаемого механизма экономического стимулирования инновационных технологий на региональном уровне и его формирование планируется осуществлять в течении всего предшествующего календарного года с учетом фактической потребности населения других регионов в грядущем году. С учетом этого в диссертации разработана и предложена организационная модель системы производства и реализации картофеля в Нижегородской области с учетом множества взаимосвязанных факторов.
Деятельность центра планируется координировать с учетом вышеуказанных уровней управления, структура данной модели представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Модель организации научно-производственного объединения в картофелеводстве
В качестве основного стимулирующего элемента регионального заказа следует рассматривать необходимость регулирования закупочной цены, и цены реализации, гарантирующей специализированным производителям картофеля, применяющим инновационные разработки в процессе производства картофеля и выполняющим заказ, определенный уровень доходности с учетом влияния роста цен на материально-технические ресурсы, используемые в рамках инновационной технологии. Благоприятствует реализации предлагаемой системы и то, что все элементы технологического процес-
са производства картофеля могут быть приобретены на территории Нижегородской области, что исключает ряд дополнительных выплат, связанных с транспортировкой и уплатой различного рода пошлин.
В проекте с целью ускорения процесса распространения инноваций в отрасли картофелеводства предлагается модель организации научно-производственного объединения, состоящего из специализированных кар-тофелеводческих предприятий а также научно-исследовательских площадок, учебных заведений и регионального логистического центра (рисунок 6).
В предложенной модели базовым «элементом» является Международный инновационный информационно-консультационный центр обеспечения реализации развития сельских территорий, располагающий научным потенциалом и материально- технической базой, необходимыми для разработки инновационных технологий в картофелеводстве. Также учтены возможности подготовки высококвалифицированных кадров и необходимого научно-методического обеспечения для реализации инновационных подходов к процессу производства картофеля. Сам процесс курируется со стороны инновационно-консультационного центра АПК Нижегородской области. Подобная модель способна обеспечить иной подход к реализации научного и производственного потенциала региона и достичь сокращения трудоемкости процесса производства картофеля и продуктов его переработки, повысив при этом в значительной степени уровень эффективности производства. Также применение подобной схемы способствует сокращению потерь продовольственного картофеля в процессе хранения. В течении года на уровне правительства планируется формировать заказ на продовольственный картофель с учетом потребности других регионов, тем самым обеспечивать гарантированный сбыт закупленного у хозяйств области картофеля и размещенного в картофелехранилища. Реализацию произведенного картофеля посредством сформированного заказа и взаимодействия с крупнейшими торговыми сетями планируется осуществлять с участием логистического центра, учредителем которого будет являться Правительство Нижегородской области. Подобная схема способна сократить потери картофеля в ходе организации сбыта, а также предложенная модель способна сократить барьер для выхода на рынок для товаропроизводителей, не имеющих подобной возможности по причине высокого уровня конкуренции и высоких требований к продукции на рынке картофелепродуктов.
Таблица 1 - Повышение эффективности деятельности картофелеводческих предприятий региона с учетом применения модели организации научно-производственного объединения
Показатель Фактический показатель 2015 года (средний по совокупно- Показатели при опти- решении Плановые показатели с учетом реализации проекта Отклонение от оптимального показа теля модели {+,-) Темп роста, %
Выручка, тыс. руб. 1327578 1615138 1615138
Полная ceo естонмость 802367 800328,5 760312,07 -40016,43 95,1
реализованного картофе-
ля, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб. 525211 814809,5 854825,93 40016,43 104,9
Рента о ельность, % 65,4 101,8 112,4 10,6 110,4
Валовой сбор,тыс. т 2789882 2811162,6 2811162,6
Потери продукции при 251089 195291,74 83696,46 -111,595,38 42,8
По мнению специалистов в сфере производства и распределения картофеля, а также специалистов в сфере производства специализированной техники и оборудования для хранения, кластеризация подобного рода на уровне региона способна сократить общий объем потерь готовой продукции на 2-6 % с учетом оптимизации процесса распределения. Далее следует определить возможный эффект от внедрения модели организации научно-производственного объединения в картофелеводстве на основе данных, полученных при решении модели оптимизации с конечной функцией максимизации прибыли и рентабельности (таблица 1). В результате применения
подобного рода кластера возможно получить увеличение показателя рентабельности в среднем по региону на 10,6 %, что на современном этапе является весьма важным фактором. При этом возможное сокращение потерь продовольственного картофеля составит 57,2 %.
Подводя итог, следует отметить, что гарантом адаптации сельскохозяйственных производителей к стихийно меняющимся требованиям и предпочтениям внешнего и внутреннего рынков предусмотрена эффективная реализация на уровне области целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы». При этом значимую роль играет именно картофелеводческий сектор региона и его инновационный потенциал, так как эффективность производства и реализации картофеля, грамотное распределение продукции как на уровне региона, так и на межрегиональном уровне оказывает непосредственное на функционирование всей аграрной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бычкова, Ц. В. Концепция решения продовольственной проблемы / Ц. В. Бычкова // Аграрная наука.-1999. - № 2. - С. 6-9
2. Игошин, А. Н. Повышение экономической эффективности зернового сектора в современных условиях : на примере Нижегородской области : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Игошин Андрей Николаевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ин-женер.-эконом. ин-т]. - Княгинино, 2013. - 26 с.
3. Игошин, А. Н. Повышение экономической эффективности зернового сектора в современных условиях (на примере Нижегородской области) : монография / А. Н. Игошин, Ю. А. Игошина, С. А. Суслов. - Княгинино : НГИЭУ, 2015. - 148 с.
4. Симаков, Е. А. Стратегия развития селекции и семеноводства картофеля на период до 2020 года / Е. А. Симаков, Б. В. Анисимов, Г. И. Филиппова // Картофель и овощи. - 2010. - № 6. - С.2-4.
5. Сельскохозяйственная энциклопедия, Второе издание. Гл. ред. В. П. Милютин (Т. 1), В. Р. Вильямс (тт. 2 - 4). - Т. 1-4 . М.-Л, «Сельхогиз», - 1937-40 г.
6. Suslov, S. A. POTATO PRODUCTION AND SUPPLY IN CERTAIN TERRITORIES OF RUSSIA IN 2003-2012 /N. A. Smimov, S. A. Suslov // SERBIAN ACADEMY OF SCIENSES AND ARTS JOURNAL OF THE GEOGRAPHICAL INSTITUTE «JOVAN CVUIC» SASA Vol. 64 - № 3. - 2014.- С. 347-357.
7. Состояние и перспективы развития картофелеводства в республике Беларусь. РУР «НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://aw.belal. by/Galleries/potato/present/001.pdf (дата обращения: 27. 01.2016)
8. Саратовский, А. Л. Развитие и урожайность раз-носпелых сортов картофеля в зависимости от густоты и срока посадки при интенсивной и обычной агротехно-логиях в лесостепи ЦЧР : автореферат дис. ... кандидата сельскохозяйственных наук : 06.01.01 / Саратовский Алексей Леонидович; [Место защиты: Воронеж. гос. аграр. ун-т им. К.Д. Глинки]. - Воронеж, 2011. - 23 с
9. Стовба, Е. В. Зарубежный опыт в развитии экономико-математического моделирования регионального АПК / Е. В. Стовба, Г. С. Мухаметшина // Математические методы и модели в АПК: Труды десятой Международной научно-практической конференции Независимого научного аграрно-экономического общества России (20 - 21апреля 2006). - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2006. - Вып. 10. - том 1. - С. 235 - 238.
10. Стовба, Е. В. Зарубежный опыт в развитии экономико-математического моделирования регионального АПК / Е. В. Стовба, Г. С. Мухаметшина // Математические методы и модели в АПК: Труды десятой Международной научно-практической конференции Независимого научного аграрно-экономического общества России (20 - 21апреля 2006). - М.: ООО «НИПКЦ
Восход-А», 2006. - Вып. 10. - том 1. - С. 235 - 238.
11. Строков А. С. Производство картофеля и овощей в сельскохозяйственных организациях: текущие тенденции развития и перспективы [Электронный ресурс] // Никоновские чтения. - 2009. - №14. Режим доступа: Шр:// cyberleninka.ш/artide/n/pшizvodstvo-kartofelya-i-ovoschey-v-selskohozyaystvennyh-orgamzatsiyah-tekuschie-tendentsii-гаэтШуа-ьрегерекгуу (дата обращения: 21.01.2017).
12. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990,-296 с.
13. Ушачев, И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности первоочередная задача Российской экономики [Электронный ресурс] // Вестник ОрелГАУ. - 2008. - №5. Режим доступа: h1tp://cyberleninka.rU/artide/n/obespechenie-prodovolstvennoy-bezopasnosti-pervoocherednaya-zadacha-rossiyskoy-ekonomiki (дата обращения: 25.03.2017).
14. Щербак, И. Н. Роль глобальной продовольственной безопасности в единой аграрной политике Евросоюза [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО. - 2014. - № 2 (35). Режим доступа: http://cyberleninka.rU/aiticle/n/ rol-globalnoy-prodovolstvennoy-bezopasnosti-v-edinoy-agrarnoy-poИtike-evrosoyuza (дата обращения: 25.03.2017).
15. Шафронов, А. Д. Эффективность производства и факторы роста / А. Д. Шафронов // АПК: экономика и управление. - 2003. - № 4. - С. 52-58.
16. Тарасова Н.В. Институциональная среда продовольственной безопасности страны // Вестник НГИЭИ.
2015. № 3 (46). С. 86-93.
17. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ.
2016. № 1 (56). С. 13-26.
18. Пармакли Д.М. Исследования структуры экономического эффекта продукции растениеводства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 103-115.
19. Петрова С.Ю. Проектирование приложения для реализации методики определения экономической эффективности работы сельскохозяйственных организации // Вестник НГИЭИ. 2015. № 09 (52). С. 59-68.
20. Пахомова А.И. Современные экогорода: опыт и перспективы развития // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 5 (45). С. 312-317.
Статья поступила в редакцию 02.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.